Культурологические основания применения наркотических средств в современной культуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 10:56, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – экспликация инвариантных особенностей феномена наркотизма в связи с его проявлением в различных сферах общественной жизни.
В соответствии с поставленной целью в данной работе решаются следующие задачи:
1. Классифицировать наркотические вещества по степени их воздействия на организм человека.
2. Раскрыть особенности воздействия различных наркотических и психоактивных веществ на организм человека.
3. Выявить социально-психологические и культурные факторы использования наркотических и психоактивных веществ в современных и традиционных культурах.
4. Определить характерные черты современной психоделической культуры.
5. Дать оценку социокультурным исследованиям проблем наркотизма в нашей стране.

Содержание

КУЛЬТУРНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ, ГАЛЛЮЦИНОГЕННЫХ И ПСИХОСТИМУЛИРУЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ………………………………………………………………...
ВВЕДЕНИЕ
1.1. Классификация наркотических веществ и причины употребления наркотиков…………………………………………….….
1.2. Действия наркотиков
1.3. Особенности психоделической культуры………………...
1.4. Культура потребления психостимуляторов…………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………..

Работа содержит 1 файл

Культурные основания использования наркотиков в современной культуре.doc

— 582.50 Кб (Скачать)

          Встречи «Клуба гашишинов» были  своего рода частным исследованием,  проводимым известными и преуспевающими  литераторами. Однако всего несколькими  годами позже, во время Парижского  восстания 1848 года, смутьяны из студенческой среды прошли по улицам с плакатами, требуя свободной продажи конопли.

          В целом, можно заметить, что  литературные отчеты XIX об эффектах каннабиса имеют мало отношения к умеренному способу его употребления, практикуемому в наше время. Тогда гашиш употребляли внутрь, в больших дозах и часто в сочетаниях с другими психоактивными или возбуждающими средствами. Трудно даже представить себе, сколько «косяков» и какой травы нужно выкурить, чтобы испытать метафизические кошмары Ш. Бодлера, посетить призрачные страны и дворцы Бейярда Тейлора или познакомиться с забавными, гротескными или пугающими существами из видений Т. Готье.

          Представляется весьма правомерным  мнение, что переживания, вызванные  каннабисом, являются, по преимуществу, эстетическими и поэтому могут быть использованы в творческих целях. Свойство конопли усиливать и обострять цветовое и звуковое восприятие всегда ценилось художниками, музыкантами, кинематографистами. Так, большим энтузиастом использования в работе марокканского гашиша был художник-новатор Амадео Модильяни (1884-1920), которого, к сожалению, рано свели в могилу туберкулез и все тот же алкоголь.

          Некоторые направления современной  музыки вообще трудно представить  себе без марихуаны, однако сравнительно мало известно о том, что активным поклонником травы уже в 30-е годы прошлого столетия был Луи Армстронг, даже имевший из-за этого неприятности с законом, вплоть до непродолжительной отсидки в калифорнийской тюрьме.

          Что касается «The Beatles», то хорошо известен случай, когда перед награждением их орденом Британской империи они настолько стушевались, что вынуждены были удалиться в туалет Букингемского дворца и там крепко обкуриться. После этого присутствие королевских особ перестало их смущать, и церемония прошла успешно.

          Полицейские и таможенные скандалы  по поводу хранения и первозки  каннабиса постоянно сопровождается  жизнь известных рок-музыкантов, джаз-менов и особенно музыкантов  стиля «рэггей» [см.: Сосновский]. Довольно маловероятно, что какие-либо официальные запреты смогут остановить творческих людей, почувствовавших, подобно Теофилю Готье, новые возможности собственного развития с помощью каннабиса открывать новые качества собственной психики. Так что в настоящее время серьезные специалисты в области наркомании, даже будучи радикальными противниками легализации каннабиса, с большим недоверием относятся к сведениям Ш. Бодлера, зафиксированные им в «Искусственном рае». 

          1.2.2. Наркотическая зависимость. 

          Оставляя в стороне проблему  потребления каннабиса, обратимся  к «тяжелым» наркотикам – опиатам,  героину, кокаину и др. Дело  в том, что постоянный прием  этих наркотиков вызывает в  организме здорового человека  определенные нарушения. Изменяется  реакция организма на препарат, наркотик начинает хорошо переноситься организмом, а потом требуется повышение дозы. Регулярность употребления становится необходимой, Способность к регулярному приему свидетельствует, что возросла переносимость наркотика – толерантность. Подъем толерантности – это изменение реакции организма на наркотик, определенное изменение в привычной работе всех систем организма. Привыкание заставляет все системы организма включиться в новый режим работы, который определяется уже другими законами.

          У каждого человека существуют  защитные реакции, своего рода  «сигнализация», определяющая предел  безопасности дозы. Несмотря на  неприятные эффекты, защитные  реакции (тошнота, рвота, головокружение, холодный пот, зуд) являются  показателем здоровья и нормальной, неизменившейся толерантности. Роль этих сигналов – оповещение о неблагополучии, о превышении дозы, неприемлемой для организма. При употреблении опиума таким показателем является зуд, при употреблении всех наркотиков – рвота, целесообразность которой, очевидна.

         Вскоре после начала систематического  употребления наркотика защитные  реакции исчезают. У постоянно  пьющего человека почти не  бывает рвотного рефлекса. При  употреблении опиума исчезновение  зуда означает выведение из  строя системы сигнализации, приспособление организма к уровню постоянной интоксикации и переход на новую стадию злоупотребления – наркотическую зависимость, которую подразделяют на зависимости психического и физического характера.

          Психическая зависимость – это психическое влечение к наркотику и способность достижения психического комфорта в состоянии опьянения. В отличие от физического, неудержимого влечения психическое влечение не всегда осознается. На поздних стадиях состояние психического комфорта – это не столько удовольствие, сколько уход от мучений. Наркоман испытывает психологический комфорт только под действием наркотика, и перерывы становятся все более мучительными [см.: 90, с 41-45].

          На наш взгляд, в другом своем  сочинении «Опиоман» Ш. Бодлер оказался более объективным [см.: 106, с. 61-154]. Он приводит такие строки: «Когда он начал принимать опиум ежедневно, в этом была уже крайняя необходимость, неизбежная, фатальная необходимость. Жить иначе не было сил. Да и много ли таких стойких людей, которые умеют с непоколебимым терпением, с неослабной, вновь и вновь воскрешающей силой духа противостоять пытке, - в надежде на сомнительную и отдаленную награду?». И далее, Ш. Бодлер пишет о невозможности систематической работы: «Ужасное состояние! Обладать умом, кипящим идеями, - и не иметь силы перебросить мост от фантастических долин мечтания к реальному полю действия! Ужасное заклятие! Если бы мозг, расслабленный опиумом, был расслаблен до конца, если бы он находился в состоянии животного отупления, то зло, было бы не так велико, или, вернее, более выносимо [106, с. 110-111, 115].

          Острое физическое влечение к  наркотику наступает при завершающих  этапах употребления наркотика.  Суть физической зависимости  определяется возможностью достигать физического комфорта только в состоянии опьянения. Ш. Бодлер описывает жестокие страдания, появляющиеся в отсутствии наркотика, которые не оставляют сил бороться с неудержимым влечением: «В течение долгого времени он делал мучительные попытки уменьшить количество наркотика, но те, кто был свидетелем невыносимой борьбы. Этой непрерывной агонии, сами умоляли его отказаться от этой мысли. Даже не принимая во внимание раздражение желудка и ужасное потоотделение, легко представить себе муки нервного человека, жизненные силы которого находятся в привычном возбуждении, а дух бездеятелен и полон тревоги. В этом страшном состоянии больной обычно предпочитает свою болезнь мукам выздоровления и, опустив голову, отдается на произвол судьбы» [106, с. 122].

          В этом отрывке описано проявление физического влечения, знаменующее ту веху развития наркомании, начиная с которой вернуться назад бывает очень сложно и порой – невозможно. Счастливых наркоманов, которым удалось избавиться от этого плена, Ш. Бодлер сравнивает с узниками, сбежавшими из тюрьмы, с Орфеями, победившими преисподнюю, с заново родившимися людьми. 

           

         1.3. Особенности психоделической культуры. 

          Начать данный раздел надо  с общей характеристики психоделических  препаратов. Итак, группа психоделических препаратов или галлюциногенов включает в себя множество природных средств растительного происхождения: каннабис (марихуана, гашиш), пейотль, мускатный орех, псилоцибиновые грибы, семена ипомеи и др., а также синтезированные вещества, химические аналоги растительных препаратов: мескалин, псилоцибин, ЛСД. Сюда же относят ЛНДВ – летучие наркотические действующие вещества», - токсичные клеи и летучие растворители, используемые токсикоманами, но в силу их особой вредности и специфики употребления, а также невозможности вписать их в общую культурную традицию употребления галлюциногенов.

          Термин «психоделический» образован  соединением двух греческих слов  – «псюхе» (душа) и «делос»  (ясный, истинный, явленный) или «делоо»  (прояснять, являть, показывать, проясниться). Уже само значение термина говорит скорее о внутренней природе галлюцинации, о раскрытии потенций самой души, чем о внешней природе явлений. Поэтому эффекты употребления психоделических веществ более чем когда-либо зависят от личности употребляющего.

          Все известные галлюциногены  объединяются в общую группу  благодаря способности вызывать  непроизвольные галлюцинации, порождать  спонтанную, неуправляемую психопатологическую  продукцию, психический автоматизм, наплыв образов и ощущений, часто не связанными с внешними раздражителями. Этот наплыв дезорганизует психику до степени психлза, вызывая расстройство сознания, восприятия, мышления, в отличие от других психотропных веществ, вызывая разлад на всех уровнях, всех регистров психических функций.

          Однако если к таким «тяжелым»  наркотикам, как опиаты или барбитураты,  к кокаину, клеям, транквилизаторам  и др., современное человечество  сформировало, безусловно, отрицательное  отношение, и борьба с героином  не вызывает чувство протеста ни у одного нормального человека. Но психоделики до сих пор не получили однозначной отрицательной оценки, более того, время от времени те или иные представители просвещенного человечества публично выступают в их защиту.

          Так, американский антрополог К. Кастанеда, под руководством своего наставника, индейца из племени яки, создал целую школу употребления пейотля для достижения мудрости и высшего знания  [см.: 44].

          Известный  литератор О. Хаксли, описывая свои опыты с мескалином – синтетическим аналогом активного Алкалоида пейотля, призывал использовать мескалин в терапевтических целях людям, которые не способны к свободному созерцанию, не могут самостоятельно сойти с «накатанной колеи обыденного восприятия», освободиться от власти дискурса, от власти слов и понятий, определяющих все сферы человеческой жизнедеятельности. Мескалин, по его убеждению, помогает увидеть мир таким, какой он есть, непосредственно и безусловно в его органической целостности и высшем единстве [см.: 106, с. 3-60].

         Тимоти Лири, профессор психологии, признанный научный авторитет, призывал к употреблению психоделических наркотиков, в частности ЛСД, для расширения сознания и целостного познания Вселенной и своего места в ней, обретения духовного просветления [см.: Лири]. Вместе с О. Хаксли Т. Лири стал идеологом и наставником тысяч «детей цветов» в 60-е годы прошлого столетия [см.: 56; 105].

          Представители раста-движения организовали  при спонсорстве журнала «Блэк  Мьюзик» с участием ведущих групп рэггей компанию «Легализуйте марихуану!». «Легализуйте ее!» - назывался альбом Цитера Тоша. Растаманы также провели несколько «Международных конференций за каннабис». Конопля, по их мнению, позволяет уйти от левополушарного логического мышления европейцев к символическому, связанному с мировой гармонией. «Трава мудрости» и «Средство божественного очищения» - так называют марихуану представители нового мистицизма [см.: 94, с. 195-196]. Однако запрет остается в силе.

          В чем же причина такой двойственности в оценке психоделических наркотиков? Во-первых, в наличии многовековых и даже многотысячелетних культурных традиций употребления галлюциногенов разными народами. Во-вторых, в их способности расширять сознание и дарить особенно острые эстетические ощущения. И, в-третьих, - отсутствие физической зависимости и абстинентного синдрома в большинстве случаев. Остановимся на этих особенностях подробнее.

          Именно природные галлюциногены,  в отличие от остальных наркотиков, на протяжении тысячелетий использовались для получения магического опыта, опыта общения с высшими силами и трансцендентного познания. Мэрлин Добкин де Риос, известный американский этнограф, в своей монографии «Растительные галлюциногены», переведенной на русский язык [см.: 30], описала ритуальное использование психоделиков в одиннадцати традиционных культурах Северной, Центральной, Южной Америки, Азии, Африки, Сибири, Австралии, Новой Гвинеи в связи с системами их верований, космогонических представлений, анимистическими мифами, концепциями шаманства, тотемизмом, иерархией общественного устройства.

          Несмотря на глубокую древность  этих растений, при ритуальном  использовании не обнаруживается  сколько-нибудь значительного злоупотребления  ими. Чувство самосохранения, а также особого благоговения перед магическими веществами уберегает племена от наркомании. Исследование 247 общественных образований показало отсутствие всякого злоупотребления и наркомании среди их членов. Однако ритуальное употребление отличается от «дикого» европейского наркотизма рядом аспектов: мотивами, организацией, наличием «режиссера» и «проводника».

          Второй аргумент в защиту психоделиков  – их способность расширять  сознание и обострять восприятие. Как верно заключает Т. Лири, ЛСД – это наркотик не для всех, а для людей, обладающих определенным эмоциональным, психологическим и интеллектуальным опытом и ориентированных на активное созерцание. В этом случае богатство восприятия и преображение окружающего мира способствует осознанию его новых, неведомых ранее качеств и смыслов, при этом эстетические впечатления неразрывно связаны с познавательной деятельностью.

          Вальтер Н. Панке различает  пять основных разновидностей  психических ощущений:

          1. Психотическое, связанное с чувством страха, паникой, параноидальными искажением представлений, чувством изоляции.

Информация о работе Культурологические основания применения наркотических средств в современной культуре