Сразу отметим, что в нашей
работе мы будем рассматривать
только те вещества и препараты,
на применение которых наложен официальный
запрет, определяемый законодательствами
различных стран мира. В частности, здесь
мы не будем касаться лекарственных препаратов
(транквилизаторы, снотворные, кодеин
и содержащие кодеин препараты), а также
проблему токсикомании. Что касается токсикомании,
следует указать, что токсикомания – один
из самых злокачественных видов наркомании.
Вызывая серьезное разрушение организма
и сильную зависимость, токсикомания отличается
от наркомании только в юридическом аспекте:
она вызывается употреблением веществ,
не отнесенных Минздравом к группе наркотиков,
и на нее не распространяются правовые
и уголовные акты, действующие в отношении
наркоманов.
Издавна предпринимались попытки
понять, почему люди приводят
себя в состояние одурманивания
и опьянения, что заставляет их добровольно
отдаваться неконтролируемой стихии безумия.
Это безумие, ставшее искушением, занимает
людей с тех пор, как. В отличие от санкционированного
обществом сакрального, ритуального, коллективного
и лечебного употребления, отдельные индивиды
начали принимать наркотики по собственной
инициативе. Наркотики давали возможность
погрузиться в совершенно иной опыт, освободиться
от привычных связей, от повседневной
упорядоченности форм, открывали неисчерпаемость
значений и образов. Побуждения к побегу
(эскапизм), стремление превзойти монотонность
своей жизни всегда являлись основными
потребностями души. Даже опасность редко
останавливала человека на этом пути.
Как справедливо заметил О. Хаксли, «твердое
убеждение в материальной реальности
Ада никогда не мешало средневековым христианам
делать то, что подсказывало им честолюбие,
похоть или алчность» [106, с. 76]. Свобода
грёз, пусть даже пугающих, влечет человека
цивилизованного так же властно. Как влекла
участника древних мистерий. Не случайно,
что эффекты употребления наркотиков
стали сначала объектом внимания художников,
а потом уже – медиков. Первые описания
наркомании принадлежат литераторам –
Т. де Квинси, Э. По, Т. Готье, Ш. Бодлеру
и другим.
Современные ученые достаточно подробно
разрабатывают объяснения возникновения
наркотической зависимости и выделяют
три основные направления, три группы
факторов наркотизации: социологические,
включающие влияние общества и семьи;
биологические, объясняющие склонности
к злоупотреблению особенностями организма
и особой предрасположенностью; психологические
(или психические), рассматривающие особенности
и отклонения в психике [см.: 90, с. 201].
Мы считаем уместным определить
и культурологические аспекты
наркотизма, так как влияние определенной
культурной традиции употребления наркотиков
позволяет объяснить мотивы, не поддающиеся
объяснению тремя перечисленными факторами.
В рамках культурологического аспекта
мы рассмотрим ритуальное употребление
наркотиков в традиционных культурах
и современной психоделической культуре.
Сюда же примыкает на редкость живучий
миф о связи наркотиков и творчества, побуждающий
все новые поколения художников обращаться
к наркотическим препаратам. Эта мотивировка
также, на наш взгляд, вытекает из области
культурного мифа.
1.1.1. Социальные факторы
наркотизма.
Общественные неурядицы, социальное
окружение, распространенность наркомании
в регионе, профессии, связанные
с легким доступом к наркотикам
и семейная атмосфера, - все это
относится к социальным факторам.
Исследователи с неизбежностью
приходят к выводу. Что очень
часто именно проблемы в семье
толкают ребенка в «группу
риска», создают почву для обращения
ребенка к наркотикам. Психологами
давно доказано, что неполная семья
сама по себе порождает патологии развития.
У детей с одним родителем чаще возникают
трудности общения. Такие дети получать
«тройную дозу» внимания и любви. Существуют
понятия «семейный дефицит» и «социальный
голод», когда ребенок растет без внимания
и заботы, без необходимого общения, что
часто является причиной обращения к спиртному
и наркотикам в период взросления.
Отсутствие гармонии в полной
семье также является фактором
риска. Не стоит строго оценивать
непослушание, плохую успеваемость,
отчуждение ребенка в семье, где не могут
избежать конфликтов, где притесняют,
подавляют одного из членов семьи, где
у родителей постоянные «секреты» и недоверие
по отношению друг к другу и к детям, где
ребенок изолирован от окружающих, от
сверстников, где низкий культурный и
материальный уровень, избиение и психологическое
насилие детей, насилие между родителями.
У таких детей возникает чувство одиночества,
скуки, легко рождаются зависть к ровесникам,
беспокойство, депрессии, страхи или же
агрессивность, лживость, драчливость,
связанные с переживанием одиночества,
пустоты, ненужности. У избиваемых детей
отмечают склонность к разрушению и протесту,
низкий самоконтроль, слабость познавательных
интересов, нежелание трудиться.
Все это, в случае встречи с
наркотиком, делает их неспособными противостоять
втягиванию, в то время как дети, не переносившие
стресс, получившие в семье позитивный
заряд, уверенность в своих силах, даже
попробовав наркотик, могут оказаться
от его дальнейшего употребления, удовлетворив
свое любопытство. Дети с грузом неблагоприятных
жизненных событий отличаются сниженной
самооценкой, комплексами неполноценности,
переживают чувство мести и ненависти
к родителям и учителям, не желающим понять
их. Не имея возможности объяснить дурное
к себе отношение, они обращаются к спиртному,
наркотикам, попыткам самоубийства.
По данным Краснодарского края,
13 % наркоманов и токсикоманов
– подростки до 14 лет. По данным
анонимного опроса в одной
из школ края, в свои 16-17 лет
62 % детей пьют, 22 % - курят и 8 % употребляют
наркотики. Отвержение, холодность, отсутствие
тепла и ласки со стороны родителей сначала
травмируют ребенка. А затем ожесточают
его, подталкивают к «другой жизни», в
другое общество, где он будет понят, принят,
где его не осудят.
Даже в благополучных семьях
родители часто не способны
обеспечить развлечения ребенку.
Родителям важнее понять, что
он нуждается не только в
заботе о пище, здоровье и учебе,
но не менее, и даже более,
в организации его свободного
времени, в поддержании интереса к окружающему
миру. Известно, что, чем выше культурный
уровень семьи, чем интереснее и спокойнее
ребенку в доме, тем позже он уходит из-под
влияния взрослых, тем больше он доверяет
жизненным ценностям родителей, тем реже
попадает под власть сиюминутных впечатлений
и развлечений, предлагаемых ему «на улице»,
тем менее подвержен влияниям моды. Каждая
семья должна для себя решить, что она
может противопоставить этим, манящим
запретностью, увлечениям, какое оружие
она смогла бы дать в руки своему ребенку,
который, так или иначе, столкнется с подобными
соблазнами.
Гиперопека, другая крайность воспитания,
заставляет ребенка «спасаться»
от родителей «на улице». Это
чрезмерное внимание, постоянный
присмотр, отказ ребенку в самостоятельности,
желание воспитать свою копию. Сверхзабота
становится в тягость взрослеющему человеку,
он стремится «сбросить оковы», что приводит
к тем же результатам: к старанию уйти
от контроля родителей. Для чего он сознательно
идет на конфликты, вызывающе противопоставляя
свой новый «асоциальный» облик тому образцу,
который навязывает ему заботливая семья.
При опросе студентов английский колледжей
о причинах употребления наркотиков один
молодой человек заявил, что любой аспект
его жизни контролировался и манипулировался
взрослыми, и он начал употреблять наркотики,
так как это была одна из немногих областей
его жизни, где. Как он считал, он имеет
полный контроль. В данном случае причина
употребления – чувство безвластия над
своими собственными решениями и действиями.
Еще один из плодов гиперопеки
– инфантилизм растущего человека,
его затянувшееся «детство», неготовность
к жизненным трудностям, неспособность
самостоятельно решать вопросы.
Такой ребенок легко попадает
под влияние более опытных
приятелей, его легко уговорить попробовать
наркотик или подбить на любую хулиганскую
выходку, так как у такого «тепличного
растения» не выработано противоядие
против дурных влияний. Нередко – это
любимые детки богатых столичных родителей,
и их «карманные» деньги дразнят аппетит
искушенных приятелей.
Существует и такой вариант
опекаемого чада, как «кумир семьи»,
объект всеобщего восхищения
и поклонения, единственный ребенок
многочисленной родни. Для него
привычны вседозволенность, неограниченная
власть над родственниками, которые не
накажут, и в конечном итоге – презрение
к ним, а заодно и к учителям, сверстникам.
Кумиры, привыкшие быть объектом всеобщего
восхищения, часто демонстративны, для
них хороша любая эксцентрическая выходка
и любой шокирующий поступок, какими и
кажутся им в их юные годы употребление
алкоголя и наркотиков. Такие подростки,
желая «всех перепить», могут действительно
стать жертвой алкоголя и наркотизации.
Но даже если семья гармоничная,
ребенок окружен заботой и
вниманием, хорошо учится, читает книги,
уважает старших, это совсем не означает,
что он не будет пробовать наркотики. Все
вышесказанное не означает, что употребление
наркотиков – результат депрессивных
состояний, свойственных подросткам со
сложностями развития и творческим натурам.
Мотивы употребления наркотиков часто
не зависят от личности и ее психической
предрасположенности. Встреча с наркотиками
может быть случайной, в определенной
ситуации, вызванной временными потребностями,
например, «пробование» в компании сверстников
с познавательными целями.
Прежде чем окрестить пойманного
с поличным ребенка «падшим»
и «пропащим», следует верно оценивать
особенности его психического
развития в этот противоречивый
и подчас болезненный, даже
для благополучных детей, период,
что заставит сделать парадоксальный
вывод: пробование наркотиков в молодости
– проявление не отклонения, а скорее
нормального поведения. Одна из ведущих
исследователей наркомании И. Н. Пятницкая
делает вывод о том, что шаг подростка
к наркотикам – это проявление исследовательской
реакции, свойственной их возрасту. Подростков
интересуют возможности их сознания, получение
нового, неизведанного чувственного опыта,
небывалых впечатлений, сексуального
опыта, они стремятся познать мир, «все
в жизни попробовать», ощутить свою полноценность
в компании ровесников, самостоятельность
в принятии решения, солидарность со сверстниками.
Своей чрезмерно агрессивной реакцией
вы можете навредить, укрепив ребенка
в его чувстве протеста против всего, насаждаемого
взрослым обществом. Первый раз попробовавшего
ребенка не стоит записывать в наркоманы,
так как только небольшая часть из пробовавших
наркотики ребят продолжает употреблять
их постоянно. Но необходимо, не откладывая,
внушить ему, что все тяжелобольные наркоманией
начали свой трагический путь с простого
любопытства [см.: 85, с. 45-48].
Все случаи употребления наркотиков
можно объединить одной общей
целью – стремлением к удовольствию.
Качество этого удовольствия
варьируется в зависимости от
уровня развития и степени «подсадки».
Именно поиск удовольствия заставляет
увеличивать дозу по мере привыкания организма
для достижения все более сомнительной
эйфории, приводя к необратимой зависимости
от употребляемого яда. Эйфория гаснет
с каждым разом, заставляя применять «ударные
дозы», приводящие к невозможности существования
без вещества, ставшего необходимым компонентом
жизнедеятельности по-новому устроенного
организма. Самоконтроль выступает единственным
средством избежать гибели, если человек
уже употребляет наркотик, но еще не впал
в физическую зависимость. Основными преградами
становится знание последствий злоупотребления
и перспективы, достижение которых важнее
для человека, чем сиюминутные удовольствия.
Например, сознание того, что наркотик
сильно ослабляет интеллектуальные, психические
и физические способности. Не позволяя
достичь успехов в учебе, стать хорошим
специалистом, добиться материального
благосостояния, родить здоровых детей
и другое. Низкий уровень самоконтроля
у подростков делает их тем более уязвимыми,
чем моложе возраст. Поэтому основная
роль в ограждении детей должна принадлежать
взрослым.
Как уже было сказано, для
приобщения подростков к наркотикам
самое большое значение имеет
пример сверстников. В профилактической
литературе стало общим местом описание
так называемых «асоциальных», «уличных»
детей, которым нечем заняться, и они собираются
в группы, гнездящиеся, как правило, на
чердаках и в подворотнях, и там пробуют
наркотики, после чего делаются неуправляемыми
и враждебными взрослому миру.
Однако не только уличные дети
или ПТУ-шная шпана может стать
источником знакомства с наркотиком.
В наше время многие дети
из так называемых «благополучных»
семей употребляют наркотики,
потому что они освящены модой,
молодежной культурой. Именно мода
обеспечивает эпидемические масштабы
наркомании, вовлекая все большие круги
молодежи, хотя далеко не все из пробовавших
наркотики становятся наркоманами. В истории
контркультуры некоторые наркотические
препараты несколько раз становились
прямо-таки символами движений, а приобщение
к ним – своего рода причастием к данной
субкультуре. Так было с марихуаной в раста-движении,
с ЛСД в психоделии и, наконец, с экстази
в хаус-культуре рейверов. Психоделические
наркотики с их способностью активизировать
деятельность подкорки головного мозга,
отвечающей за процессы подсознания, стали
основой для целого направления в современной
музыке, литературе, искусстве – психоделии.