Культурологические основания применения наркотических средств в современной культуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 10:56, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – экспликация инвариантных особенностей феномена наркотизма в связи с его проявлением в различных сферах общественной жизни.
В соответствии с поставленной целью в данной работе решаются следующие задачи:
1. Классифицировать наркотические вещества по степени их воздействия на организм человека.
2. Раскрыть особенности воздействия различных наркотических и психоактивных веществ на организм человека.
3. Выявить социально-психологические и культурные факторы использования наркотических и психоактивных веществ в современных и традиционных культурах.
4. Определить характерные черты современной психоделической культуры.
5. Дать оценку социокультурным исследованиям проблем наркотизма в нашей стране.

Содержание

КУЛЬТУРНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ, ГАЛЛЮЦИНОГЕННЫХ И ПСИХОСТИМУЛИРУЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ………………………………………………………………...
ВВЕДЕНИЕ
1.1. Классификация наркотических веществ и причины употребления наркотиков…………………………………………….….
1.2. Действия наркотиков
1.3. Особенности психоделической культуры………………...
1.4. Культура потребления психостимуляторов…………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………..

Работа содержит 1 файл

Культурные основания использования наркотиков в современной культуре.doc

— 582.50 Кб (Скачать)

          2. Познавательное – быстрое мышление и обострение способности к логическим выводам. Многие проблемы предстают в новом свете.

          3. Эстетическое, связанное с повышением способностей восприятия. Человек видит звуки, вибрацию неодушевленных предметов, которые начинают жить богатой собственной жизнью, постигает прекраную сущность обыденных вещей, наблюдает фантастические видения. Большую роль в обогащении впечатлений играет музыка, направляющая ход видений.

          4. Психодинамическое ощущение, при котором человек познает сущность важных явлений, ранее находившейся в сфере подсознательного, делает оригинальные выводы.

          5. Пиковое, космическое переживание. Ощущение целостности личности, смерть «Эго», чувство покоя, любви, неподвластности времени и пространству, ощущение эмоционального подъема, чуда существования, появление философского взгляда на окружающий мир, целостного знания, которое невозможно выразить словами [см.: 72, с. 44-48].

          Однако у людей нерешительных  и эмоционально незрелых, не готовых  к употреблению психоделиков, возникают  серьезные осложнения. Психозы и  страшные видения называют «bad trip» или «freak out».

          Третий аргумент в защиту галлюциногенов – тот факт, что они не вызывают физической зависимости. По этому поводу давно ведутся оживленные споры. Действительно, в большинстве случаев физическая зависимость не формируется, хотя относительно препаратов индийской конопли почти доказано обратное, в отличие от cannabis аmericana она способна формировать зависимость, так как обладает большей наркогенностью. Однако все психоделики формируют стойкую психическую зависимость, с которой бывает очень трудно бороться. Поэтому марихуана очень часто становится трамплином для других форм наркомании. Кроме того, людям, вполне осознанно употребляющим психоделики в небольших количествах и чувствующим в себе силы не попасть в наркотическую зависимость, необходимо учитывать, что психоделическое опьянение производит опасный переворот в психике, головном мозге и нервной системе, частое повторение которого может привести к необратимым нарушениям их функций, изменениям в мозговой ткани. Жертвы передозировок часто становятся пациентами психиатрических клиник. Употребляющий психоделические препараты должен быть абсолютно уверен в своем психическом здоровье, так как они имеют способность запускать дремавшие ранее психические заболевания. Однако вопрос этот с достаточной степенью убедительности так и не решен, и суть дискуссий по этому поводу мы подробнее рассмотрим в следующем подраделе данной главы настоящей работы. 

          1.3.1. Гашиш. 

          «Гашиш» - термин, принятый в европейской  литературе. В странах Америки  чаще употребляется для обозначения  этого же наркотика слово «марихуана» (от португальского mariguango, сравните «Иван-да-Марья). Термин «гашиш» происходит от арабского слова – «трава».  Hashishan, «травоеды», - жеватели гашиша. Наркотик в различных географических областях и этнических группах называется по-разному: анаша, банг, гуаза, хуррус, гунья, черес, кафур. Жаргонные обозначения – план, дурь; в англоязычных странах -  pot, muggle, weed, charge, сигарета с марихуаной reefer, курить марихуану - to go to pot [см.: 90, с. 62-63].

         Гашиш представляет собой смолистое вещество, получаемое из листьев и побегов растения Cannabis indica или Americana – индийской или американской конопли. В отличие от общеизвестной в России, конопля индийская и американская произрастает лишь в южных климатических поясах. Действующее начало, так называемое красное масло, содержит несколько дериватов каннабиола – ароматические альдегиды. Психомиметическим эффектом обладают тетрагидроканнабиолы (в частности, дельта-б-тетрагидроканнабиол). Американская конопля содержит меньше каннабиолов, чем индийская.

          Гашишизм распространен в основном  в местах, где произрастают соответствующие сорта конопли. В некоторых южных государствах гашишизмом поражено до 60 % мужчин в возрасте от 20 до 40 лет. Как правило, это мусульманские страны, где спиртное традиционно запрещено. В этой связи интересно, что гашиш там курят в той же манере, в какой в странах севера употребляют алкоголь: в компании, с тамадой, с «застольными» беседами. После алкоголизма гашишизм – наиболее распространенный вид наркотика в мире по числу пораженных лиц.

          Гашиш обычно курят как в виде чистой смолы (в кальянах, наргиле, джоза, килимах), так и в смести с табаком, жуют (банг). Но иногда глотают в пилюлях, заваривают, как кофе, добавляют в пищу, принимают в форме жидкого экстракта с пряностями, смешивают с беленой и дурманом. Подобные формы приема распространены в арабских и азиатских странах. В странах европейской цивилизации гашишное опьянение достигается курением смести с табаком, то есть возникает смешанная гашишно-никотиновая интоксикация.

          Само растение было издавна  известно в Центральной Азии, где росло повсеместно, и употреблялось, прежде всего, для производства крепких длинных корабельных канатов. Древние китайцы и скифы выделывали из нее грубое, но прочное волокно и вываривали из семян техническое масло. Китайцы использовали коноплю еще и в лекарственных целях. Знали ли они о ее наркотических свойствах, трудно сказать, поскольку известно, что китайские врачи применяли в качестве фармакопеи практически все, что им попадалось под руку.

         Только в Индии конопля считалась сакральной травой. Из нее вываривали бханг, воспетый впоследствии в сказках «Тысяча и одна ночь», который заменил легендарную «сому», возможно с отсутствием необходимых грибов. Из Индии бханг перевезли на родину конопли, в прикаспийские регионы, откуда и началось ее победное шествие по всему миру.

          Вообще, как бы препарат из  конопли ни назывался – «марихуана»  или «анаша», «гашиш» или «план» - в любом случае это ни что  иное, как производная одного  и того же растения. В готовом  виде анаша – зеленовато-коричневая масса, похожая на махорку, с тяжелым, но приятным запахом. Марихуана – порошок того же цвета. Содержащиеся в конопле психоактивные вещества при умеренном употреблении вызывают легкую эйфорию, общую релаксацию, внезапные приступы смеха, повышенную чувствительность к внешним раздражителям [см.: 66, с. 57].

          Анаша и марихуана причислены  в нашей стране к разряду  наркотиков, несмотря на то, что  в отличие от спиртных напитков, не вызывают физической зависимости,  а психологическая зависимость – гораздо слабее табачной. Тем не менее, выращивание и распространение конопли преследуется по закону (статьи 224, 225 УК РФ). Примерно то же происходит и в других странах.

          Долгое время считалось, что  традиционное сырье для корабельных снастей и индийская конопля (Cannabis sativa) – разные растения, по крайней мере, две достаточно далекие друг от друга разновидности. Действительно, схожи они мало: одна вырастает за год метра на 2-4, образуя длинные ценные волокна, а другая редко растет выше метра, да и смолы у местной конопли значительно меньше, чем у заморской. Однако в 40-е года XIX века заблуждение развеялось волею случая. Вице-король Египта Мухаммед-Али начал у себя на родине строить большую флотилию. Чтобы не возить оснастку кораблей за тридевять земель, он заказал в Европе семена конопли и посеял ее в Египте. Затея полностью провалилась, потому что, как выяснилось, европейская конопля, выращенная в южном климате, ничем не отличается от местной культуры. Другими словами, оказалось, что конопля везде одна и та же, а разновидности ее возникают только благодаря различиям в погодных условиях и составе почвы.

          После того, как стало известно  о наркотических свойствах конопли,  выращивание ее в средиземноморском  ареале быстро освоили. Любопытно, что в мусульманских странах отношение к алкоголю и гашишу было целиком противоположно отношению к ним в странах, исповедующих христианство. Возможно, это связано с тем, что алкогольное опьянение вызывает агрессивность, а гашишная интоксикация способствует расслаблению и благодушию. Однако между терпимостью к конопле наставников правоверных и отношением к ней государственных властей наблюдалась заметная разница. В Персии и Турции мирские властители жестоко преследовали употребление наркотика. В Египте эдикт султана Шейхуна предписывал вырубить все имеющиеся растения. К сожалению, запреты, подобные «сухому закону», никогда не приводили к положительным результатам.

          Более 2 тысяч лет назад греческий  историк Геродот написал девять  книг по истории народов. Рассказывая о Скифии, степных равнинах к северу от Кавказа и Черного моря, ближе к Аральскому и Каспийскому морям и ее воинственном кочевом народе, Геродот писал, что среди древних скифских племен наблюдалось курение каких-то трав: «Они садились вокруг дерева, бросали в разводимый костер какие-то плоды и опьянялись дымом от этих плодов, как опьяняются вином» [цит. по: 112, с. 3]. Явление это было широко распространено. Кроме того, Геродот, описывая нравы жителей степных равнин V века до новой эры, указывает: «В Скифской земле произрастает конопля – растение очень похожее на лен, но гораздо толще и крупнее. Этим конопля значительно превосходит лен. Ее там разводят, но встречается и дикорастущая конопля. Фракийцы изготовляют из конопли одежду. Взяв конопляное семя, скифы влезают в войлочную юрту и затем бросают его на раскаленные камни. От этого поднимается такой сильный дым и пар, что никакая эллинская баня не сравнится с такой баней» [цит. по: 90, с. 66].

          Объединяя действие водяного пара и конопляного дыма, древние обитатели поймы Дона очищали себя духовно и физически. Традицию использования конопли как средства общения с потусторонними силами продолжили древние германцы. Археологи обнаружили на остатках их стоянок глиняные и каменные трубки, с помощью которых архаичные жители поймы Рейна и Дуная курили растертую анашу.

          В XI веке произошел очередной раскол мусульманского мира. В Иране члены секты исмаилитов, основанной Хасаном ибн Саббахом, известным по прозвищу Горный Старец, обосновались на одной из высочайших скал хребта Эльбрус, чтобы оттуда наносить жестокие удары сторонникам ортодоксального ислама. По словам известного путешественника Марко Поло, обитатели этой горной крепости мулиды и фадаи наводили ужас на весь мусульманский мир, который их знал больше под названием «хашашинов»; крестоносцы называли их асассинами. Горный Старец потчевал своих приверженцев гашишем, желая показать им картины будущего рая, которые обязательно будут ждать верного асассина в загробном мире.

          Испанские каравеллы завезли  коноплю для пряжи в Америку,  где ее встретили негры, с  детства знакомые с навыками  употребления этого наркотического  растения. В Мексике конопля замечательно  прижилась и приобрела второе  рождение.

          Даже в северном полушарии между мужскими и женскими особями этого двудомного растения отмечалась разница. В России, например, мужскую коноплю называли «посконь», а женскую – «матеркой». У мексиканской конопли разница была еще более заметной, особенно по количеству смолы, которая в основном добывалась из женских цветков. Романтичные наркоманы называли свою добычу женскими именами – Донна Янина, Роз-Мари, Мари-Хуанна. Последнее имя и стало современным названием древнего наркотика. Американское правительство неоднократно издавало законы, запрещавшие выращивание конопли, поскольку считалось, что около 60 % преступлений, по официальной статистике, совершалось под воздействием непритязательной травки. Однако ее непритязательность нарушала все планы государственных мужей. Конопля способна расти где угодно, не случайно в большинстве стран мира ее всегда считали обычным сорняком.

          Во время 2-й мировой войны  (1939-1945) вместе с американскими  солдатами марихуана десантировалась  в Европу и нашла новых почитателей,  а в 60-е годы о конопле заговорил весь мир. Своей новой популярностью она была обязана новым молодежным движениям хиппи и особенно – растафари. Раста-движение возникло как африканская неохристианская секта, проповедовавшая возрождение африканской самобытности, отказ от индустриальной культуры и западного рационализма, возвращение в Эдем. Обожествляемая ими со ссылкой на Писание, марихуана должна была произвести революцию в сознании, поэтому растаманы не жалели своих сил в борьбе за ее легализацию. Надо заметить, что сами растаманы заботились о своем здоровье, налегая на естественную растительную пищу, запрещая употребление табака и спиртного, нося только натуральные ткани, а марихуану используя в ритуальных целях [см.: 94].

          Одно из первых описаний действия гашиша, как мы уже указывали, мы находим у Ш. Бодлера в «Искусственном рае». Этим описание до сих пор пользуются наркологи, правда, нам кажется, совершенно напрасно. Как уже было сказано, действие гашиша определяется индивидуальностью употребляющего, его эмоциональным настроем и установкой на ожидаемый эффект, не только индивидуальной, но и культурной. Например, буддизм не только не запрещает, но и поощряет прием гашиша священниками, ибо, как считается, гашиш очищает душу, просветляет ее в нирване, приближает к Абсолюту [см.: 84].

          Хотя элитарная европейская традиция  гашишизма, к которой принадлежал  Ш. Бодлер, расценивала гашишное  опьянение, как источник бескорыстных  духовных и эстетических наслаждений.  Она восходила скорее к буддийскому  религиозно-философскому культу гашиша. По Ш. Бодлеру, наиболее адекватное удовольствие от гашиша получает «избранная душа», «чувствительный человек».

          В гашишном опьянении усматривается  определенная система. Действие  гашиша больше, чем действие других  наркотиков, определяется установкой на ожидаемый эффект. Если человек, выкурит сигарету с гашишем, не зная, что в ней содержалось это вещество, он может не почувствовать того, что обычно называется эйфорией. Впоследствии он вспоминает, что испытал кратковременное чувство легкости в настроении и мыслях. Ему было проще принять решение, и действовал он с необычной для себя безответственностью.

          Расстройства восприятия при  употреблении гашиша могут быть  разнообразными. Нарушается восприятие  пространства, освещенности и размеров объектов. Цвета, интенсивности и характера звуков и шумов, времени, схемы собственного тела. Часть курящих воспринимают окружающие цвета необычно яркими, другая часть – тусклыми, кому-то видятся более четкие контуры и внутренние детали предметов, кому-то, напротив, окружающее кажется смазанным и расплывчатым. События могут восприниматься и как замедленные, и как ускоренные. Крики и шум вокруг кажутся подобными шелесту деревьев или слышится ритмичная музыка. Таково суммарное описание гашишных иллюзий.

Информация о работе Культурологические основания применения наркотических средств в современной культуре