Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 14:25, контрольная работа
Предмет Культурологии - культура, как целое, не сводимая к какому-то отдельному культурному явлению и даже к сумме всех культурных явлений. 
Культур всегда много и каждая из них, как нечто  единственное и неповторимое, как  целое изучается культурологией.
Однако основные идеи и концепции культурологии сложились в ХХ веке благодаря деятельности таких исследователей как Н.А. Бердяев, З. Фрейд, Э. А. Тойнби и др.
Основы культурологии как самостоятельной научной дисциплины были заложены в работах американского учёного-антрополога Лесли Уайта (1900-1975), который рассматривал культуру в качестве самодостаточного процесса. Именно с использования Уайтом в 1949 году в книге "Наука о культуре" слово "культурология" вошло в широкий обиход.
Культурологию 
интересует и человек и социум в культуре, 
их взаимодействие и взаимоотношение, 
а также взаимоотношение культуры и природы, 
культур и цивилизации, их общее и различия 
Культурология 
не может иметь однородный состав, будучи 
интегративной наукой она имеет две основные 
составляющие: гуманитарную и социально-научную. 
Под гуманитарной понимают культуроведение. 
Социально-научная составляющая состоит 
из следующих частей: фундаментальная, 
антропологическая, прикладная. Под фундаментальной 
частью понимают социологию культуры, 
ее психологию и культурную семантику. 
Антропология связывает культуру с человеческими 
потребностями. Прикладная культурология 
занимается прогнозированием культурных 
процессов.  
Для культурологии, 
культура есть в широком смысле совокупность 
проявлений жизни, достижений творчества, 
народа или группы народов 
Т.е., она включает: теорию культуры, историю культуры, социологии культуры (культура живет в обществе), антропологии (сюда входит психология)
Культурология систематизирует под единым углом зрения данные этих наук. Это позволяет нам говорить о интегративном характере культурологии.
То есть, культурология есть интегральное выражение гуманитарного знания.
Как вы помните, гуманитарное знание - это знание, относящееся к обществу и человеку, всему "человеческому" - тому, что им сотворено. Но знание это, разносторонне.
Ведь чтобы понять человека, мало перечислить факты, относящиеся к его поведению.
Но для того 
чтобы осуществить такой 
Иными словами, культурология является комплексной гуманитарной наукой. В ней есть свои чисто теоретические разделы, есть описательные (эмпирические) исследования, а есть и работы, по характеру изложения и яркости образов приближающиеся к уровню художественного произведения.
По причине 
множественности культурных феноменов 
в настоящее время существуют 
различные концепции 
Принято 
различать материальную 
и духовную культуру. 
К материальной 
культуре относятся прежде всего 
средства производства и предметы труда, 
вовлеченные в водоворот 
К духовной культуре 
относятся наука и степень 
внедрения ее достижений в производство 
и быт, уровень образования населения, 
состояние просвещения, медицинское 
обслуживание, искусство, нравственные 
нормы поведения людей в 
Культура как 
философская категория 
Культура - это 
не только результат человеческой деятельности, 
но и исторически сложившиеся 
способы труда, и признанные приемы 
поведенческих актов человека, и 
манеры общения, именуемые этикетом, 
и способы проявления своих эмоций, 
чувств, а также уровень мышления. 
Культура - это 
сочетание материальных и духовных 
ценностей. Под ценностью имеется 
в виду определение того или иного 
объекта материальной или духовной 
реальности, высвечивающее его 
Каждая вещь, 
вовлеченная в оборот общественной 
и личной жизни или созданная 
человеком, имеет кроме своего физического 
еще и общественное бытие: она 
выполняет исторически 
Ценности бывают 
не только материальные, но и духовные: 
произведения искусства, достижения науки, 
философии, нормы нравственности, и 
т.д. Понятие ценности выражает общественную 
сущность бытия материальной и духовной 
культуры. Если что-то материальное или 
духовное выступает как ценность, 
то это значит, что оно так или 
иначе включено в условия общественной 
жизни личности, выполняет определенную 
функцию в его взаимоотношении 
с природой и социальной действительностью. 
Люди постоянно оценивают все, с чем они имеют дело, с точки зрения своих вкусов, потребностей, интересов. Наше отношение к миру всегда носит оценочный характер. И эта оценка может быть объективной, правильной, прогрессивной или ложной, реакционной. В нашем мировоззрении научное познание мира и ценностное отношение к нему находится в непрерывном единстве. Таким образом, понятие ценности неотделимо от понятия культуры.
КУЛЬТУРА И 
ЦИВИЛИЗАЦИЯ 
 
Известно, что 
вокруг смысла слов «культура» и «цивилизация» 
ведутся споры, порой обретая 
острый характер. Редко кто путает 
эти слова, когда контекст однозначный, 
хотя порой вполне правомерно употребление 
их как синонимов: так тесно они 
переплетены. Но между ними имеется 
не только сходство, но и различие, в 
некоторых аспектах доходящее даже 
до враждебной противоположности. 
Первым ввел 
отличие культуры от цивилизации 
И. Кант, чем существенно прояснил 
эту проблему. Ранее под культурой 
в отличие от природы понимали 
все созданное человеком; хотя уже 
тогда было ясно, что человек немало 
в своем творчестве делает не просто 
плохо, но даже совсем плохо. Позднее 
возникли взгляды на культуру, уподобившие 
ее идеально функционирующей системе 
и профессиональному умению, но не 
учитывающие, что профессионально, 
т.е. с большим умением, иные могут 
убивать людей, однако никто не назовет 
это злодеяние феноменом 
Исходя из своего 
понимания сути культуры, Кант со всей 
четкостью противопоставил «
В самом начале 
ХХ в. прозвучали мрачные предсказания 
О. Шпенглера о «закате Европы», 
о гибели высокой культуры, о постепенном 
замещении культурных (духовных) ценностей 
ценностями цивилизации в их грубо 
материальном воплощении. К середине 
века культурпессимистические настроения 
стали выражаться через понятия «массовое 
общество» и «массовая культура». В целом 
пессимизм культурологов основывается 
на том, что общий фон культуры ХХ в. оказался 
значительно ниже того уровня, к которому 
приучили интеллигенцию XVII - XIX века - «золотая 
эпоха» европейской культуры. 
Постепенный процесс 
демократизации общественной жизни, достижение 
высокого материального уровня, техническое 
оснащение основных производственных 
процессов привели к 
Понятие массовой 
культуры может быть осмыслено и 
положительно: к культуре тянутся 
миллионные массы народа. А негативный 
смысл этого понятия 
Массовость культуры - это не обязательно ее низкий уровень для примитивно мыслящих. Ведь и широким массам можно и нужно давать нечто настоящее, стремясь поднимать их к духовно высокому, даже к величайшим шедеврам культуры. Для то, чтобы повышать культуру народа, надо обращаться к истории культуры, ко всему культурному наследию человечества, а не пытаться тянуть высокообразованные слои общества вниз - к чему-то упрощенному. Испокон веков в обществе были, есть и будут люди с разными задатками и с разным уровнем интеллектуальных возможностей и образованности. Деятель культуры, любой человек, решившийся взять в руки перо, кисть, другие рабочие инструменты, несет ответственность перед обществом, перед человеком. Судьба культуры - в руках человека.
7. Классификация 
культуры 
Так как культура 
является сложной системой, ее принято 
рассматривать с разных сторон по 
определенным характеристикам. 
Основные классификации 
культуры ведутся: 
1) по географическим 
признакам (Восток, Запад и т. 
д.); 
2) по временным 
признакам (ведется хронология 
культур); 
3) по формационным 
признакам (каменный век, 
4) по технологическим 
признакам (характеристика 
5) по носителю 
культуры. 
Остановимся более 
подробно на последней классификации 
– по носителю культуры. В зависимости 
от этого культура подразделяется на 
мировую и национальную. 
К мировой культуре 
относится все то лучшее, что было 
достигнуто национальными культурами 
различных народов всего мира. 
Национальная 
культура является совокупностью культур 
уже не народов, а различных классов, 
групп и слоев общества. К национальной 
культуре относятся духовные ценности 
(язык, религия, литература и т. д.) и материальные 
(ведение хозяйства, орудия труда, экономический 
уклад). 
Та культура 
с ее ценностями, обычаями, верованиями, 
укладом и традициями, которая 
присуща большинству членов общества, 
является доминирующей культурой. Но различные 
факторы (распад общества на отдельные 
социальные группы) привели к тому, 
что появились и так называемые 
субкультуры, т. е. культуры, которые 
присущи небольшим культурным мирам. 
К таким субкультурам могут относиться 
молодежь, пенсионеры, национальные меньшинства 
и другие группы. Зачастую расхождения 
между доминирующей культурой и 
субкультурой незначительны. Но случается, 
что различия бывают огромными, появляются 
группы, которые начинают противостоять 
доминирующей культуре. Это явление 
получило название контркультуры. Иногда 
это противоречие из пассивного перерастает 
в экстремистское. Зачастую таким 
группам присущ анархизм, радикализм. 
Стоит вспомнить шестидесятые и 
семидесятые годы ХХ в. В Европе и 
США появилось такое