Метод культурологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 14:25, контрольная работа

Описание работы

Предмет Культурологии - культура, как целое, не сводимая к какому-то отдельному культурному явлению и даже к сумме всех культурных явлений.
Культур всегда много и каждая из них, как нечто единственное и неповторимое, как целое изучается культурологией.

Работа содержит 1 файл

культурология.docx

— 99.68 Кб (Скачать)

8. Формы культуры 

Многоуровневая  культура, в зависимости от того, кто эту культуру создает, имеет  несколько форм: элитарную, народную, массовую. 

Из самих названий этих форм уже можно сделать выводы о том, о каких создателях культуры здесь идет речь. Но все же остановимся  поподробнее на каждой из форм культуры. 

Элитарную культуру часто называют высокой культурой. Она создается по заказу элиты  общества, его привилегированной  части профессионалами своего дела. Сюда входят и классическая музыка, и классическая литература, различные  виды изящного искусства. Лозунгом служит высказывание «Искусство ради искусства». Элитарная культура чаще всего недоступна малообразованному народу, находится в некоторой изоляции от него. 

Противоположностью  элитарной (высокой) культуре является культура народная, другое название –  любительская культура. Ее творцы не имеют  какой-либо профессиональной подготовки в своем деле, зачастую их имена  остаются неизвестными. Наиболее часто  употребляемое определение для  народ– ной (любительской) культуры –  фольклор. Сюда входят различные мифы, сказки, предания, танцы и песни. Народная культура подразделяется на индивидуальную (повествования, сказки, легенды), групповую (танцы, песни), массовую (карнавалы). 

Фольклор в  отличие от элитарной культуры остается привязанным к конкретному месту, к его традициям и нормам. 

Другой вид  культуры – массовая культура. Второе название – общедоступная культура. 

Она не отличается какой-то изысканностью и аристократичностью вкусов. Массовая культура появляется в середине ХХ в. Это связано с  распространением в большинстве  стран средств массовой информации. Массовое искусство – это искусство  для каждого, поэтому должно удовлетворять  вкусы большинства. Вот почему оно  напрямую зависит от рынка. 

Массовая культура тоже подразделяется, в нее входят интернациональная и национальная массовые культуры. 

В отличие от элитарной культуры массовая предназначена  для большей аудитории, а в  противоположность народной культуре, для которой характерна анонимность, массовая культура – авторская. 

Важной характеристикой  массовой культуры является такое понятие, как мода. Массовая культура должна удовлетворять сиюминутные желания  людей, быстро изменяться, быть актуальной. Все это ведет к ряду недостатков: примитивизму, культурной посредственности, появлению примитивных культов, героев, жажде обладания вещами и т. п. Но есть и достоинство: массовая культура прежде всего основана на архетипах.

9. Значение и  функции культуры 

Значение культуры в нашем мире огромно. Она играет первую роль в развитии общества. Рассмотрим основные функции культуры, ее феномена. 

1. Человеко – творческая функция. Она стоит во главе. Другое ее название – гуманистическая. Все рассмотренные ниже функции так или иначе являются следствиями гуманистической функции. 

2. Передача накопленного  социального опыта. Здесь речь  идет главным образом об историзме  культуры. Поскольку культура значима  тем, что она преемственна, т.  е. передается из поколения  в поколение. Эти передачи опыта  ведутся различными способами:  с помощью устных преданий, посредством  памятников искусства, литературы, религии, философии, науки и  т. д. Причем передается не  весь накопленный опыт поколения,  а только лучшие его образцы.  Человечеству необходимо делать  все возможное, чтобы эта преемственность  никогда не прекращалась, поскольку  это может привести к ужасным  последствиям. Существует такое  понятие, как аномия. Оно как  раз и обозначает разрыв этой  самой преемственности. Как следствие  аномии, человечество теряет свою  социальную память, историческое  сознание. Этот эффект получил  название феномена манкуртизма. 

3. Гносеологическая  функция. Она связана со способностью  познавать, а это познание приводит  к накоплению богатого опыта  и знаний об окружающем мире. 

4. Нормативная  функция. Она заключается в  том, что культура регулирует  различные стороны 

9б общественной  и личной жизнедеятельности людей.  Это регуляция ведется за счет  таких систем, как мораль и  право. 

5. Семиотическая  (знаковая) функция. К ней относятся  различные знаковые системы культуры. Например, языки, знаковые системы  в естественных науках (биология, физика, химия, математика, тригонометрия). 

6. Ценностная (аксиологическая) функция. Поскольку культура – это система ценностей материальных и духовных, по которым уже можно судить о степени культурности человека, а следовательно, о его нравственности и интеллекте.

10. Методы и проблемы  изучения культуры 

В XVIII в. сформировалось два основных подхода к ответу на вопрос: что такое культура? 

Одно из направлений  – пессимистическое (иррациональное). Его родоначальником стал французский  писатель и философ-просветитель Ж. Ж. Руссо. В его понимании человек  – это совершенное существо, а  самую благоприятную для него форму жизни – видел в естественной среде, на лоне природы. И так как  культура, по мнению Руссо, проводит границу  между человеком и природой, ее он считал основным злом. 

Сторонником Ж. Ж. Руссо был немецкий философ  Ф. Ницше. Он являлся приверженцем антикультуры как истинной природы человека. Культура, по его мнению, есть зло, которое не может дать свободы, а лишь порабощает человека. 

Согласно теории немецкого философа О. Шпенглера, рационалистическая цивилизация привела к деградации духовных ценностей культуры. По мнению Шпенглера, культура есть организм, срок жизни которого примерно тысяча лет. 

Теория немецкого  ученого Макса Вебера (1864–1920) отрицала крах культуры Западной Европы. По мнению философа, на смену одним ценностям  неизбежно приходят другие, что и  случилось в Западной Европе. 

Немецко-французский  мыслитель Альберт Швейцер (1875–1965) своей работой «Распад и возрождение культуры» поддержал О. Шпенглера. А. Швейцер также отмечал упадок западноевропейской культуры, приведший к ее кризису. 

Большое влияние  на понимание культуры оказал русский  ученый-естествоиспытатель Владимир Иванович Вернадский (1863–1945). 

Он ввел новое  понятие «ноосфера», означающее «сфера разума», а также изучил влияние  ее на различные процессы, которые  происходят на нашей планете. 

Другой яркий  представитель изучения явления  культуры – Карл Ясперс (1883–1969), немецкий философ, представитель религиозного экзистенциализма. В то время в  Европе господствовала теория культурных циклов, он же не был ее сторонником  и ввел новое понятие – осевое время. Этой осью служит время около 5 лет до н. э. С наличием этой оси  он связывает крупнейший переворот  в истории. 

Существует ряд  наук, которые позволяют изучать  историю культуры. К таким наукам относятся: 

1) хронология  – наука об измерении времени,  которая позволяет устанавливать  даты исторических событий; 

2) метрология  – историческая дисциплина, которая  занимается изучением развития  систем мер, денежного счета  и т. п.; 

3) геральдика  – дисциплина, изучающая гербы; 

4) палеография  – историческая дисциплина, занимающаяся  изучением памятников древней  письменности; 

5) генеалогия  – историческая дисциплина, которая  изучает происхождение и историю  родственных связей, составляет  родословные и т. д.

Культурная антропология занимается изучением поведения  человека и результатов его деятельности. В нестрогом смысле слова, культура – это часть окружающей среды, созданная самим человеком. Частично в результате дивергентного развития дисциплин, составляющих культурную антропологию, а частично из-за большого различия в методах, применяемых этими  дисциплинами, ко всей сфере культурной антропологии в целом обычно относятся  как к группе относительно независимых  специальностей. Возможны и другие деления. Некоторые исследователи  обычно выделяют следующие три: лингвистику, доисторическую археологию и собственно культурную антропологию.

Культурная антропология. Третий обычно выделяемый подраздел  культурной антропологии имеет одноименное  с ней название. Но в разных странах (например, в Великобритании) эквивалент культурной антропологии известен там  как социальная антропология (семейная, политическая, социальная организация  человеческого бытия). В США большинство  антропологов считает, что изучение «социальных институтов» является лишь частью, а не всей целостностью предмета, куда входят еще и такие  разнообразные элементы, как техника, интеллектуальная организация системы  ценностей и т.д. Среди российских антропологов также нет единства по этому вопросу; в последнее  десятилетие значительная часть  из них приняла американский подход, объединяя обе дисциплины под  шапкой «социо-культурной антропологии».  

Хотя культурная антропология в описываемом здесь  смысле включает множество типов  специализации, два из них представляют особую важность. К сожалению, последовательности в присвоении наименований этим двум дисциплинам не наблюдается, однако приводимые здесь термины достаточно распространены и вытесняют альтернативные варианты. В данном случае речь идет об этнографии и этнологии. Этнография занимается изучением конкретных культур. В большинстве случаев ее предметом  служит существующая культура, но возможны также и этнографические работы по Древней Греции или Древнему Риму. В некотором смысле археология является этнографией прошлого. Этнология, напротив, представляет собой общее изучение культуры, по сути дела, это сравнительная  научная дисциплина. 

Частично пересекаясь  с этнографией и этнологией, существует и ряд других научных областей, лишь немногие из которых могут быть упомянуты. Некоторые антропологи  специализируются на изучении культуры и личности, под чем подразумеваются  отношения и причинные связи  отдельных человеческих существ  и системный образ жизни вокруг них. Все большее число антропологов включается в программы социальных технологий; общим термином для обозначения  этого аспекта исследований является прикладная антропология. Возможно выделение и других уровней специализации. Одни антропологи известны главным образом как функционалисты, изучающие соотношения между различными частями какой-либо единой культурной системы в определенный период времени. Другие специализируются на изучении культуры на сравнительно длительных отрезках времени; такие антропологи могут быть историками культуры или эволюционистами. Существуют также специалисты по конкретным предметным темам: часть ученых занимается музыкологией, другие посвящают себя изучению материальных артефактов, третьи занимаются системами терминологии родства или социальными отношениями, искусством, мифологией, религией или любыми иными аспектами культурного творчества или деятельности человечества (См. ЭТНОЛИНГВИСТИКА; ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ; АРХЕОЛОГИЯ).

Культурология (лат. cultura + греч. logos) - раздел социогуманитарного знания, охватывающий вопросы определения сущности, закономерностей развития и функционирования, типологии и морфологии культуры. В настоящее время происходит формирование категориального аппарата, определение границ предметной области и внутренней структуры К. Вместе с тем, К. выступает в качестве учебной дисциплины, осуществляется подготовка научных и научно-педагогических кадров. К. исследует взаимосвязи и взаимодействие культуры материальной, культуры духовной и культуры человеческих отношений. Объектом К. выступают любые виды, формы и результаты человеческой деятельности: трудовой, познавательной, художественной и т.д.

Предмет К. рассматривается  различными авторами в зависимости  от того, что охватывается предметной областью самой культуры. Так, можно  понимать под предметом К. типологию  культуры в историческом пространстве и времени, либо определять его как  комплекс ценностно-смысловых, нормативно-регулятивных и знаково-коммуникативных средств  и механизмов, которые обеспечивают коллективный характер форм жизнедеятельности  людей. При определении границ культурологического  знания необходимо отталкиваться от понятия бытие культуры. Последнее  фиксирует, во-первых, наличие вещей, процессов и явлений, возникших  в результате человеческой деятельности, т.е. искусственных, отличных от естественных вещей, процессов и явлений. Тем  самым проблема бытия культуры имеет  такие грани, как культура и природа, природа и техника, экологическая  культура, ценности и т.д. Во-вторых, бытие культуры предстает как  бытие человека в мире вещей, мире идей и мире людей. В этом случае речь должна идти о человеке культуры как творце культурных ценностей, либо их трансляторе, потребителе, хранителе. В-третьих, следует говорить о духовном как особой форме бытия. Бытие  культуры -(и соответственно предмет  К.) представлено здесь всем многообразием  богатства духовной культуры, субъектом  которой выступает человек. В-четвертых, проблема культуры (как бытия социального) порождает еще один обширный круг исследовательских задач в области  К.: закономерности развития культуры, культура и цивилизация, культура и этносы, типология культур и т.д.

Место К. в системе  социогуманитарного знания определяется, во-первых, как его относительно самостоятельная область с определенными выше объектом и предметом. Объединяющим началом в данном случае следует полагать анализ социокультурной динамики процессов и явлений, присущих основным сферам общественной жизни. Во-вторых, К. выступает как определенный подход и уровень обобщения в системе социогуманитарного знания. К. предстает здесь в виде "теории среднего уровня". Скажем, для цикла исторических наук культурологический подход объединяет повествовательную историю и философию истории в т.ч. культурную историю, одним из пионеров которой был Милюков. Иначе говоря, в любой области познания человеческой деятельности культурологический подход занимает некое промежуточное положение между уровнем философско-теоретических обобщений и предметным уровнем обобщений. В этом случае культурологический подход приводит к формированию пограничного слоя в исследовании каждой их сфер общественной жизни: К. экономики, К. политики, К. религии, К. искусства и т.д.

Информация о работе Метод культурологии