Метод культурологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 14:25, контрольная работа

Описание работы

Предмет Культурологии - культура, как целое, не сводимая к какому-то отдельному культурному явлению и даже к сумме всех культурных явлений.
Культур всегда много и каждая из них, как нечто единственное и неповторимое, как целое изучается культурологией.

Работа содержит 1 файл

культурология.docx

— 99.68 Кб (Скачать)

Однако основные идеи и концепции культурологии сложились в ХХ веке благодаря деятельности таких исследователей как Н.А. Бердяев, З. Фрейд, Э. А. Тойнби и др.

Основы культурологии как самостоятельной научной дисциплины были заложены в работах американского учёного-антрополога Лесли Уайта (1900-1975), который рассматривал культуру в качестве самодостаточного процесса. Именно с использования Уайтом в 1949 году в книге "Наука о культуре" слово "культурология" вошло в широкий обиход.

Культурологию интересует и человек и социум в культуре, их взаимодействие и взаимоотношение, а также взаимоотношение культуры и природы, культур и цивилизации, их общее и различия 

Культурология не может иметь однородный состав, будучи интегративной наукой она имеет две основные составляющие: гуманитарную и социально-научную. Под гуманитарной понимают культуроведение. Социально-научная составляющая состоит из следующих частей: фундаментальная, антропологическая, прикладная. Под фундаментальной частью понимают социологию культуры, ее психологию и культурную семантику. Антропология связывает культуру с человеческими потребностями. Прикладная культурология занимается прогнозированием культурных процессов.  

Для культурологии, культура есть в широком смысле совокупность проявлений жизни, достижений творчества, народа или группы народов 

Т.е., она включает: теорию культуры, историю культуры, социологии культуры (культура живет  в обществе), антропологии (сюда входит психология)

Культурология систематизирует под единым углом зрения данные этих наук. Это позволяет нам говорить о интегративном характере культурологии.

То есть, культурология есть интегральное выражение гуманитарного знания.

Как вы помните, гуманитарное знание - это знание, относящееся  к обществу и человеку, всему "человеческому" - тому, что им сотворено. Но знание это, разносторонне.

Ведь чтобы  понять человека, мало перечислить  факты, относящиеся к его поведению.

Но для того чтобы осуществить такой анализ, надо привлечь философию, социологию, психологию весь комплекс гуманитарного  знания.

Иными словами, культурология является комплексной гуманитарной наукой. В ней есть свои чисто теоретические разделы, есть описательные (эмпирические) исследования, а есть и работы, по характеру изложения и яркости образов приближающиеся к уровню художественного произведения.

По причине  множественности культурных феноменов  в настоящее время существуют различные концепции культурологии.

Принято различать материальную и духовную культуру. 

К материальной культуре относятся прежде всего  средства производства и предметы труда, вовлеченные в водоворот общественного  бытия. Понятие материальной культуры охватывает широкий круг вещей и  процессов, которые служат человеку. Материальная культура является показателем  уровня практического овладения  человеком природой. 

К духовной культуре относятся наука и степень  внедрения ее достижений в производство и быт, уровень образования населения, состояние просвещения, медицинское  обслуживание, искусство, нравственные нормы поведения людей в обществе, владение логикой мышления и богатством языка, уровень развития материальных и духовных потребностей и интересов  людей. Существенной составляющей духовной культуры является религия. Духовная культура проявляет себя в «вещной» форме: книги, картины, кино, архитектурные  сооружения, скульптуры и т.д. Все  это живет и сотрудничает с  современным поколением и является культурой. 

Культура как  философская категория охватывает все достижения человечества в области  как материального, так и духовного  производства. Она заключается не только в содержании труда, его продуктах, не только в знании, но и в навыках, овладение которыми позволяет человеку справиться с практическими и  теоретическими задачами современности. 

Культура - это  не только результат человеческой деятельности, но и исторически сложившиеся  способы труда, и признанные приемы поведенческих актов человека, и  манеры общения, именуемые этикетом, и способы проявления своих эмоций, чувств, а также уровень мышления. 

Культура - это  сочетание материальных и духовных ценностей. Под ценностью имеется  в виду определение того или иного  объекта материальной или духовной реальности, высвечивающее его положительное  или отрицательное значение для  человека и человечества. Реальные факты, события, свойства не только воспринимаются, познаются нами, но и оцениваются, вызывая в нас чувство участия, восхищения, любви или, напротив, чувство  негодования, ненависти или презрения. Таким образом, можно сказать, что  ценность - это субъективно-объективная  реальность. Вот почему, утверждая, что о вкусах не спорят, реально  о них всю свою жизнь люди спорят, отстаивая право на приоритет  и объективность именно своего вкуса. Та или иная вещь обладает в наших  глазах определенной ценностью благодаря  не только своим объективным свойствам, но и нашему отношению к ней, которое  интегрирует в себе и восприятие этих свойств, и особенности наших  вкусов. 

Каждая вещь, вовлеченная в оборот общественной и личной жизни или созданная  человеком, имеет кроме своего физического  еще и общественное бытие: она  выполняет исторически закрепленную за ней человеческую функцию и  поэтому имеет общественную ценность. Например, стол - не просто доска, опирающаяся  на четыре ножки, но и вещь, сидя за которой, люди питаются или работают. 

Ценности бывают не только материальные, но и духовные: произведения искусства, достижения науки, философии, нормы нравственности, и  т.д. Понятие ценности выражает общественную сущность бытия материальной и духовной культуры. Если что-то материальное или  духовное выступает как ценность, то это значит, что оно так или  иначе включено в условия общественной жизни личности, выполняет определенную функцию в его взаимоотношении  с природой и социальной действительностью. 

Люди постоянно  оценивают все, с чем они имеют  дело, с точки зрения своих вкусов, потребностей, интересов. Наше отношение  к миру всегда носит оценочный  характер. И эта оценка может быть объективной, правильной, прогрессивной  или ложной, реакционной. В нашем  мировоззрении научное познание мира и ценностное отношение к  нему находится в непрерывном  единстве. Таким образом, понятие ценности неотделимо от понятия культуры.

КУЛЬТУРА И  ЦИВИЛИЗАЦИЯ 
 

Известно, что  вокруг смысла слов «культура» и «цивилизация»  ведутся споры, порой обретая  острый характер. Редко кто путает эти слова, когда контекст однозначный, хотя порой вполне правомерно употребление их как синонимов: так тесно они  переплетены. Но между ними имеется  не только сходство, но и различие, в  некоторых аспектах доходящее даже до враждебной противоположности. 

Первым ввел отличие культуры от цивилизации  И. Кант, чем существенно прояснил эту проблему. Ранее под культурой  в отличие от природы понимали все созданное человеком; хотя уже  тогда было ясно, что человек немало в своем творчестве делает не просто плохо, но даже совсем плохо. Позднее  возникли взгляды на культуру, уподобившие  ее идеально функционирующей системе  и профессиональному умению, но не учитывающие, что профессионально, т.е. с большим умением, иные могут  убивать людей, однако никто не назовет  это злодеяние феноменом культуры. Именно Кант разрешил данный вопрос, причем гениально просто. Он определил культуру как то и только то, что служит благу людей или что в своей  сущности гуманистично: вне гуманизма и духовности нет истинной культуры. 

Исходя из своего понимания сути культуры, Кант со всей четкостью противопоставил «культуре  умения» «культуру воспитания», а чисто внешний, «технический»  тип культуры он назвал цивилизацией. Дальновидный гений мыслителя провидел бурное развитие цивилизации и воспринимал  это с тревогой, говоря об отрыве цивилизации от культуры: культура идет вперед гораздо медленнее, чем  цивилизация. Эта явно пагубная диспропорция несет с собой многие беды народам  мира: цивилизация, взятая без духовного  измерения, порождает опасность  технического самоуничтожения человечества. 

В самом начале ХХ в. прозвучали мрачные предсказания О. Шпенглера о «закате Европы», о гибели высокой культуры, о постепенном  замещении культурных (духовных) ценностей  ценностями цивилизации в их грубо  материальном воплощении. К середине века культурпессимистические настроения стали выражаться через понятия «массовое общество» и «массовая культура». В целом пессимизм культурологов основывается на том, что общий фон культуры ХХ в. оказался значительно ниже того уровня, к которому приучили интеллигенцию XVII - XIX века - «золотая эпоха» европейской культуры. 

Постепенный процесс  демократизации общественной жизни, достижение высокого материального уровня, техническое  оснащение основных производственных процессов привели к формированию массового общества, в котором  культурные ценности перестали быть элитарным достоянием и получили уравнительный характер. Это обусловило появление массовой культуры, т.е. усредененной культуры, создаваемой средствами массовой информации и тиражируемой с помощью специальной, технически высокооснащенной индустрии. Массовая культура имеет своей исторической целью информирование широких слоев населения о возможностях культуры, о ее языке, о навыках, необходимых для восприятия искусства; но массовая культура не может заменить прикосновения к высокому искусству. Однако на любом уровне культуры в ее широком смысле являет собой гуманистически ориентированную ценность. А все, что разлагает эту ценность, есть антикультура. 

Понятие массовой культуры может быть осмыслено и  положительно: к культуре тянутся  миллионные массы народа. А негативный смысл этого понятия заключается  в том, что часто не массам предоставляется  возможность подняться до уровня настоящей культуры; напротив, сама «культура», подделываясь под примитивные  вкусы отсталых слоев населения, опускается, упрощаясь и деформируясь, до уровня, шокирующего подлинную  воспитанность: умной, высокообразованной массе преподносится нечто «серое», примитивное, а порой и специально одурманивающее. 

Массовость культуры - это не обязательно ее низкий уровень  для примитивно мыслящих. Ведь и  широким массам можно и нужно  давать нечто настоящее, стремясь поднимать  их к духовно высокому, даже к  величайшим шедеврам культуры. Для  то, чтобы повышать культуру народа, надо обращаться к истории культуры, ко всему культурному наследию человечества, а не пытаться тянуть высокообразованные слои общества вниз - к чему-то упрощенному. Испокон веков в обществе были, есть и будут люди с разными  задатками и с разным уровнем  интеллектуальных возможностей и образованности. Деятель культуры, любой человек, решившийся взять в руки перо, кисть, другие рабочие инструменты, несет ответственность перед обществом, перед человеком. Судьба культуры - в руках человека.

7. Классификация  культуры 

Так как культура является сложной системой, ее принято  рассматривать с разных сторон по определенным характеристикам. 

Основные классификации  культуры ведутся: 

1) по географическим  признакам (Восток, Запад и т.  д.); 

2) по временным  признакам (ведется хронология  культур); 

3) по формационным  признакам (каменный век, железный  и т. д.); 

4) по технологическим  признакам (характеристика новых  информационных технологий); 

5) по носителю  культуры. 

Остановимся более  подробно на последней классификации  – по носителю культуры. В зависимости  от этого культура подразделяется на мировую и национальную. 

К мировой культуре относится все то лучшее, что было достигнуто национальными культурами различных народов всего мира. 

Национальная  культура является совокупностью культур  уже не народов, а различных классов, групп и слоев общества. К национальной культуре относятся духовные ценности (язык, религия, литература и т. д.) и материальные (ведение хозяйства, орудия труда, экономический уклад). 

Та культура с ее ценностями, обычаями, верованиями, укладом и традициями, которая  присуща большинству членов общества, является доминирующей культурой. Но различные  факторы (распад общества на отдельные  социальные группы) привели к тому, что появились и так называемые субкультуры, т. е. культуры, которые  присущи небольшим культурным мирам. К таким субкультурам могут относиться молодежь, пенсионеры, национальные меньшинства  и другие группы. Зачастую расхождения  между доминирующей культурой и  субкультурой незначительны. Но случается, что различия бывают огромными, появляются группы, которые начинают противостоять  доминирующей культуре. Это явление  получило название контркультуры. Иногда это противоречие из пассивного перерастает  в экстремистское. Зачастую таким  группам присущ анархизм, радикализм. Стоит вспомнить шестидесятые и  семидесятые годы ХХ в. В Европе и  США появилось такое значительное движение, как хиппи. «Дети цветов», как называли себя его участники, отрицали нравственные нормы общества, жили по своим собственным принципам  и убеждениям («свободная любовь»). Они были не согласны с конформизмом, присущим обществу того времени, с его  сдержанностью и рационализмом. Основу нового движения составляла молодежь. На смену «детям цветов» пришло новое  движение, уже более радикальное  и ожесточенное, – панк. В переводе с английского слово punk означает «гниль, отбросы». Панкам были присущи анархические идеалы, музыка и атрибутика, которые отличали их от «потребительского» общества с его жаждой наживы, устаревшими моральными ценностями.

Информация о работе Метод культурологии