Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 14:25, контрольная работа
Предмет Культурологии - культура, как целое, не сводимая к какому-то отдельному культурному явлению и даже к сумме всех культурных явлений.
Культур всегда много и каждая из них, как нечто единственное и неповторимое, как целое изучается культурологией.
В К. следует
выделять два уровня исследований:
фундаментальный и прикладной. На
первом из них в настоящее время
формируются три основных направления
исследования: антропология культурная,
антропология психологическая и
семантика культурная. Встречаются
и иные представления о
Понятие цивилизация.
Становление соотношения
цивилизаций и
культуры.
Понятие цивилизация
– это одно из самых ключевых
понятий современной социально-
-
культурно-исторический тип (
-
смену культурной парадигмы,
-
взаимозависимость
-
логику эстетического развития (Бродель).
Наш соотечественник
Лев Мечников полагал, что основной
причиной зарождения и развития цивилизации
являются реки, которые в любой
стране являются совокупностью всех
физико-географических условий: климата,
почвы, рельефа и т.д., которые
в конечном итоге определяют состояние
частной и общественной жизни. В
современных направлениях науки
все больше отходят от понятия
цивилизации как способа
Этапы становления
соотношения между цивилизацией
и культурой:
1.
Первобытнообщинное общество –
средние века. Культура и цивилизация
не разведены, культура
2.
Возрождение. Культура впервые
связалась с индивидуально-
3.
Просвещение – новое время.
Культура – индивидуально-
4.
Новейшее время. Культура и
цивилизация разведены, не
Типы
цивилизаций (в зависимости
от основания классификаций
можно выделить):
1.
По типу хозяйственной
·
Земледельческая
·
Индустриальная
2.
В зависимости от контакта
с другими цивилизациями
·
Открытые (экстравертные), то есть стремящиеся
к расширению своих пределов
·
Закрытые (интравертные)
3.
В зависимости от двух главных
противостояний в мировой
·
Восточная
·
Западная
·
Промежуточная
4.
В зависимости от способа
·
Первобытная
·
Рабовладельческая
·
Феодальная
·
Буржуазная
·
Социалистическая
Но в настоящее
время все чаще современные исследователи
кладут в основу классификации цивилизации
культуру. И, исходя из этого, выделяют
традиционную и техногенную цивилизации.
Для техногенной
цивилизации характерно:
1.
Особое представление о
2.
Человек рассматривается как
активное существо, призван преобразовать
мир, наиболее ярко в
3.
Направленность деятельности
4.
Акцент на технико-
Для традиционной:
1.
Невмешательство в природу,
2.
Направленность человека на
3.
Направленность развития
Таким образом
современная техногенная
1.
Место и роль культуры в
цивилизации.
Немаловажную
роль в модернизации общества играет
культура. Культура, как технология,
во многом определила возможности человека
в освоении мира на данном этапе
цивилизации. Роль культуры в цивилизации
определяется тем, что с одной
стороны она обеспечивает специфическое
своеобразие, что присуще определенному
социуму, а с другой стороны обеспечивает
в рамках и вместе с цивилизацией
целостность мировой истории. Этот процесс
обеспечивается идеологом культуры, их
взаимовлиянием и т.д. Культура, которая
породила техногенную цивилизацию и соотношение
«Техника – человек» сама оказалась в
состоянии глубокого кризиса, поставив
перед человечеством две важнейшие проблемы:
границы между человеком и машиной, проблема
искусственного и естественного интеллекта;
образ жизни человека в техномире. Первая
проблема требует ответа на три вопроса:
1. Каковы природа
искусственного интеллекта и
степень его тождественности
с естественным интеллектом
2. Природа и
суть творчества. Может ли творчество
имитироваться компьютером?
3. Мозг и машина.
Мозг человека основан на
Вторая важная
проблема «Техника – человек» - это
проблема образа жизни человека, это
проблема места и роли человека в
созданном им техномире. Благодаря
технике человек приобрел определенную
свободу, независимость от природы, но
на место жестокой зависимости от окружающего
мира незаметно для себя человек поставил
еще более жесткую зависимость от техники.
Мы вынуждены сегодня приспосабливаться
с функционированием технических устройств,
с экологическими последствиями, сегодня
техника заменяет рабочую силу, отсюда
безработица, за жилищный комфорт мы расплачиваемся
нашей разобщенностью, наша личная мобильность
за счет транспорта покупается ценой шумовой
нагрузки, загубленной природы, развитие
медицины, которая существенно увеличила
продолжительность жизни, поставило нас
перед проблемой демографических вопросов.
Сегодня наука, которая сделала возможность
вмешательства в наследственную природу
человека, создает угрозу человеческой
индивидуальности. Техника, компьютеры,
прагматически ориентируя наш рассудок,
приводят в конечном итоге к утрате образного
мышления, результат всего – это духовный
дискомфорт, деградация духовных ценностей
человека, утрата идеологичности между
людьми, раннее психологическое старение,
проблема одиночества. Сегодня очевидно,
что техногенная цивилизация испытывает
жесточайший кризис и на этом пути у общества
просто нет перспектив.
1.
Перспективы взаимоотношений
Исходя из оптимистических
построений выхода человечества из кризиса
техногенной цивилизации можно
выделить несколько приоритетных направлений:
1.
Изменение приоритетов в шкале
культурных ценностей –
2.
Преодоление техногенности, то есть
измерение техники не с точки зрения ценности
для человечества;
3.
Изменение логики инженерного
мышления, система «Техника –
человек» должна смениться
4.
Смена типа мышления, техногенный
тип мышления должен смениться
гуманистическим, в котором
Для формирования
людей с гуманистическим
1.
Формирование и
основные значения
понятия «цивилизация»
Понятие «цивилизация»
является одним из ключевых терминов
западной гуманитарной традиции, системы
социологических и
Истоки слова
«цивилизация» восходят к античным
временам, культуре Древней Греции
и Древнего Рима. Основным типом
политической системы в античности
была самоуправляемая община свободных
граждан, город-государство, которое
греки называли «полис», а римляне
– «цивитас». Понятие «цивитас» связывалось
у римлян с представлениями о благоустроенной
жизни свободного государства, фундаментом
которого являются разумные и справедливые
законы, установленные мудрыми людьми.