Культура Древней Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 19:57, реферат

Описание работы

Нашу планету населяют много различных народов. У каждого народа своя история,культура,религия. Все это безумно интересно. Но так как я живу в России хочется побольше узнать про развитие культуры в моей стране. Россия-это страна с вековой историей, культурой, традициями. Все это закладывалось еще в древней Руси. На историю развитие Руси влияли исторические события происходившее во всем мире. И в том числе монголо- татарское нашествие, все возможные захватнические войны, междоусобицы князей.

Содержание

Введение 3

1. Особенности культуры Древней Руси 4

2. Письменность и грамотность 5

3. Литература 7

4. Зодчество и архитектура 10

5. Ремесло 12

6. Фольклор 14

7. Заключение 16

Список использованных источников 17

Работа содержит 1 файл

готовый мой вариант!!!.doc

— 76.00 Кб (Скачать)


 

 

Содержание

 

Введение              3

 

1. Особенности культуры Древней Руси               4

 

2. Письменность и грамотность               5

 

3. Литература              7

 

4. Зодчество и архитектура              10

 

5. Ремесло              12

 

6. Фольклор              14

 

7. Заключение              16

 

Список использованных источников              17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

       Нашу планету населяют много различных народов. У каждого народа своя история,культура,религия. Все это безумно интересно. Но так как я живу в России хочется побольше узнать про развитие культуры в моей стране. Россия-это страна с вековой историей, культурой, традициями. Все это закладывалось еще в древней Руси. На историю развитие Руси влияли исторические события происходившее во всем мире. И в том числе монголо- татарское нашествие, все возможные захватнические войны, междоусобицы князей. Всё это влияло на факторы развития культуры Руси. Россия-государство многонациональное, у каждого народа свои традиции,  свой духовный мир, культура, поэтому народы проживающие на территории России взаимно обогащаются и дополняют свои этнические культуры. Культуру надо узнавать с самого начала зарождения славянского народа, поэтому я погружаюсь в изучение истории своей древней страны до захвата ее монголо-татарами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.    Особенности культуры Древней Руси

 

 

       Люди Древней Руси не только сеяли хлеб, торговали и воевали. Они строили величественные храмы, украшали их стены искусными росписями, изготавливали прекрасные ювелирные изделия, слагали песни, сказки, поэмы, собирали библиотеки, открывали школы, накапливали знания о природе и окружающем мире, то есть они создавали культурные ценности.

       Культура-совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком в процессе его общественно-исторической трудовой практики. Древнерусская культура появилась не на пустом месте. Ее основой стало богатое культурное наследие восточных славян: мифы и сказания, традиции резьбы по дереву и камню, искусство древних кузнецов. С незапамятных времен развивалось на Руси устное народное творчество-люди слагали песни, сказки, былины. Кроме того, древнерусская культура впитывала в себя достижения окружавших Русь народов-хазар, булгар, печенегов, половцев.

   Большое влияние на древнерусскую культуру оказывала Византия, особенно после принятия Русью христианства. Из Константинополя приглашались мастера для строительства храмов, создания икон и фресок; привозились богословские книги. Благодаря тесным контактам с Византией Русь познакомилась с многовековой христианской культурой. Но нельзя говорить о том, что Русь слепо копировала чужие влияния и безоглядно заимствовала их, она адаптировала их к своим культурным традициям, к своему дошедшему из глубины веков народному опыту, пониманию окружающего мира. Создавая свои творения, они стремились отразить в них думы и чаяния русского народа. Главным мотивом древнерусского искусства был патриотизм, призыв к объединению народных сил против иноземных врагов [1].

 

 

 

 

 

 

2. Письменность и грамотность

 

       Основой любой древней культуры является письменность. Когда она зародилась на Руси? Долгое время существовало мнение, что письмо на Русь пришло вместе с христианством, с церковными книгами и молитвами. Однако согласиться с этим трудно. Есть свидетельство о существовании славянской письменности задолго до христианизации Руси. В 1949 г. советский археолог Д. В. Авдусин во время раскопок под  Смоленском нашел глиняный сосуд, относящийся к началу X в., на котором было написано «горушна» (пряность). Это означало, что уже в это время в восточнославянской среде бытовало письмо, существовал алфавит. Об этом же говорит и свидетельство византийского дипломата и славянского просветителя Кирилла. Во время отбывания в Херсонесе в 60-е годы IX в. он познакомился с Евангелием, написанным славянскими буквами. В дальнейшем Кирилл и его брат Мефодий стали основоположниками славянской азбуки. Славянская письменность, созданная Кириллом и Мефодием во второй половине IX века, в X веке проникла на Русь. В честь своего создателя новая азбука получила название «кириллица». Некоторое время наряду с кириллицей была в употреблении и другая славянская азбука — глаголица. Она имела тот же состав букв, но с более сложным написанием. К ХIII в.она почти полностью исчезла.

 

     Христианизация Руси дала мощный толчок дальнейшему развитию письменности, грамотности. На Русь со времени Владимира стали приезжать церковные грамотеи, переводчики из Византии, Болгарии, Сербии. При церквях и монастырях были открыты школы. Обучение велось на родном языке. В школах учили чтению, письму, основам христианского вероучения и счету. Появились, особенно в период правления Ярослава Мудрого и его сыновей, многочисленные переводы греческих и болгарских книг как церковного, так и светского содержания. Переводятся, в частности, византийские исторические сочинения, жизнеописания христианских святых.

       Эти переводы становились достоянием грамотных людей; их с удовольствием читали в княжеской, боярской, купеческой среде, в монастырях, церквах, где зародилось русское летописание. В XI веке многие грамотные люди на Руси с удовольствие читали популярное во многих странах сочинение “Александрия”, в котором были собраны легенды и предания о подвигах Александра Македонского.

 

       Первые русские книги были рукописными и очень дорогими. Они изготовлялись из специально выделенной телячьей кожи. Каждая буква в них была тщательно выписана по строгим правилам-уставу. Книги украшались изящными миниатюрами. Миниатюры писали художники на свободных от текста листах книги кистью и красный. Чаще всего это были портреты  заказчиков или автора книги (например, евангелистов), иллюстрации к тексту. Заказчиками книг могли быть только самые богатые люди [2].

 

        Тем не менее на Руси было много грамотных людей, особенно среди зажиточного городского населения. С ХI века,после основания женского монастыря в Киеве и школы при нем, грамоте стали учить и девочек. Люди обменивались деловой информацией, писали друг другу письма. Вместо бумаги пользовались грамотами из березовой коры- бересты. Береста — очень удобный материал для письма, хотя и требовал определенной подготовки. Березовое лыко варили в воде, чтобы кора стала более эластичной, затем снимали грубые ее слои. Лист бересты со всех сторон обрезали, придавая ему прямоугольную форму.Писали на внутренней стороне коры, выдавливая буквы особой палочкой — «писалом»— из кости, металла или дерева. Один конец писала заостряли, а другой делали ввиде лопаточки с отверстием и подвешивали к поясу. Техника письма на бересте позволяла текстам сохраняться в земле столетиями.

 

 

3. Литература

 

       В ХI веке на Руси появлялись письменные познавательные произведения, зарождалась древнерусская литература.

       Первыми литературными произведениями были летописи. Они представляли собой изложение событий, включая самые разнообразные сведения, рассуждения авторов, проповеди и богословские тексты. Предположительно первый подробный летописный свод был начат при Владимире в 996г, однако он не сохранился. Древнейшая из дошедших до нас – “повесть временных лет” , составленная монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Используя работы своих предшественников, различные документы, в том числе, например, договоры Руси с Византией, Нестор воссоздал широкую картину исторических событий. В первых строках своей летописи он поставил вопрос: « Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первым княжить?» отвечая на этот вопрос, используя своды, документальные материалы, в том числе, например, договоры  Руси с Византией, летописец развертывает широкую панораму исторических событий,которые охватывают как внутреннюю историю Руси — становление общерусской государственности с центром в Киеве, так и международные отношения Руси с окружающим миром. Целая галерея исторических деятелей проходит на страницах. Несторовой летописи — князья, бояре, посадники, тысяцкие, купцы, церковные деятели. Он рассказывает о военных походах, об организации монастырей,храмов и об открытии школ, о религиозных спорах и реформах внутрирусской  жизни. Постоянно касается Нестор и жизни народа в целом, его настроений,выражений недовольства княжеской политикой. На страницах летописи мы читаем о восстаниях, убийствах князей и бояр, жестоких общественных схватках. Все это автор описывает вдумчиво и спокойно, старается быть объективным, насколько вообще может быть объективным глубоко религиозный человек, руководствующийся в своих оценках понятиями христианской добродетели и греха. Но, прямо скажем, его  религиозные оценки весьма близки к общечеловеческим оценкам. Убийство,предательство, обман, клятвопреступление Нестор осуждает бескомпромиссно, но превозносит честность, смелость, верность, благородство, другие прекрасные человеческие качества. Вся летопись была проникнута чувством единства Руси,патриотическим настроением.

 

      Помимо летописей в Древней Руси создавались произведения других литературных жанров. Нестор был одним из первых создателей житий- литературных описаний жизни людей, причисленных православной церковью к лику святых. В этих произведениях рассказывалось  о различных чудесах, совершенных святыми при жизни и происходивших после их смерти. Нестор написал одно из первых житий Бориса и Глеба.

 

       Крупным литератором Древней Руси бы Иларион, первый киевский митрополит- уроженец Руси, а не византиец. Он создал ряд произведений в жанре слова- торжественного и поучающего обращения. Наиболее известным является его « Слово о законе и благодати», впервые произнесенное в честь завершения строительства оборонительных сооружений Киева в 1049 году. В первой части своего произведения Илларион восхваляет идеи христианства. Во второй части- «Похвала князю Владимиру»- он славит князя Владимира, крестившего Русскую землю. Третья часть посвящена Ярославу Мудрому, которого Илларион изображает достойным продолжателям дела Владимира.

 

     Литература XII в. продолжает традиции русских сочинений XI в. Создаются новые церковные и светские произведения, отмеченные яркой формой,богатством мыслей, широкими обобщениями; возникают новые жанры литературы. На склоне лет Владимир Мономах пишет свое знаменитое «Поучение детям»,ставшее одним из любимых чтений русских людей раннего средневековья. В начале XII в. один из сподвижников Мономаха игумен Даниил создает свое, не менее знаменитое «Хождение игумена Даниила в святые места». «Поучение», и «Хождение» были первыми в своем роде жанрами русской литературы. XII - начало XIII в. дали немало и других ярких религиозных и светских сочинений, которые пополнили сокровищницу русской культуры. Среди них «Слово» и «Моление» Даниила Заточника. В этих произведениях Даниил рассуждает о смысле жизни, о гармоничном человеке, об идеальном правителе. Обращаясь к своему князю в «Молении», Даниил говорит о том, что настоящий человек должен сочетать в себе силу Самсона, храбрость Александра Македонского, разум Иосифа, мудрость Соломона, хитрость Давида. Обращение   к библейским сюжетам и древней истории помогает ему донести свои идеи до адресата. Человек, по мысли автора, должен укреплять сердце красотой и   мудростью, помогать ближнему в печали, оказывать милость нуждающимся, противостоять злу [3].

 

       Автор середины XII в. киевский митрополит Климентий Смолятич в своем «Послании» священнику Фоме, ссылаясь на греческих философов Аристотеля, Платона, на творчество Гомера, также воссоздает образ высоконравственного   человека, чуждого властолюбию, сребролюбию и тщеславию. В своей «Притче о человеческой душе» (конец XII в.) епископ города Турова Кирилл, опираясь на христианское миропонимание, дает свое толкование смысла человеческого бытия, рассуждает о необходимости постоянной связи души и тела. В то же время он ставит в своей «Притче» вполне злободневные для русской действительности вопросы, размышляет о взаимоотношении церковной и светской власти, защищает национально-патриотическую идею единства Русской земли, которая была особенно важна в то время, как Владимиро-Суздальские князья начали осуществлять централизаторскую политику накануне монголо-татарского нашествия.

    

      Одновременно с этими сочинениями, где религиозные и светские мотивы постоянно переплетались, переписчики в монастырях, церквах, в княжеских и боярских домах усердно переписывали церковные служебные книги,молитвы, сборники церковных преданий, жизнеописания святых, древнюю богословскую литературу. Все это богатство религиозной, богословской мысли также составляло неотъемлемую часть общей русской культуры.

 

 

4. Зодчество и архитектура

 

     Издавна на Руси крестьянские избы, княжеские и боярские терема, городские крепости строились из дерева. Древнерусское деревянное зодчество имело свои традиции. Обычно дома знати были многоярусными, они заканчивались башенками и теремами. К основному зданию примыкало множество пристроек- переходов, клетей, сеней. Многие элементы деревянных строений были украшены затейливой резьбой.

 

      Русское средневековое зодчество - одна из наиболее ярких страниц в истории культуры Руси. Памятники архитектуры наполняют живым, образным содержанием наши представления о развитии культуры, помогают понять многие стороны истории, не нашедшие отражения в письменных источниках. В полной мере это относится и к монументальному зодчеству древнейшего, домонгольского периода. Как и в западно-европейском средневековье, русская архитектура X-XIII вв. была главным видом искусства, подчинявшим и включавшим в себя многие другие его виды, в первую очередь живопись и скульптуру. От этой поры до наших дней сохранились блестящие памятники, зачастую не уступающие по своему художественному совершенству лучшим шедеврам мировой архитектуры.

 

      После принятия христианства на Руси началось строительство каменных храмов. Так как у русских зодчих не было опыта возведения каменных построек, то первые сооружения из камня были построены приезжими византийскими мастерами. В 989 году князь Владимир заложил в Киеве так называемую Десятинную церковь, посвященную Успению Богородицы. На строительство храма Владимир отдавал десятую часть княжеских доходов. Это было мощное сооружение с несколькими куполами, воздвигнутое из тонкого кирпича с вкраплениями природного камня, богато украшенное резным мрамором.

 

             Первые русские храмы, в том числе и Десятинная церковь, были выстроены греческими мастерами в строгом соответствии с византийскими архитектурными традициями. А вот построенный  при Ярославе Мудром  Софийский собор в Киеве ( между 1017 и 1037 годами) сочетал славянские и византийские черты. Центральный купол окружали размещенные чуть ниже четыре средних купола, за которыми еще ниже стояли восемь малых. Так однокупольный византийский храм преобразовывался в традиционную для русского зодчества многокупольную пирамиду. Внутреннее убранство Софийского собора отличалось  изысканностью и богатством. Стены были покрыты фресками- картинами, написанными водяными красками по сырой штукатурке. Центральный купол переливался разноцветной мозаикой- вдавленными в сырую штукатурку стекловидными камешками. Фрески и мозаика отличались яркостью, искусным подбором тонов. На них, помимо церковных сюжетов, были изображены картины из обычной земной жизни- борьба ряженых, охота на медведя итд. Особый интерес представляют фрески с изображение семьи Ярослава Мудрого.

Информация о работе Культура Древней Руси