Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 22:20, контрольная работа
Слово “Русь” употреблялось для обозначения дружины киевского князя. Точного объяснения этого слова до сих пор не найдено. Предполагают, что так называлось варяжское племя, из которого вышли первые русские князья. В Х в. Русью именовался высший слой русского общества, в основном княжеская дружина, состоявшая преимущественно из тех же варягов. Выражение “Русская земля” появилось в 945 г. и имело уже географическое значение: так называлась в основном Киевская земля, где более густо селились пришлые варяги. В XI-XII вв. Русью и Русской землей называли государство, т.е. эти слова приобрели политическое значение. В Х в. русское общество включало высший слой (Русь), куда входили варяги, и славянское простонародье.
Введение
1.Как зарождалась культура Древней Руси
2.Понятие «Христианство»
а) возникновение христианства: проблемы источников
б) возникновение христианства: проблемы истории
3.Религия восточных славян на кануне крещения Руси
4.Введение христианства на Руси
а) христианство и язычество: проблемы двоеверия
5.Социальные предпосылки и последствия крещения Руси
6. Архитектура Древней Руси
7. Искусство вместо культуры
8.Заключение
Литература
Министерство образования РФ
Костромской
государственный
Кафедра
культурологи и туризма
Контрольная
работа на тему: «Культура
Древней Руси».
Кострома,
2008
План
Введение
1.Как зарождалась культура Древней Руси
2.Понятие «Христианство»
а) возникновение христианства: проблемы источников
б) возникновение христианства: проблемы истории
3.Религия восточных славян на кануне крещения Руси
4.Введение христианства на Руси
а) христианство и язычество: проблемы двоеверия
5.Социальные предпосылки и последствия крещения Руси
6. Архитектура Древней Руси
7. Искусство вместо культуры
8.Заключение
Литература
Введение
Русская культура уникальна, но именно сочетанием особенностей, которые можно обнаружить и в других культурах. Своеобразие русской культуры было предметом внимания многих исследователей. Существовало множество идейных течений, в которых как-то выражалось отношение к русской культуре; славянофильство, западничество, панславизм, славянофобия и русофобия, младороссы и т.п. А в 20-е гг. в эмиграции оформилось евразийство, или евразийское движение, одним из основоположников которого был князь Н.С. Трубецкой. Это оригинальное учение провозгласило азиатский элемент в культуре России и осуждало ее стремление быть похожей на Европу. О русской культуре было столько учений и идей, что они в целом едва ли не превосходят идейный багаж самой культуры. Рассмотрим два вопроса, непосредственно относящиеся к Древней Руси, а затем сделаем общий обзор последующего развития русской культуры, чтобы как-то определиться в отношении ее особенностей.
Слово “Русь” употреблялось для обозначения
дружины киевского князя. Точного объяснения
этого слова до сих пор не найдено. Предполагают,
что так называлось варяжское племя, из
которого вышли первые русские князья.
В Х в. Русью именовался высший слой русского
общества, в основном княжеская дружина,
состоявшая преимущественно из тех же
варягов. Выражение “Русская земля” появилось
в 945 г. и имело уже географическое значение:
так называлась в основном Киевская земля,
где более густо селились пришлые варяги.
В XI-XII вв. Русью и Русской землей называли
государство, т.е. эти слова приобрели
политическое значение. В Х в. русское
общество включало высший слой (Русь),
куда входили варяги, и славянское простонародье.
Позже оно составило низшие слои русского
общества, отличавшиеся правами и обязанностями
от высших слоев. Из местных и пришлых
племен в конечном итоге сформировалось
общество Киевской Руси.
1. Как зарождалась культура Древней Руси
Культура народа является частью его истории. Ее становление, последующее развитие тесно связано с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества. В понятие культуры входит, естественно, все, что создано умом, талантом, рукоделием народа, все, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу, человеческое бытие, на человеческие отношения.
Культура Руси складывается в те же века, что и становление русской государственности. Рождение народа шло одновременно по нескольким линиям - хозяйственной, политической, культурной. Русь складывалась и развивалась как средоточие огромного для того времени народа, состоящего поначалу из различных племен; как государство, жизнь которого развертывалась на огромной территории. И весь оригинальный культурный опыт восточного славянства стал достоянием единой русской культуры. Она складывалась как культура всех восточных славян, сохраняя в то же время свои региональные черты - одни для Поднепровья, другие - для Северо-Восточной Руси и .т.д.
В IX-X веках на обширных пространствах Русской равнины обитали народы, говорившие на разных языках: славяне, финно-угры (ближайшие родственники по языку и прямые предки современных финнов, эстонцев, карел, вепсов, коми, мордвы, марийцев, удмуртов), балты (к балтийской языковой семье в настоящее время относятся латыши и литовцы), полукочевники и кочевники, говорившие на языках тюркской и угорской языковых семей. Приступая к повествованию «откуда есть пошла Русская земля», составитель Начальной русской летописи перечисляет и славянские племена (полян, словен, северян, вятичей, радимичей, дреговичей, уличей, тиверцев, хорват) и неславянское население Восточной Европы.
Всем этим разноязыким народам
было суждено принять участие
в грандиозном процессе
Об этом времени повествуют
не только письменные
В пору уже своего государственного становления Русь испытывала сильное влияние соседней Византии, которая для своего времени была одним из наиболее культурных государств мира. Таким образом, культура Руси складывалась с самого начала как синтетическая, т.е. находящаяся под влиянием различных культурных направлений, стилей, традиций.
Одновременно Русь не просто слепо копировала чужие влияния и безоглядно заимствовала их, но применяла к своим культурным традициям, к своему дошедшему из глубины веков народному опыту, пониманию окружающего мира, своему представлению о прекрасном.
Поэтому в чертах русской культуры мы постоянно сталкиваемся не только с влияниями извне, но с их порой значительной духовной переработкой, их постоянным преломлением в абсолютно русском стиле. Если влияние иноземных культурных традиции было сильнее в городах, которые сами по себе являлись центрами культуры, ее наиболее передовых для своего времени черт, то сельское население было в основном хранителем старинных культурных традиций, связанных с глубинами исторической памяти народа. В селах и деревнях жизнь текла в замедленном темпе, они были более консервативны, труднее поддавались различным культурным новшествам.
Под влиянием народных традиций, устоев, привычек, под влиянием народного мировосприятия новым содержанием наполнялась и сама церковная культура, религиозная идеология. Суровое аскетическое христианство Византии на русской языческой почве с ее культом природы, поклонением солнцу, свету, ветру, с ее жизнерадостностью, жизнелюбием, глубокой человечностью существенно преобразилось, что нашло отражение во всех тех областях культуры, где византийское, христианское в своей основе культурное влияние было особенно велико. Не случайно во многих церковных памятниках культуры (например, сочинениях церковных авторов) мы видим совершенно светские, мирские рассуждения и отражение чисто мирских страстей. И не случайно, что вершина духовного достижения Древней Руси - гениальное "Слово о полку Игореве" все пронизано языческими мотивами.
Эта открытость и синтетичность древнерусской культуры, ее мощная опора на народные истоки и народное восприятие, выработанные всей многострадальной историей восточного славянства, переплетение христианских и народно-языческих влияний привело к тому, что в мировой истории называют феноменом русской культуры. Ее характерными чертами являются стремление к монументальности, масштабности, образности в летописании; народность, цельность и простота в искусстве; изящество, глубоко гуманистическое начало в архитектуре; мягкость, жизнелюбие, доброта в живописи; постоянное биение пульса исканий, сомнений, страсти в литературе. И над всем этим господствовала большая слитность творца культурных ценностей с природой, его ощущение сопричастности всему человечеству, переживания за людей, за их боль и несчастья. Не случайно опять же одним из любимых образов русской церкви и культуры стал образ святых Бориса и Глеба, человеколюбцев, непротивленцев, пострадавших за единство страны, принявших муку ради людей. Эти особенности и характерные черты культуры Древней Руси проявились не сразу. В своих основных обличьях они развивались в течение столетий. Но потом, уже облившись в более или менее устоявшиеся формы, долго и повсеместно сохраняли свою силу. И даже тогда, когда единая Русь политически распалась, общие черты русской культуры проявлялись в культуре отдельных княжеств. Несмотря на политические трудности, на местные особенности, это все равно была единая русская культура X - начала XIII в. монголо-татарское нашествие, последующий окончательный распад русских земель, их подчинение соседним государствам на долго прервали это единство.
2. Понятие «Христианство»
Тысячелетие отделяет нас от тех ставшими уже легендарными времен, когда древняя Русь приняла христианство. Крестом и мечем на протяжении нескольких веков насаждалась новая вера среди русского народа. Торжество христианства было достигнуто путем подавления ожесточенного сопротивления масс, сопровождалось крупными историческими катаклизмами, имевшими зачастую поистине трагическую окраску. Подлинные события тех далеких времен скрыты от нас завесой столетий. Большинство источников утрачено навсегда. Поэтому естественно, что вокруг проблемы христианизации Руси не стихает острая полемика, ведутся принципиальные дискуссии, сталкиваются различные точки зрения.
Что такое христианство?
Христианство - одна из мировых религий (наряду с исламом и буддизмом). Возникло в I века в восстановленных провинциях Римской империи как религия угнетенных, искавших избавления от бесчеловечных условий жизни в приходе мессии (спасителя). Христианская идея воздаяния обещала страждущим и обездоленным обретение счастья и свободы в царстве небесном. Фридрих Энгельс подчеркивал, что «только надеждой на воздаяние в потустороннем мире можно было возвести стоико – филоновское самоотречение от мира и аскетизм в один из основных этических принципов новой мировой религии, способной увлечь угнетенные народные массы». Со временем Христианство было приспособлено к целям правящих классов и превратилось в начале IV века в государственную религию Римской империи. Относительно быстрому распространению Христианства среди различных социальных и этнических групп империи способствовали космополитизм, миссионерская деятельность, абстрактность общественно-политических и нравственных принципов, нивелировка классовых и национальных различий. Главное в Христианстве – учение о мифическом богочеловеке Иисусе Христе сыне божьем, который сошел с неба на землю, принял страдание и смерть для искупления людей от первородного греха, воскрес и вознесся на небо. В будущем по христианскому учению произойдет второе пришествие Христа для суда живыми и мертвыми. Приверженцам Христа внушаться, что они должны выполнять заповеди Христа, безропотно переносить тяготы жизни, как это делал сам Христос, а воздаяние они получат в будущем, загробном мире. На формирование идеологии Христианства заметное влияние оказывали восточные культы, миссионерские иудейские секты (например эссены), иудейско-греческая философия (учение о логосе Филона Александрийского), поздний стоицизм. Первоначально христианству не были появившиеся позже представления о троице, первородном грехе, боговоплощении, крещении, причащении и др. догматы. Процесс формирования христианской догматики растянулся на несколько столетий. Сформулированный Никейским и Константинопольским вселенскими соборами символ веры неоднократно дополнялся и изменялся. Как до соборов, так и в процессе их деятельности между региональными христианскими объединениями велись ожесточенные споры по вопросам понимания различных догматов. Еще более длительной была борьба, связанная с различным отношением к некоторым обрядам, почитание икон и т. д. В процессе своего развития Христианство распалось на три основные ветви: православие, католицизм, протестантизм. В свою очередь в каждом из них выделились различные течения, направления, группы, секты. В настоящее время наблюдается глубокий кризис Христианства. Проявлениями этого кризиса является социально-политическая дифференциация христианских церквей и духовенства, появление левых течений групп, ориентирующихся на прогрессирующие силы, пересмотр прежних откровенно прокапиталистических доктрин и установок, интеграция различных христианских конфессий, особенно заметных в экуменическом движении и деятельности Всемирного совета церквей. Адаптация христианских объединений к условиям социалистической действительности определила коренной пересмотр их социально-политической ориентации, новый подход к оценке внутренней и внешней политики социалистических государств, активное участие в решении общедемократических задач современности.