Лекция по "Культурологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 20:17, лекция

Описание работы

Философия культуры изучает общие закономерности развития мирового культурно-исторического процесса, изучает структуру, закономерности развития, движущие силы мировой истории. Философский подход в культурологии проявляется в стремлении вскрыть универсальные закономерности развития культурной истории человечества, выявить факторы, лежащие в основе духовных устремлений и интересов людей.

Работа содержит 1 файл

Конспект по культурологии(1).doc

— 247.00 Кб (Скачать)

        Одни и те  же предметы могут принадлежать  и к материальной и к духовной  культуре одновременно, а также  в процессе существования менять  свое предназначение.

       Пример. Бытовые предметы, мебель, одежда  в повседневной жизни удовлетворяют естественные потребности человека. Но, будучи выставленными в музее, эти вещи уже служат удовлетворению познавательного интереса. По ним можно изучать быт  и нравы определенной эпохи.

      

 

 

 

 

3.  Культура  как отражение духовных способностей личности.

        По форме отражения духовных  способностей, а также по происхождению   и характеру культуры условно  можно выделить три следующие  формы: элитарную, народную и массовую.

  • Элитарная, или высокая культура включает в себя классическую музыку, высокохудожественную литературу, поэзию, изящные искусства и т.д.  Она создается талантливыми писателями, поэтами, композиторами, живописцами и ориентирована на избранный круг ценителей и знатоков искусства.  В этот круг могут входить не только «профессионалы» (литераторы, критики, искусствоведы), но и те, кто высоко ценит искусство и получает от общения с ним эстетическое наслаждение.
  • Народная культура возникает в известной степени стихийно и чаще всего не имеет конкретных авторов. В её состав входят самые различные элементы: мифы, легенды, былины, песни, танцы, пословицы, частушки, ремесла и многое другое- все, что принято называть фолклером.  Можно выделить две составные особенности фольклора: он локализован, т.е. связан с традициями определенной местности, и демократичен, поскольку в его создании принимают участие все желающие.
  • Массовая культура начинает развиваться с середины ХIХ века. Её не отличает высокая духовность, наоборот, она носит в основном развлекательный характер и в настоящее время занимает основную часть культурного пространства. Это та сфера, без которой невозможно представить жизнь современных молодых людей.  Произведениями массовой культуры являются, например, современная эстрадная музыка, кинематограф, мода, современная литература, бесконечные телевизионные сериалы, фильмы ужасов и кинобоевики и т.д.

 

  1. Социологический подход к пониманию культуры.

       В контексте социологического подхода культура – это система ценностей и норм, присущих определенной социальной общности, группе, народу или нации. Основные категории: доминирующая культура, субкультура, контркультура, этническая культура, национальная культура. Рассматривая культуру как характеристику особенностей жизнедеятельности различных социальных групп, выделяют понятия: доминирующая культура, субкультура и контркультура.

  • Доминирующая культура- это совокупность убеждений, ценностей, норм, правил поведения, которые принимаются и разделяются большинством членов общества. Данное понятие отражает систему жизненно важных для общества норм и ценностей, образующих его культурную основу.
  • Субкультура – это понятие, с помощью которого социологи и культурологи выделяют  локальные культурные комплексы, возникающие в рамках культуры всего общества.

         Любая субкультура предполагает свои правила и образцы поведения, свой стиль одежды, свою манеру общения, отражает особенности образа жизни различных сообществ людей3. Российские социологи в настоящее время уделяют особенно большое внимание изучению молодежной субкультуры. Как показывают результаты конкретных социологических исследований, субкультурная активность молодежи зависит от ряда факторов:

  • уровня образования (у лиц с более низким уровнем образования, например, учащихся ПТУ она заметно выше, чем у студентов вузов);
  • от возраста (пик активности 16 – 17 лет, к 21 – 22 годам она существенно понижается);
  • от места жительства (характерна в большей степени для города, чем для деревни).

Под контркультурой4 понимается такая субкультура, которая находиться по отношению к доминирующей культуре в состоянии открытого конфликта.  Контркультура означает неприятие базовых ценностей общества и призывает к поиску альтернативных форм жизни.  

 

5. Специфика  современной массовой культуры.

      Еще в ХIХ веке философы, изучавшие культуру, обратились к анализу сущности и социальной роли массовой и элитарной культуры. Массовую культуру в те времена однозначно рассматривали как выражение духовного рабства, как средство духовного угнетения человека, как способ формирования манипулируемого сознания. Ей противопоставляли высокую классическую культуру, которая воспринималась как способ жизнедеятельности, характерный для привилегированных слоев общества, интеллектуалов, аристократов духа, т.е. «цвета человечества».

В 40-50-е  годы ХХ века оформилась точка зрения на массовую информацию как на новый этап культуры. Она успешно разрабатывалась в трудах канадского исследователя Герберта Маршала Маклюэна (1911-1980).  Он считал, что все существовавшие культуры отличаются одна от другой средствами общения, потому, что именно средства общения формируют сознание людей и определяют особенности их жизнедеятельности. Как отмечают многие культурологи, концепция Маклюэна и его последователей представляет собой типичную оптимистическую концепцию массовой культуры.

  Главная функция массовой культуры - компенсаторно-развлекательная, которая дополняется социально-адаптивной функцией, реализуемой в отвлеченном, поверхностном варианте. В этой связи, западные исследователи неоднократно подчеркивали, что массовая культура превращает людей в любопытствующих наблюдателей жизни, рассматривающих иллюзорный мир видео образов как объективно существующую реальность, а реальный мир, как иллюзию, досадную помеху бытия.  Потребление образцов массовой культуры, по свидетельству многих психологов, возвращает взрослых людей на инфантильную стадию восприятия мира, а молодых потребителей этой культуры превращает в пассивных созидателей, неразборчиво поглощающих приготовленные им идеологические «рационы».

Американские  исследователи массовой культуры утверждают, что она сегодня выполняет функцию духовного наркотика. Погружая разум человека в мир иллюзий, массовая культура становится школой стереотипов, формирующих не только массовое сознание, но и соответствующее поведение людей.   Отстаивая такую позицию, часто исходили из того, что неравенство людей естественно, и оно будет существовать вечно. Что элита будет всегда и в любом обществе, что именно она составляет интеллектуальное правящее меньшинство, обладающее высокой активностью и развитым интеллектом. Еще А.Шопенгауер и Ф.Ницше говорили, что они пишут для людей с особой восприимчивостью, для людей гениальных, для «сверхчеловека»,  который обладает сильной волей к власти и огромным жизненным потенциалом.  Примерно ту же позицию занимали теоретики авангардизма и модернизма, считая, что «серой массе» их труды и произведения принципиально недоступны.  Однако практика развития любого художественного произведения опровергает этот тезис.  В любом обществе наряду с эстетически развитыми людьми, существуют и люди с неразвитыми вкусами.  Причем они не только имеют право на существование, но и в состоянии создать свои, новые художественные школы и направления (дадаизм, кич и др.).

  В контексте этической проблематики  сущность массовой культуры также  рассматривается неоднозначно. Многие исследователи, особенно отечественные много говорят о невысоком нравственном содержании образцов современной массовой культуры.  Примитивизация отношений, пропаганда насилия, секса в произведениях массовой культуры не способствует, якобы, формированию высоконравственной личности, а скорее наоборот ведет к моральной деградации современной молодежи. В этой связи важным представляется проблема ответственности за нравственное состояние современного общества, ответственности того, кто создает и кто несет культуру для масс. Особенность современного культурно-исторического этапа состоит в расширении так называемой «субъект субъектной» взаимосвязи. Теперь она выглядит так: «субъект творящий — посредник –- субъект воспринимающий»,  где влияние посредника все более возрастает в обоих направлениях. Посредник, которым являются средства массовой информации, представители шоу-бизнеса выбирает, какие произведения искусства он представит широкой зрительской аудитории, при этом он не только производит отбор, согласно своему вкусу и требованиям зрителей, но и активно воздействует на художника, формируя заказ.  Конечно, только в случае принадлежности творческой личности (художника и посредника) к классу высокоинтеллектуальной элиты прежде всего по нравственным критериям многие явления массовой культуры перестанут быть образцами пошлости и безнравственности.

 

6.  Этническое  и национальное измерение культуры.

        «Этнос» (с др. греч.) – племя, народ. Этническую принадлежность человека к своей группе определяет кровное родство. Осознание этнической принадлежности было основано на способности человека к самоидентификации. На ранних стадиях развития эта способность объединяла людей в кровнородственные коллективы: люди осознавали свое родство в лице общего предка. Со временем, в качестве объединяющей силы, кровное родство отступает, а на первый план выходит культура. К этнической культуре относят бытовые привычки разных народов (так, издревле люди по разному носили воду, готовили пищу, обустраивали жилище), а также  обычаи, традиции, обряды. Этническая культура включает национальную одежду, местный разговорный язык, народное творчество (фольклор). Этническая культура создается стихийно, ее автором является весь народ. Она сохраняется и передается в границах данной культуры посредством естественных способностей человека – его памяти, устной речи, природного музыкального слуха, органической пластики, и т. д., что не требует специальной подготовки и особых средств хранения и записи.

        Нация – это тип этноса, исторически возникшая социально-экономическая и духовная общность людей с определенной психологией и самосознанием.  Специфика национальной принадлежности связана с осознанием помимо кровного родства объединяющей силы государства. Первыми предпосылками национального объединения людей стали государственная власть и возникновение письменности. Необходимыми условиями и определяющими факторами существования нации являются: национальное государство, национальная экономика и национальная культура. Выделим характерные черты национальной культуры:

  • рыночная экономика;
  • гражданские свободы;
  • распространение грамотности во всех слоях населения;
  • национальная психология и самосознание, наиболее ярко выраженные в национальном искусстве.

Ученые  выделяют два уровня национальной культуры:

  • выражающийся в национальном характере и национальной психологии;
  • представленный литературным языком, философией, высоким искусством.

Способы овладения национальной культурой:       

  • в отличие от этноса, каждая нация создает специализированные учреждения культуры: музеи, театры, концертные залы и др.
  • становлению национального самосознания способствует национальная система образования: школы, высшие учебные заведения.

Сегодня, основная цель национального образования - нравственное воспитание  личности, привитие таких социально-значимых качеств, как любовь, гуманизм, альтруизм, толерантность как стремление к свободе и справедливости, равенству прав и возможностей, терпимому отношению к самым разным проявлениям человеческой сущности.

7. .  Культура и цивилизация.

      В культурологии рядом с понятием  культуры существует понятие  цивилизации. Этот термин возник  позднее понятия «культура»- лишь  в ХVIII веке. По одной из версий, его автором, считается шотландский философ А.Феррюгсон, который разделил историю человечества на эпохи:

  • дикости,
  • варварства,
  • цивилизации,

имея  ввиду под последней,  высшую ступень  общественного развития.

Согласно  другой версии, термин «цивилизация»  был придуман французскими философами-просветителями и использовался ими в двух смыслах: в широком и в узком. Первый означал высокоразвитое общество, основанное на началах разума, справедливости и религиозной терпимости. Второй смысл тесно переплетался с понятием «культура» и означал совокупность определенных качеств человека- незаурядного ума, образованности, вежливости, изысканности манер  и т.д., обладание которыми открывало путь в элитарные парижские салоны ХVIII века.

      Современные ученые определяют  цивилизацию по следующим критериям,  как:

  • историческое время (античная, средневековая и др.);
  • географическое пространство (азиатское, европейское и др.);
  • технология (индустриальное, постиндустриальное общество);
  • политические отношения (рабовладельческая, феодальная цивилизации);
  • специфика духовной жизни (христианская, мусульманская и др.).

  Цивилизация означает определенный  уровень развития материальной  и духовной культуры.  В научной  литературе определение типов  цивилизации осуществляется по  следующим признакам:

  • общность и взаимозависимость историко-политической судьбы и экономического развития;
  • взаимопроникновение культур;
  • наличие сферы общих интересов и общих задач с точки зрения перспективы развития.

     На основе этих признаков определены  три типа развития цивилизации:

Информация о работе Лекция по "Культурологии"