Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 14:25, контрольная работа
Предмет Культурологии - культура, как целое, не сводимая к какому-то отдельному культурному явлению и даже к сумме всех культурных явлений.
Культур всегда много и каждая из них, как нечто единственное и неповторимое, как целое изучается культурологией.
Качественно новым,
перспективным, с точки зрения истории,
Данилевский считал славянский тип,
наиболее выраженный В Русской культуре.
Свою концепцию Данилевский изложил
в серии статей, вышедших сборником
в 1869 году - "Россия и Европа".
На западе, эта
концепция, получила известность благодаря
Освальду Шпенглеру, который также
опирался на идею локального существования
культур (1918 год "Закат Европы").
Шпенглер показывает,
что история это совокупность
независимых друг от друга культур;
Каждой культуре соответствует свой
тип человека и своя судьба. Какими-либо
причинами характер культур объяснить
невозможно. Культуры рождаются, утверждают
свою творческую мощь, после чего умирают,
превращаясь в цивилизации. Шпенглер
насчитывает восемь культур: Индийская,
Китайская, Вавилонская, Египетская, Греко-Римская,
Византийско-Арабская, Западно-Европейская,
Майя. Западная культура - "Фаустовская"
- умирает и своё место в исторической
последовательности должна занять новая
- Русско-Сибирская. Анализируя переход
от культуры к цивилизации Шпенглер утверждает,
что это переход от творческого созидания
к окостенению, механической работе. Для
Греко-Римской культуры, это была эпоха
Эллинизма; для Западной Европы - XIX век,
с которого начинается его деградация.
цивилизация, как противоположность культуре,
сравнивается Шпенглером с "мёртвой
протяжённостью", "бездушным интеллектом",
поэтому люди XX века должны избавиться
от культурных претензий и заниматься
голым "техницизмом" и "интеллектуализмом".
Подобный пессимизм
был обусловлен кризисом в Германии,
душевной депрессией и моральным
упадком, охватившим Европу начала XX века,
в результате Первой Мировой войны.
Арнольд Тойнби
(1889-1975, англ. историк и социолог)
под влиянием Шпенглера попытался
переосмыслить всё общественное
развитие человечества ("Исследование
истории", 1934-1961). Он показывает, что
история человечества - совокупность
отдельных несвязанных и
3.4. Антитезис
массовой и элитарной культуры
в XX веке
XX век вносил в теорию
культуры проблему культуры и цивилизации
и связанный с этим вопрос о элитарной
и массовой культуре.
Николай Бердяев
(1874-1948) в 1924 году в труте "Новое
средневековье" утверждает, что наиболее
острая тема в нашу эпоху - тема культуры
и цивилизации. Устремление людей
Запада к былым культурным эпохам,
экзотическим культурам Востока, он
связывал с протестом против окончательного
перехода культуры в цивилизацию (от
созерцания и творчества ценностей
к самой жизни, отдание себя её
стремительному потоку). С развитием
цивилизации связано появление
системы экономического материализма.
Главная сторона цивилизации - воля
к могуществу, во чтобы-то ни стало.
Воля к "мощи жизни уничтожает личность
и культуру. Таков порядок истории".
Человечество по Бердяеву прошло три этапа:
варварство (дохристианство), культура
(до индустриальное) и цивилизация. Человечеству
предстоит четвёртый этап - религиозное
преображение. Для Бердяева, это разновидность
направления развития человеческого духа,
единственный путь, способный вывести
из духовного тупика - особый путь России,
никогда не бывшей довольной собой, не
желавшей создавать единую культуру и
удерживающейся на серединной культуре.
В работе "Воля к жизни, воля к культуре"
он утверждал, что русские нуждаются в
культуре как и другие народы и им придётся
пройти этап цивилизации, но они не будут
скованы прагматизмом, как народы Запада.
Хосе Ортега-и-Гассет (1883-1955, Испания) "Восстание масс" (1930 год). Оценивая итоги XIX века, Ортега показывает, что он принёс массу завоеваний: победа демократии и парламентаризма, развитие науки и техники. Но получив новые источники комфорта и богатства, дал массе людей ощущение лёгкости жизни, лишил нравственной требовательности к себе, чувства ответственности перед настоящим и будущим, уважения к труду и традиционным нормам жизни. Эту историческую ситуацию Ортега называет "Восстание масс". Путь от культуры к цивилизации породил "человека-массу" - тип нашего времени, преобладающий и господствующий в обществе. Человек-собственник, лишённый достоинства. Он удовлетворён живя как все, ощущая себя посредственностью (отличаться неприлично). Массе Ортега противопоставляет независимое меньшинство, а "человеку-массе" - индивидуальность, незаурядность. "Избранный" отличается от массы духовным превосходством, руководствуется нормами, составляющими основу культуры. Для "Худшего" человека - безудержный рост жизненных потребностей и принципиальная неблагодарность ко всему, что позволяет их удовлетворить. Именно из этого рождается атмосфера насилия, культ силы в обществе, который грозит смести Европейскую культуру "Духовный Аристократизм" Ортеги обращён против такого строя жизни, который стандартизирует людей, интересы которых, всецело связаны с защитой лёгкого и комфортного существования, основанного на безразличии к высшим нравственным нормам - основе культуры. Ортега доказывает, что Европа переживает духовный кризис. Однако история никогда не отвергала полностью созданные в прошлом ценности, их необходимо сохранить и преобразовать соответственно будущего, более высокого этапа развития. Современный кризис лишь говорит о предстоящем возрождении Европы.
4.1. Восток и
Запад - общее и особенное
Обычно Восток
ассоциируется с этнически
Восток и Запад
представляют собой во многом противоположные
культурные традиции, два типа духовности,
два миропонимания. Эти традиции
проявляются не только во всех видах
гуманитарной культуры, но и в образе
жизни, психологии, нравственных принципах
и ценностных ориентациях народов.
Западную культуру
называют: языческой, атеистической, антидуховной,
потребительской, антропоцентрической,
гуманистической, протестантской, нигилистической,
либеральной, демократической, республиканской,
монархической...
Восточная: религиозная,
духовно-ориентированная, теоцентрическая,
консервативная, традиционалистская,
монархическая...
Все эти термины очень условны, но каждый из них фиксирует отдельную грань явления. В чистом виде отмеченные характеристики фиксируются лишь на уровне локальных и замкнутых систем (партии, общины, либо другие организации, которые предъявляют весьма жёсткие требования к облику своих членов), а на уровне общества они представлены в соотношении, которое определяет духовное лицо данного общества.
4.2. Россия в
контексте мировой культуры
Место России в
историческом культурном процессе по
разному оценивалось как
В XIX веке в России
сложились два идеологических направления
- Западничество и Славянофильство.
Западничество
- за сближение России и Запада, Россия
должна перенимать лучшие достижения
Запада.
Славянофилы - Россия,
это часть славянского мира, определяется
православием, самодержавием и народностью
духа. Данилевский предупреждал об
опасности, идущей от Запада для существования
славянских культур. В целом Запад,
якобы, исчерпал свой творческий потенциал,
будущее за славянским миром, во главе
с Россией.
Евразийство (20-30
гг. XX века) - Трубецкой, Савицкий, Вернадский,...;
Отделяли Россию даже от славянского мира,
настаивая на исключительности её цивилизации.
Россия - срединное место между Европой
и Азией, цивилизационно неоднородное
общество, включающее различные народы.
Бердяев: Русский народ - не чисто европейский
или азиатский народ. Россия - целая часть
света - востокозапад, соединяющий два
мира, и всегда в русской душе боролись
два начала - восточное и западное.
Многие современные культурологи считают, что Русская Евразия - это борьба культурных процессов, берущих начало на Западе и на Востоке - точка притяжения и отталкивания западных и восточных влияний.
Что
изучает культурология? Это новая
формирующаяся наука, которая изучает
культуру в целом. Раньше она изучалась
по частям в разных науках, в таких как
археология, этнография, психология, история,
философия, социология. Но такой подход
не дает возможности решения многих проблем
поставленных перед человеком в ХХ веке.
Сама жизнь людей поставила вопрос о культурологии
как о науке о наиболее общих закономерностях
в развитии культуры. Сам термин употребляется
еще с начала Х1Х столетия, «второе дыхание»
ему придал американский культуролог
Лесли Уайт (1900-1975), который осуществил
попытку систематического обоснования
общей теории культуры.
Таким образом,
можно сказать, что культурология
это система знаний о культуре. Культурология
– наука о наиболее общих закономерностях
(законах) развития культуры как системы
со сложной внутренней структурой, находящейся
в постоянном развитии и взаимосвязи с
другими системами и обществом в целом.
Проще говоря, культурология – это основанная
на философском понимании сущности культуры
учебная дисциплина, формирующая основы
представления о том, что такое культура,
в чем своеобразие культурно-исторического
развития общества и человека.
Предметом культурологии
являются объективные закономерности
общечеловеческого и национального культурных
процессов, памятники и явления материальной
и духовной культуры.
Законы развития культуры (закон есть необходимое, существенное, повторяющееся отношение между явлениями или связь):
Закон единства и многообразия культуры
Закон преемственности в развитии культуры
Закон прерывности и непрерывности (новаторства и традиции)
Закон взаимодействия
культур
Еще в античности
была выделена исходная для представления
о мире культуры оппозиция. «Культура»
противопоставлялась «натуре», другими
словами, мир созданного человеком
и внутренний мир самого человека противопоставлялись
миру природы, миру процессов и явлений
объективной реальности. Сегодняшние
представления о культуре опираются на
длительную традицию философских, теоретических,
исторических исследований. Культурологическое
знание было отнесено к «наукам о духе»
к области гуманитарного знания.
Принципы изучения
культуры: культурно-исторический подход
плюс принцип целостности. Культурология
разделяется поэтому на два больших блока:
теорию культуры и историю культуры. В
целом это дает возможность создания образа
каждой эпохи, картины мира, проникновение
в мир сознания и самосознания человека
того времени.
Культурология
как гуманитарная наука опирается на метод
индивидуализации, она изучает не только
общее, но и индивидуальное, неповторимое,
особенное. Если науки о природе (естественные)
пытаются выделить в качестве своего объекта
мир как таковой, природу в ее собственных
закономерностях, то культурология изучает
мир человека, она включает познающего
и осваивающего мир субъекта в предмет
своего изучения. Если критерием истины
для естественных наук становятся точность,
однозначная определенность и подтвержденность
практикой, то для культурологии критерий
истины – глубина, умение проникнуть в
суть сложных и противоречивых явлений.
Результатом познания
для естественных наук становятся знания,
факты, а культурология дает вариативную,
гибкую интерпретацию событий и явлений,
ориентируясь на поиск смысла, на понимание.
Методы изучения культуры:
Диахронический
(факты в их хронологической
Синхронический (сопоставление культур)
Сравнительно-исторический
Структурно-функциональный
Типологический
Кроме того, могут
быть использованы также семиотический,
психологический, биографический, метод
моделирования.