Культура Древней Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:12, контрольная работа

Описание работы

Процесс складывания Древнерусского государства был непростым и продолжительным во времени. На протяжении всего 10 века и в начале 11 века
Киевская Русь была далеко неоднородным государственным образованием.
К 12 веку померкла слава Киева, пришло время расцвета Владимиро-Суздальской Руси. Центр Руси переместился с берегов Днепра на Верхнюю Волгу, в Залесье, и именно здесь продолжила свое развитие древняя культура нашего Отечества.
Русь не была тогда единой державой. Она распалась на множество княжеств

Содержание

Общая характеристика периода.
Культура Древней Руси.
Литература и искусство.

Работа содержит 1 файл

Культура Древней Руси.doc

— 87.00 Кб (Скачать)

План:

  1. Общая характеристика периода.
  2. Культура Древней Руси.
  3. Литература и искусство.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Общая характеристика периода. 

      Процесс складывания Древнерусского  государства был непростым и  продолжительным во времени. На  протяжении всего 10 века и в начале 11 века

Киевская  Русь была далеко неоднородным государственным  образованием.

       К 12 веку померкла слава Киева,  пришло время расцвета Владимиро-Суздальской  Руси. Центр Руси переместился  с берегов Днепра на Верхнюю  Волгу, в Залесье,  и именно здесь продолжила свое развитие древняя культура нашего Отечества.

    Русь не была тогда единой  державой. Она распалась на множество  княжеств, меж которыми не было  не только мира и согласия, но часто шла настоящая война.

     После вторжения монголов Русь напоминала разоренный, разграбленный и наполовину сгоревший богатый терем, в котором чудом уцелела где золотая палата, где бесценная деревянная резьба, где изготовленная искусными руками мастеров домашняя утварь…

     От многих городов ничего не осталось, но Батыев поход не затронул Великий Новгород и Псков. Беда обошла стороной Смоленск и Брянск, Изборск и Великий Устюг, а жители Углича откупились от захватчиков, отдав им лошадей и провиант.

       Конечно, ущерб был огромен  и невосполним. Однако, несмотря на оставленный монголами кровавый след, жизнь в стране не замерла. Уже через полстолетия Русь оправилась от погрома, а зависимость от Золотой Орды не смогла остановить развития национальной культуры.

      За довольно короткое время стали возрождаться разрушенные города. Но уже не Киев и не Владимир задают тон. С иными крупными центрами Руси – Великим Новгородом, Нижним Новгородом, Москвой, Тверью – связан хозяйственный подъем Руси и заметное оживление литературы и искусства. 
 
 
 
 

Культура Древнерусской Руси.

     Есть  культуры старые и новые. Русской  культуре никак не меньше двух тысяч  лет. Ее истоки теряются в глубокой древности. И все же сегодня вырисовывается достаточно полная картина зарождения нашей культуры. Ясно, как она  формировалась и развивалась, из чего складывалась.

        В русских легендах Китеж-град – город, чудесно спавшийся от завоевателей. Но такова ли вся Русь? В 11-12 столетиях главные центры русской культуры – Киев и Новгород. На рубеже 12-13 веков на первое место выдвигается Северо-Восточная Русь. Ее города Суздаль и Владимир славятся красотой и богатством. В чем-то следуя традициям Киевской Руси, воспроизводя и повторяя то, что уже было, Владимиро-Суздальское княжество украшалось и обустраивалось по-своему. Эта белокаменная страница русской культуры стала как бы прологом к последующему возвышению Москвы, важной составляющей ее державного облика.

         Истинным Китеж-градом была Русь  в 13 веке. Нашествие Батыя не  остановило течения жизни. Ни  жестокий погром, ни более чем двувековая зависимость от Золотой орды не стали препятствием для развития зодчества, иконописи, народных промыслов. Возрождались разрушенные города, вырастали новые, и несмотря на понесенные потери и жертвы, Русь не только выстояла, но и сохранила свои культурные ценности. Уцелели и духовная самобытность народа, и его историческая память. Мало того, еще в годы  ордынского владычества русская культура переживает удивительный взлет.

      Соперничали князья красотой  стольных городов, пышностью теремов, великолепием храмов. Каждый князь стремился во всем превзойти соседа. Северо-Восточная Русь – край лесов, строительство материала хоть отбавляй, да и за мастерами, которые обычным топором, казалось, что угодно сотворить могут, дело не стало. Но недолговечны деревянные строения, короток их век из-за постоянных пожаров. А вот камень и прочен, и надежен, и огнестоек. К тому же наличие каменных зданий показывает показывает, что князь в силе, земля его богата, а казна не пуста. В летописях о том, что тот или иной князь «заложи церковь каменьну», говорится как о большом и памятном событии.

      Сохранились до наших дней  храмы Божии издали похожи на одиноко стоящих богатырей. Ладные, приземистые, увенчанные, словно шлемом-шишаком, куполом, они выглядят внушительно. В те неспокойные, тревожные времена едва ли не каждая каменная церковь превращалась в крепость.

     Одним из первых приступил  к каменному строительству в  глухом тогда Залесье Владимир  Мономах. Его сын Юрий Долгорукий, основатель Москвы, продолжил это начинание. Уцелели поставленные при нем церковь Святых Бориса и Глеба в селе Кидекше под Суздалем и собор Спасо-Преображения в Переславле- 
Залесском.

         Большинство дошедших до нас  архитектурных памятников 12 века  новгороского происхождения.

      Храмы древнего Пскова похожи на крепости, на которых будто-то случайно поставлены главки с барабаном и куполом. Там сохранились прекрасные памятники старины. Это и кремль с осанистым Троицким собором, и Гремячья башня, и большой дом, принадлежавший богатым купцам Поганкиным.

      Древнепсковская архитектура проста: при возведении зданий местные каменщики использовали дешевый плитняк на известковом растворе. Своеобразной приметой работы псковских зодчих может служить часто повторяющийся орнамент из чередующихся треугольных и прямоугольных впадин («каменная кайма»).

       Для иконы Богоматери повелел  князь Андрей построить златоглавый  храм Успения Богородицы.

      Архитектура  - это особый язык. Правда, слагается он не из  букв, слов и предложений. Его  составные звенья – здания и сооружения, состоящие из галерей, аркад, колонн, башен, перекрытий.

          

          
 
 

Литература  и искусство Древней  Руси.

     Древнерусская литература прошла длительный период развития, который составляет 7 веков: с 9 по 15 века. Становление древнерусской литературы ученые связывают с принятием христианства на Руси в 988 году. Этот год и является точкой отсчета при периодизации литературы. Достоверно известно, что письменность на Руси существовала и до принятия христианства. Но памятников дохристианской письменности обнаружено очень мало. По имеющимся памятникам нельзя сказать, что до принятия христианства на Руси существовала литература и книжность.

     Распространение христианской религии на Руси предполагало изучение святого писания и христианских обрядов. Чтобы проповедовать христианские каноны, необходимо было перевести религиозные книги с древнегреческого и латинского языков на язык, который понимали славяне. Таким языком стал старославянский язык. Ученые говорят об особом статусе старославянского языка. Старославянский язык – это литературный язык всех славян. На нем не говорили, а только писали и читали книги. Старославянский язык был создан христианскими проповедниками Кириллом и Мефодием на основе солунского диалекта древнеболгарского языка специально для того, чтобы сделать понятными славянам каноны христианской религии и проповедовать эти каноны на языке славян. Книги на старославянском языке переписывались на разных территориях, населенных славянами, где говорили по-разному: на различных диалектах. Постепенно особенности речи славян стали отражаться на письме. Так на основе старославянского языка возник церковнославянский язык, отражавший особенности речи восточных славян, а затем и древнерусского человека.

     На  Русь прибывали христианские проповедники, которые создавали школы. В школах учили чтению, письму и канонам православного христианства. Со временем на Руси появился слой людей, которые умели читать и писать. Они переписывали святое писание, переводили его на старославянский язык. Со временем эти люди стали записывать исторические события, которые происходили на Руси, делать обобщения, использовать образы устного народного творчества, оценивать описываемые события и факты. Так постепенно складывалась оригинальная древнерусская литература.   

     Древнерусская литература в корне отличалась от того, что мы привыкли понимать под  литературой в настоящее время. Литература в Древней Руси теснейшим  образом была связана с распространением христианской религии и служила  орудием проповедования и закрепления христианства на Руси. Этим определялось особое отношение к книге, как к святому предмету, а к чтению, как к священному процессу приобщения к Божьему Слову.

     Древнерусские книги представляли собой огромные фолианты, страницы которых изготавливались из воловьей кожи. Книги переплетали в доски, которые обтягивали кожей и украшали. Выделанная воловья кожа была недешевым материалом, который необходимо было экономить. Именно поэтому древнерусские книги писали особым образом: в книгах между словами не было интервалов. Естественно, читать такие книги было очень нелегко. Кроме этого, многие часто употребляющиеся слова писали не полностью. Например, БГ – Бог, БГЦ – Богородица, НБ – небо. Над такими словами ставили знак «титла» - сокращение. Из-за дороговизны материала книги стоили целые деревни. Позволить себе иметь книги могли только богатые князья.

     Одно  из отличий древнерусской литературы от современной заключается в  том, что у древнерусских книг нет и не могло быть автора. В  Древней Руси понятия авторства не существовало вовсе, оно появилось намного позже. Считалось, что рукой книгописца водит Бог. Человек является лишь посредником, через которого Бог доносит до людей свое Слово. Поставить свое имя в книге считалось большим грехом. Вера в это была сильна, поэтому долгое время никто не смел указывать в книгах свое имя. Но некоторые не могли удержаться и ставили неприметную, но так важную для них надпись типа «Азъ многогрЂшный (имя) руку къ сЂму приложилъ».

     Сильна  была вера в то, что книга чудесным образом воздействует на человека, даря ему божественную благодать. Общаясь с книгой, древнерусский человек верил в то, что общается с Богом. Именно поэтому перед чтением книг было принято поститься и молиться в течение, как минимум, недели.

     Древнерусские авторы осознавали свою особую историческую миссию – миссию свидетелей времени. Они считали, что обязаны зафиксировать все события, которые происходили на их земле, чтобы через книгу донести историю до потомков. Кроме этого, в тексты включали множество преданий, легенд, которые имели устное бытование. Так в древнерусских текстах наряду с христианскими святыми упоминаются языческие божества. Это означало, что христианство существовало на Руси с исконной религией славян, которую принято называть язычеством, хотя сами язычники себя так не называли. Фольклор значительно обогатил древнерусскую литературу.

     В древнерусской литературе не было лирики. Древнерусская литература, нося исключительно  религиозный характер, во главу угла ставила проповедь законов христианской морали. Именно поэтому в ней не уделялось никакого внимания частной жизни человека. Максимальная объективность – один из основных канонов древнерусской литературы. Среди жанров в древнерусской литературе преобладали жития святых  летописи, хронографы, четьи-минеи, патерики, а также апокрифы. Древнерусскую литературу отличали религиозность и историзм.

     Многие  древнерусские книги до нас не дошли: их уничтожили пожары, часть  была вывезена в Польшу и Литву, а  часть уничтожили сами переписчики  – старые надписи смывали, а поверх писали новые. Это делали в целях экономии дорогого материала, из которого книги изготавливались.

Древнерусская живопись зародилась на рубеже 9-10 веков  на основе иконописных традиций, пришедших  из Византии. Именно иконы являются основным жанром древнерусской живописи. Христианская религия учит, что в основе иконы лежит учение о Боговоплощении, то есть икона сама по себе является выражением веры. А значит, главное в иконе – вызвать у молящегося перед ней человека впечатление присутствия Бога, его причастности к жизни людей. Все это достигалось применением особых средств художественной выразительности: обратной перспективы, соподчиненного изображения фигур, построением особого пространства в иконе, для которого характерно наличие нескольких точек зрения.

     Древнерусскую живопись, как и все искусство, можно разделить на несколько  периодов: эпоха Киевской Руси (9-12 вв.), феодальная раздробленность (12-13 вв.), свержение  татаро-монгольского ига и начало объединения земель (14-15 вв.), создание централизованного государства во главе с Москвой (конец 15-16 вв.). Для каждого из этих периодов характерны свои особенности.

Информация о работе Культура Древней Руси