Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 20:17, лекция
Философия культуры изучает общие закономерности развития мирового культурно-исторического процесса, изучает структуру, закономерности развития, движущие силы мировой истории. Философский подход в культурологии проявляется в стремлении вскрыть универсальные закономерности развития культурной истории человечества, выявить факторы, лежащие в основе духовных устремлений и интересов людей.
Одни и те
же предметы могут
Пример. Бытовые предметы, мебель, одежда в повседневной жизни удовлетворяют естественные потребности человека. Но, будучи выставленными в музее, эти вещи уже служат удовлетворению познавательного интереса. По ним можно изучать быт и нравы определенной эпохи.
3. Культура как отражение духовных способностей личности.
По форме отражения духовных способностей, а также по происхождению и характеру культуры условно можно выделить три следующие формы: элитарную, народную и массовую.
В контексте социологического подхода культура – это система ценностей и норм, присущих определенной социальной общности, группе, народу или нации. Основные категории: доминирующая культура, субкультура, контркультура, этническая культура, национальная культура. Рассматривая культуру как характеристику особенностей жизнедеятельности различных социальных групп, выделяют понятия: доминирующая культура, субкультура и контркультура.
Любая субкультура предполагает свои правила и образцы поведения, свой стиль одежды, свою манеру общения, отражает особенности образа жизни различных сообществ людей3. Российские социологи в настоящее время уделяют особенно большое внимание изучению молодежной субкультуры. Как показывают результаты конкретных социологических исследований, субкультурная активность молодежи зависит от ряда факторов:
Под контркультурой4 понимается такая субкультура, которая находиться по отношению к доминирующей культуре в состоянии открытого конфликта. Контркультура означает неприятие базовых ценностей общества и призывает к поиску альтернативных форм жизни.
5. Специфика современной массовой культуры.
Еще в ХIХ веке философы, изучавшие культуру, обратились к анализу сущности и социальной роли массовой и элитарной культуры. Массовую культуру в те времена однозначно рассматривали как выражение духовного рабства, как средство духовного угнетения человека, как способ формирования манипулируемого сознания. Ей противопоставляли высокую классическую культуру, которая воспринималась как способ жизнедеятельности, характерный для привилегированных слоев общества, интеллектуалов, аристократов духа, т.е. «цвета человечества».
В 40-50-е годы ХХ века оформилась точка зрения на массовую информацию как на новый этап культуры. Она успешно разрабатывалась в трудах канадского исследователя Герберта Маршала Маклюэна (1911-1980). Он считал, что все существовавшие культуры отличаются одна от другой средствами общения, потому, что именно средства общения формируют сознание людей и определяют особенности их жизнедеятельности. Как отмечают многие культурологи, концепция Маклюэна и его последователей представляет собой типичную оптимистическую концепцию массовой культуры.
Главная функция массовой культуры - компенсаторно-развлекательная, которая дополняется социально-адаптивной функцией, реализуемой в отвлеченном, поверхностном варианте. В этой связи, западные исследователи неоднократно подчеркивали, что массовая культура превращает людей в любопытствующих наблюдателей жизни, рассматривающих иллюзорный мир видео образов как объективно существующую реальность, а реальный мир, как иллюзию, досадную помеху бытия. Потребление образцов массовой культуры, по свидетельству многих психологов, возвращает взрослых людей на инфантильную стадию восприятия мира, а молодых потребителей этой культуры превращает в пассивных созидателей, неразборчиво поглощающих приготовленные им идеологические «рационы».
Американские исследователи массовой культуры утверждают, что она сегодня выполняет функцию духовного наркотика. Погружая разум человека в мир иллюзий, массовая культура становится школой стереотипов, формирующих не только массовое сознание, но и соответствующее поведение людей. Отстаивая такую позицию, часто исходили из того, что неравенство людей естественно, и оно будет существовать вечно. Что элита будет всегда и в любом обществе, что именно она составляет интеллектуальное правящее меньшинство, обладающее высокой активностью и развитым интеллектом. Еще А.Шопенгауер и Ф.Ницше говорили, что они пишут для людей с особой восприимчивостью, для людей гениальных, для «сверхчеловека», который обладает сильной волей к власти и огромным жизненным потенциалом. Примерно ту же позицию занимали теоретики авангардизма и модернизма, считая, что «серой массе» их труды и произведения принципиально недоступны. Однако практика развития любого художественного произведения опровергает этот тезис. В любом обществе наряду с эстетически развитыми людьми, существуют и люди с неразвитыми вкусами. Причем они не только имеют право на существование, но и в состоянии создать свои, новые художественные школы и направления (дадаизм, кич и др.).
В контексте этической
6. Этническое
и национальное измерение
«Этнос» (с др. греч.) – племя, народ. Этническую принадлежность человека к своей группе определяет кровное родство. Осознание этнической принадлежности было основано на способности человека к самоидентификации. На ранних стадиях развития эта способность объединяла людей в кровнородственные коллективы: люди осознавали свое родство в лице общего предка. Со временем, в качестве объединяющей силы, кровное родство отступает, а на первый план выходит культура. К этнической культуре относят бытовые привычки разных народов (так, издревле люди по разному носили воду, готовили пищу, обустраивали жилище), а также обычаи, традиции, обряды. Этническая культура включает национальную одежду, местный разговорный язык, народное творчество (фольклор). Этническая культура создается стихийно, ее автором является весь народ. Она сохраняется и передается в границах данной культуры посредством естественных способностей человека – его памяти, устной речи, природного музыкального слуха, органической пластики, и т. д., что не требует специальной подготовки и особых средств хранения и записи.
Нация – это тип этноса, исторически возникшая социально-экономическая и духовная общность людей с определенной психологией и самосознанием. Специфика национальной принадлежности связана с осознанием помимо кровного родства объединяющей силы государства. Первыми предпосылками национального объединения людей стали государственная власть и возникновение письменности. Необходимыми условиями и определяющими факторами существования нации являются: национальное государство, национальная экономика и национальная культура. Выделим характерные черты национальной культуры:
Ученые выделяют два уровня национальной культуры:
Способы овладения национальной культурой:
Сегодня, основная цель национального образования - нравственное воспитание личности, привитие таких социально-значимых качеств, как любовь, гуманизм, альтруизм, толерантность как стремление к свободе и справедливости, равенству прав и возможностей, терпимому отношению к самым разным проявлениям человеческой сущности.
7. . Культура и цивилизация.
В культурологии рядом с
имея ввиду под последней, высшую ступень общественного развития.
Согласно другой версии, термин «цивилизация» был придуман французскими философами-просветителями и использовался ими в двух смыслах: в широком и в узком. Первый означал высокоразвитое общество, основанное на началах разума, справедливости и религиозной терпимости. Второй смысл тесно переплетался с понятием «культура» и означал совокупность определенных качеств человека- незаурядного ума, образованности, вежливости, изысканности манер и т.д., обладание которыми открывало путь в элитарные парижские салоны ХVIII века.
Современные ученые определяют
цивилизацию по следующим
Цивилизация означает
На основе этих признаков