Лекция по "Культурологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 20:17, лекция

Описание работы

Философия культуры изучает общие закономерности развития мирового культурно-исторического процесса, изучает структуру, закономерности развития, движущие силы мировой истории. Философский подход в культурологии проявляется в стремлении вскрыть универсальные закономерности развития культурной истории человечества, выявить факторы, лежащие в основе духовных устремлений и интересов людей.

Работа содержит 1 файл

Конспект по культурологии(1).doc

— 247.00 Кб (Скачать)
  • зарождение научных знаний;
  • возникновение первых религиозно-философских учений Востока;
  • формирование нового мировоззрения в рамках античной культуры.

        Формирование нового мировоззрения связано с процессом деструкции естественной событийной модели мироздания. Мифологическое мировоззрение (где существование человека ставилось в зависимость от богов и сил природы) сменяет новое представление о мире, где развитие личностных  качеств  открывало массу новых возможностей в различных сферах жизнедеятельности человека.

        Осевое время изменило облик  глобального культурно-исторического  процесса. Оно положило начало  делению культуры на два направления:  культуру Запада и культуру  Востока, послужив для них общей основой.

         

 

 

 

 

ЛЕКЦИЯ №6.

 

ТИПОЛОГИЧ КУЛЬТУРЫ (ВОСТОК И ЗАПАД).

 

  1.  Историческая  типология и характерные черты  восточной культуры.

        В конце ХIХ – начале ХХ веков в центре внимания ученых-востоковедов находились история и культура еврейского народа, Китай, Индия и арабо-мусульманский мир. В ХIХ веке были открыты следы древних цивилизаций Ближнего Востока, в ХХ веке – древнейшая цивилизация в Южной Индии. В обобщающих трудах, созданных классиками востоковедения (Г. Масперо, Эд. Мейер, Б. А. Тураев) главное внимание уделялось описанию и характеристике культурной, религиозной и политической истории древних цивилизаций. Широкое распространение получила концепция феодального характера древневосточных обществ. В трудах советских историков (В.В. Струве, В.И. Авдиев, Б.Б. Пиотровский и др.) была разработана концепция рабовладельческого общества. Ряд историков-марксистов в нашей стране и за рубежом развивали идею об азиатском способе производства в странах Востока. В теории локальных цивилизаций Шпенглера-Тойнби Восток представлял собой россыпь локальных культурно-исторический образований.  В современных типологических схемах, восходящих к М. Веберу в качестве трех основных составляющих восточной цивилизации рассматривают Индию, Китай, и Ближний Восток.

         Концепция Л.С. Васильева. Во всем многообразии восточных цивилизаций выделяется три структуры:

  • китайско-конфуцианская культура (Дальний Восток);
  • индо-буддийская культура (Средний Восток);
  • арабо-исламская культура (Ближний Восток).

Для всех локальных культур Востока  характерно стремление к сохранению устойчивого социального порядка  и сложившихся религиозных и  моральных стандартов поведения. Сущность этих социальных систем определяется азиатским способом производства и сводится к консервативной стабильности.

Концепция Л.И. Седова.  На основе теории Т. Парсонса, Седов выделяет четыре основных компонента социальной системы – экономический, социетальный, политический и ценностный. Социологическая теория Парсонса предусматривает возможность гипертрофированного развития одной из четырех социальных систем с превращением ее в фундамент общества-цивилизации. В этой связи, Седов рассматривает Запад как экономический тип общества, а восточные цивилизации соответствуют, в основном, «ценностному» (Китай), «социетальному» (Индия), политическому (Ближний Восток) типам.

 

  1. Историческая типология культуры Запада.

        В отличие от Востока, представленного  целым рядом локальных цивилизаций,  западная культура выступает  как единое образование. Культурно-историческая  традиция рассматривает западную  культуру как последовательность ступеней развития цивилизации, которая зародилась в бассейне Эгейского моря на основе крито-микенской  культуры:

  • классическая эллинская культура;
  • культура эллино-римского периода;
  • романо-германская культура христианского средневековья;
  • новоевропейская культура.

       Существуют разные точки зрения  на периодизацию западной культуры. Гегель и Тойнби рассматривают  две первые и две последние  эпохи как самостоятельные исторические  формы: античный и западный  миры. Для Маркса отличие между  цивилизациями Востока и эпохами античности и средневековья состоит в том, что первые базировались на азиатском способе производства. Однако, вместе с восточными цивилизациями они составляют докапиталистическую ступень исторического развития, которой резко противостоит капиталистическая эпоха Нового времени.

 

3.  Соотношение  культур Востока и Запада.

         Восток и Запад в культурологии  являются понятиями не географическими,  а культурно-историческими. В  этом контексте еще с ХIХ века культурологи ведут речь о соотношении культур, о путях культурного развития и о том, кто является лидером на этом пути. Так возникли идеи европоцентризма и востокоцентризма как культурные ориентиры.

      Истоки европоцентризма, как правило,  усматривают еще у древних  греков. Греки считали себя культурным народом, распространяющим свою эллинскую  культуру из района Эгейского моря на Север, Запад и Юг, т.е. повсюду, где были условия для колонизации. Что касается неосвоенных земель, то о населяющих их народах слагались самые невероятные легенды. Греки, к примеру, верили, что Испания так богата, что во время пожара там текут  реки расплавленного золота, но дикие жители этих мест ни на что не способны и питаются только желудями. Индию греки считали самой крайней страной на Востоке. Золото, которое там в огромном количестве охраняют гигантские муравьи (см. подробнее: Мареева Е.В. Теория культуры.  М., 2003. С. 113-115).

      Римляне,  будучи наследниками греков, знали  об окружающем мире значительно  больше. Римская колонизация сопровождалась  насаждением своей культуры на завоеванных территориях от быта и архитектуры городов-колоний до веры в языческих богов.  У римских императоров, безусловно, была претензия на мировое господство, которое во II веке казалось почти реальным. Эта тенденция проявилась позже и в политике Карла Великого, который стал сплачивать западноевропейские народы не только военной силой, но и силами христианской церкви во главе с папой.

     После открытия Нового Света территориальная и культурная экспансия европейцев становиться глобальной. С началом колонизации европейская цивилизация превратилась в планетарную силу, втягивающая в свою орбиту все новые народы и регионы.  Даже при мягких методах колонизации к другим народам все равно относились как к отставшим в своем развитии, а в их культуре видели, в лучшем случае, ступеньку на пути к европейской культуре.

      Попытки теоретического обоснования  европоцентризма впервые предпринимаются  в эпоху Просвещения. Именно  в этот период в адекватной  форме ставится вопрос о единой  мировой истории и культуре.   Представление  о многоликости и разнообразии культур вплоть до ХIХ века не находили места  в европейской науке.

      ХХ век также не избавил  идеологию от противостояния  европоцентризма и востокоцентризма. Более того, по мнению некоторых  исследователей, на сегодняшний день можно говорить об афроцентризме и американоцентризме.  Современные европоцентристы, опираясь  на исследования антропологов, этнологов, социологов усложняют систему аргументации в пользу превосходства европейской культуры над культурами других регионов. 

      Одновременно развивались противоположные,  столь же бескомпромиссные взгляды.  К ним, в первую очередь,  следует отнести учение негритюда,  в котором речь идет о превосходстве  африканцев и достоинствах африканской  культуры. Сенегальский философ и поэт Л.С.Сенгор изложил это учение в работах «Дух цивилизации и достоинства африканской культуры (1956), «Негритюд и германизм (1965), «Негро-африканская эстетика» (1964). Специфику африканской культуры Сенгор связывает с психологией африканца, который в отличие от европейца, органически связан с природой, а поэтому лучше чувствует форму и цвет, звуки и ритм, запах и прикосновение. Он пользуется интуицией, а не рассудком, опирается на чувства, а не на здравый смысл. Из этого делается вывод об особой пластичности, ритмичности и музыкальности африканцев.  Более того, африканцы, по мнению Сенгора,  более духовны, чем европейцы, не склонны к индивидуализму и испытывают самые глубокие религиозные чувства. Европейцы в этой теории представлены в совершенно негативном свете. Европеец рассудочен, агрессивен, чрезмерно практичен, и относиться к миру только как к средству достижения своих эгоистических целей.  Итак, востокоцентристы, отстаивая свои позиции, указывают на слияние восточного человека с природой, преобладание чувств над разумом, отсутствие агрессивности и индивидуализма. В современной науке представление о Востоке изменилось. Восток рассматривается как символ особого пути развития, в котором востоковеды видят альтернативу цивилизованному Западу.

      Таким образом, в основе рассмотренных  нами теорий лежит попытка  противопоставления одной культуры  всем остальным в качестве  подлинной и настоящей, обоснования  уникальности культуры своего  народа. Такая позиция называется культурологическим монизмом.

 

1  Кравченко А.И. Социология. М., 1999. С.158.

2  Философский энциклопедический словарь. -  М., 1983, С. 765.

3  Среди различных субкультурных групп молодежи наиболее популярными являются музыкальные и спортивные фанаты ( металлисты, брейк-дансисты,  любители «диско», футбольные болельщики, культуристы и т.д.).  Меньшее распространение в нашей стране получили группы, занятые общественно-полезной деятельностью- охраной памятников, защитой окружающей среды, и др.

4  Автором этого термина является американский социолог Т. Роззак, который применил его для характеристики молодежных движений протеста в странах Запада в 60-70 годы ХХ века.  В это время в западных обществах наблюдался расцвет контркультурных движений – студентов радикалов, новых левых. Они выработали новые теории в отношении образа жизни и институтов западного общества, новые модели поведения, идущие вразрез с общепринятыми социальными нормами. Особенно характерным проявлением контркультуры было движение хиппи.

 

5  Сорокин П.А. Кризис нашего времени. /П.А. Сорокин. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 429 – 435.


Информация о работе Лекция по "Культурологии"