Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 21:04, курсовая работа
Культура Древней Руси произошла от культур местных восточнославянских племён. В тоже время, не смотря на ее славянскую направленность, русская культура активно развивала контакты с зарубежными культурами, в первую очередь с Византией, Болгарией, странами Центральной Европы, Скандинавией, Хазарским каганатом и арабским Востоком.
1.Введение
2.Появление культуры в Древней Руси
3.Влияние православия на культуру
4.Культура Древней Руси
4.1.Архитектура
4.2.Литература
4.3.Иконопись
4.4. Зодчество
4.5.Фольклор
5.Заключение
6.Список использованной литературы
1.Введение
2.Появление культуры в Древней Руси
3.Влияние православия на
4.Культура Древней Руси
4.1.Архитектура
4.2.Литература
4.3.Иконопись
4.4. Зодчество
4.5.Фольклор
5.Заключение
6.Список использованной
Культура Древней Руси произошла от культур местных восточнославянских племён. В тоже время, не смотря на ее славянскую направленность, русская культура активно развивала контакты с зарубежными культурами, в первую очередь с Византией, Болгарией, странами Центральной Европы, Скандинавией, Хазарским каганатом и арабским Востоком. Культура Древней Руси развивалась настолько стремительно, что уже к XI в. достигла довольно высокого уровня. В своем развитии она всё больше подчинялась феодальным порядкам, которые все больше преобладали в обществе. Большую роль в её формировании сыграло христианство, задавшее модель русской культуры, и определи перспективу её развития на многие века.
Культура народа является частью его истории.
Ее становление, последующее развитие
тесно связано с теми же историческими
факторами, которые воздействуют на становление
и развитие хозяйства страны, ее государственности,
политической и духовной жизни общества.
В понятие культуры входит, естественно,
все, что создано умом, талантом, рукоделием
народа, все, что выражает его духовную
сущность, взгляд на мир, природу,человеческое
бытие.
2.Появление культуры в Древней Руси
Древнерусская культура
На географический фактор («месторазвитие» русской культуры), обусловивший особенности культуры восточных славян, указывали В. О. Ключевский, Г. В. Вернадский, Г. П. Федотов, П. Н. Милюков и др. В «Курсе русской истории» В. О. Ключевский писал, что лес служил самым надежным убежищем от внешних врагов, степь воспитывала чувство шири и дали, а многочисленные реки приучили местных жителей к общительности, развивали дух артельности и предприимчивости, способствовали общению с другими народами.
В развитии древнерусской
«Склонность к всемирной отзывчивости», по определению писателя Ф. М. Достоевского, означала постоянную готовность восточных славян учиться у других народов, ассимилировать и преобразовывать иные этнокультурные формы и создавать на этих условиях свою национальную культуру.
Принципиально важным для развития культуры имел выбор веры. Принятие христианства в его греко-византийском варианте (православии) в 988 г. многие исследователи считают началом собственно древнерусской культуры. Дискуссионным является вопрос о финале культуры древней Руси. Некоторые историки конечной датой существования древнерусской культуры называют первую треть XII в., когда относительно единая Киевская Русь распалась на отдельные княжества, и начался процесс формирования русского, украинского и белорусского народов. Другие связывают финал древнерусской культуры с интенсивной европеизацией российской культуры на рубеже XVI—XVII вв.
Крещение Руси определило ее культурно-историческую судьбу. С принятием христианства постепенно менялось мировоззрение людей, их восприятие жизни, представления о красоте и творчестве. Изменилась роль и функции городов, которые превращались в центры культурной общности. Стала развиваться единая письменность и «учение книжное». Письменная культура на Руси распространялась при помощи монастырей, где появились первые школы, библиотеки и скриптории. Начала развиваться многожанровая древнерусская литература. При этом разнообразие жанров, усвоенное от Византии, приняло собственные оригинальные формы: летописи, жития, поучения, притчи, слова (речи), моления, хождения. Византийские мастера принесли на Русь технику каменного строительства крестово-купольных храмов; искусство мозаики, иконописи, фрески, книжной миниатюры; ювелирное дело, которые были творчески переосмыслены местными зодчими и иконописцами. Характерными чертами древнерусской культуры стали образность и масштабность в летописании; монументальность и изящество в зодчестве; мягкость и жизнелюбие — в иконописи; страстность и гуманизм — в литературе.
Древнерусскую культуру отличало уникальное сочетание церковно-княжеской христианской культуры и народных языческих традиций. Культура древней Руси развивалась в режиме «двоеверия»: официальная культура преобладала в городах, язычество сохраняло свои позиции в сельской местности. Языческие символы находили свое выражение в фольклоре, повседневной жизни, в ритуалах земледельческих праздников, календарной обрядовой поэзии, дружинных песнях и т. д. Языческими мотивами пронизано одно из самых известных светских произведений древней Руси — «Слово о полку Игореве».
В условиях распада древнерусского государства
на удельные княжества сформировались
новые культурные центры: Владимир, Тверь,
Псков, Новгород, Смоленск. Они складывались
на основе традиций Киевской Руси, но каждый
имел свои отличительные черты. Дольше
всего киевские традиции сохранялись
в Чернигове и Ростове. «Золотым веком»
в истории домонгольской Руси называют
культуру Владимиро-Суздальского княжества.
Разнообразные влияния из-за своего географического
положения лежат в основе художественных
школ Новгорода и Пскова. В княжествах
древней Руси в местных формах формировалась
единая культура, развитие которой было
прервано монголо-татарским нашествием.
3. Влияние православия на становление русской культуры.
Важнейшим культурным событием в жизни Древней Руси было принятие князем Владимиром в 988г. Христианства. Выбор религии во многом определил тесные экономические, политические и культурные связи Руси с Византией.
Православие способствовало идеологическому оформлению централизованной великокняжеской власти, крайне необходимой для сохранения целостности страны, пребывавшей в окружении не всегда дружественных соседских формирований. Государственность в свою очередь выступала гарантом веры.
С
введением христианства повысился
международный авторитет
Православию были чужды сколько-нибудь серьезные попытки реформации. Оно утверждалось как окончательная истина, и не было такого авторитета, который мог бы изменить ее.
На
этой почве рождалось мессианское
сознание – представление о данном
от Бога особом предназначении России
в истории человечества. Мессианские
представления развивали
Главное, что дало Руси христианство, - это письменность, книжная культура. Первые книги, появившееся на Руси, - церковные тексты.
При монастырях стали создаваться школы, библиотеки. Возникло историческое летописание, расцветали церковное зодчество и храмовая живопись, был принят первый правовой кодекс – «Русская правда». Началась эра развития просвещенности и учености. Русь быстро выдвигалась на почетное место среди стран Европы.
Особенно важным было воздействие христианства на народную нравственность. Церковь вела борьбу с пережитками языческого быта: многоженством, кровной местью, варварским обращением с рабами. Она выступала против грубости и жестокости, внедряла в сознание людей понятие греха, проповедовала благочестие, гуманность, милосердие к слабым, беззащитным.
4.Культура Древней Руси
4.1.Архитектура
Художественная культура Киевской Руси выросла на византийской почве. Она стала прологом будущей истинно национальной, неповторимой и абсолютно новой, реализованной в Древнем Новгороде и во Владимиро-Суздале культуры. Интенсивная художественная жизнь собственно Киева началась с утверждения православия. Христианство оказало огромное влияние на развитие в XI—XIII вв. культовой архитектуры—храмов и монастырей.
Новым образом мира явилась древнерусская архитектура. Русские мастера, взяв за основу крестово-купольную конструкцию, дополнили ее элементами русского деревянного зодчества, придали храмам многоглавие и пирамидальность.
Крестово-купольной формы храм прямоугольный в плане, четырьмя или более столбами его интерьер делится на продольные (по оси восток-запад) части — нефы (три, пять или более). Четыре центральных столба соединяются арками, поддерживающими через паруса барабан купола. Все центральное пространство храма в плане образует крест. В восточной части интерьера, в апсиде, полукружиями выступающей на внешней стороне, размещаются алтарные помещения. Здесь совершается богослужение и находится главная святыня — престол, на котором, как полагают верующие, таинственно присутствует сам Господь и совершается таинство причащения тела и крови Господней. Поперечное пространство в западной части храма называется нартексом, или притвором. В этой же западной части на втором ярусе располагались хоры, где находились князь и его приближенные во время богослужения. В экстерьере домонгольского храма отличительной чертой является членение фасада плоскими вертикальными пилястрами (лопатками) на прясла. Полукруглое завершение прясла, форма которого определяется посводным покрытием, называется закомарой.29
Строительство
крупных архитектурных
Отличительной чертой зодчества домонгольского периода являлась монументальность форм. В понятие «монументальность» входят:
крупный масштаб сооружений;
особая структура линий, которая отдаленно напоминает античную классику.
Примером такого монуметального сооружения является храм Св. Софии в г. Киеве (заложен князем Ярославом Мудрым в 1037 г.). Стены киевских соборов украшались мозаиками и фресками, выполненными приезжими греческими мастерами. Их отличали простой лаконичный изобразительный язык и условность фигур. Наиболее известной мозаикой Софийского собора является «Оранта», т. е. изображение Богородицы в молитвенной позе с поднятыми вверх руками.
Иную художественную традицию, манеру и технику росписей мы встречаем в культуре Владимиро-Суздальской Руси. Эта традиция складывалась под влиянием городской посадской культуры и торгово-ремесленной среды. Главной культурной доминантой Владимира и Суздаля был храм, который воспринимался не только как сообщество верующих людей, в котором отражалось соборное или общее мнение прихожан. Храмы Владимиро-Суздальской Руси воплощали в себе синтез искусств. Иконы и фрески, мозаики и хоровое пение, само торжественное богослужение создавали единое целое, в котором архитектура являлась организующим началом. Дмитриевский (1194—1197) и Успенский (1185—1189) соборы Владимира, церковь Покрова-на-Нерли (1166) представляли собой изящные, устремленные ввысь постройки, украшенные резьбой и рельефами на стенах. Образы икон уже не напоминали византийские лики. Это типично русские образы, индивидуальные по своей сути.31
Новгородская художественная школа Средневековья достаточно самобытна и оригинальна. Для архитектуры Новгорода были характерны истинно народные начала. Строили в Новгороде добротно и основательно. Даже Софийский собор (1045—1050) сооружен в упрощенном виде. Церкви массивны, приземисты, чуть расширены книзу, без резных украшений, за исключением вырезанных на стенах больших и грубых крестов. Кладки стен неровны и шероховаты: например, церковь Спаса-на-Нередице (1198), церковь Петра и Павла в Кожевниках (1406).