Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 21:04, курсовая работа
Культура Древней Руси произошла от культур местных восточнославянских племён. В тоже время, не смотря на ее славянскую направленность, русская культура активно развивала контакты с зарубежными культурами, в первую очередь с Византией, Болгарией, странами Центральной Европы, Скандинавией, Хазарским каганатом и арабским Востоком.
1.Введение
2.Появление культуры в Древней Руси
3.Влияние православия на культуру
4.Культура Древней Руси
4.1.Архитектура
4.2.Литература
4.3.Иконопись
4.4. Зодчество
4.5.Фольклор
5.Заключение
6.Список использованной литературы
Письменные
источники свидетельствуют о богатстве
и разнообразии фольклора Древней Руси.
Значительное место в нем занимала календарная
обрядовая поэзия: заговоры, заклинания,
песни, являвшиеся неотъемлемой частью
аграрного культа. Обрядовый фольклор
включал в себя также предсвадебные песни,
похоронные плачи, песни на пирах и тризнах.
Распространенными были и мифологические
сказания, отражавшие языческие представления
древних славян. На протяжении многих
лет церковь, стремясь искоренить остатки
язычества, вела упорную борьбу с «поганскими»
обычаями, «бесовскими игрищами» и «кощунами».
Тем не менее, эти виды фольклора сохранились
в народном быту вплоть до XIX-ХХ веков,
потеряв со временем свой начальный религиозный
смысл .
Существовали также такие формы фольклора,
не связанные с языческим культом, как
пословицы, поговорки, загадки, сказки,
трудовые песни. Авторы литературных произведений
широко использовали их в своем творчестве.
Письменные памятники донесли до нас
многочисленные предания и легенды о родоначальниках
племен и княжеских династий, об основателях
городов, о борьбе с чужеземцами. Народные
сказания о событиях II-VI веков отразились
в «Слове
о полку Игореве».
Значение исторических жанров фольклора
возрастает с образование государства
и началом складывания древнерусской
народности. На протяжении многих лет
народ создавал и хранил своеобразную
«устную» летопись в виде прозаических
преданий и эпических сказаний о прошлом
родной земли. «Устная летопись» предшествовала
летописи письменной и послужила одним
из ее основных источников. К числу таких
преданий, использованных летописцами,
относятся предания о Кие, Щеке и Хориве
и основании Киева, о призвании варягов,
о походах на Константинополь, об Олеге
и его смерти от укуса змеи, о мести Ольги
древлянам, о белгородском киселе, и многие
другие. Летописное повествование о событиях
IX-Х веков практически целиком основано
на фольклорном материале.
К Х веку относится возникновение нового
эпического жанра – героического былинного
эпоса, явившегося вершиной устного народного
творчества. Былины – устные поэтические
произведения о прошлом. В основе их лежат
реальные исторические события, прототипами
некоторых былинных героев являются реально
существовавшие люди. Так, прообразом
былинного Добрыни Никитича был дядя Владимира
Святославовича – воевода Добрыня, имя
которого неоднократно упоминается в
летописи.
Однако былины редко сохраняли точность
фактических деталей. Но не в точном следовании
историческим фактам было достоинство
былин. Главная их ценность в том, что эти
произведения созданы народом и отражают
его воззрения, оценку сущности исторических
событий и понимание социальных отношений,
сложившихся в Древнерусском государстве,
его идеалы.
Большинство былинных сюжетов связано
со временем княжения Владимира Святославовича
– временем единства и могущества Руси
и успешной борьбы со степными кочевниками.
Но истинный герой былинного эпоса не
князь Владимир, а богатыри, олицетворявшие
народ. Любимым народным героем стал Илья
Муромец, крестьянский сын, мужественный
воин-патриот, защитник «вдов и сирот».
Народ воспел и крестьянина-пахаря Микулу
Селяниновича.
В былинах отразилось представление о
Руси как едином государстве. Главная
их тема – борьба народа с иноземными
завоевателями, они проникнуты духом патриотизма.
Идеи единства и величия Руси, служения
родине сохранялись в былинах и во времена
политической раздробленности, золотоордынского
ига. На протяжении многих столетий эти
идеи, образы героев-богатырей вдохновляли
народ на борьбу с неприятелем, что и предопределило
долговечность былинного эпоса, сохранившегося
в народной памяти.
Существовала
устная поэзия и в княжеско-дружинной
среде. В дружинных песнях прославлялись
князья и их подвиги. Отзвуки этих песен
слышатся, например, в летописной характеристике
князя Святослава и в описании его походов.
В княжеских дружинах были свои «песнотворцы»
- профессионалы, слагавшие песни-«славы»
в честь князей и их воинов. Такими придворными
певцами были, вероятно, упоминаемый в
«Слове о полку Игореве» и «словутый певец
Митуса», о котором говорится в Галицко-Волынской
летописи.
Устное народное творчество продолжало
жить и развиваться и после появления
письменной литературы, оставаясь важным
элементом культуры средневековья. Его
влияние на литературу сохранялось и в
последующие столетия: писатели, поэты
использовали сюжеты устной поэзии и арсенал
ее художественных средств и приемов.
Судьба
русской культуры и прекрасна
и драматична. Прекрасна потому,
что оставила заметный след в отечественной
истории. Трудно представить нашу культуру
без "Слова о полку Игореве",
рублевской "Троицы", Московского
Кремля, собора Василия Блаженного,
сокровищ Оружейной палаты и многого другого.
Драматична же потому, что, как всякое
явление своего времени, культура средневековья
исторически была обречена. С началом
петровских реформ изменился ее характер
- она лишилась своего религиозного содержания
и стала по преимуществу светской. Словно
забыв свои византийские корни, русская
архитектура, живопись, декоративное искусство
стали осваивать западный художественный
опыт. Получила развитие скульптура, почти
неизвестная в Древней Руси. Изменился
облик городов. Да и сами горожане преобразились
- стали иначе одеваться, питаться, усвоили
новые нормы повеления.
Правда, перемены те коснулись в основном
дворянства. Жизнь крестьян почти не изменилась.
Деревня сохраняла свой традиционный
быт и культуру, сложившиеся еще в средние
века. Болезненная ломка крестьянской
культуры произошла уже в XX в., в советское
время. После 1917 г. началась борьба с "пережитками
старой идеологии", подорвавшая устои
духовной жизни деревни. Искоренялись
старые обычаи и традиции, исчезли многие
праздники. Последовавшая за этим массовая
коллективизация разрушила традиционный
уклад крестьянской жизни.
За последние семь десятилетий погибло
немало памятников средневековой культуры.
В годы революции и гражданской войны
под предлогом борьбы с религией уничтожали
церковную утварь, сжигали иконы, разбивали
колокола. В 30-е годы в старых русских городах
безжалостно разрушали выдающиеся памятники
средневекового зодчества - храмы, монастыри,
палаты,
В годы Великой Отечественной войны русской
культуре был нанесен новый удар. Фашисты
погубили многие памятники древнего искусства
в Киеве, Новгороде, Пскова, Смоленске
и других городах. Потери оказались невосполнимы,
Многие древнерусские шедевры можно увидеть
теперь только на фотографиях.
Немало
воды утекло с того далекого времени. Растеряв
много ценного на этом пути, люди, наконец,
становятся мудрее и бережливее. Возрождаются
из небытия многие русские традиции и
обряды. Растет интерес к народной культуре
и быту. Хочется надеяться, что это не временное
увлечение, не дань мимолетной моде, а
серьезное желание восстановить прерванную
связь времен.
Человек, с надеждой смотрящий в будущее,
не может жить только настоящим. Еще Пушкин
заметил, что уважение к минувшему - черта,
отличающая образованность от дикости.
6.Список использованной литературы
1.Вайль П., Генис А. Страна слов // Новый мир. 1991. № 4.
2.Кульчинский Г. Безъязыковая гласность // Век XX и мир. 1990. № 9..
3.Лихачев Д. С. “Русская культура в современном мире”. М., 1985
4.Лихачев Д. С. Человек в литературе Древней Руси. М., 1970.
5.Трубецкой Е.Н. Умозрение в красках: вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи / Репринт. М., 1990.