Лекции по культурологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 10:25, курс лекций

Описание работы

В обыденной жизни понятие культура выступает как собирательный образ, который включает в себя религию, науку, искусство и т.д. Именно культура отличает человека от всех других существ. Понятие «культура» происходит с латинского языка, первоначально обозначала возделывание земли, земледелие, обработка, уход. Начиная с 1-го века до н.э. слово Культура стало обозначать воспитание человека, развитие его души, образования. В первые такое употребление термина встречается в трудах Цицерона. Понятие «культура» обозначает универсальное отношение человека к миру, через которое он создает мир и самого себя.
Многозначность понятия «культура».
Понятие «культура» выступает как некий образец, нечто нормативное, на которое должно равняться своего рода стандарт поступков, внутренне присущий каждому человеку. Понятие «культура» может трактоваться как характеризующее свойство человека в сфере социального поведения, включающая в себя тактичность, уважение, умение найти меру своим поступкам и т.д. Понятие «культура» отождествляется с образованностью, интелегентностью. В этом случае образованность во внутреннем мире личности, делая её носителем качеств, полагаемых как культурные. Понятие «культура» применяется для характеристики качественного состояния тех или иных явлений. Сюда можно отнести книги с названием «Культура жилища» и т.д.

Работа содержит 1 файл

Kulturologia.docx

— 48.48 Кб (Скачать)

Исамухамедова Татьяна Александровна

Культурология.

Лекция 1 (03.09.2011) 

      В обыденной жизни понятие культура выступает как собирательный образ, который включает в себя религию, науку, искусство и т.д. Именно культура отличает человека от всех других существ. Понятие «культура» происходит с латинского языка, первоначально обозначала возделывание земли, земледелие, обработка, уход. Начиная с 1-го века до н.э. слово Культура стало обозначать воспитание человека, развитие его души, образования. В первые такое употребление термина встречается в трудах Цицерона. Понятие «культура» обозначает универсальное отношение человека к миру, через которое он создает мир и самого себя.

      Многозначность  понятия «культура».

      Понятие «культура» выступает как некий  образец, нечто нормативное, на которое должно равняться своего рода стандарт поступков, внутренне присущий каждому человеку. Понятие «культура» может трактоваться как характеризующее свойство человека в сфере социального поведения, включающая в себя тактичность, уважение, умение найти меру своим поступкам и т.д. Понятие «культура» отождествляется с образованностью, интелегентностью. В этом случае образованность во внутреннем мире личности, делая её носителем качеств, полагаемых как культурные. Понятие «культура» применяется для характеристики качественного состояния тех или иных явлений. Сюда можно отнести книги с названием «Культура жилища» и т.д.

      Понятие «культура» характеризуется формой внешнего поведения человека, и выступает как иное название для соблюдения норм этикета. В настоящее время понятие «культура» означает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в формах и типах организации жизни и деятельности людей, а также создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

      Культурология как наука формироваться в сфере гуманитарного сознания стала в 20 веке. Тогда религовед выдвинул идею создания особой науки о культуре. Термин культурология предложил Оствальд в 1909. Широкое применение нашел Уайт.

      Задачей культурологии является выявление закономерностей развития культуры, отличающихся от законов природы от законов материальной жизни человека, определяющих специфику культуры как самоценной сферы бытия. Культурология изучает характерные черты и соотношения различных отраслей и типов культур, их эволюцию, проблемы духовной жизни. Предметом культурологии являются объективные закономерности общечеловеческого и национальных культурных процессов, памятники, явления и события материальной и духовной жизни людей. Она изучает предпосылки и факторы, под влиянием которых возникают, формируются и развиваются культурные интересы и потребности людей. Исследуют их участие в создании, приумножении, сохранении и передачи культурных ценностей.

      Причины становления культурологии.

      Внутренние  причины, определяемые логикой развития научного знания и постепенным выделением из философии новых дисциплин.

      Внешние – понимание ведущей роли и  самостоятельности сферы культуры,  кризис культуры и его связь с угрозой уничтожения человечества.

      Уровни  культурологии – Теоретический и эмперический. Теоретический предполагает создание теорий и законов. Эмперический – это обобщение и систематизация знаний о культуре, как уникальном феномене.

      Функции культуры.

      Выделяют  следующие функции:

  1. Воспитательная функция (основная) – воспитание каждого нового поколения основывается на тех культурных традициях, которые заложены предшественниками.
  2. Познавательная – культура всегда является определенным критерием степени власти человека над стихийными силами природы и общества, степени развития «человеческого» в самом человеке.
  3. Творческая – Выступает в качестве необходимого фактора развития человека и общества, как совокупности образований.
  4. Функция социальной наследственности – в процессе воспитания новые поколения воспринимают социальный опыт предшественников, благодаря особой общественной системе, культуре. Культура является средством сохранения социальной трансляции опыта человека.
  5. Регулятивно-аксиологическая ценностная функция – выступает как система норм и требований общества ко всем сторонам деятельности человека. Регулятивная функция поддерживается моралью, правом, общественным мнением. Культура регулирует повседневное поведение человека во всех сферах социальной жизнедеятельности.
 

    Методы  культурологических исследований.

     Конкретный  выбор метода исследования определяется целями и трактовкой понятия «культура» его содержания.

  1. Диалектический метод – предполагает рассматривать культуру как развивающееся внутреннее противоречивое многостороннее явление, требующее конкретного изучения.
  2. Системный метод позволяет рассматривать культуру как систему, элементы которой находятся в единстве, и формируют своим воздействием целостность, в свете которой имеет смысл каждый элемент.
  3. Структурно-функциональный метод – применяется, если необходимо выделить и рассматривать элементы культуры, выявить роль каждого такого элемента в её функционировании.
  4. Аналитический метод – позволяет рассматривать явления культуры в так называемом чистом виде (анализируя).
  5. Компаративный – предполагает сравнение культур по какому либо признаку или основанию.
  6. Типологический – применяется, если сравнение культур имеет целью обобщение характеристик культурных организмов.
  7. Культур-антропологический метод – применяется, если культура рассматривается как совокупность конкретных форм культурной деятельности. Механизмы передачи культурных навыков от человека к человеку.
  8. Семиотический метод – применяется, если культура трактуется как форма общения людей посредством языка.
  9. Герменевдический метод – предполагает символически знаковую концепцию культуры
  10. Биографический – применяется, если культура трактуется как характеристика человека, мерой человеческого в самом человеке.

    Общенаучные методы

  1. Исторический метод исследования – анализ предпосылок, процесса возникновения этапов развития, изучаемого целого.

     Частные методы дисциплин  – методы психологии и социологии – открытые интервью. Методы этнографии – описание, классификация и наблюдение. 
 
 
 

ЛЕКЦИЯ  №2

10.09.2011

Возникновение культурологической мысли.

  1. Античные представления о культуре.

     Первым  историческим типом культуры выделяют первобытную культуру. В свою очередь  в первобытной культуре выделяют три этапа.

  1. Характеристика полиолита – собирательство, охота, рыболовство.
  2. Мезалит – появление лука и стрел. Значительное вымирание человечества в виду сокращения скота.
  3. Неолит – неолитическая революция, переход хозяйства, возникновение оседлого образа жизни.

Всё это  относится к каменному веку 

     Медно-бронзовый  век: орудия труда из меди и бронзы. Переход управления от матриархата к патриархату. Появление письменности. Появились первые государства. 

     Железный  век – распространение металлургии, орудия и оружие из железа. Быстрой  рос производительности труда. Переход  к классовому обществу.  

     Сознание  человека было эмоционально-ассоциативным.

     Мифология – универсальная форма духовной жизни первобытного человека. Первые пред-религиозные верования существовали в форме анимизма – вера в одушевленность всего сущего. Мифология в переводе означает – предание, сказание. Мифология – есть целостное представление о мире, передаваемое преимущественно в форме устных повествований. Миф означает – таинственное. Миф связан с мистикой и искусством, миф означает сказание о таинственном. Понимание культуры в эпоху средневековья. Средневековая культура – культура христианская. Отрицая языческое отношение к миру, она сохранила основные достижения античной культуры. Средневековый человек обнаружил неповторимость, уникальность и неисчерпаемость личности. Если в основе античного понимания культуры лежало незнание личностного абсолюта, т.е. божественный строй вещей, то в средневековой культуре человек стремится к самосовершенствованию и избавлению от греховности. Человек средневековья познает мир через логику, возникает книжное знание, которое опирается на библию. Появляется интерес к книжной учености и грамотности, начитанности. Всё это является основным показателем культуры того времени.

     Перед человеком открылось новое –  бог единосущий заботится о человеке, любит его. Бог создал человека и его бессмертную душу. Появляется новое видение мира – любовь к ближнему. 

  1. Осмысление  культуры в эпоху нового времени.

     В это время сформировалась новая модель культуры. Здесь возникает новый род деятельности. Всё это дает человеку возможность осознать, что он имеет право на свой собственный духовный мир. В общем виде преобразовательной деятельности человека и общества, а также е результат. Понятие культуры включает два аспекта – материальная и духовная культуры.

     Материальная  культура и её составляющие.

     Составляющими культуры являются культура быта, культура производства. Культура производства – это исторически сформировавшиеся, постоянно обновляющиеся технологии производительной деятельности человека. Возможности и потребности производства заданные исторически преемственностью, творческий потенциал работников, теоретические достижения в науке, всё это характеризует производственно-технологическую культуру.

     Физическая  культура – в широком смысле обозначает возделывание или культивирование человеческого тела – отсюда название – телесная культура. Физическая культура включает в себя:

  1. Физкультуру – любительские занятия упражнениями
  2. Спорт
  3. Культивирование ЗОЖ.
  4. Специализированные виды украшения и совершенствования тела
  5. Спортивные, любительские и профессиональные танцы.
  6. Медицина.
 

     Духовная  культура. Духовная культура выступает  как деятельность, направленная на духовное развитие человека и общества, на создание идей и духовных ценностей. Предметами духовной культуры являются её результаты, развитие. К духовной культуре относят мораль, духовное общение, идеология.

     Мораль  – это наиболее социально-значимая культура. Она дает нормативно-ценностную ориентацию, отношение индивидов и социальных групп ко всем сторонам жизнедеятельности человека. Мораль – это вид общественных отношений, форм общественного сознания и самосознания, посредством которого человек приходит к постижению своего бытия в качестве человека, своего призвания и предназначения, а значит целей и смысла своего существования. Надо сказать, что все эти подсистемы, перечисленные.

     Элементы  моральной культуры

  1. Культура этического мышления – т.е. умение пользоваться этическими знаниями, применять нравственные нормы.
  2. Культура чувств – к сочувствию и переживанию
  3. Культура поведения – характеризует конкретный образ человека как уровень культуры в общении или поведению
 

Художественная  культура или искусство.

Художественна культура – это ценностная эмоциональная  система художественной духовной культуры.

Её элементы – художественное творчество, художественные ценности, художественное потребление, функции, представленные в духовной культуре. 
 

ЛЕКЦИЯ  №3

17.09.2011

Религиозная культура.

      Религиозная культура играет огромную роль в духовной жизни людей, основана на религиозной  деятельности, как восхождение человека к Богу. Воплощается культовыми вероисповедальными действиями, смысл которых определен соответствующей системой ценностей, главной из которых является Бог, как духовно-нравственный абсолют. Религиозная культура воплощает особое отношение человека к миру.

      Материально-духовная культура.

  1. Политическая культура
  2. Правовая культура
  3. Хозяйственная культура

Политическая  культура имеет несколько смыслов. Она включает в себя

1)Политические отношения, т.е. отношения по поводу власти и государства. Политические институты и представление о мире политики.

2) Политическая  культура – часть культурной жизни народа. Она определяет и предписывает нормы поведения и правила игры в сфере политического. Политическая культура включает сформировавшиеся в течение времени и поколений политические традиции, идеи, концепции и утверждения и убеждения о взаимоотношении различных общественно политических институтов. Политическая культура – это ценностно-нормативная система, которую разделяет большинство населения. Она включает базовые убеждения, установки, ориентации, символы, обращенные на политическую систему.

Правовая  культура – эта культура воплощена в деятельности правовой культуры общества, правового развития человека, важнейшим показателем которого является отношение к закону как к культурной ценности. Правовая культура, так же как и политическая, относится к социальной культуре. Она характеризует деятельность государства, других социальных институтов гражданского общества. Социальная культура раскрывается в социальных отношениях. Она показывает процессы, происходящие в обществе, его социальную структуру, организацию политической власти, соответствующие правовые нормы, а также типы управление.

Информация о работе Лекции по культурологии