Культура Древней Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 00:42, реферат

Описание работы

На мой взгляд, культура делится на материальную и духовную. В качестве духовной культуры я рассказал о мифологии, богах, их представлении, праздниках Древней Руси. Материальную культуру я разделил на зодчество живопись (иконы) и прикладное искусство (обустройство изб, золотая хохлома, русский народный костюм).

Содержание

Введение………………………..……………………………………….3
Духовная культура:
Происхождение богов…………………………………………………5
Изображение богов……………………………………………………6
Храмы………………………………………………………………….7
Народные и языческие праздники Древней Руси:
Возникновение религиозных праздников у славян, земледельческий религиозный культ древних славян…………………………………..8
Материальная культура:
Зодчество Древней Руси……………………………………………..13
Живопись Древней Руси…………………………………………….15
Прикладное искусство:
Внутреннее убранство дома…………………………………………20
Золотая хохлома……………………………………………………..22
Русский народный костюм……………………………………………24
Список литературы…………………………………

Работа содержит 1 файл

культурология.doc

— 180.50 Кб (Скачать)
 

Забайкальский институт предпринимательства 

Сибирского  университета потребительской кооперации  

Кафедра гуманитарных дисциплин

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат

 по  культурологии

тема: "Культура Древней Руси". 
 
 
 
 
 
 

                  Выполнил:

                  студент 1 курса

                  заочного  факультета

                  специальность

                  юриспруденция

                  Старков А.М.

                  Шифр: Юр-10-072-ч 

                  Проверил:  
                   
                   
                   

Чита 2011 
 

План: 
 

Введение………………………..……………………………………….3

Духовная  культура:

Происхождение богов…………………………………………………5

Изображение богов……………………………………………………6

Храмы………………………………………………………………….7

Народные  и языческие праздники Древней  Руси:

Возникновение религиозных праздников у славян,  земледельческий религиозный культ  древних славян…………………………………..8

Материальная  культура:

Зодчество Древней Руси……………………………………………..13

Живопись  Древней Руси…………………………………………….15

Прикладное  искусство:

Внутреннее  убранство дома…………………………………………20

Золотая хохлома……………………………………………………..22

Русский народный костюм……………………………………………24

Список  литературы…………………………………………………...28

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

   Я перебрал много тем, но тем не менее больше всех мне понравился реферат по культуру Древней Руси. Он понравился мне подсознательно и, возможно, это объясняется той памятью предков, теми исконно русским корнями, которые заложены во всех русских людях. Да и сознательно мне очень понравилась данная тема. На это есть две причины. Во-первых, этот реферат поможет (помог) мне лучше узнать историю моей страны, меня всегда интересовало узнать, как же жили наши предки. Но никак не находилось времени, что бы прочитать про это и вот попался случай совместить приятное с полезным. Во-вторых, про Древнюю Русь сейчас очень много интересных и современных книг. 

      Теперь  конкретно о содержании реферата. На мой взгляд, культура делится на материальную и духовную. В качестве духовной культуры я рассказал о мифологии, богах, их представлении, праздниках Древней Руси. Материальную культуру я разделил на зодчество живопись (иконы) и прикладное искусство (обустройство изб, золотая хохлома, русский народный костюм).  
 

Духовная  культура 

   Слово "культура" происходит от слова "культ" – вера, обычаи и традиции  предков. Тот, кто забывает это,– не имеет права считаться культурным человеком.

   До  христианства и другими монотеистических религий все народы были язычниками.

   "Делая  вид, что у древних наших  предков никаких воззрений, идеалов и культов  не было, мы тем самым втискиваем понимание истории народа, и, особенно, его  духовности, в прокрустово ложе дарвинизма, отрицающего всякую духовность  (Божественное происхождение духа) человека и исследующего лишь его отобезьянью физиологию.

   Язычество окружено, с одной стороны, тайнами  забвения и  многих утрат, словно  древний затерянный и потому совершенно незнакомый мир. С другой – на него наложено негласное «табу». Атеизм противостоит любой религия и духовности. Язычество – религия,  и близко любой другой религии уже по своей этой главной сути – веры в Бога.  Именно поэтому язычество, одновременно сближаясь меж собой своими разными руслами, сблизилось и с другими, более поздними, пришедшими эволюционным путём (усложнялся человек, усложнились его представления о Космосе, Боге) монотеистическими религиями, слилось с ними и во многом в них растворилось.

   Христианство, зародившееся вдали от славянских племён, восприняло славянское язычество как чуждую религию, и она жестоко уничтожалась сверху.  Народ же несколько веков сопротивлялся этому и разными путями вносил язычество  в христианство (путём иносказания, кодирования, намеков, переименования но созвучию или внутренней близкой сущности и т. д.), в конце концов народное (изначальное языческое) мировоззрение, этика, растворились в христианстве, создав  уникальный сплав – Русское Православие.

   Так или иначе, но сегодня древняя  вера наших предков (разных племен) похожа на клочки старинных кружев, забытый узор которых надо восстановить  во обрывкам. Полной картины славянских языческих мифов ещё никто не восстановил, хотя существует немало серьёзных исследований.

   Сегодня можно дать лишь общее (собранное  из того, что удалось сохранить)  представление о славянском языческом  мифе. Причем, если отдельных богов можно более или менее подробно охарактеризовать, то от других сохранились  лишь имена.

   Наиболее  древние неперсонифицированные  боги славян – Род а Рожаницы.  Род иногда отождествлялся с фалосом, иногда с зерном (в т. ч. солнечным и  дождевым зерном, оплодотворяющим землю). Рожаницы – женское рождающее  начало, дающее жизнь всему живому: человеку, растительному в животному  миру. Позже Род и Рожаницы стали выполнять больше функций, унифицировались в верховных богов и в разных племенах славян персонифицировались –  получили имена собственные: Яровит, Световид, Ригевит, Макошь, Златая Баба,  Дидилия, Зная и т. д.

   К древнеславянским относятся поклонения упырям и берегиням. Берегини (наподобие  греческих пенатов) хранили  благополучие разных мест и видов природы, а также дом. Домовых духов тоже было множество: домовой, кутный бог, дед, спорыньи и спехи (духи, способствующие человеческим делам), дрема (домашнее мирное божество сна), баюнок (сказочник, песенник колыбельной), лень, отеть (крайняя степень лени), окоемы, прокураты, прокуды (плуты, неслухи, проказники), банник (дух бани),  злыдни (украинское "бодай вас злыдни побылы!"), бесы, черти, шишиги (черти с торчащими шишом волосами), кикимора или шишимора (чертиха с торчащими шишом волосами, божество неспокойных снов и ночных явлений)."

   Берегинь  было много, они оберегали человека повсюду: дома, в лесу, в поле, на воде, оберегали посевы, скотные дворы  и. т. д. Дед (прародитель, предок). Баба Яга (изначально древнее положительное  божество славянского пантеона, хранительница рода и традиций, детей. В период насаждения христианства превращена в злобного демона). Семаргл (священная крылатая собака, охраняющая семена и посевы) и др. (Л.1) Так же было великое множество богов и богинь, что бы не тратить много времени я решил не рассказывать о каждом боге в отдельности. Я лишь укажу основные имена богов, а также их краткую характеристику в скобках (кто они такие, откуда пошли их имена, богами чего они были). Стратим (мать всем птицам, старейшая и большая). Сирин (сладкозвучная птица, возрождающаяся из пепла Феникса). Чур (божество границ, он освящает и защищает право собственности "чур-мое"). Стрибог (бог воздушных течений и стихий). Сварог (бог неба). Хорс (бог солнца).Ярило, Даждьбог, Световид (присущие богу солнца). Коло (солнце-младенец отсюда "коляда". Среча (ночная богиня). Белбог (хранитель, податель добра, удачи, справедливости, имя озачает бьлаго, то есть доброго бога). Перун (громовержец, бог западных славян). Велес и Тур (скотий бог, бог богатства). Триглава (богиня земли). Макошь (мать наполненных кошей, мать хорошего урожая (ее имя состоит из "ма" - мать и "кошь" - кошелка.)). Ладо (богиня красоты, любви, любовных удовольствий и очарования). Лелио (маленький бог любви, подобный римскому Купидону). Лешие (лесные божества, подобные греческим Сатирам). Марцана (богиня жатвы). Ния (бог преисподней). Услад (бог пиршеств и развлечений). Похвист (божество бури). Чернобог (властитель темного царства, представитель тьмы). Мара (Мор) (настоящая богиня смерти в отличии от Кащея, власть которого недолговечна). Дидилия (богиня супружества и удачной беременности) и.т.д. 

Происхождение богов 

  Верно не было у славянина с самого начала столько богов,  сколько наконец у него явилось. История человечества показывает нам, что до того еще, как человек не знал искусства делать  себе изображения богов, чтил он некоторые предметы, предлагаемые ему природою. С удивлением взирал он на огненный шар, катящийся над его головою, стоял у порывистого ручья, шумно ниспадающего с горы в долину, чувствовал приятное дуновение  воздуха, изумлялся, был вне себя от восторга; он не примечал,  чтобы существо, подобное ему, всем этим управляло. Тут стал он  в первый раз умствовать о чудном мироздании: солнце, вода, ветер  казались ему существами особенной и притом высшей, нежели он  сам, природы. Изумление его перешло в почтение и боготворение.  Не так ли думали персы и перуанцы? Не так ли и поныне еще  думают самоеды и многие другие народы? Так думал и славянин,  и боготворил огонь и воду. Сам того не зная, познакомился он с  чувствами зла и блага: иногда был он целый день несчастлив на  охоте, а на другой день чувствовал он физическую боль. Он не  усматривал тому причины, и думал, что есть какое-то злое существо, которое находит в том удовольствие, чтобы ему вредить.  В другой раз поймал или убил он необыкновенно много дичи –  душа его была отверста для радости; он столь же мало примечал  тому причины и создал себе доброе божество. Так произошли у него  Белбог и Чернобог, без сомнения древнейшие божества, какие знал  славянин. Впоследствии ему не довольно было сего малого числа  богов своих: он творил себе беспрестанно новых; каждая новая  потребность приносила с собою новое божество, и таким образом  произошло то множество, которое мы скоро увидим.

  Общежитие породило гениев, конечно гениев по тогдашнему  вкусу. Храбрость и благоразумие были (при)влекательны; в людях, отличавшихся сими достоинствами, примечали какое-то сходство с вымышленными божествами; и так вообразили, что они им родственники. По тому самому в вышеупомянутой песне воинству  Игореву и повествуется о внуках Дожбога. Таким же образом в  этой песне Боян, древнейший известный русский стихотворец,  именуется внуком Велеса. 

Изображение богов 

   Простая жизнь доставляла грубому славянину много праздных  часов – ему пришло на мысль испытать свои силы в образующих  искусствах. Первое, в чем он здесь успел, было конечно не Медицейская Венера; но он может быть не меньше радовался своей работе, как Пракситель и Апеллис восхищались своими творениями. Скоро потом одушевил он свои идеальные божества, и тут  стала уже некоторая система царствовать в его баснословии. Хотя  славянин в образующих искусствах никогда не доходил так далеко,  как греки и римляне, однако ж нельзя оспорить у него некоторую  степень совершенства. Истуканы, вырытые из земли в Прильвице,  доказывают, что наши предки довольно были искусны, умев даже  чертами лица изображать характер божества. О Световиде говорил  нам Саксон Грамматик, что он имел вид глубокомысленный; Сива, по описанию господина Маша, отличалась приятною физиономиею, а Чернобог страшною и т. д.

  Что касается до вещества, из какого составлялись сии изображения, то это было дерево и металл. Из дерева были вероятно деланы все русские истуканы богов, так как и по большей части на  острове Рюген. Для сего выбирали всегда самое крепкое дерево,  потому что такие изображения долгое время были боготворимы  на открытом воздухе. Что ноги Световидовы были сделаны из  другого дерева, нежели самая статуя: то причина сему состоит вероятно в понятиях, какие имели люди о сем божестве.  Из металла сделаны все истуканы, вырытые в Прильвице. Большая  часть их составлены из смеси металлов и содержат много серебра,

так что  некоторые выдерживают пробу  от двух до десяти лотов серебра. Впрочем сомневаюсь я, справедливо ли то, что истуканы  Радегаста и Золотой Бабы вылиты были из золота. На всех изображениях, описанных господином Машем, находится везде имя  божества, какое представляет изображение. Некоторые истуканы  были вместе сделаны из дерева и из металла; так у Перуна, в  Киеве, сделанного из дерева, были железные ноги.

  Вид истуканов был свойствен грубому  народу, боготворившему  сии изображения. Необыкновенною величиною старались  всегда  выражать силу божества; в  Арконе большая часть богов были  сплошь огромного виду, что у некоторых из них епископ Абсалон  не мог жезлом своим достать до бороды. У немногих была одна  только голова; но щедрые славяне дарили им по три, по четыре,  даже и по пяти голов. Может быть хотели они через то изобразить  всеведение богов своих, но верно не думали они никогда о святой  Троице при образе Триглавы, хотя иные так и думали объяснить  три главы сей богини.

  Что касается до драгоценности изображений, то конечно, иное  слишком увеличено, однако ж вероятно, что славяне не упустили  возможность как можно лучше украсить богов своих, к чему подавала им случай приобретенная ими на войне победа. А потому и  не удивительно, если мы слышим, что у Перуна в Киеве был в  руках луч молнии, украшенный драгоценными каменьями. При  том же представим себе многочисленные войны, которые вели  россияне не столь славно против греков; а во вторых великий  дух гонения, оказанный Владимиром I против богов своих.

 

Храмы 

   Не  вместе с происхождением истуканов  произошли и храмы;   давно уже определены были на то открытые поля и рощи. Обыкновение боготворить идолов в густоте лесов было так употребительно у славян, что даже когда боги их получили храмы, то они по большей части все еще воздвигаемы были в лесах. Может быть: думали жрецы уединением и мраком тем сильнее разгорячить умы народа; но как бы то ни было, по крайней мере известно, что  славяне поздно уже начали строить свои храмы. Первые храмы были только места, окруженные кольями; потом четыре столба  накрылись кровлею и со всех сторон окружились завесами; наконец стали даже строить храмы из одного дерева. Сии храмы не такт о худо были строены, как некоторые думают. Саксон говорит нам,  что храм Световида в Арконе был отделан весьма хорошо (oper elegantisfimum), наружные стены украшались различными резными образами, хотя сия работа и показывала грубость народа.  Внутри были стены обиты пурпуровыми коврами; там же находилось много рогов от разных зверей, покрытых резною работою  и служивших для украшений храма. Как этот храм, так вероятно и многие другие были украшены; а только недостает у нас известий, чтобы распространиться о том несколько подробнее.

Информация о работе Культура Древней Руси