Культурологические основания применения наркотических средств в современной культуре

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 10:56, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – экспликация инвариантных особенностей феномена наркотизма в связи с его проявлением в различных сферах общественной жизни.
В соответствии с поставленной целью в данной работе решаются следующие задачи:
1. Классифицировать наркотические вещества по степени их воздействия на организм человека.
2. Раскрыть особенности воздействия различных наркотических и психоактивных веществ на организм человека.
3. Выявить социально-психологические и культурные факторы использования наркотических и психоактивных веществ в современных и традиционных культурах.
4. Определить характерные черты современной психоделической культуры.
5. Дать оценку социокультурным исследованиям проблем наркотизма в нашей стране.

Содержание

КУЛЬТУРНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ, ГАЛЛЮЦИНОГЕННЫХ И ПСИХОСТИМУЛИРУЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ………………………………………………………………...
ВВЕДЕНИЕ
1.1. Классификация наркотических веществ и причины употребления наркотиков…………………………………………….….
1.2. Действия наркотиков
1.3. Особенности психоделической культуры………………...
1.4. Культура потребления психостимуляторов…………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………..

Работа содержит 1 файл

Культурные основания использования наркотиков в современной культуре.doc

— 582.50 Кб (Скачать)

          В Европу коноплю занесли, по-видимому, скифские и другие кочевые племена. Урна, содержащая листья и семена конопли, которую археологи обнаружили неподалеку от Берлина, датируется 500 годом до новой эры. О психоактивных свойствах конопли прекрасно знал «отец алхимии» Парацельс, упоминает о них и другой алхимик, Франсуа Рабле, в своей великой книге под вымышленным названием «пантагрюэлион».

          В Америку коноплю завезли,  по-видимому, испанцы. Во всяком  случае, пока нет достоверных  данных о том, что она была  известна населяющим Новый свет  племенам до этого. В XVII веке англичане стали ее культивировать сначала в Канаде, а затем в Вирджинии и Новой Англии. Занимались разведением конопли и отцы-основатели США – Джордж Вашингтон и Томас Джефферсон, правда, пока точно не установлено, курили ли они.

          Что же касается наиболее психоактивной индийской конопли, то поначалу ареал ее распространения ограничивался Дальним Востоком и Индией, откуда она проникла в Персию. Затем арабские завоеватели понесли ее дальше, в Африку, где она быстро распространилась по всему континенту. Европейцы не проявляли к ней интереса до XIX века, хотя до них доходили, конечно, восточные «гашишные» легенды, включая знаменитый рассказ Марко Поло о Горном Старце с его асассинами. Самое смешное то, что в 30-е годы ХХ столетия эту красивую легенду попытались использовать мифотворцы для обоснования тезиса о том, что марихуана способствует росту преступности.

          После колонизации Индии и  похода Наполеона в Египет  знакомство западных людей с  индийской коноплей стало уже  неизбежным. Достоверно известно, что ученые мужи, которых Бонапарт взял с собой в экспедицию, вывезли из страны пирамид несколько килограммов гашиша. Но, в целом, на всем протяжении XIX века каннабис, несмотря на его доступность (препараты конопли свободно продавались в аптеках), не приобрел большой популярности.

          Положение начало меняться с  началом ХХ века. Здесь инициативу  взяли на себя американцы. Употребление  марихуаны впервые было замечено  в Новом Орлеане в 1-й половине 1910-х годов, куда ее привозили  мексиканские рабочие. К этому времени траву уже более полувека курили в Латинской Америке и в странах Карибского бассейна. Особенно вырос интерес к ней в США после введения там «сухого закона» в 1920 году.

          В 1925 году была подписана Женевская  конвенция, в которой по требованию Египта и Южной Африки каннабис был причислен к наркотическим веществам со всеми вытекающими из этого последствиями.

          Попытки запретить коноплю, в  общем-то, предпринимались и раньше. Власть имущим всегда казалось  подозрительным стремление их подданных ускользнуть от тотального контроля в некую недоступную область, где они чувствовали себя совсем неплохо без всяких забот о себе со стороны властей. Мы уже упоминали, что еще в XIV веке на Ближнем Востоке эмир Саудон Шейхуани подвергал заключению всякого, кто был уличен в курении каннабиса. А его стражники выбивали несчастному все зубы. Эти суровые меры, как, впрочем, и все последующие, ни к чему не привели, если не считать. Конечно, ускоренного развития зубопротезирования. Однако, в отличие от прежних запретов, носивших локальный характер, Женевская конвенция 1925 года была направлена на запрещение каннабиса повсеместно.

          В 1930 году в США на пост  главы вновь созданного Бюро  по наркотикам был назначен  Харри Дж. Энслинджер. Именно этому человеку принадлежит сомнительная слава творца официальных мифов о конопле, полное и окончательное искоренение которой в своей стране он, видимо, поставил своей целью. Трудно сказать, чем именно не угодило ему это растение. Может быть, ему не нравился его внешний вид или у него вызывал мучительную аллергию его запах, однако, вернее всего, Х. Дж. Энслинджер просто выполнял заказ нефтехимических и химических концернов, заинтересованных в устранении конопли с рынка смазочных материалов и волокон.

          По указанию и при непосредственном  участии Х. Дж. Энслинджера, в  печати была развернута беспрецедентная  кампания против марихуаны, объявлявшая  ее «убийцей юношества» и приписывавшая  ей самые невообразимые вредные  свойства. В истерических воплях совершенно утонули трезвые голоса врачей и ученый, призывавших не торопиться с выводами. К 1937 году в 46 из 48 штатах марихуана была запрещена.

          В 1960 году, по инициативе США, 60 стран подписали Единую Конвенцию  ООН по наркотикам, направленную на согласование законодательств стран-участниц в этом вопросе. В данном любопытном документе провозглашается к концу 80-х годов полное избавление человечества от наркотиков (очевидно, вместе с построением коммунизма).

          В начале 60-х годов, как в США, так и в Европе, люди не проявляли особого интереса к траве. Положение коренным образом изменилось к середине 60-х годов, когда на улицах Сан-Франциско появились первые хиппи. В их культурный (или, наверное, правильнее – контркультурный) стиль трава, с навеваемыми ее дымком открытостью, непосредственностью и не агрессивностью, вписалась как нельзя лучше. Настолько хорошо, что в сознании политиков и государственных чиновников образ курильщика марихуаны ассоциировался с образом хиппи.

          В 1964 году известные в Хэйт-Эшбери (район Сан-Франциско, место дислокации хиппи) братья П. и С. Телин открыли первый «headshop», где продавались книги, диски и плакаты, посвященные марихуане, а также трубки, кальяны и другие приспособления для ее курения. Вскоре такие магазины появились в каждом крупном городе США, а плакаты эслинджеровской эпохи, пугавшие «безумием марихуаны», сменились другими – изображавшими поэта-битника Аллена Гинзберга с табличкой: «Pot is fun» («Трава – это удовольствие»).

          Все это существенно изменило имидж марихуаны, и вскоре ее курение стало делом вполне обычным во всех слоях американского общества. Иными словами, она сделалась чем-то вроде виски во времена «сухого закона».

          В 1937 году штат Орегон сделал  первый шаг на пути легализации каннабиса, снизив наказание за хранение его в небольших количествах, а в 1975 году Аляска легализовала у себя хранение любых количеств для личного потребления. Вскоре к ним присоединились еще 12 штатов, в той или иной степени смягчивших свои законодательства в отношении травы.

          Аналогичные перемены происходили  и в Европе. В середине 70-х годов  Голландия стала первой европейской  страной, легализовавшей у себя  продажу каннабиса в специально  отведенных для этой цели «кофи-шопах». Совсем уже недавно, осенью 1996 года, ее примеру последовала Италия. Можно ожидать, что в ближайшее время к ним присоединится и Германия, где трава фактически уже легализована в большинстве земель.

          Нам, к сожалению, известно  немного о немедицинском использовании каннабиса в дореволюционной России [см.: параграф 2.1]. По-видимому, оно, если и существовало, то не было сильно распространено. Препараты конопли при этом свободно продавались в аптеках. Так, «Энциклопедия практической медицины» 1909 года издания среди экстрактов и настоек упоминает даже «грудные сигаретки», обладающие «весьма приятным и слегка наркотическим действием» [цит. по: 28, с. 29].

          После Октябрьской революции  Страна Советов активно участвовала  во всех международных конвенциях о запрете наркотиков, благо, что такой запрет было довольно легко осуществлять в условиях тоталитарного режима и информационного вакуума.

          Так продолжалось, видимо, до наступления  хрущевской «оттепели». Во всяком  случае, поэт и музыкант Алексей Хвостенко вспоминал в одном из интервью питерской газете «Смена», что в конце 50-х годов он и его друзья-битники уже прекрасно знали, где в Питере можно купить «баш» анаши. Сказалась близость Средней Азии, где ее курение было всегда частью традиционного уклада, и особенно Казахстана с его знаменитой Чуйской долиной, откуда до сих пор поступает к нам основная масса травы. В начале 70-х годов эстафету у битников, как и положено, приняли хиппи, которые, подобно своим западным собратьям, активно популяризировали каннабис на просторах нашей родины.

          В настоящее время по уровню  распространения каннабиса мы, вероятно, приближаемся к США 70-х годов.  Даже при отсутствии достоверной  статистики можно с уверенностью  сказать, что за последние 20 лет количество его потребителей уже в независимой России не просто выросло, а выросло значительно. Любителей травы теперь можно встретить в любых слоях общества (если брать возрастной срез до 40 лет). Именно в этом смысле надо понимать высказывание наркодилера, пок5азанного по телевидению, который сказал, что «сейчас курят все». В этих условиях все громче звучат голоса тех, кто требует ужесточить наше и без того не самое гуманное законодательство.

          Появление в печати первых  документированных исследований  воздействия каннабиса на организм человека относится к началу 70-х годов, хотя такие исследования проводились и раньше. Их выводы камня на камне не оставляют от обвинений, возведенных на это растение официальной пропагандой.

          Чтобы разобраться по существу, приведем сначала список этих обвинений: 1) вредит здоровью; 2) вызывает привыкание; 3) ведет к употреблению более опасных наркотиков; 4) вызывает негативное изменение личности; 5) способствует преступности.

          Следует все это рассмотреть  по порядку. Среди многочисленных заболеваний и расстройств, которые якобы вызывает употребление марихуаны, фигурировали, конечно, и рак легких, и традиционные хромосомные нарушения (в этом обвиняли также ЛСД), и слабоумие, и даже такие фантастические, как гормональные нарушения, вызывающие увеличение грудных желез у мужчин.

          В 1975 году появилось первое  всеобъемлющее исследование воздействия  каннабиса на организм человека  под названием «Ganja in Jamaica», которое финансировалось Центром по изучению наркотиков и наркоманий при Национальном институте психического здоровья США. Как видно из названия, исследование проводилось на Ямайке, где растет особенно сильная конопля и где ее курение весьма распространено. Исследование охватывало людей, куривших каннабис в больших количествах в течение 12-30 лет.

          Приводим вывод исследователя  П. Стаффорда полностью: «У  субъектов не выявлено никаких  признаков органического поражения  мозга или хромосомных нарушений,  а также никаких значительных  клинических (психиатрических, психологических или медицинских) различий между курильщиками и контрольной группой» [115, p. 191].

          Выводы ямайского исследования  затем были подкреплены многими другими. Неподтвержденными оказались и отрицательное влияние марихуаны на иммунную систему, и то, что она вызывает ослабление сердечной деятельности.

          Специально проведенное для демонстрации  малой токсичности марихуаны  исследование показало, что для  умерщвления одной мыши необходимо  количество ТГК, в 40 тысяч раз  превышающее то, которое содержится в обычном «косяке». Напомним, что официально разрешенного никотина, содержащегося в 10-20 сигаретах, вполне достаточно, чтобы убить человека при быстром введении.

          Что касается привыкания, то в  настоящее время специалисты  абсолютно убеждены в том, что каннабис не вызывает физической зависимости, в основе которой лежит явление нейроадаптации, в отличие, скажем, от опиума и алкоголя [см.: 24, с. 233]. Что же касается психологической зависимости, то, действительно, многолетнее, непрерывное потребление больших количеств каннабиса способно ее вызвать, как, впрочем, и телевизионные сериалы, компьютерные игры, музыка, секс и еще многое другое.

          Обвинение марихуаны в том,  что она ведет к употреблению  более опасных наркотиков, основано на факте, что большинство потребителей героина, например, действительно начинали с марихуаны в силу ее большей распространенности. Опросы, однако, показывают, что лишь незначительное меньшинство курильщиков травы переходит на героин, поскольку остальные опасаются физической зависимости.

          Теперь стоит поговорить о  психозах. Всем более или менее  опытным потребителям каннабиса  известно, что если выкурить много  сильной травы, да еще в неподходящем  месте, то может возникнуть  довольно неприятное состояние, выражающееся в навязчивых мыслях, страхе, неприятных физических ощущениях. Все это, очень точно называющееся на сленге «изменой», не имеет, однако, ничего общего с психозом и довольно быстро проходит, если этому состоянию не потакать. В одном авторитетном индийском исследовании были обследованы 466 курильщиков каннабиса, среди которых случаи психоза были отмечены лишь у 9. Эти цифры, видимо, отражают реальное соотношение между людьми с психическими отклонениями и нормальными, независимо от того, курят они каннабис или нет [см.: 24, с. 252].

          Негативные изменения личности, которые якобы вызывает марихуана,  были обобщены и сформулированы  в середине 60-х годов в США  в «синдроме утраты мотивации», проявляющемся в потере интереса к традиционным ценностям (таким, как семья, карьера, материальный достаток) с последующей десоциализацией. Совершенно очевидно, что речь идет здесь о стиле жизни хиппи с их полным неприятием буржуазных ценностей и идеологии «выпадения» из чуждой социальной системы. Однако нет никаких доказательств того, что такой стиль жизни и идеология могут быть усвоены в результате курения марихуаны.

Информация о работе Культурологические основания применения наркотических средств в современной культуре