Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 12:24, курс лекций
Культурология в системе гуманитарного знания.
Теоретические концепции культуры.
Культура как социальная подсистема общества.
Динамика культуры.
Архаичная культура.
Традиционная культура.
Модернизация как культурный процесс.
ЛЕКЦИЯ I.
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
В СИСТЕМЕ ГУМАНИТАРНОГО
Основные категории: мир человека, культура, социокультурный институт, этические нормы, эстетические каноны, гуманитарное знание, культурология, тезаурус.
Мир человека складывается из элементов:
К произведениям человеческой деятельности, иначе называемыми АРТЕФАКТАМИ культуры, относятся вещи, сделанные людьми, от простейших до самых сложных, от сфабрикованных в миллионах экземплярах до шедевров искусства, существующих в единственном экземпляре; продукты мыслительной деятельности, в т.ч. язык, система понятий, идеи, логические конструкции, научные концепции. Особые артефакты - это произведения искусства, представляющие собой неповторимое сочетание предметности и человеческого гения (мысли и художественного дара).
Человеческая деятельность, иначе называемая ПРАКТИКОЙ, есть деятельность творческая. Она содержит в себе: труд, управление, общение, но также и создание произведений искусства.
Общественные формы существуют в виде СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ИНСТИТУТОВ: семьи, общины, государства, предприятия, дружеской компании, - т.е. устойчивых общественных объединений с присущими им нормами и распределением социальных ролей.
Человеческое познание начинается с изучения мира природы, с естествознания. Люди исследуют природу, руководствуясь практическими соображениями. Гуманитарное знание, обращенное к миру человека, первоначально не более чем придаток к знанию естественному. Гуманитарии XIX века стараются применить биологические методы, чтобы понять мир человека. Их предшественники прибегали к помощи механики.
Между тем, мир человека качественно отличается от мира природы - и потому методы естествознания для его понимания дают немного.
Центральной фигурой человеческого мира является сам человек: существо, наделенное сознанием, волей, творческим гением. Человек неповторим. Любые социальные реформаторы отступают перед непредсказуемостью и сложностью человеческой натуры. Эта сложность человека преломляется в сложность человеческого мира, по отношению к которому мир природы прост.
Мир человека неповторим и в каждом индивидуальном случае и в применении к его истории. Исторический факт, в отличие от факта физического, нельзя воспроизвести заново в другое время и в другом месте.
Исследователь не в состоянии изучать мир человека объективно. Он всегда погружен в этот мир, живет его проблемами, разделяет его предрассудки.
Несводимость
мира человека к миру природы определяет
особенность гуманитарного
Гуманитарные знания, даже выраженное в научной форме, содержат в себе личностные характеристики исследователя. Они всегда субъективны (субъективный - здесь личностный).
Гуманитарные знания насыщены нравственным чувством. В них присутствуют этические нормы и их создателей и их потребителей.
Гуманитарные знания всегда выстроены по законам красоты, в соответствии с эстетическими канонами времени.
Таким образом, гуманитарное знание отличается от естествознания не только предметом и способом изучения, но и конечным продуктом. Наряду с монографиями и учебниками гуманитарное знание представлено в творениях искусства, в философских трактатах, исторических описаниях. Неразрывная связь гуманитарного знания с художественным творчеством проявляется в том, что гуманитарные науки иные, нежели естественные. Они не могут претендовать на полное знание о мире человека, толкуя об общем и будучи не в состоянии постичь индивидуальное.
Продукт гуманитарной науки несет в себе отпечаток личностных свойств исследователя, его культуры, его социальных инстинктов, его художественных способностей, наконец.
Именно поэтому в гуманитарных науках расхождения во взглядах между учеными – обыденное явление, а совпадения - исключительный случай. Попытки договориться о содержании терминов чаще всего бывают бесплодными.
Все это вместе взятое делает изучение
гуманитарных наук занятием повышенной
сложности. Особенно это касается новых
научных дисциплин, в том числе и культурологии.
Выделение культурологии в отдельную научную дисциплину происходит в XX веке. Причины этому следует искать в новой культурной ситуации.
Для европейских мыслителей XIX столетия культура тождественна искусству, либо просвещению. На уровне личностном культура что-то вроде усвоенных правил поведения и приличия в обществе, отличающих человека воспитанного от грубого и неотесанного мужлана. Здесь нет достойного предмета для рефлексии, разве что повод для проповедей на вечную тему порчи нравов.
В начале XX столетия обстоятельства поменялись коренным образом. Историки выясняют причины, по которым европейская культура встретилась с иной: азиатской, африканской. Для нас важен факт самой встречи, поставившей под сомнение естественность и инвариантность европейской культуры.
Не менее важен и иной момент, - момент столкновения культуры образованных классов и культуры масс, заявивших о своем праве на исторические действия, а с ним и на собственное толкование действительности, на своеобычный стиль поведения, на свои вкусы, равно удаленные и от просвещения и от благопристойности европейского буржуа.
В начале XX столетия происходит смена культурных эпох: стиля культуры, ее идеалов. (Н.Коротков) XX век принес с собой новое искусство, заклейменное ценителями прежнего как декаданс, что в переводе с французского значит упадок.
Одновременно происходит то, что современники окрестили революцией нравов - уход от прежних норм поведения, запрещающих, например, женщине заниматься мужскими (общественными) делами: быть продавцом, учителем... Для ревнителей старины эти новшества оказались совершенно неприемлемыми по нравственным соображениям. Те из них, кто владел пером, оплакивали упадок культуры в пространных текстах. Их немногочисленные противники горячо возражали, что новая культура несет освобождение от старых предрассудков, цивилизует межчеловеческие отношения.., но их голоса тонули в хоре талантливых и многоречивых культуркритиков.
Так или иначе, культура стала предметом социальной рефлексии. Первичной формой этой рефлексии можно считать культуркритику.
Таким образом, кризис старой европейской культуры можно считать главным импульсом, вызвавшим к жизни новое гуманитарное знание - культурологию.
Предметом культурологии является культура в ее развитии, в различных формах, видах, в ее функционировании и конфликтах. Причем, культура понимается:
Культурология
- компонент гуманитарного
Она обладает собственным языком, называемым понятийным аппаратом. В рамках культурологии сложилась собственная система терминов - слов, имеющих строго определенное значение. Эти слова заимствованы из разных источников: из иных отраслей знания: философии, социологии, истории; из языка повседневной жизни - и потому очень важно найти их культурологическое содержание, договориться об однозначном употреблении и понимании.
У культурологии есть и собственные методы изучения. Они входят в технологию получения гуманитарного знания и включают в себя: наблюдение, истолкование, проверку, наконец, включение в большую теорию. Характерной чертой культурологического метода можно считать преодоление дистанции между исследователем и предметом познания. Нельзя понять культуру общества или человека, не сжившись с нею, не погрузившись в ее смысл, не разделяя ее глубинных ценностей. И не важно, является ли такое погружение, заранее смоделированным, нарочитым, либо совершенно спонтанным, возникшем в результате взаимного притяжения исследователя и культуры, им изучаемой. Важно, чтобы оно состоялось.
Вместе с тем, культурология как наука производит знание, претендующее на всеобщность и объективность, то есть на то, чтобы исключить из продукта исследования проявление личностных свойств ученого, что противоречит коренному принципу изучения культурологии: вживанию в предмет исследования. Из этого противоречия культурология выйти не в состоянии. Более того, культурология как наука стремится к открытию закономерности развития мира человека, к обнаружению некоторых обезличенных, повторяющихся связей между явлениями - стало быть, индивидуальные черты культуры, штучные творения человеческого гения ей интересны лишь в той мере, в какой они раскрывают общие тенденции и системные характеристики. Такой взгляд на культуру убивает живое чувство, рождающееся из созерцания шедевров живописи и зодчества и сопереживания музыкальным и литературным произведениям.
Культурология не в состоянии выработать эстетические вкусы или внушить нравственное чувство тем, кто ее изучает Ее общественное назначение скромнее. Она помогает понять мир культуры как некоторую сердцевину мира человека.
Знание культурологии дает шанс на более эффективную адаптацию к современному обществу, повышает результативность в освоении иных предметов. Культурология наполняет новым содержанием тезаурус личности, те знания при помощи которых человек способен воспринимать новые знания; тот язык, при помощи которого человек описывает действительность, иначе говоря тот культурный фундамент, на котором строится вся система отношений человека к миру.
Существуют разные стратегии преподавания культурологии. Одна из них, наиболее распространенная, пользуется историческим методом: связного, последовательного повествования о развитии мировой художественной культуры. Другая тяготеет к более аналитическим процедурам: к изучению культуры как некого целостного образования в связи с развитием и функционированием общества.
Конечным продуктом этой стратегии является построение теоретической модели культуры, открытой, динамичной, непротиворечивой и всеобщей, достаточной для того, чтобы истолковывать различные культурные ситуации и формы.
Аналитическая стратегия и лежит в основе настоящего курса культурологии.
Лекция II.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ КУЛЬТУРЫ
Основные категории: парадигма, цивилизация, социокультурный институт, сублимация