Лекция по "Культурологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 20:17, лекция

Описание работы

Философия культуры изучает общие закономерности развития мирового культурно-исторического процесса, изучает структуру, закономерности развития, движущие силы мировой истории. Философский подход в культурологии проявляется в стремлении вскрыть универсальные закономерности развития культурной истории человечества, выявить факторы, лежащие в основе духовных устремлений и интересов людей.

Работа содержит 1 файл

Конспект по культурологии(1).doc

— 247.00 Кб (Скачать)

Стержень  христианства - вера в спасение души после смерти через преодоление страданий, ведущих человека к духовному преображению, приближающих его к Богу. Особенности культовых действий в христианстве связаны с понятием «таинства» крещения, причащения, миропомазания, покаяния или исповеди.

Ислам возникает на Ближнем Востоке в среде арабов - коренных жителей Аравии. «Ислам» - слово арабского происхождения, переводимое как предание себя Богу, покорность. Основоположником Ислама считают пророка Мухамеда, который боролся с язычеством в аравийских племенах и проповедовал новую веру. Его миссия - вернуть людей к истинной вере. Ислам признает единого Бога Аллаха, который сотворил природу, человека и предопределил его судьбу. Основной источник вероучения - Коран, где изложены основные положения мусульманской религии. Основными понятиями мусульманской религии являются понятия «иман» и «дин».

«Иман» означает веру в единого Бога, его посланников, в воскресение после смерти и судный день.

«Дин» - правила жизни, обязанности и предписания, которые Аллах дает верующим. Эти правила и обязанности выражают 5 столпов Ислама: исповедание., молитва, милостыня, пост и хадж.

3. Мораль как гуманистическое основание культура.

Прогресс культуры тесно  связан с нравственным прогрессом. Становление (социализация) личности начинается, прежде всего, с усвоения нравственных ценностей и норм. Моральное сознание и поведение являются важнейшими характеристиками человека как социального существа. Мораль есть духовно-практический способ освоения действительности, определяющий отношение человека к другим людям, к обществу, к самому себе. Мораль призвана утверждать в обществе идеалы Добра, Гуманизма, Любви, Справедливости, Взаимопомощи. Только в обществе, основанном на этих ценностях, человек может раскрыть свой духовный потенциал, обрести смысл жизни и быть по настоящему счастлив. В более узком смысле мораль - это совокупность норм, ценностей, правил поведения, которые направляют и регулируют действия людей. Мораль опирается на авторитет общественного мнения и моральные убеждения личности, в ее основе лежит ориентация на высшие ценности: Жизнь, Свободу, Счастье. Основная функция морали - регулятивная, так как нормы морали регулируют все сферы жизни общества. В структуру морали в качестве основных элементов входят моральное сознание и нравственное поведение. Моральное сознания составляют представления человека о должном поведении, образе жизни, взаимоотношении с другими людьми. Моральное сознание включает:

  • нравственные ценности (представления о добре и зле, справедливости, долге, счастье);
  • нравственные принципы (наиболее общие требования, определяющие линию поведения);
  • нравственные нормы (образцы поведения);
  • нравственные чувства. 

Основными категориями  морального сознания являются такие  понятия, как добро и зло, справедливость, долг, совесть, счастье, любовь, милосердие, гуманизм, толерантность и др., выступающие нравственной основой человеческого бытия. Нравственное поведение - это реализация высших ценностей в процессе жизнедеятельности, нахождение оптимальных способов утверждения принципов Гуманизма, Добра, Справедливости в конкретных жизненных ситуациях.

Непременным условием полноценного функционирования морали является свобода выбора. Свобода характеризует действие, совершенное по собственному волеизъявлению в условиях выбора возможностей. Большинство философов-моралистов (например И. Кант, Г. Гегель) считают, что проявляя нравственную свободу, человек добровольно следует природе долга и высшим нравственным принципам, добровольно встает на путь реализации Добра. Только таким может быть выбор полноценной, духовно-богатой человеческой личности.

В философии  теоретическим учением о морали является этика. Возникновение этики как философского направления связано с именем Аристотеля, который впервые употребил этот термин и написал 3 работы по этике, наиболее известной из которых является «Никомахова этика». Этика решает вопросы о природе и происхождении морали, ее историческом развитии, выясняет место морали в системе общественных отношений и особенности ее функционировании в обществе.

 

 

ЛЕКЦИЯ №4.

РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРНОЙ АНТРОПОЛОГИИ В ХIХ – ХХ вв.

 

        ХIХ век открыл новые возможности изучения культур других народов. Новые факты требовали  теоретического анализа, что способствовало развитию специальной науки – культурной антропологии. Напомним, что, как мы уже отмечали, что именно в рамках культурной антропологии началось становление культурологии как самостоятельной науки. Кафедры культурной антропологии появляются в ведущих европейских университетах. Наибольший научный авторитет получила кафедра Оксфордского университета, учрежденная в 1865 г.   В 1871 г. создается «Королевское Антропологическое Общество» и   вскоре  «Антропологический Институт Великобритании и Ирландии», руководил которым более 10 лет крупнейший английский ученый  Эдвард Барнет Тайлор (1832-1917). Данная лекция посвящена знакомству с основными школами культурной антропологии на рубеже ХIХ-ХХ вв.  Одной из первых теоретических концепций культуры, долгое время  занимавшей доминирующее положение в культурологии был эволюционизм.

 

  1. Эволюционизм.

     Эволюционистское направление в культурологии сложилось под влиянием эволюционистской парадигмы в науке второй половины Х1Х века.  Термин «эволюция» означает прогрессивное развитие от простых форм к сложным (традиционно применяется к живым системам).  В культурологии эволюционизм предполагает  непрерывный социальный прогресс в обществе как  переход к все более сложным формам взаимоотношений. Эволюционизм предполагает, что развитие каждого элемента культуры оказывается изначально предопределенным, поскольку его более поздние формы имеют основу в более ранних. Развитие культуры в эволюционистской концепции характеризуется наличием особых стадий и ступеней, которые проходят все народы, и предполагается, что результаты культурной деятельности на всех этих стадиях одинаковы.  Наличие или отсутствие контактов между различными культурами особого значения не имеет. В соответствии с этим, культурные различия народов обусловлены их различными ступенями развития.

    Основоположником эволюционистского  подхода в культурологии, по  праву считается английский исследователь  Эдвард Барнет Тайлор (1832-1917). Исходя  из идеи о сходстве законов, определяющих развитие человечества и законов природы, Тайлор считал, что все культурные явления представляют собой такие же феномены, как и виды животных и растений. Поэтому подобно биологу, культуролог должен эти элементы систематизировать и выстроить эволюционными рядами.  Тайлор был убежден, что все культуры соединены между собой в непрерывный, прогрессивно развивающийся эволюционный ряд, и что все народы должны пройти примерно те же стадии в общекультурном развитии, что и цивилизованные (европейские) страны. Развивая эти идеи, Тайлор постоянно обращался к анализу культур примитивных обществ, указывая на прогрессивную динамику,  как в развитии материальной культуры, так и общественных отношений.  В работе «Первобытная культура» Тайлор пишет: «Даже при сравнении диких племен с цивилизованными народами мы ясно видим, как шаг за шагом быт малокультурных обществ переходит в быт более передовых народов, как легко распознается связь между отдельными формами быта тех и других» (Тайлор Э.  «Первобытная культура».- М.,1989.-С. 28.).

   Важное место среди основоположников эволюционизма занимает американский ученый Льюис Генри Морган (1818-1881). Основной работой Моргана является его труд «Древнее общество», в котором он пытается решить три важнейшие культурологические проблемы:

а) место  и роль родового строя в истории  человечества,

б) история  формирования семейно-брачных отношений,

в) периодизация истории человечества.

    Изучая в течение  многих  лет культуру индейских племен  Америки, Морган пришел к выводу, что основой первобытного общества выступала родовая организация. По его мнению, вся история человечества может быть разделена на два больших периода:

  • первый,   ранний - социальная организация, основанная на родах и племенах;
  • второй, поздний - организация политическая, основанная на территории и собственности.

         По мнению Моргана, именно родовая  организация общества стала тем  социальным механизмом, благодаря  которому общество получило возможность  к сохранению и воспроизводству  своей социальной структуры. Это проявилось на примерах почти всех типов древнего общества- азиатского, европейского, африканского, американского и австралийского.

         Другой важной проблемой, исследуемой  Морганом было развитие семейно-брачных  отношений и их роль в развитии  культур примитивных обществ. В работе «Древнее общество», он выделяет следующие стадии развития семьи в истории человечества:

  • кровнородственная семья (предполагающая брачные отношения между родными и двоюродными братьями и сестрами, но запрещающая интимные отношения между родителями и детьми),
  • «пуналуальная» семья (основана на групповом браке нескольких сестер с общими мужьями),
  • парная (без исключительного сожительства),
  • «патриархальная», т.е. полигамная семья (восточного типа)
  • моногамная семья современного вида.

   По мнению Моргана, из всех  форм семьи наиболее устойчивыми  являются: первая, вторая и пятая.  Именно они породили основные  формы родства людей. (см. подробнее.: Отюцкий Г.П. История социальной (культурной) антропологии. М., 2003.- С. 91.).

 

  1. Диффузионизм.

     Диффузионизм в культурологии  возникает в конце ХIХ - начале ХХ в. как реакция на ограниченность и недостатки ранних эволюционистских концепций. К этому времени  уже был накоплен достаточный этнографический материал и многие культурные явления, не укладывавшиеся в рамки эволюционизма, требовали нового теоретического подхода. Понятие «диффузия» заимствовано из физики и переводится с латинского как распространение, проникновение. Культурная диффузия - это взаимное проникновение элементов разных культур при их соприкосновении (контакте).  Наиболее типичными формами таких контактов являются: торговля, переселение, завоевание, колонизация и др. 

          Основателем диффузионизма в  культурологии считают профессора  этнографии Мюнхенского университета  Фридриха Ратцеля (1844-1904). Свою концепцию культуры он изложил в работах «Антропогеография» (1882-1891),   «Земля и жизнь» (1891).

Основным  предметом исследования Ратцеля  было географическое распространение  предметов материальной культуры, а  также распространение народов-  носителей этих предметов. По мнению Ратцеля, формы распространения этнографических предметов оказываются значительно важнее, чем роль языков, расовые признаки, традиции, и т.д., ибо все перечисленные явления подвержены изменениям, а материальные предметы сохраняют свою форму и ареал бытия.  Поэтому, по мнению Ратцеля, важнейшей задачей культурологии является изучение процесса распространения предметов материальной культуры в её географическом аспекте. В этой связи Ратцель выделяет два основных способа перемещения элементов культуры:

  • аккультурация (быстрый перенос всего культурного комплекса),
  • перемещение отдельных этнографических предметов от одного народа к другим народам.

   Касаясь особенностей культурных  заимствований, Ратцель отмечает, что некоторые предметы легко передаются , такие как украшения, одежда, наркотики, и т.д. Другие, такие как изделия из металла, разновидности упряжки передаются от культуры к культуре с трудом. (подробнее см: Отюцкий Г.П.«История социальной (культурной) антропологии. М., 2003. С. 103.). Для обозначения границ распространения этнографических предметов и пространственных характеристик распространения культур, Ратцель вводит такие понятия, как  «культурная зона» или «культурный круг».

  Сходные элементы в культурах разных народов объясняются их общим происхождением, которое относится к глубокой древности. Первые поселения на берегах Нила,  Ганга, в долине реки Хуанхэ, и т.д., и явились тем очагом, тем первичным культурным  ареалом, откуда и пошло распространение предметов материальной культуры.

    Спецификой концепции Ратцеля  является то, что человека он  рассматривает как второстепенный  фактор в развитии культур  и отводит ему роль простого  носителя этнографических предметов.  Культура, таким образом, оказывается  относительно независимой от человека.  В дальнейшем идеи Ратцеля развивали представители немецкого диффузионизма: Лео Фробениус (1873-1928), Фритц Гребнер (1877-1934), а также Кларк Уисслер (1870-1947) в США.

 

  1. Социологическая школа.

    Это направление в культурологии зарождается в конце Х1Х начале ХХ в.  во Франции практически одновременно с возникновением  диффузионизма.  Основателем социологической школы в культурологии является крупнейший французский социолог Эмиль Дюркгейм (1858-1917).  Спецификой социологического подхода является признание диалектической взаимосвязи культуры и общества,  объяснение культурных явлений на основе  специфических законов и принципов социологии. По мнению Дюркгейма, основу стабильности любого общества составляют следующие факторы:

  • функциональное единство основных частей общества,
  • социальная солидарность его членов.

        Социальная солидарность выступает продуктом длительного исторического развития, в ее основе лежит разделение труда, т.е. специализация и распределение людей по профессиям. Благодаря выполнению различных трудовых функций (ролей) и обмену продуктами труда устанавливается гармоничная система общественных отношений. Э. Дюркгейм выделяет два типа солидарности: механическую и органическую.

  • Механическая солидарность присуща неразвитым архаическим обществам, где личность не принадлежит себе и поглощается коллективом. На этом этапе разделение труда носит неосознанный характер, индивиды участвуют в нем под давлением коллективных форм сознания.
  • Органическая солидарность характерна для развитых обществ. Разделение труда становиться более сложным, а вовлеченность в него людей все более осознанной и начинающей отвечать их склонностям. Возрастает функциональная зависимость между родами деятельности и институтами культуры.

Информация о работе Лекция по "Культурологии"