- зарождение научных знаний;
- возникновение первых религиозно-философских учений Востока;
- формирование нового мировоззрения в рамках античной культуры.
Формирование нового мировоззрения связано
с процессом деструкции естественной
событийной модели мироздания. Мифологическое
мировоззрение (где существование человека
ставилось в зависимость от богов и сил
природы) сменяет новое представление
о мире, где развитие личностных качеств
открывало массу новых возможностей в
различных сферах жизнедеятельности человека.
Осевое время изменило облик
глобального культурно-исторического
процесса. Оно положило начало
делению культуры на два направления:
культуру Запада и культуру
Востока, послужив для
них общей основой.
ЛЕКЦИЯ №6.
ТИПОЛОГИЧ КУЛЬТУРЫ
(ВОСТОК И ЗАПАД).
1. Историческая
типология и характерные черты
восточной культуры.
В конце ХIХ – начале ХХ веков
в центре внимания ученых-востоковедов
находились история и культура еврейского
народа, Китай, Индия и арабо-мусульманский
мир. В ХIХ веке были открыты следы древних
цивилизаций Ближнего Востока, в ХХ веке
– древнейшая цивилизация в Южной Индии.
В обобщающих трудах, созданных классиками
востоковедения (Г. Масперо, Эд. Мейер,
Б. А. Тураев) главное внимание уделялось
описанию и характеристике культурной,
религиозной и политической истории древних
цивилизаций. Широкое распространение
получила концепция феодального характера
древневосточных обществ. В трудах советских
историков (В.В. Струве, В.И. Авдиев, Б.Б.
Пиотровский и др.) была разработана концепция
рабовладельческого общества. Ряд историков-марксистов
в нашей стране и за рубежом развивали
идею об азиатском способе производства
в странах Востока. В теории локальных
цивилизаций Шпенглера-Тойнби Восток
представлял собой россыпь локальных
культурно-исторический образований.
В современных типологических схемах,
восходящих к М. Веберу в качестве трех
основных составляющих восточной цивилизации
рассматривают Индию, Китай, и Ближний
Восток.
Концепция
Л.С. Васильева. Во всем многообразии
восточных цивилизаций выделяется три
структуры:
- китайско-конфуцианская культура (Дальний Восток);
- индо-буддийская культура (Средний Восток);
- арабо-исламская культура (Ближний Восток).
Для
всех локальных культур Востока
характерно стремление к сохранению
устойчивого социального порядка
и сложившихся религиозных и
моральных стандартов поведения. Сущность
этих социальных систем определяется
азиатским способом производства и сводится к консервативной
стабильности.
Концепция
Л.И. Седова. На основе теории
Т. Парсонса, Седов выделяет четыре основных
компонента социальной системы – экономический,
социетальный, политический и ценностный.
Социологическая теория Парсонса предусматривает
возможность гипертрофированного развития
одной из четырех социальных систем с
превращением ее в фундамент общества-цивилизации.
В этой связи, Седов рассматривает Запад
как экономический тип общества, а восточные
цивилизации соответствуют, в основном,
«ценностному» (Китай), «социетальному»
(Индия), политическому (Ближний Восток)
типам.
- Историческая типология культуры Запада.
В отличие от Востока, представленного
целым рядом локальных цивилизаций,
западная культура выступает
как единое образование. Культурно-историческая
традиция рассматривает западную
культуру как последовательность ступеней развития
цивилизации, которая зародилась в бассейне
Эгейского моря на основе крито-микенской
культуры:
- классическая эллинская культура;
- культура эллино-римского периода;
- романо-германская культура христианского средневековья;
- новоевропейская культура.
Существуют разные точки зрения
на периодизацию западной культуры.
Гегель и Тойнби рассматривают
две первые и две последние
эпохи как самостоятельные исторические
формы: античный и западный
миры. Для Маркса отличие между
цивилизациями Востока и эпохами античности
и средневековья состоит в том, что первые
базировались на азиатском способе производства.
Однако, вместе с восточными цивилизациями
они составляют докапиталистическую ступень
исторического развития, которой резко
противостоит капиталистическая эпоха
Нового времени.
3. Соотношение
культур Востока и Запада.
Восток и Запад в культурологии
являются понятиями не географическими,
а культурно-историческими. В
этом контексте еще с ХIХ века культурологи
ведут речь о соотношении культур, о путях
культурного развития и о том, кто является
лидером на этом пути. Так возникли идеи
европоцентризма и востокоцентризма как
культурные ориентиры.
Истоки европоцентризма, как правило,
усматривают еще у древних
греков. Греки считали себя культурным народом,
распространяющим свою эллинскую культуру
из района Эгейского моря на Север, Запад
и Юг, т.е. повсюду, где были условия для
колонизации. Что касается неосвоенных
земель, то о населяющих их народах слагались
самые невероятные легенды. Греки, к примеру,
верили, что Испания так богата, что во
время пожара там текут реки расплавленного
золота, но дикие жители этих мест ни на
что не способны и питаются только желудями.
Индию греки считали самой крайней страной
на Востоке. Золото, которое там в огромном
количестве охраняют гигантские муравьи
(см. подробнее: Мареева Е.В. Теория культуры.
М., 2003. С. 113-115).
Римляне,
будучи наследниками греков, знали
об окружающем мире значительно
больше. Римская колонизация сопровождалась
насаждением своей культуры на завоеванных территориях
от быта и архитектуры городов-колоний
до веры в языческих богов. У римских
императоров, безусловно, была претензия
на мировое господство, которое во II веке
казалось почти реальным. Эта тенденция
проявилась позже и в политике Карла Великого,
который стал сплачивать западноевропейские
народы не только военной силой, но и силами
христианской церкви во главе с папой.
После открытия
Нового Света территориальная и культурная
экспансия европейцев становиться глобальной.
С началом колонизации европейская цивилизация
превратилась в планетарную силу, втягивающая
в свою орбиту все новые народы и регионы.
Даже при мягких методах колонизации к
другим народам все равно относились как
к отставшим в своем развитии, а в их культуре
видели, в лучшем случае, ступеньку на
пути к европейской культуре.
Попытки теоретического обоснования
европоцентризма впервые предпринимаются
в эпоху Просвещения. Именно
в этот период в адекватной
форме ставится вопрос о единой
мировой истории и культуре.
Представление о многоликости и разнообразии
культур вплоть до ХIХ века не находили
места в европейской науке.
ХХ век также не избавил
идеологию от противостояния
европоцентризма и востокоцентризма.
Более того, по мнению некоторых
исследователей, на
сегодняшний день можно говорить об афроцентризме
и американоцентризме. Современные
европоцентристы, опираясь на исследования
антропологов, этнологов, социологов усложняют
систему аргументации в пользу превосходства
европейской культуры над культурами
других регионов.
Одновременно развивались противоположные,
столь же бескомпромиссные взгляды.
К ним, в первую очередь,
следует отнести учение негритюда,
в котором речь идет о превосходстве
африканцев и достоинствах африканской
культуры. Сенегальский
философ и поэт Л.С.Сенгор изложил это
учение в работах «Дух цивилизации и достоинства
африканской культуры (1956), «Негритюд и
германизм (1965), «Негро-африканская эстетика»
(1964). Специфику африканской культуры Сенгор
связывает с психологией африканца, который
в отличие от европейца, органически связан
с природой, а поэтому лучше чувствует
форму и цвет, звуки и ритм, запах и прикосновение.
Он пользуется интуицией, а не рассудком,
опирается на чувства, а не на здравый
смысл. Из этого делается вывод об особой
пластичности, ритмичности и музыкальности
африканцев. Более того, африканцы,
по мнению Сенгора, более духовны, чем
европейцы, не склонны к индивидуализму
и испытывают самые глубокие религиозные
чувства. Европейцы в этой теории представлены
в совершенно негативном свете. Европеец
рассудочен, агрессивен, чрезмерно практичен,
и относиться к миру только как к средству
достижения своих эгоистических целей.
Итак, востокоцентристы, отстаивая свои
позиции, указывают на слияние восточного
человека с природой, преобладание чувств
над разумом, отсутствие агрессивности
и индивидуализма. В современной науке
представление о Востоке изменилось. Восток
рассматривается как символ особого пути
развития, в котором востоковеды видят
альтернативу цивилизованному Западу.
Таким образом, в основе рассмотренных
нами теорий лежит попытка
противопоставления одной культуры
всем остальным в качестве
подлинной и настоящей, обоснования
уникальности культуры своего
народа. Такая позиция называется культурологическим монизмом.
1
Кравченко А.И. Социология. М., 1999. С.158.
2
Философский энциклопедический словарь.
- М., 1983, С. 765.
3 Среди различных
субкультурных групп молодежи наиболее
популярными являются музыкальные и спортивные
фанаты ( металлисты, брейк-дансисты,
любители «диско», футбольные болельщики,
культуристы и т.д.). Меньшее распространение
в нашей стране получили группы, занятые
общественно-полезной деятельностью-
охраной памятников, защитой окружающей
среды, и др.
4 Автором этого термина
является американский социолог Т. Роззак,
который применил его для характеристики
молодежных движений протеста в странах
Запада в 60-70 годы ХХ века. В это время
в западных обществах наблюдался расцвет
контркультурных движений – студентов
радикалов, новых левых. Они выработали
новые теории в отношении образа жизни
и институтов западного общества, новые
модели поведения, идущие вразрез с общепринятыми
социальными нормами. Особенно характерным
проявлением контркультуры было движение
хиппи.
5
Сорокин П.А. Кризис нашего времени. /П.А.
Сорокин. Человек. Цивилизация. Общество.
М., 1992. С. 429 – 435.