Лекция по "Культурологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 20:17, лекция

Описание работы

Философия культуры изучает общие закономерности развития мирового культурно-исторического процесса, изучает структуру, закономерности развития, движущие силы мировой истории. Философский подход в культурологии проявляется в стремлении вскрыть универсальные закономерности развития культурной истории человечества, выявить факторы, лежащие в основе духовных устремлений и интересов людей.

Работа содержит 1 файл

Конспект по культурологии(1).doc

— 247.00 Кб (Скачать)

ЛЕКЦИЯ №1.

ПРЕДМЕТ КУЛЬТУРОЛОГИИ  И ЕЕ ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ.

 

1. Предмет культурологии.

    Культурология  - это комплексная гуманитарная  наука, объектом изучения которой  является культурно-исторический  процесс, а также явления и  памятники материальной и духовной культуры.  В структуру современного культурологического знания входят следующие научные направления:

      Философия  культуры изучает общие закономерности развития мирового культурно-исторического процесса,  изучает структуру, закономерности развития, движущие силы мировой истории. Философский подход в культурологии проявляется в стремлении вскрыть универсальные закономерности развития культурной истории человечества, выявить факторы, лежащие в основе духовных устремлений и интересов людей.

      Социология культуры. В контексте социологического подхода культура – это система ценностей и норм, присущих определенной социальной общности, группе, народу или нации. Основные категории: доминирующая культура, субкультура, контркультура, этническая культура, национальная культура.

     Психология культуры изучает поведение человека в культуре, а также психологические аспекты процессов социализации, инкультурации, культурной адаптации.

     Социальная и культурная антропология.

 

  1. История возникновения культурологии. 

   Понятие «культура» известно  со времен античности,  но теоретическая  основа культурологии, по мнению  многих ученых, сложилась только  в середине ХIХ в. Именно в это время появился практический интерес к этой области знания и сложились необходимые и достаточные условия для ее развития. Исследователи выделяют две причины становления культурологии как самостоятельной науки.

      Во-первых,  теоретическая база, разработанная представителями французского (Вольтер, П. Гольбах, Д. Дидро) и немецкого (Гердер) Просвещения.  Мыслители Просвещения в своих исследованиях обращались к самым истокам человеческого существования. Так, Гердер исследовал   роль языка в развитии человеческой культуры. Он считал, что именно развитие языка как продукта человеческого разума имело определяющее значение на ранних стадиях развития человеческого общества.

      Ж.Ж. Руссо  и  Ш.Л. Монтескье  обратились к проблеме происхождения  общества. Они объясняли происхождение  общества и государства на  основе теории общественного  договора. «Общественный договор» - это философская и юридическая доктрина, объясняющая происхождение государственной власти соглашением между людьми, вынужденными перейти от необеспеченного защитой естественного состояния к состоянию гражданскому. Критикуя институты феодального государства и права, Руссо призывал к изменению существующего строя, считал, что так как государство возникает на основе общественного договора, то граждане могут расторгнуть этот договор в случае злоупотребления властью. Права на жизнь и свободу являются неотчуждаемыми. Идеи Руссо нашли свое яркое выражение в лозунгах французской революции 1789 г.

     Вольтер рассматривал всемирное  культурно-историческое развитие  человечества в виде движения  от бессознательного существования  к осмысленной социальной структуре, просвещенной цивилизации.  Историк, согласно Вольтеру, должен представить существование человечества в виде повествования о нравах, обычаях, традициях, законах, о жизни великих и замечательных людей. Изменение нравов, наук, искусств, ремесел обусловлено развитием культуры, а она в свою очередь определяется прогрессом разума: «Люди постепенно посвящаются картиной своих несчастий и глупости и, со временем приходят к исправлению своих понятий, люди учатся думать» (Voltaire F.M.  Oeuvres completes. Vol. 26. P.237.). Движущим фактором истории, согласно Вольтеру, является борьба мнений, и действия людей основываются исключительно на их мнениях. Эти мнения приобретают власть над умами, которые вершат мировую историю.  Великие       исторические события  могут произойти  или не произойти в зависимости от ничтожных случайностей (настроения монарха в данный момент, каприза фаворитки, т.д.).  Как видим, Вольтер отрицает существование объективных закономерностей исторического процесса и выделяет особую роль личности в истории.

      Во-вторых, открытие европейцами новых земель и продолжение территориальной экспансии.  В ХVII-ХVIII вв. европейцами были освоены огромные новые территории от юга Африки до Ближнего Востока. Для того, чтобы усилить политическое и экономическое влияние на местное население, необходимо было изучить их культуру,  динамику развития, систематизировать накопленный этнографический материал. В этих условиях начинает активно развиваться культурная антропология - важнейшее направление современной культурологии, исследующее процессы культурных контактов между различными народами. Кафедры культурной антропологии появляются в ведущих европейских университетах. Наибольший научный авторитет получила кафедра Оксфордского университета, учрежденная в 1865 г.   В 1871 г. создается «Королевское Антропологическое Общество» и   вскоре  «Антропологический Институт Великобритании и Ирландии», руководил которым более 10 лет крупнейший английский ученый  Эдвард Барнет Тайлор (1832-1917).

     По мнению многих современных ученых, культурология выделилась в самостоятельную область только в середине ХХ в, когда сложилась ее методология и категориальный аппарат. С их точки зрения, рождение новой науки произошло в США и автором такой идеи стал ученик известного американского антрополога Ф. Боаса – Лесли  А. Уайт (1900-1975). Его важнейшие работы: «Наука и культура»(1949),  «Эволюция культуры» (1959),  «Понятие культуры» (1973).    Лесли А. Уайта считают «отцом» культурологии как самостоятельной науки. Он поставил задачу обосновать отличие культурологии  от других наук и в частности от психологии и социологии.  По его мнению, понятие «культура» позволяет уточнить самую суть во взаимоотношениях человека с окружающим миром.  Отдельного человека он рассматривает как некий организм, реагирующий на элементы культуры как на внешние силы. Человеческое поведение, с точки зрения Уайта, строго определено внешними факторами как по содержанию, так и по форме. Изучая систему культуры, Уайт выделяет три ее составляющих:

  • технологическая подсистема (материальные устройства для общения с природой),
  • социальная подсистема  (способы и типы поведения в обществе),
  • идеологическая подсистема (идеи, образы, верования).

    На всех этих уровнях культура  существует за счет символических форм. И культурология, с его точки зрения, является главенствующей наукой, так как исследует фундамент человеческой жизни. Социальное общение является лишь функцией культуры, ее производной. Поэтому, такие науки как социология и психология, по мнению Л. А. Уайта, вторичны по отношению к культурологии и зависят от нее.

 

  1. Понятие культуры. 

           Культура – это система ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, совокупность способов и приемов человеческой деятельности, опредмеченных в материальных носителях и передаваемых будущим поколениям.  Культура имеет множество значений.

  • Культура как сфера общественной жизни, получившая институциональное закрепление.
  • Культура как совокупность духовных ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации (элитарная и массовая, народная, культура социальных общностей, и др.).
  • Культура как мера овладения духовными достижениями человечества. 1

Термин  культура латинского происхождения  и первоначально означал возделывание почвы, ее культивирование.  В этом контексте под культурой понимались все изменения, происходящие под воздействием человека, в отличии от тех, которые были вызваны естественными причинами.  В современной научной литературе существуют сотни определений культуры, однако поиски новых смыслов культуры не прекращаются и в наши дни.  Несомненно, что понятие культура обозначает универсальное отношение человека к миру, через которое человек создает мир и себя.  Приведем некоторые определения культуры:

  • Культура как совокупность созданных человеком ценностей.
  • Культура представляет собой меру человеческого в человеке. (Введение в философию. - М., 1989. Т.2. С. 525-526).
  • Культура- это конфигурация условного поведения и его результатов, составные элементы которого разделяются и передаются членами данного общества (Линтон Р.).
  • Культура это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и накопленных человечеством в процессе исторического развития.
  • Культура это совокупность материальных и духовных ценностей, а также способ их создания, умение их использовать для дальнейшего прогресса человечества, передавать от поколения к поколению (А.Спиркин).
  • Культура- это процесс самоосвобождения человека, в котором он доказывает свою способность создавать свой собственный идеальный мир, а язык, религия, искусство, философия и наука выступают как фазы этого процесса (Э.Кассирер).

          Как видим, все определения  так или иначе связаны с  деятельностью человека. Культура  не существует вне человека. Она  изначально создана человеком,  и порождена тем, что он постоянно стремится искать смысл своей жизни и деятельности.

 

4. Функции культуры.

      Культура имеет огромное значение  в жизни общества, выполняя разнообразные       функции. Среди них выделяют  следующие основные.

  •       Гуманистическая функция культуры является основной, так как  способствует

формированию  морального сознания (т.е. представлений  человека о добре и зле, долге, справедливости, счастье, смысле жизни  и т.д.). Гуманизм - это система  взглядов, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, проявление своих творческих способностей. Гуманизм провозглашает идеи справедливости, свободы, равенства и братства как норму взаимоотношений между людьми.

  •      Информативная (как способ трансляции социального опыта).  Культура каждого конкретно исторического этапа представляет собой унаследованное и освоенное прошлое, но это прошлое всегда находится в настоящем.  Меняются времена, люди, и чтобы понять смысл их поведения, нужно изучить их культуру, которая оказываясь в настоящем, актуализирует прошлое и формирует будущее. Усваивая созданную ранее культуру, человек одновременно делает её предпосылкой своей будущей деятельности, создавая новые средства и способы, которые приходят на смену традиционным формам.
  •    Гносеологическая функция культуры отражает результат познания человеком окружающего мира и самого себя  и способствует накоплению знаний о мире.  Результаты познания и самопознания при помощи различных форм общения передаются от одного поколения к другому, от одного народа к другим народам.
  •     Регулятивная функция характеризует влияние культуры на поведение людей, опираясь на нормы морали и права.  Только тот человек, который постоянно сверяет свои поступки и помыслы на предмет соотнесения их с высшими ценностями может считать себя высоконравственной личностью, а, следовательно, и  культурной.
  •      Аксиологическая (ценностноориентирующая) функция культуры отражает процесс формирования духовного мира человека, определяет какие факторы лежат в основе духовных интересов , способствует установлению и поддержанию определенной системы ценностей.

 

 

 

 

 

ЛЕКЦИЯ №2.

 

                                                      МОРФОЛОГИЯ  КУЛЬТУРЫ

 

  1. 1. Культура как форма передачи социального опыта.

          Существуют  различные способы анализа структуры культуры. Поскольку культура выступает, прежде всего, как предпосылка всех видов социально-значимой деятельности, то основными элементами ее структуры выступают формы фиксации и передачи социального опыта. В этом контексте основными составляющими культуры являются: язык, обычаи, традиции, ценности и нормы.

  • Язык – это система условных символов, находящихся в соответствии с определенными объектами. Язык играет важнейшую роль в процессе социализации личности. При помощи языка происходит усвоение культурных норм, освоение социальных ролей, формирование моделей поведения. У каждого человека есть свой культурно-речевой статус, обозначающий принадлежность к конкретному типу языковой культуры: высокому литературному языку, просторечию, местному диалекту.
  • Традиция – это форма социокультурного воспроизводства, связанная с передачей из поколения в поколение базисных элементов нормативной культуры: символов, обычаев, манер, языка. Необходимость сохранения этих базисных норм определяется самим фактом их существования в прошлом.
  • Социальная норма – это форма социокультурной регуляции в определенной социальной сфере, характеризующая принадлежность индивида к данной социальной группе. Социальная норма устанавливает допустимые границы деятельности представителей конкретных социальных групп, обеспечивает предсказуемость, стандартность поведения людей в соответствии с их социальными статусами. 
  • Ценность – это категория, указывающая на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности2. Каждая историческая эпоха характеризуется специфическим набором и определенной иерархией ценностей. Такая система ценностей выступает в качестве высшего уровня социальной регуляции, составляет основу формирования личности и поддержания в обществе нормативного порядка.

 

2.  Материальная и  духовная культура.

        Рассматривая  культуру по ее носителю, выделяют  материальную и духовную культуру.

  • Материальная культура включает в себя все сферы материальной деятельности и ее результаты: жилища, одежда, предметы и средства труда, предметы потребления и др. То есть, те элементы, которые обслуживают естественно-органические потребности человека относятся к материальной культуре, которая в прямом смысле своим содержанием удовлетворяет эти потребности.
  • Духовная культура включает в себя все сферы деятельности и ее продукты: познание,  воспитание, просвещение, право, философию, религию, искусство. Духовная культура связана, прежде всего, не с удовлетворением потребности, а с развитием способностей человека, имеющих всеобщее значение.

Информация о работе Лекция по "Культурологии"