Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 14:25, контрольная работа
Предмет Культурологии - культура, как целое, не сводимая к какому-то отдельному культурному явлению и даже к сумме всех культурных явлений.
Культур всегда много и каждая из них, как нечто единственное и неповторимое, как целое изучается культурологией.
8. Формы культуры
Многоуровневая
культура, в зависимости от того,
кто эту культуру создает, имеет
несколько форм: элитарную, народную,
массовую.
Из самих названий
этих форм уже можно сделать выводы
о том, о каких создателях культуры
здесь идет речь. Но все же остановимся
поподробнее на каждой из форм культуры.
Элитарную культуру
часто называют высокой культурой.
Она создается по заказу элиты
общества, его привилегированной
части профессионалами своего дела.
Сюда входят и классическая музыка,
и классическая литература, различные
виды изящного искусства. Лозунгом служит
высказывание «Искусство ради искусства».
Элитарная культура чаще всего недоступна
малообразованному народу, находится
в некоторой изоляции от него.
Противоположностью
элитарной (высокой) культуре является
культура народная, другое название –
любительская культура. Ее творцы не имеют
какой-либо профессиональной подготовки
в своем деле, зачастую их имена
остаются неизвестными. Наиболее часто
употребляемое определение для
народ– ной (любительской) культуры –
фольклор. Сюда входят различные мифы,
сказки, предания, танцы и песни.
Народная культура подразделяется на
индивидуальную (повествования, сказки,
легенды), групповую (танцы, песни), массовую
(карнавалы).
Фольклор в
отличие от элитарной культуры остается
привязанным к конкретному
Другой вид
культуры – массовая культура. Второе
название – общедоступная культура.
Она не отличается
какой-то изысканностью и
Массовая культура
тоже подразделяется, в нее входят
интернациональная и
В отличие от
элитарной культуры массовая предназначена
для большей аудитории, а в
противоположность народной культуре,
для которой характерна анонимность,
массовая культура – авторская.
Важной характеристикой
массовой культуры является такое понятие,
как мода. Массовая культура должна
удовлетворять сиюминутные
9. Значение и
функции культуры
Значение культуры
в нашем мире огромно. Она играет
первую роль в развитии общества. Рассмотрим
основные функции культуры, ее феномена.
1. Человеко – творческая
функция. Она стоит во главе. Другое ее
название – гуманистическая. Все рассмотренные
ниже функции так или иначе являются следствиями
гуманистической функции.
2. Передача накопленного
социального опыта. Здесь речь
идет главным образом об
3. Гносеологическая
функция. Она связана со
4. Нормативная
функция. Она заключается в
том, что культура регулирует
различные стороны
9б общественной
и личной жизнедеятельности
5. Семиотическая
(знаковая) функция. К ней относятся
различные знаковые системы
6. Ценностная (аксиологическая) функция. Поскольку культура – это система ценностей материальных и духовных, по которым уже можно судить о степени культурности человека, а следовательно, о его нравственности и интеллекте.
10.
Методы и проблемы
изучения культуры
В XVIII в. сформировалось
два основных подхода к ответу на вопрос:
что такое культура?
Одно из направлений
– пессимистическое (иррациональное).
Его родоначальником стал французский
писатель и философ-просветитель Ж.
Ж. Руссо. В его понимании человек
– это совершенное существо, а
самую благоприятную для него
форму жизни – видел в
Сторонником Ж.
Ж. Руссо был немецкий философ
Ф. Ницше. Он являлся приверженцем антикультуры
как истинной природы человека. Культура,
по его мнению, есть зло, которое не может
дать свободы, а лишь порабощает человека.
Согласно теории
немецкого философа О. Шпенглера, рационалистическая
цивилизация привела к
Теория немецкого
ученого Макса Вебера (1864–1920) отрицала
крах культуры Западной Европы. По мнению
философа, на смену одним ценностям
неизбежно приходят другие, что и
случилось в Западной Европе.
Немецко-французский
мыслитель Альберт Швейцер (1875–1965)
своей работой «Распад и возрождение культуры»
поддержал О. Шпенглера. А. Швейцер также
отмечал упадок западноевропейской культуры,
приведший к ее кризису.
Большое влияние
на понимание культуры оказал русский
ученый-естествоиспытатель Владимир Иванович
Вернадский (1863–1945).
Он ввел новое
понятие «ноосфера», означающее «сфера
разума», а также изучил влияние
ее на различные процессы, которые
происходят на нашей планете.
Другой яркий
представитель изучения явления
культуры – Карл Ясперс (1883–1969), немецкий
философ, представитель религиозного
экзистенциализма. В то время в
Европе господствовала теория культурных
циклов, он же не был ее сторонником
и ввел новое понятие – осевое
время. Этой осью служит время около
5 лет до н. э. С наличием этой оси
он связывает крупнейший переворот
в истории.
Существует ряд
наук, которые позволяют изучать
историю культуры. К таким наукам
относятся:
1) хронология
– наука об измерении времени,
которая позволяет
2) метрология
– историческая дисциплина, которая
занимается изучением развития
систем мер, денежного счета
и т. п.;
3) геральдика
– дисциплина, изучающая гербы;
4) палеография
– историческая дисциплина, занимающаяся
изучением памятников древней
письменности;
5) генеалогия
– историческая дисциплина, которая
изучает происхождение и
Культурная антропология
занимается изучением поведения
человека и результатов его
Культурная антропология.
Третий обычно выделяемый подраздел
культурной антропологии имеет одноименное
с ней название. Но в разных странах
(например, в Великобритании) эквивалент
культурной антропологии известен там
как социальная антропология (семейная,
политическая, социальная организация
человеческого бытия). В США большинство
антропологов считает, что изучение
«социальных институтов»
Хотя культурная
антропология в описываемом здесь
смысле включает множество типов
специализации, два из них представляют
особую важность. К сожалению, последовательности
в присвоении наименований этим двум
дисциплинам не наблюдается, однако
приводимые здесь термины достаточно
распространены и вытесняют альтернативные
варианты. В данном случае речь идет
об этнографии и этнологии. Этнография
занимается изучением конкретных культур.
В большинстве случаев ее предметом
служит существующая культура, но возможны
также и этнографические работы
по Древней Греции или Древнему Риму.
В некотором смысле археология является
этнографией прошлого. Этнология, напротив,
представляет собой общее изучение
культуры, по сути дела, это сравнительная
научная дисциплина.
Частично пересекаясь с этнографией и этнологией, существует и ряд других научных областей, лишь немногие из которых могут быть упомянуты. Некоторые антропологи специализируются на изучении культуры и личности, под чем подразумеваются отношения и причинные связи отдельных человеческих существ и системный образ жизни вокруг них. Все большее число антропологов включается в программы социальных технологий; общим термином для обозначения этого аспекта исследований является прикладная антропология. Возможно выделение и других уровней специализации. Одни антропологи известны главным образом как функционалисты, изучающие соотношения между различными частями какой-либо единой культурной системы в определенный период времени. Другие специализируются на изучении культуры на сравнительно длительных отрезках времени; такие антропологи могут быть историками культуры или эволюционистами. Существуют также специалисты по конкретным предметным темам: часть ученых занимается музыкологией, другие посвящают себя изучению материальных артефактов, третьи занимаются системами терминологии родства или социальными отношениями, искусством, мифологией, религией или любыми иными аспектами культурного творчества или деятельности человечества (См. ЭТНОЛИНГВИСТИКА; ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ; АРХЕОЛОГИЯ).
Культурология (лат. cultura + греч. logos) - раздел социогуманитарного знания, охватывающий вопросы определения сущности, закономерностей развития и функционирования, типологии и морфологии культуры. В настоящее время происходит формирование категориального аппарата, определение границ предметной области и внутренней структуры К. Вместе с тем, К. выступает в качестве учебной дисциплины, осуществляется подготовка научных и научно-педагогических кадров. К. исследует взаимосвязи и взаимодействие культуры материальной, культуры духовной и культуры человеческих отношений. Объектом К. выступают любые виды, формы и результаты человеческой деятельности: трудовой, познавательной, художественной и т.д.
Предмет К. рассматривается
различными авторами в зависимости
от того, что охватывается предметной
областью самой культуры. Так, можно
понимать под предметом К. типологию
культуры в историческом пространстве
и времени, либо определять его как
комплекс ценностно-смысловых, нормативно-регулятивных
и знаково-коммуникативных
Место К. в системе социогуманитарного знания определяется, во-первых, как его относительно самостоятельная область с определенными выше объектом и предметом. Объединяющим началом в данном случае следует полагать анализ социокультурной динамики процессов и явлений, присущих основным сферам общественной жизни. Во-вторых, К. выступает как определенный подход и уровень обобщения в системе социогуманитарного знания. К. предстает здесь в виде "теории среднего уровня". Скажем, для цикла исторических наук культурологический подход объединяет повествовательную историю и философию истории в т.ч. культурную историю, одним из пионеров которой был Милюков. Иначе говоря, в любой области познания человеческой деятельности культурологический подход занимает некое промежуточное положение между уровнем философско-теоретических обобщений и предметным уровнем обобщений. В этом случае культурологический подход приводит к формированию пограничного слоя в исследовании каждой их сфер общественной жизни: К. экономики, К. политики, К. религии, К. искусства и т.д.