ЛЕКЦИЯ №1.
ПРЕДМЕТ КУЛЬТУРОЛОГИИ
И ЕЕ ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ.
1. Предмет культурологии.
Культурология
- это комплексная гуманитарная
наука, объектом изучения которой
является культурно-исторический
процесс, а также явления и
памятники материальной и духовной
культуры. В структуру современного
культурологического знания входят следующие
научные направления:
Философия
культуры изучает общие закономерности
развития мирового культурно-исторического
процесса, изучает структуру, закономерности
развития, движущие силы мировой истории.
Философский подход в культурологии проявляется
в стремлении вскрыть универсальные закономерности
развития культурной истории человечества,
выявить факторы, лежащие в основе духовных
устремлений и интересов людей.
Социология
культуры. В контексте социологического
подхода культура – это система ценностей
и норм, присущих определенной социальной
общности, группе, народу или нации. Основные
категории: доминирующая культура, субкультура,
контркультура, этническая культура, национальная
культура.
Психология
культуры изучает поведение человека
в культуре, а также психологические аспекты
процессов социализации, инкультурации,
культурной адаптации.
Социальная
и культурная антропология.
- История возникновения культурологии.
Понятие «культура» известно
со времен античности, но теоретическая
основа культурологии, по мнению
многих ученых, сложилась только
в середине ХIХ в. Именно в это
время появился практический интерес
к этой области знания и сложились необходимые
и достаточные условия для ее развития.
Исследователи выделяют две причины становления
культурологии как самостоятельной науки.
Во-первых,
теоретическая база, разработанная представителями
французского (Вольтер, П. Гольбах, Д. Дидро)
и немецкого (Гердер) Просвещения.
Мыслители Просвещения в своих исследованиях
обращались к самым истокам человеческого
существования. Так, Гердер исследовал
роль языка в развитии человеческой культуры.
Он считал, что именно развитие языка как
продукта человеческого разума имело
определяющее значение на ранних стадиях
развития человеческого общества.
Ж.Ж. Руссо и Ш.Л. Монтескье
обратились к проблеме происхождения
общества. Они объясняли происхождение
общества и государства на
основе теории общественного
договора. «Общественный договор» - это
философская и юридическая доктрина, объясняющая
происхождение государственной власти
соглашением между людьми, вынужденными
перейти от необеспеченного защитой естественного
состояния к состоянию гражданскому. Критикуя
институты феодального государства и
права, Руссо призывал к изменению существующего
строя, считал, что так как государство
возникает на основе общественного договора,
то граждане могут расторгнуть этот договор
в случае злоупотребления властью. Права
на жизнь и свободу являются неотчуждаемыми.
Идеи Руссо нашли свое яркое выражение
в лозунгах французской революции 1789 г.
Вольтер рассматривал всемирное
культурно-историческое развитие
человечества в виде движения
от бессознательного существования
к осмысленной социальной структуре,
просвещенной цивилизации. Историк,
согласно Вольтеру, должен представить
существование человечества в виде повествования
о нравах, обычаях, традициях, законах,
о жизни великих и замечательных людей.
Изменение нравов, наук, искусств, ремесел
обусловлено развитием культуры, а она
в свою очередь определяется прогрессом
разума: «Люди постепенно посвящаются
картиной своих несчастий и глупости и,
со временем приходят к исправлению своих
понятий, люди учатся думать» (Voltaire F.M.
Oeuvres completes. Vol. 26. P.237.). Движущим фактором
истории, согласно Вольтеру, является
борьба мнений, и действия людей основываются
исключительно на их мнениях. Эти мнения
приобретают власть над умами, которые
вершат мировую историю. Великие
исторические события могут произойти
или не произойти в зависимости от ничтожных
случайностей (настроения монарха в данный
момент, каприза фаворитки, т.д.). Как
видим, Вольтер отрицает существование
объективных закономерностей исторического
процесса и выделяет особую роль личности
в истории.
Во-вторых,
открытие европейцами новых земель и продолжение
территориальной экспансии. В ХVII-ХVIII вв.
европейцами были освоены огромные новые
территории от юга Африки до Ближнего
Востока. Для того, чтобы усилить политическое
и экономическое влияние на местное население,
необходимо было изучить их культуру,
динамику развития, систематизировать
накопленный этнографический материал.
В этих условиях начинает активно развиваться
культурная антропология - важнейшее направление
современной культурологии, исследующее
процессы культурных контактов между
различными народами. Кафедры культурной
антропологии появляются в ведущих европейских
университетах. Наибольший научный авторитет
получила кафедра Оксфордского университета,
учрежденная в 1865 г. В 1871 г. создается
«Королевское Антропологическое Общество»
и вскоре «Антропологический
Институт Великобритании и Ирландии»,
руководил которым более 10 лет крупнейший
английский ученый Эдвард Барнет Тайлор
(1832-1917).
По мнению многих современных
ученых, культурология выделилась в самостоятельную
область только в середине ХХ в, когда
сложилась ее методология и категориальный
аппарат. С их точки зрения, рождение новой
науки произошло в США и автором такой
идеи стал ученик известного американского
антрополога Ф. Боаса – Лесли А. Уайт
(1900-1975). Его важнейшие работы: «Наука и
культура»(1949), «Эволюция культуры»
(1959), «Понятие культуры» (1973).
Лесли А. Уайта считают «отцом» культурологии
как самостоятельной науки. Он поставил
задачу обосновать отличие культурологии
от других наук и в частности от психологии
и социологии. По его мнению, понятие
«культура» позволяет уточнить самую
суть во взаимоотношениях человека с окружающим
миром. Отдельного человека он рассматривает
как некий организм, реагирующий на элементы
культуры как на внешние силы. Человеческое
поведение, с точки зрения Уайта, строго
определено внешними факторами как по
содержанию, так и по форме. Изучая систему
культуры, Уайт выделяет три ее составляющих:
- технологическая подсистема (материальные устройства для общения с природой),
- социальная подсистема
(способы и типы поведения в обществе),
- идеологическая подсистема (идеи, образы, верования).
На всех этих уровнях культура
существует за счет символических форм. И культурология,
с его точки зрения, является главенствующей
наукой, так как исследует фундамент человеческой
жизни. Социальное общение является лишь
функцией культуры, ее производной. Поэтому,
такие науки как социология и психология,
по мнению Л. А. Уайта, вторичны по отношению
к культурологии и зависят от нее.
- Понятие культуры.
Культура – это система ценностей, жизненных
представлений, образцов поведения, совокупность
способов и приемов человеческой деятельности,
опредмеченных в материальных носителях
и передаваемых будущим поколениям.
Культура имеет множество значений.
- Культура как сфера общественной жизни, получившая институциональное закрепление.
- Культура как совокупность духовных ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации (элитарная и массовая, народная,
культура социальных общностей, и др.).
- Культура как мера овладения духовными достижениями человечества. 1
Термин
культура латинского происхождения
и первоначально означал возделывание
почвы, ее культивирование.
В этом контексте под культурой понимались
все изменения, происходящие под воздействием
человека, в отличии от тех, которые были
вызваны естественными причинами.
В современной научной литературе существуют
сотни определений культуры, однако поиски
новых смыслов культуры не прекращаются
и в наши дни. Несомненно, что понятие
культура обозначает универсальное отношение
человека к миру, через которое человек
создает мир и себя. Приведем некоторые
определения культуры:
- Культура как совокупность созданных человеком ценностей.
- Культура представляет собой меру человеческого в человеке. (Введение в философию. - М., 1989. Т.2. С. 525-526).
- Культура- это конфигурация условного поведения и его результатов, составные элементы которого разделяются и передаются членами данного общества (Линтон Р.).
- Культура это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и накопленных человечеством в процессе исторического развития.
- Культура это совокупность материальных и духовных ценностей, а также способ их создания, умение их использовать для дальнейшего прогресса человечества, передавать от поколения к поколению (А.Спиркин).
- Культура- это процесс самоосвобождения человека, в котором он доказывает свою способность создавать свой собственный идеальный мир, а язык, религия, искусство, философия и наука выступают как фазы этого процесса (Э.Кассирер).
Как видим, все определения
так или иначе связаны с
деятельностью человека. Культура
не существует вне человека. Она
изначально создана человеком,
и порождена тем,
что он постоянно стремится искать смысл
своей жизни и деятельности.
4. Функции культуры.
Культура имеет огромное значение
в жизни общества, выполняя разнообразные
функции. Среди них выделяют
следующие основные.
- Гуманистическая функция культуры является основной, так как способствует
формированию
морального сознания (т.е. представлений
человека о добре и зле, долге,
справедливости, счастье, смысле жизни
и т.д.). Гуманизм - это система
взглядов, признающая ценность человека как личности, его
право на свободу, счастье, проявление
своих творческих способностей. Гуманизм
провозглашает идеи справедливости, свободы,
равенства и братства как норму взаимоотношений
между людьми.
- Информативная (как способ трансляции социального опыта). Культура каждого конкретно исторического этапа представляет собой унаследованное и освоенное прошлое, но это прошлое всегда находится в настоящем. Меняются времена, люди, и чтобы понять смысл их поведения, нужно изучить их культуру, которая оказываясь в настоящем, актуализирует прошлое и формирует будущее. Усваивая созданную ранее культуру, человек одновременно делает её предпосылкой своей будущей деятельности, создавая новые средства и способы, которые приходят на смену традиционным формам.
- Гносеологическая функция культуры отражает результат познания человеком окружающего мира и самого себя и способствует накоплению знаний о мире. Результаты познания и самопознания при помощи различных форм общения передаются от одного поколения к другому, от одного народа к другим народам.
- Регулятивная функция характеризует влияние культуры на поведение людей, опираясь на нормы морали и права. Только тот человек, который постоянно сверяет свои поступки и помыслы на предмет соотнесения их с высшими ценностями может считать себя высоконравственной личностью, а, следовательно, и культурной.
- Аксиологическая (ценностноориентирующая) функция культуры отражает процесс формирования духовного мира человека, определяет какие факторы лежат в основе духовных интересов , способствует установлению и поддержанию определенной системы ценностей.
ЛЕКЦИЯ №2.
МОРФОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
- 1. Культура как форма передачи социального опыта.
Существуют
различные способы анализа структуры
культуры. Поскольку культура выступает,
прежде всего, как предпосылка всех видов
социально-значимой деятельности, то основными
элементами ее структуры выступают формы
фиксации и передачи социального опыта.
В этом контексте основными составляющими
культуры являются: язык, обычаи, традиции,
ценности и нормы.
- Язык – это система условных символов,
находящихся в соответствии с определенными
объектами. Язык играет важнейшую роль
в процессе социализации личности. При
помощи языка происходит усвоение культурных
норм, освоение социальных ролей, формирование
моделей поведения. У каждого человека
есть свой культурно-речевой статус, обозначающий
принадлежность к конкретному типу языковой
культуры: высокому литературному языку,
просторечию, местному диалекту.
- Традиция – это форма социокультурного воспроизводства,
связанная с передачей из поколения в
поколение базисных элементов нормативной
культуры: символов, обычаев, манер, языка.
Необходимость сохранения этих базисных
норм определяется самим фактом их существования
в прошлом.
- Социальная норма – это форма социокультурной регуляции
в определенной социальной сфере, характеризующая
принадлежность индивида к данной социальной
группе. Социальная норма устанавливает
допустимые границы деятельности представителей
конкретных социальных групп, обеспечивает
предсказуемость, стандартность поведения
людей в соответствии с их социальными
статусами.
- Ценность – это категория, указывающая на
человеческое, социальное и культурное
значение определенных явлений действительности2.
Каждая историческая эпоха характеризуется
специфическим набором и определенной
иерархией ценностей. Такая система ценностей
выступает в качестве высшего уровня социальной
регуляции, составляет основу формирования
личности и поддержания в обществе нормативного
порядка.
2. Материальная и
духовная культура.
Рассматривая
культуру по ее носителю, выделяют
материальную и духовную культуру.
- Материальная культура включает в себя все сферы материальной
деятельности и ее результаты: жилища,
одежда, предметы и средства труда, предметы
потребления и др. То есть, те элементы,
которые обслуживают естественно-органические
потребности человека относятся к материальной
культуре, которая в прямом смысле своим
содержанием удовлетворяет эти потребности.
- Духовная культура включает в себя все сферы деятельности
и ее продукты: познание, воспитание,
просвещение, право, философию, религию,
искусство. Духовная культура связана,
прежде всего, не с удовлетворением потребности,
а с развитием способностей человека,
имеющих всеобщее значение.