Лекция по "Культурологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 20:17, лекция

Описание работы

Философия культуры изучает общие закономерности развития мирового культурно-исторического процесса, изучает структуру, закономерности развития, движущие силы мировой истории. Философский подход в культурологии проявляется в стремлении вскрыть универсальные закономерности развития культурной истории человечества, выявить факторы, лежащие в основе духовных устремлений и интересов людей.

Работа содержит 1 файл

Конспект по культурологии(1).doc

— 247.00 Кб (Скачать)
  • непрогрессивные формы существования (аборигены Австралии, индейцы Америки, многие племена Африки, малые народы Сибири и северной Европы),
  • циклического развития (страны Востока) и
  • прогрессивного развития (греко-латинская и современная европейская).

   Вместе с тем в культурологии  не сложилось единства взглядов  на понимание сущности цивилизации как научной категории. Так с позиции А.Тойнби,  цивилизация рассматривается как определенная ступень в развитии культуры отдельных народов и регионов.  С позиций марксизма, цивилизация толкуется как конкретный этап общественного развития, наступивший в жизни народа после эпохи дикости и варварства, для которого характерно появление городов, письменности, формирование национально-государственных образований.   К.Ясперс под цивилизацией понимает «ценность всех культур», подчеркивая тем самым их единый общечеловеческий характер.

   Особое место занимает понятие  цивилизации в концепции О.Шпенглера.  Здесь цивилизация толкуется  как конечный момент в развитии  культуры того или иного народа  или региона, означающий её  «закат».  Противопоставляя понятия «культура» и «цивилизация», в работе «Закат Европы» он пишет: «... цивилизация есть неизбежная судьба культуры. Здесь достигнут тот самый пик, с высоты которого становится возможным решение труднейших вопросов исторической морфологии. Цивилизация суть самые крайние и самые искусственные состояния, на которые способен более высокий тип людей.  Они... завершение, они следуют за становлением как ставшее, за жизнью как смерть, за развитием как оцепенение, как умственная старость и окаменевший мировой город за деревней и задушевным детством. Они - конец без права обжалования в силу внутренней необходимости всегда оказываются реальностью» (Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории: в 2 т. М., 1998. Т.1., С. 164.).

   При всем разнообразии существующих точек зрения они во многом совпадают. Большинство ученых под цивилизацией понимают достаточно высокий уровень развития материальной культуры и общественных отношений и наиболее важными признаками цивилизации считают:   появление городов, возникновение письменности, расслоение общества на классы и образование государств.

 

 

ЛЕКЦИЯ  №3.

ДУХОВНАЯ  КУЛЬТУРА  И  ЕЁ ОСНОВНЫЕ   ЭЛЕМЕНТЫ.

  1. Искусство в системе культуры: понятие и функции искусства.
  2. Религия, ее особенности и социальные функции. 
  3. Мораль как гуманистическое основание культуры.

1.  Искусство в системе культуры: понятие и функции искусства.

В широком  значении слово искусство относят  к любому виду практической деятельности, если она совершается умело, мастерски, искусно. В более узком смысле под искусством понимают такие виды человеческой деятельности, как живопись, музыка, театр, художественная литература, скульптура, архитектура и др.

Как   область   духовной   культуры,   искусство   выступает   целостной   социально-функционирующей системой и называется художественной культурой. Художественная культура включает в себя:

  • собственно искусство;
  • систему     соответствующих     учреждений,     обеспечивающих     условия     хранения, распространения и потребления художественных произведений;
  • систему подготовки кадров и управления.

Искусство имеет  важное значение в жизни человека и общества и выполняет следующие функции:

  • мировоззренческая функция искусства связана с формированием у человека знаний, убеждений, ценностей и идеалов об окружающем мире, самом себе;
  • познавательная функция отражает результат познания человеком окружающего мира;
  • воспитательная функция связана с процессом нравственного и эстетического воспитания, формирующего духовный мир человека;
  • аксиологическая функция указывает на то, что искусство формирует художественные вкусы, систему ценностей личности, утверждает эстетическую значимость мира.

Виды  искусства. Исторически сложились различные способы творческой деятельности (виды искусства), отличающиеся предметом изображения и средствами передачи художественных образов.

Литература - это вид искусства, связанный с передачей художественного образа посредством слова. Литературные произведения делятся на три жанра: эпос, лирику и драму. Эпические произведения (роман, очерк, повесть, рассказ) наиболее полно и развернуто раскрывают действительность и характеры людей. В лирических произведениях (элегия, ода, сонет) основным предметом отображения являются переживания и настроения человека. Драматический жанр (драма, трагедия, комедия) предназначен для сцены, где раскрытие сюжета и характеров идет через диалоги и монологи.

Архитектура - это формирование действительности по законам красоты при создании зданий, сооружений, которые обслуживают потребности человека. Архитектура выступает в синтезе с декоративным искусством, монументальной живописью, скульптурой.

Живопись  и графика - это отображение действительности при помощи рисунка. Средствами выразительности являются: свет и тень, яркость красок, пространственная перспектива.

Скульптура - это изображения человека, животных, деталей окружающей среды, которые высекают из мрамора или гранита, вырезают из дерева, лепят из глины. Средствами выразительности являются свет и тень, правильные пропорции, раскраска.

Музыка - это отражение художественного образа посредством звука особого рода. Важнейшие элементы и выразительные средства музыки: композиция, оркестровка, тембр, ритм.

Хореография - это искусство танца, раскрывающее характеры, чувства и мысли людей в гармонии с мелодичным и ритмичным звуком. 

Театр - это особый вид художественного творчества, объединяющий искусство драматурга, режиссера, художника, композитора и актера. Замысел автора передается в образно-художественной форме через драматическое действие, осуществляемое актерами на глазах у зрителя. Средствами выразительности являются: мастерство актера, режиссера, декорации и др.

Кино - это вид искусства, связанный с воспроизведением реальности при помощи таких выразительных средств, как киноизображение и монтаж. Исторически в кинематографе сложилось три жанра: игровой (художественный), неигровой (документальный и научно-популярный) и мультипликационный.

Цирк — это комплексный вид искусства, имеющий свои корни в народном творчестве, включает в себя искусство акробатики, гимнастики, фокусов, клоунады. Цирк связан с разработкой образа человека, решающего сверхзадачу, демонстрирующего свои высшие способности.

2.   Религия, ее особенности и социальные  функции.

«Религия» - это система верований и ритуалов, с помощью которых группа людей объясняет и реагирует на то, что находит сверхъестественным и священным, Термин «религия» (от лат. relegere - бояться) впервые употребляется Цицероном и связывается с состоянием страха и богобоязни, а также преодолением этого состояния продуманной системой почитания. В основе религии лежит религиозный культ, основанный на вере в сверхъестественное, в то, что непостижимо рациональным путем. На основе культа и формируются ценности религии. Культура, как правило, способствует становлению религии, но, утвердившись, религия начинает изменять культуру так, что дальнейшее ее развитие идет под значительным влиянием религии.

Как форма  духовной культуры, религия является сложной системой, включающей в себя: религиозное сознание, религиозную деятельность и отношения и религиозные организации. Религиозное сознание определяет мировоззрение человека и его образ жизни, оно тесно связано с другими формами общественного сознания: моралью, искусством, политикой, правом. Религиозная деятельность - это участие в общественной духовной жизни, которую условно разделяют на внекультовую и культовую. Внекультовая деятельность может выступать в самых разнообразных формах: преподавание богословских дисциплин, разработка религиозных идей, интерпретация богословских текстов и их комментирование, пропаганда религиозных идей в СМИ. Религиозно-культовая деятельность связана с удовлетворением верующими религиозных потребностей, прежде всего с исполнением религиозных обрядов и ритуалов. Религиозные организации служат для упорядочения религиозной деятельности. Наиболее распространенной формой религиозной организации является церковь (от греч. дом Бога). В современном понимании церковь - это форма организации, объединяющая верующих людей, как служителей культа, так и мирян.

Чтобы определить место и значимость религии в современной жизни, необходимо рассмотреть её взаимодействие с наукой, .моралью и искусством. В истории культуры отношение .между религией и наукой представлено как отношение между верой и истиной, что является острой и противоречивой проблемой гуманитарного знания. В определенные периоды религия стимулировала образование и просвещение (открытие церковных школ, монастырских библиотек, позднее университетов), но чаще всего наука входила в противоречие с религиозным мировоззрением, так как, религия догматична и консервативна, а наука устремлена вперед. Наука сыграла ваз/сную роль в процессе секуляризации культуры. Секуляризация ~ характерный признак современности. Это процесс, при котором падает былое социальное величие религии, значимость ритуалов, появляется скептицизм в отношении религиозной веры. Процессу секуляризации способствовали следующие факторы: развитие науки, развитие капиталистических отношений, формирование национальных государств. Под воздействием этих факторов 

сформировалась светская культура. Светская культура не ограничивает свободы верующего человека, но сохраняет церковные традиции, и обряды, их нравственный смысл и значение.

Связь религии и искусства по разному проявлялась в различные периоды культурной истории человечества. Когда искусство развивалось под сильным влиянием религии, зарождалось так называемое религиозное искусство. В религиозном искусстве присутствует сильное влияние определенной религиозной системы: в сюжетах, темах, идеях, общей направленности. Примером является искусство западноевропейского средневековья. Его основные виды: храмовое строительство, иконопись, люзаика, фрески, искусство книжной миниатюры и др. Под произведениями религиозного искусства понимают также предметы, включенные в систему религиозного культа и выполняющие в нем определенные функции. Многие ведшие художники обращались к культовому искусству, в результате чего рождались шедевры.

Религия тесно  связана с нравственностью, а  нравственные законы - это основа любой религии. Религиозные заповеди, как правило, имеют общечеловеческие истоки. Нравственные законы в этом случае отождествляются с религиозными, например 10 заповедей, переданных Моисею, Нагорная проповедь Христа. Долгое время религиозные запреты и ограничения выступали регулятором общественных отношений. Своими требованиями вера держит человека в некоторой системе нравственных запретов. В этом отношении она имеет как позитивный, так и негативный смысл, Вера возвышает и объединяет людей, дает жизненные силы для преодоления испытаний, становиться опорой человеческого бытия. В то же время, в определенных условиях, вера способна привести к жестокощ1 противостоянию, нетерпимости и фанатизму (религиозные войны, крестовые походы, джихад). В настоящее время широкое распространение подучили lidett экуменизма. Экуменизм - это религиозное движение в поддержку духа мира и любви христиан различных конфессий. Экуменисты стремятся преодолеть различия, характерные для существующих христианских конфессий и привести к единению всех христиан.

Религия - одна из самых ранних форм человеческой культуры и видов мировоззрения. Современные ученые считают, что она возникла еще в первобытном обществе, где объектами религиозного восприятия были те явления, с которыми человек сталкивался в повседневной жизни: явления природы, рождение и смерть и т.д. Бессилие человека над силами природы вызывало чувство страха и способствовало поиску средств воздействия на них. Так возникли первобытные верования - тотемизм, фетишизм, анимизм, магия. Позднее, с формированием древних государств Востока, им на смену приходят языческие религии, связанные с культом различных богов, олицетворяющих силы природы. Затем возникают мировые религии, основанные на единобожии и объединяющие людей самых разных демографических и социально-экономических групп. Сегодня принято в качестве мировых религий выделять буддизм, христианство и ислам.

Буддизм. Особенность буддизма заключается в отсутствии ярко выраженной культовой системы и этико-практической направленности. Центральная проблема буддизма —   бытие человека, его внутренний мир и нравственная позиция. Бытие человека в мире связано с бесконечным страданием. Описанию причин страдания и пути избавления от него посвящены четыре благородные истины, составляющие ядро этического учения буддизма:

  • жизнь в мире полна страданий;
  • существуют причины этих страданий;
  • человеку необходимо освободиться от страдания;
  • существует путь освобождения от страданий.

Этапами данного пути являются правильные вера, решимость, речь, поведение, образ жизни, усилие, направление мысли и сосредоточение, основанные на единстве знания, добродетели и поведения. Завершается путь нравственным очищением в свете истины. Пройдя этот путь, 

человек погружается  в состояние полной невозмутимости, свободы от внешнего мира и мыслей о нем.

Христианство возникает в восточных провинциях Римской империи в I веке н.э. Его предпосылками считают иудаизм и зороастризм. С распадом Римской империи и образованием Византии, христианство стало официальной религией этого государства. К ключевым положениям (догматам) христианства принято относить два: догматы триединства и Боговоплощения.

  • Первый понимается как существование Бога в трех ипостасях (воплощениях): отца, сына и Духа Святого.
  • Догмат Боговоплощения связан с образом Иисуса Христа, сына божьего, воплотившегося в образе человека, который победил силу греха и во имя спасения людей принял смерть мученика.

Информация о работе Лекция по "Культурологии"