Метод культурологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 14:25, контрольная работа

Описание работы

Предмет Культурологии - культура, как целое, не сводимая к какому-то отдельному культурному явлению и даже к сумме всех культурных явлений.
Культур всегда много и каждая из них, как нечто единственное и неповторимое, как целое изучается культурологией.

Работа содержит 1 файл

культурология.docx

— 99.68 Кб (Скачать)

Само латинское  существительное civitas означает «гражданство, гражданское общество, государство, город». И вполне естественно, что с точки зрения римлян образцом «цивитас» был сам Рим. За пределами Римского государства простирался мир варваров и восточных царей-деспотов. 

Первые характеризуются  естественностью, дикостью и невежеством  людей, существующих по законам природы, а вторые – несправедливостью  и жестокостью, которые проистекают  из незнания истинной мудрости, отсутствия образованности, воспитанности и  гуманности. Обращает на себя внимание и тот факт, что «цивитас» у римлян ассоциировался с городом, резко отличавшимся от «нецивилизованной» деревни. 

Само же понятие  «цивилизация» появляется в XVIII в., в эпоху Просвещения и несет на себе отпечаток культуры и мировоззрения этой эпохи. Идеалами ее были разумность, научность, гражданственность, справедливость, которые должны были стать основами общественной и частной жизни людей. Деятели Просвещения полагали, что всему этому противостоит темный мир варварства, невежества, предрассудков, религиозного фанатизма. Именно как противоположность этому миру и была выдвинута концепция цивилизации. 

Так же, как во времена Римского государства, в  эпоху Просвещения противопоставлялись  цивилизованная Европа, современная  просветителям, и нецивилизованные народы древности, Средних веков, все  неевропейцы. О цивилизованности европейских наций свидетельствует, по мнению просветителей, не только их желание следовать законам разума, но и их достижения в развитии ремесел, техники, науки, искусства. Итак, как мы видим, первоначально в понятии «цивилизация» был очень силен мотив превосходства европейцев над другими людьми. 

Вся история  понятия «цивилизация» теснейшим  образом связана с историей понятия  «культура». Последние два столетия эти понятия в большинстве  случаев выступают как синонимы, однозначные термины. Так же, как  и «культура», «цивилизация» означает небиологические формы действительности человека, систему явлений, выделяющую человека из природы, совокупность вещей  и идей, искусственно созданных человеком. 

Кроме того, понятие  «цивилизация» (как и понятие  «культура» в некоторых случаях) указывает на ту или иную форму  исторической жизни людей, ограниченную пространственными рамками или  границами какой-либо эпохи. Например, говорят о «восточной цивилизации», «европейской цивилизации», «античной  цивилизации» и т. д. Научный подход, основанный на стремлении точно установить географические и исторические координаты цивилизации (точнее, цивилизаций), называется теорией локальных цивилизаций. 

Одно из значений понятия «цивилизация» – это  уровень, ступень общественного  и культурного развития. С такой  точки зрения в истории человечества выделяются «доцивилизованный» этап и эпоха цивилизаций. Впрочем, они не только следуют друг за другом, но могут и существовать одновременно в лице цивилизованных и нецивилизованных (диких, примитивных) народов. Подобная интерпретация восходит к древнему противопоставлению культурных греков и римлян варварам. Американский антрополог Л.Г. Морган в XIX в. выделил в качестве периодов эволюции общества и культуры дикость, варварство и цивилизацию. На первом этапе этой эволюции люди жили за счет присвоения готовых продуктов природы (охоты, рыбной ловли, собирательства), на втором появляются земледелие и скотоводство, а на третьем – ремесло, торговля, государство. Периодизация Моргана давно признана устаревшей, но понимание цивилизации как ступени исторического развития сохраняется. 

«Цивилизация» также может истолковываться  в смысле совокупности достижений материальной и духовной культуры неких живых  существ или наделенных интеллектом  существ, не обязательно людей. Например, сторонники уфологии (науки, изучающей  неопознанные летающие объекты) говорят  о «внеземных цивилизациях», писатели-фантасты – о «цивилизации роботов», «цивилизации насекомых» и т. п.

2. Типы цивилизаций 

В культурологии ставится вопрос о типологии цивилизаций. Цивилизации разделяются по: 

1) господствующему  типу хозяйственной деятельности  – земледельческие и индустриальные  или приморские и континентальные; 

2) принципу естественно-географической  среды – «открытые» и «закрытые», интравертные и экстравертные; 

3) религиозному  принципу. 

Э. Тоффлер выделяет тысячелетние цивилизационные циклы: сельскохозяйственная цивилизация, индустриальная, постиндустриальная. 

Ю.В.Яковцев представляет семь мировых цивилизаций: неолитическую, раннерабовладельческую, античную, раннефеодальную, позднефеодальную, индустриальную, постиндустриальную. 

Такая типология  выполняет роль внешнего фактора, оставляя «за рамками» специфику культурного  развития. 

В концепции  многолинейной эволюции Дж. Стюарта более четко выражен современный этап междисциплинарных исследований. 

Дж. Стюарт выдвинул идею культурной экологии, обобщив  параллелизмы в развитии культур  в сходных географических условиях. 

В.С.Степиным создана  концепция о двух типах цивилизаци-онного развития в истории человечества: традиционном и техногенном. 

Различия между  техногенной и традиционной цивилизациями  произошли из различий в понимании  человека, природы, истины, власти, личности и пр. 

Эти типы цивилизаций  существуют одновременно.

3. Специфика  и основные черты техногенной  цивилизации 

Европейская цивилизация  стала приобретать техногенный  характер за счет быстро расширяющегося процесса технокра-тизации. 

Техногенный характер современной цивилизации определяют следующие черты: 

1) особое представление  о природе как о поле для  приложения сил человека; 

2) человек рассматривается  как активное существо, призванное  преобразовать мир; 

3) понимание  человеческой деятельности как  направление на преобразование  предметов, а не на самого  человека; 

3) акцент на  технико-технологическую оптимальность  развития техники и технологии  вне их человеческого, социокультурного измерения. 

В основе техногенной  цивилизации лежат: 

1) быстрое, в  геометрической прогрессии изменение  предметного мира, влияющего на  образ жизни, динамику социальных  связей; 

2) доминирование  научной рациональности; 

3) пуританская  этика; 

4) ориентация  на автономию личности, ее права,  свободы; 

5) особое понимание  власти, силы, их характера и природы.  Идет процесс глобализации стилей  жизни: становятся массовыми культура, пища, одежда. 

Процессу глобализации способствуют средства массовых коммуникаций и современный транспорт. 

Глобализация  стилей жизни поднимает вопрос борьбы за сохранение уникальности национальных культур. 

Большинство мыслителей ХХ в. пришли к выводу о кризисе  техногенной цивилизации. 

Тем не менее  существуют пути преодоления: 

1) осознанное  изменение приоритетов в шкале  культурных ценностей, создание  нового отношения к природе,  формирование экологической культуры; 

2) смена принципов  измерений техники, ее критериев  и оценок, включение в систему  этих оценок вместе с технико-технологической  оптимальностью и экономической  эффективностью и социокультурного, собственно человеческого измерения; 

3) глобальные  изменения инженерного мышления  и действия, которые появились  еще на рубеже XIX и XX вв. Инженерное мышление призвано понять природу принципов действия технических устройств. 

На современном  этапе инженерного мышления связано  с социокультурным осмыслением техники. Это позволяет преодолеть технократическую односторонность.

4. Взаимосвязь  понятий «культура» и «цивилизация» 

Важнейшее место  в современном культурологическим знании занимают понятия «культура» и «цивилизация». Оба эти термина  тесно связаны как по происхождению, так и по основным значениям. 

Тем не менее  между этими понятиями имеются  существенные различия по смыслу, по употреблению в тех или иных случаях в  различных контекстах. 

В связи с  тем что термины «культура» и  «цивилизация» необычайно многозначны, рассмотреть все возможные их смысловые сходства и различия не представляется возможным. Выделим  лишь основные из них. 

И «культура», и  «цивилизация» могут в одинаковой степени означать общее отличие  человека от природы, человеческого  общества от естественной среды. 

Оба понятия  могут употребляться как антонимы (слова, имеющие противоположное  значение) понятий «дикость», «варварство», «невежество» и т. п. 

Как «культура», так и «цивилизация» применяются  для обозначения определенных исторических типов культуры, эпох в истории  культуры, имеющих конкретную географическую привязку форм культуры. 

«Античная культура»  и «античная цивилизация», «азиатская культура» и «азиатская цивилизация», а также другие аналогичные выражения  означают одно и то же, если только автор  специально не проводит между ними различия. 

Оба слова могут  указывать на процесс развития человечества, которое перешло от жизни по законам  природы к культурному состоянию  или цивилизованному состоянию. Однако, как правило, культура мыслится как нечто, возникшее раньше, чем  цивилизация. 

Например, почти  всегда говорят о «первобытной культуре», но не о «первобытной цивилизации», хотя иногда, крайне редко, можно встретить  и подобное выражение. Однако широко используется термин «цивилизации Древнего Востока», применяемый к древним  культурам Египта, Междуречья, Индии, Китая и др. Различия между значениями понятий «культура» и «цивилизация», оттенки их смысла во многом связаны  с их происхождением. Поскольку понятие  «культура» происходит (если оставить в стороне его первоначальное значение «земледелие») из сферы религии (почитания богов), педагогики и философии (образование, воспитание, обучение), оно  чаще применяется к явлениям т. н. «духовной культуры»: образованию, науке, искусству, философии, религии, морали. 

Понятие же «цивилизация»  ведет свое происхождение из политического  и юридического словаря Древнего Рима, а создано оно философами Просвещения, в центре внимания которых  находились общественные проблемы их времени. 

Неудивительно, что слово «цивилизация» обычно относится к явлениям т. н. «материальной  культуры» (техника, производительные силы, экономика, жилище, транспорт  и связь и т. д.) и к общественной жизни. 

Характерно, что, когда говорят о «цивилизованных  странах», имеют в виду страны с  высоким уровнем экономического, технического и социального развития. На данном этапе это США, западноевропейские государства, Япония. 

Однако «культурной  страной», «страной высокой культуры»  могут назвать и относительно бедную страну с низким или средним  уровнем социально-экономического и технического развития. По этой же причине современные политологи и политическим обозреватели обычно говорят о «конфликте цивилизации» (например, западной, исламской и  дальневосточной), а не о «конфликте культур». Также термин «конфликт  культур» часто употребляется культурологами и социологами, изучающими процессы взаимодействия разных культур (аккультурации), которые нередко приводят к ожесточенной вражде их представителей. Интерес  же политологов распространяется прежде всего на столкновение экономических  и политических интересов, образа жизни  различных цивилизаций. 

Понятие «цивилизация»  чаще всего обозначает особенности  социально-культурной системы, а понятие  «культура» – культурные национальные особенности, хотя такое словоупотребление  не носит строгого характера. Например, говорят об «английской культуре»  и об «европейской цивилизации»; однако возможно в том же смысле сказать  и о «европейской культуре». Некоторые  культурологи специально проводят четкое различие между «культурой» и  «цивилизацией». Наиболее известным  примером такого рода является концепция, которую О. Шпенглер разработал в  своей книге «Закат Европы». 

Информация о работе Метод культурологии