Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 10:56, курсовая работа
Цель исследования – экспликация инвариантных особенностей феномена наркотизма в связи с его проявлением в различных сферах общественной жизни.
В соответствии с поставленной целью в данной работе решаются следующие задачи:
1. Классифицировать наркотические вещества по степени их воздействия на организм человека.
2. Раскрыть особенности воздействия различных наркотических и психоактивных веществ на организм человека.
3. Выявить социально-психологические и культурные факторы использования наркотических и психоактивных веществ в современных и традиционных культурах.
4. Определить характерные черты современной психоделической культуры.
5. Дать оценку социокультурным исследованиям проблем наркотизма в нашей стране.
КУЛЬТУРНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ, ГАЛЛЮЦИНОГЕННЫХ И ПСИХОСТИМУЛИРУЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ………………………………………………………………...
ВВЕДЕНИЕ
1.1. Классификация наркотических веществ и причины употребления наркотиков…………………………………………….….
1.2. Действия наркотиков
1.3. Особенности психоделической культуры………………...
1.4. Культура потребления психостимуляторов…………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………..
Установка на получение
Буддийский монах ищет в
Кроме того, помимо эмоционального фона, психических и физиологических особенностей и состояния организма, на характер эйфории влияют индивидуальные качества наркотизирующегося, его установки перед приемом наркотика, общий интеллектуальный и культурный уровень. «Приход» не является извне, это – продукт измененного сознания, в котором, тем не менее, нет ничего, кроме него самого. Поэтому многие из новичков, ожидающие от наркотика необычайных чудес, бывают разочарованы, забывая о том, что ни кто иной, как их собственный мозг «поставляет» образы и впечатления.
Об этом как раз и писал
Ш. Бодлер: «Человек искусственным
путем вводит
Именно поэтому наркотизм так
распространен в творческой
В качестве наглядного примера можно привести два разных описания опыта гашишного опьянения. Одно из них принадлежит вышеупомянутому Ш. Бодлеру, поэту и знатоку искусства, а другое – психологу Л. Н. Ланге, о творческом мире которого мы не знаем ничего. Вот впечатление Ш. Бодлера: «Именно в этом периоде опьянения обнаруживается необыкновенная утонченность всех чувств. Обоняние, зрение, осязание принимают одинаковое участие в этом подъеме. Глаза созерцают бесконечное. Ухо различает почти неуловимые звуки среди самого невероятного шума. И тут-то возникают галлюцинации, ложные иллюзии, трансформации идей. Звуки облекаются в краски, в красках слышится музыка, ваша прирожденная любовь к краскам и формам найдет огромное удовлетворение в первых же стадиях вашего опьянения. Краски приобретут необычайную яркость и устремятся в ваш мозг с победоносной силой. Тусклая, посредственная или даже плохая живопись плафонов облечется жизненной праздничностью: самые грубые обои превращаются в великолепные диарамы. Нимфы с ослепительными телами смотрят на вас большими глазами, более глубокими и прозрачными, чем небо и вода, герои древности в греческих воинских одеяниях обмениваются с вами взглядами, полными глубочайших признаний. Изгибы линий говорят с вами необычайно понятным языком, раскрывают перед вами волнения и желания души. В то же время развивается то таинственное и зыбкое настроение духа, когда за самым естественным, обыденным разверзается вся глубина жизни во всей ее цельности и во всем многообразии ее проблем, когда первый попавшийся предмет становится красноречивым символом. Гашиш заливает всю жизнь каким-то магическим лаком, он окрашивает ее в торжественные цвета, освещает ее глубины. Причудливые пейзажи, убегающие горизонты, панорамы городов, белеющих в мертвенном свете грозы или озаренных реющим огнями заката, - глубины пространства, как символ бесконечности времени, - пляска, жест или декламация актеров, если вы очутились в театре, первая попавшая фраза, если взгляд упал на страницу книги, - словом. Все встает перед вами в каком-то новом сиянии, которого вы не замечали до сих пор. Даже грамматика, сухая грамматика, превращается в чародейство и колдовство. Слова оживают, облекаются плотью и кровью, существительные предстают во всем своем субстанциональном величии, прилагательное – это цветное, прозрачное облачение его, прилегающее к нему, как глазурь, и глагол – это ангел движения, сообщающий фразе жизнь» [106, с. 10-11].
А вот откровения психолога
Л. Н. Ланге, записанные С.
С. Корсаковым: «Первое ощущение,
которое я испытал, было
Разница очевидна. Мы не можем
определенно сказать, что
После того, как наркотик прекращает
свое действие, наступает полное
опустошение, остановка мыслей, ощущение
отсутствия каких-либо
Поэтому каждое опьянение – это опасная встряска, своего рода общемозговая катастрофа, накопление которых дает «отказ» системы, приводит к полному и необратимому нарушению всех ее функций, к стабильному психическому расстройству. Слишком дорого приходится платить за украденные минуты рая: «Но завтра! Ужасное завтра! Расслабленные, утомленные органы, издерганные нервы, набегающие слезы, невозможность отдаться систематической работе, - все это жестоко доказывает вам, что вы играли в запрещенную игру. Безобразная природа, лишенная освящения вчерашнего дня, походит на грустные остатки пиршества. В особенности поражена воля, самая драгоценная из всех способностей», - пишет все тот же Ш. Бодлер [106, с. 56-57].
В то время, когда Ш. Бодлер
создавал свою монографию, медицина
еще не располагала
Кто прибегает к яду, чтобы мыслить, скорее не сможет мыслить без яда. Представляете ли вы себе ужасную судьбу человека, парализованное воображение которого не может более функционировать без помощи гашиша или опиума?» [106, с. 119-120].
Тем не менее, существует и другое мнение по поводу истинности информации, высказанной Ш. Бодлером в его произведении «Искусственный рай». Настораживает и тот факт, что ярые противники «веселой зеленой богини» с завидным постоянством ссылаются на крайне негативный, даже пугающий опыт общения с каннабисом французского поэта.
Книга, что и говорить, вполне пессимистическая, если не паническая. Заметно, что писал ее большой поклонник алкоголя. Убежденные же пьяницы, а в том, что великий Ш. Бодлер относился именно к этой категории, легко убедиться, прочитав его статью «Вино и гашиш» [см.: 106, с. 157-182]. Даже Венечка Ерофеев не возносил такой хвалы духу алкоголя. Алкоголики обычно не понимают каннабис и боятся его эффектов. В принципе, это вполне объяснимо: трава (сошлемся здесь на такого знатока вопроса, как Боб Марли) помогает человеку быть более откровенным с самим собой, отчетливее понимать свою жизнь, яснее осознавать существующие проблемы, а заядлые потребители алкоголя стремятся убежать и от адекватной самооценки, и от понимания, и от трезвого взгляда на ситуацию.
«Искусственный рай» был
Собственно говоря, dawamesc отнюдь не является гашишем в чистом виде. В состав этого экзотического варенья, помимо смолы каннабиса, входили: сахар, ваниль, мускус, фисташки, кардамон, мускатный орех (тоже обладающий в больших дозах психоактивным действием), немного опия (вероятно, в качестве успокоительного) и кантаридин. Мало известный в наше время кантаридин в XIX – начале ХХ века использовался в качестве афродизиака, причем передозировка этого вещества могла вызвать тяжелое отравление и даже летальный исход, как это, например, описано в романе русского писателя-эмигранта Марка Алданова «Ключ».
Рецепт, заимствованный доктором Ж. Ж. Моро де Туром в Северной Африке, подходил, скорее, для какого-нибудь пресыщенного утонченными наслаждениями алжирского бея, чем для неискушенных в потреблении конопляных продуктов европейских литераторов, художников и поэтов-романтиков. Разумеется, этим самым романтикам на несколько часов «напрочь сносило крыши», выражаясь современным молодежным сленгом.
Не следует забывать, что у
членов «Клуба гашишинов»
Воспоминания, оставленные поэтом и художником Теофилем Готье («Клуб любителей гашиша»), коренным образом отличаются от впечатлений Ш. Бодлера [см.: 23]. Т. Готье был, прежде всего, истовым художником, активным проповедником тезиса «искусства для искусства». Вопрос политики, религии, морали, как и вообще события за пределами литературного мира, его мало интересовали. Он тренировал себя, чтобы не просто смотреть на мир, а видеть его.
Страдающий от неизжитых