Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 14:25, контрольная работа
Предмет Культурологии - культура, как целое, не сводимая к какому-то отдельному культурному явлению и даже к сумме всех культурных явлений.
Культур всегда много и каждая из них, как нечто единственное и неповторимое, как целое изучается культурологией.
Однако основные идеи и концепции культурологии сложились в ХХ веке благодаря деятельности таких исследователей как Н.А. Бердяев, З. Фрейд, Э. А. Тойнби и др.
Основы культурологии как самостоятельной научной дисциплины были заложены в работах американского учёного-антрополога Лесли Уайта (1900-1975), который рассматривал культуру в качестве самодостаточного процесса. Именно с использования Уайтом в 1949 году в книге "Наука о культуре" слово "культурология" вошло в широкий обиход.
Культурологию
интересует и человек и социум в культуре,
их взаимодействие и взаимоотношение,
а также взаимоотношение культуры и природы,
культур и цивилизации, их общее и различия
Культурология
не может иметь однородный состав, будучи
интегративной наукой она имеет две основные
составляющие: гуманитарную и социально-научную.
Под гуманитарной понимают культуроведение.
Социально-научная составляющая состоит
из следующих частей: фундаментальная,
антропологическая, прикладная. Под фундаментальной
частью понимают социологию культуры,
ее психологию и культурную семантику.
Антропология связывает культуру с человеческими
потребностями. Прикладная культурология
занимается прогнозированием культурных
процессов.
Для культурологии,
культура есть в широком смысле совокупность
проявлений жизни, достижений творчества,
народа или группы народов
Т.е., она включает: теорию культуры, историю культуры, социологии культуры (культура живет в обществе), антропологии (сюда входит психология)
Культурология систематизирует под единым углом зрения данные этих наук. Это позволяет нам говорить о интегративном характере культурологии.
То есть, культурология есть интегральное выражение гуманитарного знания.
Как вы помните, гуманитарное знание - это знание, относящееся к обществу и человеку, всему "человеческому" - тому, что им сотворено. Но знание это, разносторонне.
Ведь чтобы понять человека, мало перечислить факты, относящиеся к его поведению.
Но для того
чтобы осуществить такой
Иными словами, культурология является комплексной гуманитарной наукой. В ней есть свои чисто теоретические разделы, есть описательные (эмпирические) исследования, а есть и работы, по характеру изложения и яркости образов приближающиеся к уровню художественного произведения.
По причине
множественности культурных феноменов
в настоящее время существуют
различные концепции
Принято
различать материальную
и духовную культуру.
К материальной
культуре относятся прежде всего
средства производства и предметы труда,
вовлеченные в водоворот
К духовной культуре
относятся наука и степень
внедрения ее достижений в производство
и быт, уровень образования населения,
состояние просвещения, медицинское
обслуживание, искусство, нравственные
нормы поведения людей в
Культура как
философская категория
Культура - это
не только результат человеческой деятельности,
но и исторически сложившиеся
способы труда, и признанные приемы
поведенческих актов человека, и
манеры общения, именуемые этикетом,
и способы проявления своих эмоций,
чувств, а также уровень мышления.
Культура - это
сочетание материальных и духовных
ценностей. Под ценностью имеется
в виду определение того или иного
объекта материальной или духовной
реальности, высвечивающее его
Каждая вещь,
вовлеченная в оборот общественной
и личной жизни или созданная
человеком, имеет кроме своего физического
еще и общественное бытие: она
выполняет исторически
Ценности бывают
не только материальные, но и духовные:
произведения искусства, достижения науки,
философии, нормы нравственности, и
т.д. Понятие ценности выражает общественную
сущность бытия материальной и духовной
культуры. Если что-то материальное или
духовное выступает как ценность,
то это значит, что оно так или
иначе включено в условия общественной
жизни личности, выполняет определенную
функцию в его взаимоотношении
с природой и социальной действительностью.
Люди постоянно оценивают все, с чем они имеют дело, с точки зрения своих вкусов, потребностей, интересов. Наше отношение к миру всегда носит оценочный характер. И эта оценка может быть объективной, правильной, прогрессивной или ложной, реакционной. В нашем мировоззрении научное познание мира и ценностное отношение к нему находится в непрерывном единстве. Таким образом, понятие ценности неотделимо от понятия культуры.
КУЛЬТУРА И
ЦИВИЛИЗАЦИЯ
Известно, что
вокруг смысла слов «культура» и «цивилизация»
ведутся споры, порой обретая
острый характер. Редко кто путает
эти слова, когда контекст однозначный,
хотя порой вполне правомерно употребление
их как синонимов: так тесно они
переплетены. Но между ними имеется
не только сходство, но и различие, в
некоторых аспектах доходящее даже
до враждебной противоположности.
Первым ввел
отличие культуры от цивилизации
И. Кант, чем существенно прояснил
эту проблему. Ранее под культурой
в отличие от природы понимали
все созданное человеком; хотя уже
тогда было ясно, что человек немало
в своем творчестве делает не просто
плохо, но даже совсем плохо. Позднее
возникли взгляды на культуру, уподобившие
ее идеально функционирующей системе
и профессиональному умению, но не
учитывающие, что профессионально,
т.е. с большим умением, иные могут
убивать людей, однако никто не назовет
это злодеяние феноменом
Исходя из своего
понимания сути культуры, Кант со всей
четкостью противопоставил «
В самом начале
ХХ в. прозвучали мрачные предсказания
О. Шпенглера о «закате Европы»,
о гибели высокой культуры, о постепенном
замещении культурных (духовных) ценностей
ценностями цивилизации в их грубо
материальном воплощении. К середине
века культурпессимистические настроения
стали выражаться через понятия «массовое
общество» и «массовая культура». В целом
пессимизм культурологов основывается
на том, что общий фон культуры ХХ в. оказался
значительно ниже того уровня, к которому
приучили интеллигенцию XVII - XIX века - «золотая
эпоха» европейской культуры.
Постепенный процесс
демократизации общественной жизни, достижение
высокого материального уровня, техническое
оснащение основных производственных
процессов привели к
Понятие массовой
культуры может быть осмыслено и
положительно: к культуре тянутся
миллионные массы народа. А негативный
смысл этого понятия
Массовость культуры - это не обязательно ее низкий уровень для примитивно мыслящих. Ведь и широким массам можно и нужно давать нечто настоящее, стремясь поднимать их к духовно высокому, даже к величайшим шедеврам культуры. Для то, чтобы повышать культуру народа, надо обращаться к истории культуры, ко всему культурному наследию человечества, а не пытаться тянуть высокообразованные слои общества вниз - к чему-то упрощенному. Испокон веков в обществе были, есть и будут люди с разными задатками и с разным уровнем интеллектуальных возможностей и образованности. Деятель культуры, любой человек, решившийся взять в руки перо, кисть, другие рабочие инструменты, несет ответственность перед обществом, перед человеком. Судьба культуры - в руках человека.
7. Классификация
культуры
Так как культура
является сложной системой, ее принято
рассматривать с разных сторон по
определенным характеристикам.
Основные классификации
культуры ведутся:
1) по географическим
признакам (Восток, Запад и т.
д.);
2) по временным
признакам (ведется хронология
культур);
3) по формационным
признакам (каменный век,
4) по технологическим
признакам (характеристика
5) по носителю
культуры.
Остановимся более
подробно на последней классификации
– по носителю культуры. В зависимости
от этого культура подразделяется на
мировую и национальную.
К мировой культуре
относится все то лучшее, что было
достигнуто национальными культурами
различных народов всего мира.
Национальная
культура является совокупностью культур
уже не народов, а различных классов,
групп и слоев общества. К национальной
культуре относятся духовные ценности
(язык, религия, литература и т. д.) и материальные
(ведение хозяйства, орудия труда, экономический
уклад).
Та культура
с ее ценностями, обычаями, верованиями,
укладом и традициями, которая
присуща большинству членов общества,
является доминирующей культурой. Но различные
факторы (распад общества на отдельные
социальные группы) привели к тому,
что появились и так называемые
субкультуры, т. е. культуры, которые
присущи небольшим культурным мирам.
К таким субкультурам могут относиться
молодежь, пенсионеры, национальные меньшинства
и другие группы. Зачастую расхождения
между доминирующей культурой и
субкультурой незначительны. Но случается,
что различия бывают огромными, появляются
группы, которые начинают противостоять
доминирующей культуре. Это явление
получило название контркультуры. Иногда
это противоречие из пассивного перерастает
в экстремистское. Зачастую таким
группам присущ анархизм, радикализм.
Стоит вспомнить шестидесятые и
семидесятые годы ХХ в. В Европе и
США появилось такое