Лекция по "Культурологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 20:17, лекция

Описание работы

Философия культуры изучает общие закономерности развития мирового культурно-исторического процесса, изучает структуру, закономерности развития, движущие силы мировой истории. Философский подход в культурологии проявляется в стремлении вскрыть универсальные закономерности развития культурной истории человечества, выявить факторы, лежащие в основе духовных устремлений и интересов людей.

Работа содержит 1 файл

Конспект по культурологии(1).doc

— 247.00 Кб (Скачать)

        Дюркгейм приводит  замечание одного антрополога:  «Кто видел одного туземца  Америки, видел их всех». Наоборот, у цивилизованных народов два  индивида различаются с первого  взгляда, личность и коллектив  взаимодополняют друг друга.

        По мнению Дюркгейма, социальная организация первобытного общества, развиваясь исторически в более сложные общественные структуры (род- племя- община) постепенно переходит в еще более сложные общественные организмы (общество, государство). Таким образом, любое общество в данной теории выступает результатом усложнения первобытного общественного устройства.

    Важное место в культурологической  концепции Дюркгейма занимает  его учение о коллективных  представлениях. Рассматривая два  уровня сознания (индивидуальное  и коллективное), Дюркгейм отмечает особую роль коллективного сознания в жизни общества. Оно не просто не зависит от индивидов, но само обладает принудительной по отношению к ним силой. Его сущность выражается в коллективных представлениях: обычаи, традиции, религиозные верования, нормы морали, права, и др.  На основе этой теории  Дюркгейм рассматривает проблему  религии и её роли в обществе. Сущность религии, по мнению французского мыслителя, раскрывается в одной из её самых ранних форм - тотемизме, который не предполагает веры в личного бога.  Основной признак религии состоит в вере в сверхъестественное и установлении определенных отношений с ним, деление бытия на два уровня: мир священный и мир обыденный (сакральный и профанный). Связь этих двух миров возможна только в религиозных ритуалах, благодаря которым преодолевается разрыв сакрального и профанного. Важнейшей функцией религии является укрепление социальной солидарности членов общества. Дюркгейм полагал, что предназначение религии, как и других социальных норм (морали, права) состоит в том, чтобы обеспечить некоторое социальное равновесие, постоянно нарушаемое различными общественными потрясениями.   Если конкретная религия не может обеспечить такой баланс, то она, по мнению Дюркгейма, замещается иными религиозными образованиями.

    Интерес представляет также и  концепция «первобытного мышления»  другого представителя французской  социологической школы Люсьена  Леви-Брюля (1857-1939).  Основываясь  на теории Дюркгейма, он пришел  к выводу, что основу первобытного  мышления составляет не личный опыт, а некий мистический смысл, которым традиция наделяла тот или иной предмет. Это связано с коллективными представлениями, которые формируются не из собственного опыта, а внедряются в сознание индивида через социальную среду (обычаи, традиции, общественное мнение, воспитание, и т.д.).  Опираясь на теоретическую базу Дюркгейма, Леви-Брюль разработал концепцию дологического мышления первобытных народов, содержание которой подробно изложил в своей фундаментальной работе «Первобытное мышление» (1922).

       Дологическое мышление, согласно  этой теории, коренным образом  отличается от мышления современного  человека. В этом мышлении отсутствуют  четкие разграничения между причиной  и следствием, объектом и субъектом,  оно стремится избежать противоречий.  Такой тип мышления , в отличии от мышления современного европейского человека, не отличается своей рациональностью, заряжая человека эмоциями страха, религиозного ужаса, пр. Определяющим фактором здесь является вера в таинственные силы и возможность общения с ними. Важнейшая особенность первобытного мышления, по Леви-Брюлю, заключена в том, что явления окружающей действительности даются человеку в едином связанном комплексе представлений о тайных силах, магических свойствах окружающего мира. «Первобытное мышление, - пишет Леви-Брюль, - как и наше, интересуется причинами происходящего, однако оно ищет их в совершенно ином направлении. Оно живет в мире, где всегда действуют или готовы к действию бесчисленные, вездесущие тайные силы» (Леви-Брюль.Л. Первобытное мышление. цит. по Отюцкий Г.П. История социальной (культурной) антропологии. М.- 2003., С. 132.).

 

  4. Натуралистическая  концепция культуры.

         Спецификой психоаналитического  подхода в культурологии является  признание взаимосвязи между психологическими процессами и культурными явлениями. Основоположником психоаналитического подхода считается австрийский врач невропатолог, психиатр и психолог Зигмунд Фрейд (1856-1939).  Теорию культуры Фрейда довольно сложно представить, не остановившись на его методологии и общетеоретических представлениях.   Основной заслугой Фрейда является открытие метода психоанализа. Первоначально психоанализ был лишь медицинской методикой по лечению неврозов. Причиной невротических расстройств являются, по Фрейду, различного рода эмоциональные переживания и психологические травмы, которые не исчезают из человеческой психики, а вытесняются в область бессознательного. Будучи вытесненными, эти элементы способны оказывать заметное воздействие на личность, проявляясь в замаскированной форме (комплексы, страхи, истерии и др.).  Осознание причин этих комплексов и страхов (т.е. перевод из бессознательного в сознательное) во время беседы врача и пациента (иногда в состоянии гипноза) способствовали избавлению от этих недугов. Впоследствии, будучи доработана, эта методика  и стала успешно применяться в медицинской практике. Психоанализ,  еще при жизни Фрейда, превратился из простой медицинской методики в направление в психологии, философии и даже в культурологии. Его идеи развивались в трудах Карла Юнга (1876-1961), Эриха Фромма (1900-1980) и венгерского психоаналитика и антрополога Гезы Рохейма (1891-1953).

  Фрейд и его последователи искали истоки культуры в психике человека.  При этом постоянно подчеркивали противоречие между культурой (социальные нормы, обычаи, традиции) и инстинктивной человеческой природой (природные инстинкты, тайные желания). Основная функция культуры, по Фрейду, состоит в том, что: с одной стороны она ограничивает антисоциальные влечения людей, а с другой стороны создает особые механизмы для облегчения отказов от этих инстинктов. Проиллюстрируем это следующей цитатой: «Примечательно, что люди хотя и не могут существовать разобщено, в то же время ощущают как тяжелое бремя те жертвы, которые требует от них культура, чтобы сделать возможной их совместную жизнь. Культура, следовательно, должна защищать себя от отдельного человека, и эту задачу выполняют её организации, институты и требования. Их цель не только установить известное распределение материальных благ, но и удержать это распределение; более того- они должны защищать от враждебных побуждений человека все то , что служит для покорения природы и производства материальных благ. Творения человека легко разрушить, и создавшие их наука и техника могут быть употреблены для их уничтожения». (Фрейд З. Будущее одной иллюзии. Аналитическое повествование М., 1990. Т.2., С. 102.). Культура, таким образом, выступает механизмом приспособления к окружающей среде, подобно приспособляемости в животном мире, а все основные механизмы культуры выступают результатом (и предпосылкой) отказа человека от удовлетворения природных влечений.

  Для объяснения возникновения  культурной истории Фрейд использует  гипотезу Шотландского этнографа  Аткинсона о «циклопической»  семье, которая, якобы, была первой формой организации жизни человека и состояла из самца и самок с детенышами.  Самки находились в безраздельном пользовании у самцов. Повзрослевших самцов изгоняли из семьи. Они жили поодаль, пока один из них не сменял одряхлевшего главу семьи.  Фрейд утверждает, что однажды изгнанные братья  объединились, убили и съели отца и положили, таким образом, конец отцовской орде ( см подробнее: Отюцкий Г.П. История социальной (культурной) антропологии М., 2003., С.196.). Обратимся к работе « Массовая психология и анализ человеческого ’’Я.’’».

           «Праотец орды еще не был  бессмертным, каковым он позже  стал благодаря обожествлению.  Когда он умер, он должен был  быть заменен; его место занял,  вероятно, один из младших сыновей,  бывший до того участником массы, как и всякий другой индивид. Следовательно, должна существовать возможность превратить психологию массы в индивидуальную психологию, должно быть найдено условие,  при котором осуществляется такое превращение подобно тому, как пчелы, имеют возможность сделать, в случае необходимости, из личинки матку вместо работницы. Тогда можно представить себе только следующее: первобытный отец мешал своим сыновьям в удовлетворении своих сексуальных стремлений; он принуждал их к воздержанию и вследствие этого к эмоциональной привязанности к себе и друг к другу.; эти привязанности могли вытекать из стремлений, имевших заторможенную сексуальную цель. Он вынуждал, их, так сказать, к массовой психологии. Его сексуальная ревность и нетерпимость стали в конечном итоге причиной массовой психологии». (Фрейд З.  Массовая психология и анализ человеческого «Я». Избранное. - Т.1., С. 50.). По мнению Фрейда, отзвуки древней каннибальской трапезы проявились затем в виде ритуальной тотемической трапезы-жертвоприношения: первобытный клан убивал и поедал тотемическое животное (своего бога), которое замещало отца, некогда убитого и съеденного восставшими сыновьями. «Впоследствии сыновья, раскаявшиеся и охваченные чувством вины за содеянное запретили брачно-половые отношения с женщинами своего рода. Нельзя стало убивать  и тотем. Лишь во время ритуальных праздников убивают тотемическое животное, оплакивают и торжественно поедают, напоминая о первородной вине человека»( см. там же). На этой основе Фрейд показывает возникающую специфическую роль культуры: трансформацию влечений из деструктивных в культурно-приемлемые: от убийства - к ритуалу убийства. Одновременно Фрейд выдвигает гипотезу происхождения религии. Любая религия, с его точки зрения, представляется в виде некоего навязчивого невротического состояния. Страх перед отцом, стремление умилостивить его поздним послушанием, чувство вины порождает психологическое, эмоциональное беспокойство, которое удается устранить лишь в результате регулярных ритуалов-церемоний.  Так, по Фрейду, возникает тотемизм - один из видов первобытных верований. Много позже на его основе возникают политеистические религии раннеклассового общества. 

 

5.  Американская  школа культурной  антропологии.

         Основателем данной школы является  американский этнограф, антрополог и лингвист Франс Боас (1858-1942). Цель антропологического исследования Боас определил в установлении законов, лежащих в основе развития человеческой культуры.  Спецификой его методологии явилось отрицание как логического, так и сравнительно-исторического методов исследования. Им он противопоставил эмпирический метод  исследования исторических явлений, где каждое отдельное событие заслуживает особого внимания.  «Мы считаем, что существуют определенные законы, -  писал Боас, - которые управляют развитием человеческой культуры, и наша задача - открыть эти законы. Предмет нашего исследования выяснить, посредством каких процессов культура достигает определенных ступеней развития. Обычаи и представления существуют не ради самих себя. Мы хотим знать причины, по которым существуют такие обычаи и представления». (цит. по Драч Г.В. Культурология.  уч. для вузов. - М. 2002., С.35.).  Боас не признавал причинной обусловленности исторических явлений и рассматривал культуру как сочетание случайных элементов, как следствие контактов культур различных народов.  Изучение процессов контакта культур получило развитие в исследованиях по аккультурации, основанных на конкретных наблюдениях и эмпирическом материале.

    Таким образом,  главным объектом  исследования американской школы культурной антропологии являются процессы контакта между различными культурами и их последствия. Результаты этих контактов можно привести в виде следующей схемы:

  • отчуждение  (потеря народом своей культуры под влиянием чужой);
  • новая ориентация  (изменение взглядов и мировоззренческих установок в воспринимающей культуре);
  • почвенничество  (попытка возродить и увековечить в обществе определенные аспекты своей культуры);
  • новообразование  (возникновение в одной из участвующих в контакте культур черт, не встречавшихся ранее ни в одной из контактирующих групп).

 

5.  Британская  школа социальной антропологии.

       Представителями британской школы  социальной антропологии являются  английский этнограф и антрополог  Альфред Реджинальд Радклифф-Браун (1881-1955) и Бронислав Малиновский (1884-1942) – английский этнограф, антрополог и социолог.

Основные  работы: А. Радклифф-Браун «Методы  этнологии и социальной антропологии»;

                                 Б. Малиновский «Научная теория  культуры и ее сущность»

                                 Б. Малиновский «Динамика культурных  изменений».

  Особенностями этого направления  является:

а) изучение структур первобытных обществ и  их классификация;

б) использование  структурно-функционального метода.

        Структурно-функциональный метод рассматривает общество и культуру как сложные социальные системы, состоящие из большого количества элементов и имеющие внутренние структуры и подсистемы. Характерной чертой структурно-функционального метода является рассмотрение культуры как целостного образования, состоящего из взаимосвязанных элементов, частей. Каждый из этих элементов культуры (одежда, религия, традиции, ритуалы) выполняет свою функцию.

   Таким образом, основная идея  структурно-функционального метода состоит в разложении культуры на составные части и выявлении зависимости между ними. Подчеркивая целостность культуры и генетическую связь между её элементами  функционалисты доказывают, что отдельный элемент культуры может играть не просто предназначенную ему узкую роль, а выступать как звено, без которого культура не может существовать  как целостное образование.

        Пример (Б.  Малиновский. Научная теория культуры  и ее сущность) Англичане запретили  под предлогом антигуманности  обычай «охоты за головами», совершаемый юношами в день инициации на одном из островов Тихого океана. Вскоре после этого в обществе аборигенов началась дезорганизация: старейшины утратили авторитет, старым и больным не оказывалась помощь, рисовые поля и хранилища остались без присмотра, т.к. люди покинули обжитые места. Приглашенные на остров антропологи выяснили, что за счет сбора урожая фруктов и рыбной ловли племя могло прожить несколько лет, если бы не частые неурожаи и периоды отсутствия рыбы.  Поэтому  регулярные полевые  работы были необязательными с точки зрения сиюминутных потребностей, но играли важную роль для будущего, ибо получаемый запас риса гарантировал выживание племени. Поддерживающим символом для традиционного алгоритма сельскохозяйственных работ как раз и выступал запрещенный англичанами обычай.

        Функционализм как крупное научное  направление сложился в Англии  в первой четверти ХХ века. Это определялось практической  направленностью его исследований. Сторонники этого направления  стремились создать прикладную науку для решения актуальных практических задач в британских колониях, и прежде всего для управления на территориях с доминированием традиционных культур.  Важно то, что в отличии от эволюционизма, функционализм по-новому рассматривает сущность примитивных культур. Функционалисты отказались от поддержки теории обязательного развития всех культур по образцу европейских стран. Рассматривая сложившуюся  социальную структуру и традиционные институты власти, как устойчивые элементы культуры была разработана концепция косвенного управления, опиравшаяся на эти элементы.

Информация о работе Лекция по "Культурологии"