Культурологические основания применения наркотических средств в современной культуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 10:56, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – экспликация инвариантных особенностей феномена наркотизма в связи с его проявлением в различных сферах общественной жизни.
В соответствии с поставленной целью в данной работе решаются следующие задачи:
1. Классифицировать наркотические вещества по степени их воздействия на организм человека.
2. Раскрыть особенности воздействия различных наркотических и психоактивных веществ на организм человека.
3. Выявить социально-психологические и культурные факторы использования наркотических и психоактивных веществ в современных и традиционных культурах.
4. Определить характерные черты современной психоделической культуры.
5. Дать оценку социокультурным исследованиям проблем наркотизма в нашей стране.

Содержание

КУЛЬТУРНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ, ГАЛЛЮЦИНОГЕННЫХ И ПСИХОСТИМУЛИРУЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ………………………………………………………………...
ВВЕДЕНИЕ
1.1. Классификация наркотических веществ и причины употребления наркотиков…………………………………………….….
1.2. Действия наркотиков
1.3. Особенности психоделической культуры………………...
1.4. Культура потребления психостимуляторов…………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………..

Работа содержит 1 файл

Культурные основания использования наркотиков в современной культуре.doc

— 582.50 Кб (Скачать)

          Теперь о преступности, которой  трава якобы способствует. Еще  в 1938 году, в разгар антиканнабисной  истерии, нашелся здравомыслящий человек, решивший разобраться в проблеме по существу. Этим человеком был мэр Нью-Йорка Фиорелло Ла Гуардия. Созданная им комиссия из специалистов в области медицины, психиатрии, фармакологии, пенитенцирной психологии сделала два важных вывода. Первый из них гласил, что «марихуана не является определяющим фактором в совершении преступлений», а второй – «юношеская преступность не связана с курением марихуаны» [см.: 24, с. 309].

          Проблему связанной с каннабисом  преступности следует поставить в иную плоскость. Преступность порождается не столько его употреблением, сколько абсурдным запретом на него, вынуждающим миллионы в целом законопослушных граждан заниматься незаконной деятельностью.

          Приведем в заключение вывод,  сделанный в 1982 году американской академией Наук после проведенных ею многочисленных исследований: «Отсутствуют убедительные доказательства того, что марихуана вызывает у людей необратимое, длительное расстройство здоровья, вызывает привыкание, ведет к употреблению более сильных наркотиков, воздействует на структуру мозга и вызывает генетические нарушения» [115, p. 190].

          Каннабис имеет долгую историю  использования в медицине. Его  первое упоминание в китайской  книге по медицине относится  к XXVIII веку до новой эры. Его применяли также в традиционной медицине Индии, Египта, Южной Америки, Южной Африки, Тибета и Дальнего Востока. Пользовались им и древние греки. Его упоминают Авиценна и армянский естествоиспытатель XV века Амирдовлат Амасиаци.

          В европейскую медицину каннабис ввел в середине 40-х годов XIX века У. Б. О’Шонесси, английский хирург и химик, профессор Калькуттского университета. С тех пор конопля успешно применялась (в основном в виде настоек и экстрактов) для лечения судорог, бронхиальной астмы, мигрени, бессонницы, болезненных менструаций, для облегчения состояния в климактерический период и при морфинной абстиненции. С введением запрета использование каннабиса в медицине не прекратилось, ровно как и исследование его терапевтических свойств.

          В качестве лекарства конопля была вновь открыта в 1974 году, когда доктор Фредерик Блэнтон из Форта Лодердейл сообщил об успешном лечении с ее помощью глаукомы. В 1976 году выращенная на государственных плантациях университета штата Миссисипи конопля была впервые (после запрета) назначена в качестве лекарства одной из жертв этого грозящего слепотой заболевания. Это побудило ряд штатов легализовать каннабис для медицинских исследований.

          В настоящее время Международное  движение медиков за легализацию марихуаны (International Medical Marihuana Movement), штаб-квартира которого находится в Сан-Франциско, приводит целый список возможных применений каннабиса в медицине. Помимо уже перечисленных, сюда входит такой важный пункт, как помощь больным раком и СПИДом у которых марихуана снимает боли, помогает бороться с депрессией и стрессом, подавляет тошноту, стимулирует аппетит. Предпринимаются попытки использовать каннабис и в психотерапии, а также при лечении больных алкоголизмом и наркоманией.

          В настоящее время существует две социальные группы, которым легализация каннабиса была бы крайне невыгодна экономически. Это наркомафия и крупные производители алкоголя. Первые, в случае легализации, рискуют полностью лишиться своих сверхприбылей, которые тогда поступят в доход государства. Вторые же опасаются существенного снижения спроса на свой не в пример более вредный и вызывающий тяжелую зависимость товар.

          Обе эти социальные группы  достаточно могущественны, чтобы  содержать своих политиков, законодателей и государственных чиновников. Они готовы оплатить труд любых официальных мифотворцев. Это их интересы защищают политики, когда произносят громкие речи о здоровье нации, морали, традиционных ценностях.

          Было бы неверным полагать, что запрет не дал бы вообще никаких результатов. Как раз запрет на каннабис  привел к: 1) криминализации значительной части населения; 2) неуважению молодых людей к власти и закону; 3) усилению организованной преступности; 4) коррупции среди государственных чиновников и в правоохранительных органах: 5) экологическим катастрофам, вызванным хищническим истреблением конопли с помощью гербицидов (Колумбия, Бангладеш, Таиланд, Суринам, Боливия и др.) [см.: 28, с. 31].

          Итак, выше была представлена  точка зрения сторонников легализации марихуаны, теперь стоит прислушаться и к противоположному мнению. В целом, противники легализации каннабиса указывают, что невозможно предсказать, каковы будут результаты этой акции.

          Нет сомнения, что многих людей, особенно молодых, каннабис привлекает, прежде всего, потому. Что он запрещен. При легализации каннабиса они не смогут удовлетворять это желание, они двинутся нарушать закон, принимая другие наркотики, скорее всего – амфетамин.

          Поможет ли легализация избавиться от дилеров? Как каннабис будет распространяться, если его узаконят? Некоторые предполагают продавать его в местных аптеках достигшим определенного возраста. Предлагают различный возраст, но 16 лет, как для табака, или 18 лет, как для алкоголя, предпочтительны. При такой модели распространения дилеру остается удовлетворять потребности не достигших этого возраста, тех, от кого аптека далеко или открыта в неудобное время. Другая предлагаемая модель – продавать каннабис там же, где и табак – в ларьках, но только лицам свыше определенного возраста. Дилеры все равно не переведутся – они будут обслуживать младших, будут продолжать торговать наркотиками. Именно это случилось в Амстердаме с тех пор, как каннабис стал доступен в кафе. Дилеры просто переключились на продажу других наркотиков, особенно амфетамина, что проявляется в массовом увеличении его потребления в Голландии.

          Если бы каннабис был легализован,  снабжение и распространение  его осуществлял бы частный  сектор. Маловероятно, что правительство посчитало бы возможным оказаться вовлеченным в производство конопли для уличного потребления.

          Частные предприниматели установили  бы цену согласно рынку. Когда  в США была легализована продажа  алкоголя, после окончания его  запрета в 1933 году, новые пивоваренные заводы установили цены, как за запрещенный напиток. Так, вероятно, случится и здесь. Возможно, конкуренция с поставщиками немного опустит цену, но это случится, только если продажи возрастут, так как большее число людей будет потреблять наркотик. Сверх этого, очень возможно, правительство установит налог на каннабис так же, как на табак и алкоголь. Это может обозначать общее повышение цены, с понижением роста преступности, с целью оплаты.

          Потребуется изучить эффект, который произведет массовое потребление каннабиса на общественную безопасность и порядок. На наших улицах уже сейчас представляет проблему множество людей под воздействием алкоголя. Мы готовы добавить к нему каннабис?

          Если каннабис станет общедоступным, это, возможно, приведет к росту потребления и других наркотиков. И где мы возьмем столько каннабиса, чтобы обеспечить такой рост спроса? Вероятно, постараются выращивать как можно больше, но мало сомнений в том, что большая часть будет импортироваться по высокой цене и ввозиться контрабандно. Выращивание конопли заменит урожаи других культур в нашей стране, и их потребуется импортировать. Еще нужно подумать, откуда мы будем импортировать каннабис. Может даже статься будет необходимо заключить соглашения с организованными международными преступными группировками для получения товара и включиться в протаскивание его из других стран в нашу?

          Что случится с образовательными  стандартами, если большинство  молодых людей будет регулярно  курить каннабис? Мы знаем его воздействие на краткосрочную память и долгосрочную мотивацию, и неизвестно, что эти стандарты могут сделать, кроме как резко упасть. То же может случиться с производством в промышленности и в коммерции, когда рабочие всех уровней будут находиться под воздействием каннабиса.

          Мы станем центром массового  наркотуризма; многие тысячи людей  будут привлечены сюда. Мы увидим  паломничество иностранных сбытчиков,  пытающихся нагреть руки на  торговле у нас. Стоит взглянуть  на ситуацию в Голландии повнимательнее. Если пойти по дороге легализации каннабиса, нужно понять, что эта дорога в одну сторону. Узаконив ее употребление однажды, будет невозможно вернуться в прежнюю позицию. Это не та вещь, с которой можно экспериментировать, чтобы посмотреть, что получится. 

          1.3.2. ЛСД. 

          В 1943 году препарат, получивший  название ЛСД (диэтиламид лизергиновой  кислоты), был впервые опробован  синтезировавшим его швейцарским  химиком Альбертом Хоффманом.  Вот как он описывает свои  первые впечатления: «Меня охватило какое-то странное чувство беспокойства и легкой оглушенности. Я дома, лежу на полу и медленно погружаюсь в делириум, о котором я не могу сказать, что он мне неприятен. Он характеризуется исключительно возбуждающими фантазиями. Я лежу в полубессознательном состоянии с закрытыми глазами, меня одолевают фантастические видения необычайной реальности с интенсивной игрой красок – как в калейдоскопе» [цит. по: 90, с. 115].

          Результат эксперимента оказался  настолько неожиданным, что А.  Хоффман решил повторить его еще раз в более контролируемых условиях, подробно записывая свои впечатления. Через несколько лет образцы ЛСД были разосланы ведущим психиатрам мира для исследований. Предполагалось, что изучение нового препарата поможет понять природу шизофрении. Многие ученые верили в то, что психоделический и шизофренический психозы – идентичны. Несмотря на некоторые общие черты, гипотеза о единой природе шизофрении и опьянения ЛСД была опровергнута. Но в начале 50-х годов все значительные психиатрические учреждения мира проводят эксперименты на людях и животных. В настоящее время первоначальный энтузиазм медиков значительно ослаб, однако ЛСД до сих пор используется при лечении некоторых психопатологических состояний.

          Но тут, кстати, Кен Кизи, будущий автор «Над кукушкиным гнездом», открыл возможность немедикаментозного применения ЛСД. Именно на этих «таблетках от жизни», воспетых «Битлз» в песне «Люси на небесах с алмазами», и вырос причудливый уродец – американское авангардное искусство [см.: 109, с. 9].

          В то время как интерес психиатров  к ЛСД начал ослабевать, супергаллюциноген  серьезно заинтересовал психологов. Профессор Гарвардского университета, доктор психологии Тимоти Лири, испытав на себе эффекты ЛСД  и мескалина, а также галлюциногенных грибов, начинает безгранично верить в преображающую силу наркотиков, которые способны вернуть чувство единения личности с Вселенной, освобождая человека от мучительного чувства раздвоенности и отчуждения. Так родилось психоделическое движение. Совместно с Ричардом Олпертом, также гарвардским профессором, Т. Лири проводит опыты на добровольцах. Публично провозглашая свои идеи, он находит массу сторонников освобождения сознания химическими средствами, прежде всего, среди молодых людей. Начинаются массовые эксперименты с наркотиками, захватившие воображение миллионов молодых нонконформистов, находящие горячий отклик среди хиппующей молодежи. Хиппи популяризовали понятие «психоделика», введенное психиатром Хамфри Осмондом в 1957 году. Психоделические наркотики породили психоделическую философию – веру в возможность познать себя и окружающий мир, освободив сознание с помощью сильнодействующих галлюциногенных растений и их химических аналогов, позволяющих сломать социальную программу и собирать информацию в разных направлениях, что обеспечит более полное познание Вселенной [см.: 105].

          Основной целью опытов Т. Лири  является поиск религиозного  опыта: «Цель нашей религии  ничем не отличается от целей  всех религий прошлого: мы ищем  Бога внутри себя, ищем божественности, которая присутствует в каждом человеке» [56, с. 222]. Употребление ЛСД – это целенаправленный труд: на основе полученных впечатлений личность должна приспосабливаться к более чуткому восприятию, к новым ценностям, к более глубокому осмыслению основных проблем мира, делая свой взгляд на мир более пристальным и нестандартным.

          Новый романтик и пантеист, Т.  Лири не принял во внимание  то обстоятельство, что далеко  не каждый молодой гражданин  достаточно подготовлен к употреблению психоделиков. Большая часть молодежи сама начинает бесконтрольно экспериментировать с наркотиками, объедаясь ЛСД, обкуриваясь марихуаной, добавляя эффект опиатами и алкоголем, что привело к клинической и социальной опасности, к бесконечным трагедиям в среде совсем молодых людей. Радужные миражи психоделии рассеялись. Т. Лири пришлось признать, что психоделики – средство для избранных, а психически незрелым подросткам советовал заменить их медитацией, музыкой или йогой. ЛСД был запрещен даже для лабораторного исследования.

          В период своего первого появления  ЛСД распространялся в виде  прозрачной жидкости, которую капали  на кусочек сахара и съедали.  Сегодня раствором ЛСД пропитывают  листы бумаги, затем разрезая  их на квадратики. Эти квадратики  называются «trip» (путешествие), «марки» или «промокашки». Фирменные квадратики ЛСД украшены картинкой. Многие картинки сохранились со времен своего первого появления этой формы наркотика, например, «клубничка» и «муравей» живут с 60-х годов. Сейчас можно встретить изображения «Бэтмена», Саддама Хусейна, «Супермена». Доза ЛСД, содержащаяся в этих бумажках – от 40 до 60 микрограммов. Тридцати граммов ЛСД достаточно, чтобы отправить путешествовать 300 тысяч человек. ЛСД получают из спорыньи – паразита ржи.

          Принявший ЛСД находится как бы в «зрительном зале», а не «на сцене», наблюдая за происходящим со стороны, превращаясь в большое око. ЛСД начинает действовать примерно через час. Второй этап длится до 5 часов и сопровождается богатыми переживаниями. Здесь могут возникать внутренние картины, скользящие образы, музыка, голоса «внутри» с самой необычной локализацией и другие ощущения, не связанные с внешними раздражителями. Часты синэстезии, когда звук видят, а образ слышат. Извращения восприятия, когда гладкое может казаться колючим. Нарушается внутренне восприятие себя: необычны ощущения схемы тела, размеров. Расположения отдельных его частей, вплоть до чувств отделенности от тела конечностей, мозга и др. Меняется восприятие времени, пространства. Соотношения окружающих предметов, их форма, масса, плотность, текстура. Блаженство не побуждает к действию, а переживается с замиранием. Происходит раздвоение, отчуждение и даже потеря своей личности. Деперсонализация может принимать различные формы: ощущение себя неодушевленным предметом или существом, «рассеянным в планетарных лучах». Психические процессы становятся неуправляемыми, спонтанно всплывают давно забытые события.

Информация о работе Культурологические основания применения наркотических средств в современной культуре