ЛЕКЦИЯ №1.
ПРЕДМЕТ КУЛЬТУРОЛОГИИ 
И ЕЕ ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ.
 
1. Предмет культурологии.
    Культурология 
- это комплексная гуманитарная 
наука, объектом изучения которой 
является культурно-исторический 
процесс, а также явления и 
памятники материальной и духовной 
культуры.  В структуру современного 
культурологического знания входят следующие 
научные направления:
      Философия  
культуры изучает общие закономерности 
развития мирового культурно-исторического 
процесса,  изучает структуру, закономерности 
развития, движущие силы мировой истории. 
Философский подход в культурологии проявляется 
в стремлении вскрыть универсальные закономерности 
развития культурной истории человечества, 
выявить факторы, лежащие в основе духовных 
устремлений и интересов людей. 
      Социология 
культуры. В контексте социологического 
подхода культура – это система ценностей 
и норм, присущих определенной социальной 
общности, группе, народу или нации. Основные 
категории: доминирующая культура, субкультура, 
контркультура, этническая культура, национальная 
культура.
     Психология 
культуры изучает поведение человека 
в культуре, а также психологические аспекты 
процессов социализации, инкультурации, 
культурной адаптации.
     Социальная 
и культурная антропология.
 
  - История возникновения культурологии.  
   
Понятие «культура» известно  
со времен античности,  но теоретическая 
основа культурологии, по мнению 
многих ученых, сложилась только 
в середине ХIХ в. Именно в это 
время появился практический интерес 
к этой области знания и сложились необходимые 
и достаточные условия для ее развития. 
Исследователи выделяют две причины становления 
культурологии как самостоятельной науки.
      Во-первых,  
теоретическая база, разработанная представителями 
французского (Вольтер, П. Гольбах, Д. Дидро) 
и немецкого (Гердер) Просвещения.  
Мыслители Просвещения в своих исследованиях 
обращались к самым истокам человеческого 
существования. Так, Гердер исследовал   
роль языка  в развитии человеческой культуры. 
Он считал, что именно развитие языка как 
продукта человеческого разума имело 
определяющее значение на ранних стадиях 
развития человеческого общества.
      
Ж.Ж. Руссо  и  Ш.Л. Монтескье 
обратились к проблеме происхождения 
общества. Они объясняли происхождение 
общества и государства на 
основе теории общественного 
договора. «Общественный договор» - это 
философская и юридическая доктрина, объясняющая 
происхождение государственной власти 
соглашением между людьми, вынужденными 
перейти от необеспеченного защитой естественного 
состояния к состоянию гражданскому. Критикуя 
институты феодального государства и 
права, Руссо призывал к изменению существующего 
строя, считал, что так как государство 
возникает на основе общественного договора, 
то граждане могут расторгнуть этот договор 
в случае злоупотребления властью. Права 
на жизнь и свободу являются неотчуждаемыми. 
Идеи Руссо нашли свое яркое выражение 
в лозунгах французской революции 1789 г.
     
Вольтер рассматривал всемирное 
культурно-историческое развитие 
человечества в виде движения  
от бессознательного существования 
к осмысленной социальной структуре, 
просвещенной цивилизации.  Историк, 
согласно Вольтеру, должен представить 
существование человечества в виде повествования 
о нравах, обычаях, традициях, законах, 
о жизни великих и замечательных людей. 
Изменение нравов, наук, искусств, ремесел 
обусловлено развитием культуры, а она 
в свою очередь определяется прогрессом 
разума: «Люди постепенно посвящаются 
картиной своих несчастий и глупости и, 
со временем приходят к исправлению своих 
понятий, люди учатся думать» (Voltaire F.M.  
Oeuvres completes. Vol. 26. P.237.). Движущим фактором 
истории, согласно Вольтеру, является 
борьба мнений, и действия людей основываются 
исключительно на их мнениях. Эти мнения 
приобретают власть над умами, которые 
вершат мировую историю.  Великие       
исторические события  могут произойти  
или не произойти в зависимости от ничтожных 
случайностей (настроения монарха в данный 
момент, каприза фаворитки, т.д.).  Как 
видим, Вольтер отрицает существование 
объективных закономерностей исторического 
процесса и выделяет особую роль личности 
в истории.
      Во-вторых, 
открытие европейцами новых земель и продолжение 
территориальной экспансии.  В ХVII-ХVIII вв. 
европейцами были освоены огромные новые 
территории от юга Африки до Ближнего 
Востока. Для того, чтобы усилить политическое 
и экономическое влияние на местное население, 
необходимо было изучить их культуру,  
динамику развития, систематизировать 
накопленный этнографический материал. 
В этих условиях начинает активно развиваться 
культурная антропология - важнейшее направление 
современной культурологии, исследующее 
процессы культурных контактов между 
различными народами. Кафедры культурной 
антропологии появляются в ведущих европейских 
университетах. Наибольший научный авторитет 
получила кафедра Оксфордского университета, 
учрежденная в 1865 г.   В 1871 г. создается 
«Королевское Антропологическое Общество» 
и   вскоре  «Антропологический 
Институт Великобритании и Ирландии», 
руководил которым более 10 лет крупнейший 
английский ученый  Эдвард Барнет Тайлор 
(1832-1917). 
     
По мнению многих современных 
ученых, культурология выделилась в самостоятельную 
область только в середине ХХ в, когда 
сложилась ее методология и категориальный 
аппарат. С их точки зрения, рождение новой 
науки произошло в США и автором такой 
идеи стал ученик известного американского 
антрополога Ф. Боаса – Лесли  А. Уайт 
(1900-1975). Его важнейшие работы: «Наука и 
культура»(1949),  «Эволюция культуры» 
(1959),  «Понятие культуры» (1973).    
Лесли А. Уайта считают «отцом» культурологии 
как самостоятельной науки. Он поставил 
задачу обосновать отличие культурологии  
от других наук и в частности от психологии 
и социологии.  По его мнению, понятие 
«культура» позволяет уточнить самую 
суть во взаимоотношениях человека с окружающим 
миром.  Отдельного человека он рассматривает 
как некий организм, реагирующий на элементы 
культуры как на внешние силы. Человеческое 
поведение, с точки зрения Уайта, строго 
определено внешними факторами как по 
содержанию, так и по форме. Изучая систему 
культуры, Уайт выделяет три ее составляющих:
  - технологическая подсистема (материальные устройства для общения с природой),
- социальная подсистема  
  (способы и типы поведения в обществе),
- идеологическая подсистема (идеи, образы, верования).
    
На всех этих уровнях культура 
существует за счет символических форм. И культурология, 
с его точки зрения, является главенствующей 
наукой, так как исследует фундамент человеческой 
жизни. Социальное общение является лишь 
функцией культуры, ее производной. Поэтому, 
такие науки как социология и психология, 
по мнению Л. А. Уайта, вторичны по отношению 
к  культурологии и зависят от нее.
 
  - Понятие культуры.  
           Культура – это система ценностей, жизненных 
представлений, образцов поведения, совокупность 
способов и приемов человеческой деятельности, 
опредмеченных в материальных носителях 
и передаваемых будущим поколениям.  
Культура имеет множество значений.
  - Культура как сфера общественной жизни, получившая институциональное закрепление. 
- Культура как совокупность духовных ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации (элитарная и массовая, народная, 
  культура социальных общностей, и др.).
- Культура как мера овладения духовными достижениями человечества. 1
  
Термин 
культура латинского происхождения 
и первоначально означал возделывание 
почвы, ее культивирование.  
В этом контексте под культурой понимались 
все изменения, происходящие под воздействием 
человека, в отличии от тех, которые были 
вызваны естественными причинами.  
В современной научной литературе существуют 
сотни определений культуры, однако поиски 
новых смыслов культуры не прекращаются 
и в наши дни.  Несомненно, что понятие 
культура обозначает универсальное отношение 
человека к миру, через которое человек 
создает мир и себя.  Приведем некоторые 
определения культуры:
  - Культура как совокупность созданных человеком ценностей.
- Культура представляет собой меру человеческого в человеке. (Введение в философию. - М., 1989. Т.2. С. 525-526).
- Культура- это конфигурация условного поведения и его результатов, составные элементы которого разделяются и передаются членами данного общества (Линтон Р.).
- Культура это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и накопленных человечеством в процессе исторического развития.
- Культура это совокупность материальных и духовных ценностей, а также способ их создания, умение их использовать для дальнейшего прогресса человечества, передавать от поколения к поколению (А.Спиркин).
- Культура- это процесс самоосвобождения человека, в котором он доказывает свою способность создавать свой собственный идеальный мир, а язык, религия, искусство, философия и наука выступают как фазы этого процесса (Э.Кассирер).
          
Как видим, все определения 
так или иначе связаны с 
деятельностью человека. Культура 
не существует вне человека. Она 
изначально создана человеком,  
и порождена тем, 
что он постоянно стремится искать смысл 
своей жизни и деятельности.
 
4. Функции культуры.
      
Культура имеет огромное значение 
в жизни общества, выполняя разнообразные       
функции. Среди них выделяют 
следующие основные.
  -       Гуманистическая функция культуры является основной, так как  способствует
формированию 
морального сознания (т.е. представлений 
человека о добре и зле, долге, 
справедливости, счастье, смысле жизни 
и т.д.). Гуманизм - это система 
взглядов, признающая ценность человека как личности, его 
право на свободу, счастье, проявление 
своих творческих способностей. Гуманизм 
провозглашает идеи справедливости, свободы, 
равенства и братства как норму взаимоотношений 
между людьми.
  -      Информативная (как способ трансляции социального опыта).  Культура каждого конкретно исторического этапа представляет собой унаследованное и освоенное прошлое, но это прошлое всегда находится в настоящем.  Меняются времена, люди, и чтобы понять смысл их поведения, нужно изучить их культуру, которая оказываясь в настоящем, актуализирует прошлое и формирует будущее. Усваивая созданную ранее культуру, человек одновременно делает её предпосылкой своей будущей деятельности, создавая новые средства и способы, которые приходят на смену традиционным формам.
-    Гносеологическая функция культуры отражает результат познания человеком окружающего мира и самого себя  и способствует накоплению знаний о мире.  Результаты познания и самопознания при помощи различных форм общения передаются от одного поколения к другому, от одного народа к другим народам.
-     Регулятивная функция характеризует влияние культуры на поведение людей, опираясь на нормы морали и права.  Только тот человек, который постоянно сверяет свои поступки и помыслы на предмет соотнесения их с высшими ценностями может считать себя высоконравственной личностью, а, следовательно, и  культурной.
-      Аксиологическая (ценностноориентирующая) функция культуры отражает процесс формирования духовного мира человека, определяет какие факторы лежат в основе духовных интересов , способствует установлению и поддержанию определенной системы ценностей.
 
 
 
 
 
ЛЕКЦИЯ №2.
 
                                                      
МОРФОЛОГИЯ  КУЛЬТУРЫ
 
  - 1. Культура как форма передачи социального опыта.
          Существуют 
различные способы анализа структуры 
культуры. Поскольку культура выступает, 
прежде всего, как предпосылка всех видов 
социально-значимой деятельности, то основными 
элементами ее структуры выступают формы 
фиксации и передачи социального опыта. 
В этом контексте основными составляющими 
культуры являются: язык, обычаи, традиции, 
ценности и нормы.
  - Язык – это система условных символов, 
  находящихся в соответствии с определенными 
  объектами. Язык играет важнейшую роль 
  в процессе социализации личности. При 
  помощи языка происходит усвоение культурных 
  норм, освоение социальных ролей, формирование 
  моделей поведения. У каждого человека 
  есть свой культурно-речевой статус, обозначающий 
  принадлежность к конкретному типу языковой 
  культуры: высокому литературному языку, 
  просторечию, местному диалекту.
- Традиция – это форма социокультурного воспроизводства, 
  связанная с передачей из поколения в 
  поколение базисных элементов нормативной 
  культуры: символов, обычаев, манер, языка. 
  Необходимость сохранения этих базисных 
  норм определяется самим фактом их существования 
  в прошлом. 
- Социальная норма – это форма социокультурной регуляции 
  в определенной социальной сфере, характеризующая 
  принадлежность индивида к данной социальной 
  группе. Социальная норма устанавливает 
  допустимые границы деятельности представителей 
  конкретных социальных групп, обеспечивает 
  предсказуемость, стандартность поведения 
  людей в соответствии с их социальными 
  статусами.  
-  Ценность – это категория, указывающая на 
  человеческое, социальное и культурное 
  значение определенных явлений действительности2. 
  Каждая историческая эпоха характеризуется 
  специфическим набором и определенной 
  иерархией ценностей. Такая система ценностей 
  выступает в качестве высшего уровня социальной 
  регуляции, составляет основу формирования 
  личности и поддержания в обществе нормативного 
  порядка.
 
2.  Материальная и 
духовная культура.
        Рассматривая 
культуру по ее носителю, выделяют 
материальную и духовную культуру.
  - Материальная культура включает в себя все сферы материальной 
  деятельности и ее результаты: жилища, 
  одежда, предметы и средства труда, предметы 
  потребления и др. То есть, те элементы, 
  которые обслуживают естественно-органические 
  потребности человека относятся к материальной 
  культуре, которая в прямом смысле своим 
  содержанием удовлетворяет эти потребности.
- Духовная культура включает в себя все сферы деятельности 
  и ее продукты: познание,  воспитание, 
  просвещение, право, философию, религию, 
  искусство. Духовная культура связана, 
  прежде всего, не с удовлетворением потребности, 
  а с развитием способностей человека, 
  имеющих всеобщее значение.