Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 14:25, контрольная работа
Предмет Культурологии - культура, как целое, не сводимая к какому-то отдельному культурному явлению и даже к сумме всех культурных явлений.
Культур всегда много и каждая из них, как нечто единственное и неповторимое, как целое изучается культурологией.
Само латинское
существительное civitas означает «гражданство,
гражданское общество, государство, город».
И вполне естественно, что с точки зрения
римлян образцом «цивитас» был сам Рим.
За пределами Римского государства простирался
мир варваров и восточных царей-деспотов.
Первые характеризуются
естественностью, дикостью и невежеством
людей, существующих по законам природы,
а вторые – несправедливостью
и жестокостью, которые проистекают
из незнания истинной мудрости, отсутствия
образованности, воспитанности и
гуманности. Обращает на себя внимание
и тот факт, что «цивитас» у римлян
ассоциировался с городом, резко отличавшимся
от «нецивилизованной» деревни.
Само же понятие
«цивилизация» появляется в XVIII в.,
в эпоху Просвещения и несет на себе отпечаток
культуры и мировоззрения этой эпохи.
Идеалами ее были разумность, научность,
гражданственность, справедливость, которые
должны были стать основами общественной
и частной жизни людей. Деятели Просвещения
полагали, что всему этому противостоит
темный мир варварства, невежества, предрассудков,
религиозного фанатизма. Именно как противоположность
этому миру и была выдвинута концепция
цивилизации.
Так же, как во
времена Римского государства, в
эпоху Просвещения
Вся история
понятия «цивилизация»
Кроме того, понятие
«цивилизация» (как и понятие
«культура» в некоторых случаях)
указывает на ту или иную форму
исторической жизни людей, ограниченную
пространственными рамками или
границами какой-либо эпохи. Например,
говорят о «восточной цивилизации»,
«европейской цивилизации», «античной
цивилизации» и т. д. Научный подход,
основанный на стремлении точно установить
географические и исторические координаты
цивилизации (точнее, цивилизаций), называется
теорией локальных цивилизаций.
Одно из значений
понятия «цивилизация» – это
уровень, ступень общественного
и культурного развития. С такой
точки зрения в истории человечества
выделяются «доцивилизованный» этап и
эпоха цивилизаций. Впрочем, они не только
следуют друг за другом, но могут и существовать
одновременно в лице цивилизованных и
нецивилизованных (диких, примитивных)
народов. Подобная интерпретация восходит
к древнему противопоставлению культурных
греков и римлян варварам. Американский
антрополог Л.Г. Морган в XIX в. выделил в
качестве периодов эволюции общества
и культуры дикость, варварство и цивилизацию.
На первом этапе этой эволюции люди жили
за счет присвоения готовых продуктов
природы (охоты, рыбной ловли, собирательства),
на втором появляются земледелие и скотоводство,
а на третьем – ремесло, торговля, государство.
Периодизация Моргана давно признана
устаревшей, но понимание цивилизации
как ступени исторического развития сохраняется.
«Цивилизация» также может истолковываться в смысле совокупности достижений материальной и духовной культуры неких живых существ или наделенных интеллектом существ, не обязательно людей. Например, сторонники уфологии (науки, изучающей неопознанные летающие объекты) говорят о «внеземных цивилизациях», писатели-фантасты – о «цивилизации роботов», «цивилизации насекомых» и т. п.
2.
Типы цивилизаций
В культурологии
ставится вопрос о типологии цивилизаций.
Цивилизации разделяются по:
1) господствующему
типу хозяйственной
2) принципу естественно-
3) религиозному
принципу.
Э. Тоффлер выделяет
тысячелетние цивилизационные циклы:
сельскохозяйственная цивилизация, индустриальная,
постиндустриальная.
Ю.В.Яковцев представляет
семь мировых цивилизаций: неолитическую,
раннерабовладельческую, античную, раннефеодальную,
позднефеодальную, индустриальную, постиндустриальную.
Такая типология
выполняет роль внешнего фактора, оставляя
«за рамками» специфику культурного
развития.
В концепции
многолинейной эволюции Дж. Стюарта более
четко выражен современный этап междисциплинарных
исследований.
Дж. Стюарт выдвинул
идею культурной экологии, обобщив
параллелизмы в развитии культур
в сходных географических условиях.
В.С.Степиным создана
концепция о двух типах цивилизаци-онного
развития в истории человечества: традиционном
и техногенном.
Различия между
техногенной и традиционной цивилизациями
произошли из различий в понимании
человека, природы, истины, власти, личности
и пр.
Эти типы цивилизаций существуют одновременно.
3. Специфика
и основные черты техногенной
цивилизации
Европейская цивилизация
стала приобретать техногенный
характер за счет быстро расширяющегося
процесса технокра-тизации.
Техногенный характер
современной цивилизации
1) особое представление
о природе как о поле для
приложения сил человека;
2) человек рассматривается
как активное существо, призванное
преобразовать мир;
3) понимание
человеческой деятельности как
направление на преобразование
предметов, а не на самого
человека;
3) акцент на
технико-технологическую
В основе техногенной
цивилизации лежат:
1) быстрое, в
геометрической прогрессии
2) доминирование
научной рациональности;
3) пуританская
этика;
4) ориентация
на автономию личности, ее права,
свободы;
5) особое понимание
власти, силы, их характера и природы.
Идет процесс глобализации
Процессу глобализации
способствуют средства массовых коммуникаций
и современный транспорт.
Глобализация
стилей жизни поднимает вопрос борьбы
за сохранение уникальности национальных
культур.
Большинство мыслителей
ХХ в. пришли к выводу о кризисе
техногенной цивилизации.
Тем не менее
существуют пути преодоления:
1) осознанное
изменение приоритетов в шкале
культурных ценностей,
2) смена принципов
измерений техники, ее
3) глобальные
изменения инженерного
На современном этапе инженерного мышления связано с социокультурным осмыслением техники. Это позволяет преодолеть технократическую односторонность.
4. Взаимосвязь
понятий «культура» и «
Важнейшее место
в современном
Тем не менее
между этими понятиями имеются
существенные различия по смыслу, по употреблению
в тех или иных случаях в
различных контекстах.
В связи с
тем что термины «культура» и
«цивилизация» необычайно многозначны,
рассмотреть все возможные их
смысловые сходства и различия не
представляется возможным. Выделим
лишь основные из них.
И «культура», и
«цивилизация» могут в
Оба понятия
могут употребляться как
Как «культура»,
так и «цивилизация»
«Античная культура»
и «античная цивилизация», «азиатская
культура» и «азиатская цивилизация»,
а также другие аналогичные выражения
означают одно и то же, если только автор
специально не проводит между ними
различия.
Оба слова могут
указывать на процесс развития человечества,
которое перешло от жизни по законам
природы к культурному
Например, почти
всегда говорят о «первобытной культуре»,
но не о «первобытной цивилизации»,
хотя иногда, крайне редко, можно встретить
и подобное выражение. Однако широко
используется термин «цивилизации Древнего
Востока», применяемый к древним
культурам Египта, Междуречья, Индии,
Китая и др. Различия между значениями
понятий «культура» и «цивилизация»,
оттенки их смысла во многом связаны
с их происхождением. Поскольку понятие
«культура» происходит (если оставить
в стороне его первоначальное
значение «земледелие») из сферы религии
(почитания богов), педагогики и философии
(образование, воспитание, обучение), оно
чаще применяется к явлениям т. н.
«духовной культуры»: образованию,
науке, искусству, философии, религии,
морали.
Понятие же «цивилизация»
ведет свое происхождение из политического
и юридического словаря Древнего
Рима, а создано оно философами
Просвещения, в центре внимания которых
находились общественные проблемы их
времени.
Неудивительно,
что слово «цивилизация» обычно
относится к явлениям т. н. «материальной
культуры» (техника, производительные
силы, экономика, жилище, транспорт
и связь и т. д.) и к общественной
жизни.
Характерно, что,
когда говорят о «
Однако «культурной
страной», «страной высокой культуры»
могут назвать и относительно
бедную страну с низким или средним
уровнем социально-
Понятие «цивилизация»
чаще всего обозначает особенности
социально-культурной системы, а понятие
«культура» – культурные национальные
особенности, хотя такое словоупотребление
не носит строгого характера. Например,
говорят об «английской культуре»
и об «европейской цивилизации»; однако
возможно в том же смысле сказать
и о «европейской культуре». Некоторые
культурологи специально проводят четкое
различие между «культурой» и
«цивилизацией». Наиболее известным
примером такого рода является концепция,
которую О. Шпенглер разработал в
своей книге «Закат Европы».