Храмовое зодчество Византии

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 12:10, реферат

Описание работы

Цель моей работы - рассмотреть своеобразие храмового зодчества Византии. Для осуществления это цели я ставлю несколько задач: проследить эволюцию этой архитектуры, определить характерные черты, стилистические особенности, художественные принципы, новаторские приемы каждого из трех основных этапов развития византийского искусства.

Содержание

Введение.......................................................................................................3
I глава. Ранневизантийский период (V-VIII вв.)..........................................5
Истоки византийской храмовой архитектуры............................................5
«Золотой век». Софийский собор в Константинополе..............................6
II глава. Средневизантийский период (VIII-XIII вв.)..................................11
Начальный этап складывания крестово-купольной системы.................11
Формирование центричной композиционной структуры......................13
Совершенствование архитектурных форм...............................................15
Специфика греческого храмового зодчества...........................................18
III глава. Поздневизантийский период (XIII-XV вв.)..................................22
Заключение.................................................................................................24
Библиография.............................................................................................25

Работа содержит 1 файл

Храмовое зодчество Византии.docx

— 50.61 Кб (Скачать)

      Колонны, несущие своды, выступают вперед и играют роль связующего элемента между фигурой человека и пространством интерьера. Опираясь на колонны, глаз читает архитектурную композицию в целом. Необычайное благородство колорита мраморов колонн с преобладанием темно-зеленого, серого, темно-красного и черного цветов, гармоничность пропорций колоннад, тончайшее кружево резных капителей - все это создавало впечатление огромной художественной силы.

      Пространство  центрального нефа Софии имеет гигантские размеры и отчетливо очерченную пространственную форму, основная структура просто и ясно обозначена вертикальными линиями, переходящими в  линии арок и окружность купольного кольца. Убранство храма поражало торжественной пышностью и изысканным великолепием. Блеск мрамора, мерцание золота мозаик и драгоценной утвари, сияние лампад, парение блистающего купола – все это действительно создавало иллюзию беспредельности пространства собора, превращало его в подобие космоса, что было воспето многими поэтами той эпохи.

      Храм  святой Софии занимает почетное место  среди художественных памятников всех времен и народов, а новому стилю, основы которого были заложены, суждено было стать господствующим в дальнейшей истории византийского зодчества. 

II глава. Средневизантийский период (VIII-XIII вв.) 

Начальный этап складывания крестово-купольной системы.

      Таким образом, с VI в. в зодчестве Византии ясно обозначился новый период, характерной  чертой которого явилось развитие купольной  архитектуры, определившей всю дальнейшую историю византийского зодчества. Появление купольной композиции стало как техническим и конструктивными, так и художественным достижением. Церковное строительство стало  выражением новых идейных принципов: храм - воплощение мироздания, вселенная. Купол явился олицетворением небесного  свода, недостижимого человеком, поэтому  порождал поклонение. Внутренняя отделка, роспись храма также должны были отражать сущность христианского учения в зрительных образах, которые размещались  в строгом порядке, следую канону.

      Становление купольной архитектуры было, однако, длительным и сложным процессом, отличаясь своеобразием в разных регионах обширной византийской империи. Процесс ее развития в VII—VIII вв. привел к созданию вполне сложившейся центрально-купольной  системы, ставшей единственно принятой, преимущественно в виде крестово-купольной  композиции. Базиликальная тема в  последующее время была окончательно забыта.

      О складывании крестово-купольной  композиции свидетельствуют некоторые  сохранившиеся памятники: храм Успения  в Никее (уничтожен в 1920 г.), храм Софии  в Фессалониках и церковь Климента в Анкаре первой половины  VIII в. Эти храмы почти квадратные в плане, от базиликальной протяженности здесь уже ничего не осталось. Подкупольный объем действительно становится центральной частью здания, с трех сторон охваченной двухъярусной галереей с хорами. Пространство под куполом ограничено четырьмя массивными столбами, которые порождают особенность - возведение четырех подкупольных арок одинаковой глубины,  которые правильнее назвать цилиндрическими сводами. Здания благодаря этому приобрели крестово-купольность, которая в дальнейшем получила все отчетливое выражение.

      Важно, что фасады и общий внешний  облик церквей VIII в. оставался почти  не разработанным и не выражающим композиционного и декоративного  богатства интерьера.

      В Малой Азии купол также оставался  строго в центре храма, вся композиция здания приближалась к кубу, а апсидальные  выступы широко выдвигались за пределы  основных объемов храма. Нельзя не вспомнить  о храме монастыря Николая  Чудотворца в Мире, возведенном в VIII в. Купол здесь также находится  в самом центре здания,  массивная  апсида выступает вне храма. Короткие боковые нефы заканчиваются с  восточной стороны капеллами, южная  боковая галерея увенчана глухими  куполами.

Все названные  храмы симметричны по своей композиции, для них характерна приземистость, из общей композиции массы здания купол на низком барабане выделяется не столь значительно. Они отличаются тенденцией к крестово-купольной  композиции, окончательная выработка  которой завершится в IX в.

      Важно отметить трехнефную купольную базилику в Дере-Аси на побережье Ликии, датируемую IX в.  Особенностью храма  является то, что к широкому куполу диаметром 7—8 м с восточной стороны  примыкает дополнительный объем, благодаря  чему здание приобрело базиликальную  протяженность. Стены здания сложены  в столичной технике в виде чередования слоев колотого камня  и кирпича, своды - целиком из кирпича. Не только по строительной технике, но и по трактовке фасадов, резко расчлененных сильно выступающими лопатками, храм в Дере-Аси уже далеко отошел от своих малоазийских предшественников — во всем его облике сказывается наступление следующего периода развития средневековой архитектуры, когда в ней сложилось новое направление. 
 

      Формирование  центричной композиционной структуры.

       В IX—Х вв. деятельность зодчих отмечена новой архитектурной тенденцией, в основе которой лежит окончательное  оформлению крестово-купольной система  со свойственной ей центричностью. Все  храмы, следовавшие этому архитектурному стилю, воспроизводили крестово-купольное  здание в виде вписанного креста с  равными ветвями. Купол опирался на четыре устоя, соединенные со смежными стенами, образуя внутри крестообразное пространство. Стены внутри здания, выделявшие угловые помещения храма, и тем самым расчленявшие его, были уничтожены. В этом проявилось стремление к созданию объединенного и целостного внутреннего пространства.

      Сокращались масштабы церковных зданий, т.к. в  эту эпоху они большей частью создавались для какого-либо определенного  круга общества: для прихожан того или иного городского квартала, в  привилегированном монастыре, в  феодальном поместье, в небольшом  городке или в селе. Уменьшение площади храмов сопровождалось устремлением ввысь их пропорций, усилением их вертикальной оси с целью выделить храмы среди окружающей застройки. Вертикаль в композиции церковного здания с течением времени становилась  преобладающей. Устремленность ввысь  силуэта храма предполагала восприятие храма не только изнутри, но и снаружи. Это дало новый толчок развитию купольной архитектуры, специфичной в каждой области империи.

      Экстерьер с течением времени всюду и  везде приобрел все большее значение, что изменило весь облик архитектурного произведения. появлялась  взаимосвязь  интерьера и фасадов, они стали  соответствовать друг другу. Постепенно трактовка фасада стала одним  из наиболее показательных проявлений нового архитектурного стиля. Безусловно, важное значение принимал внешний декор, призванный  усилить художественную выразительность фасада. Со временем декор становился все более активным элементом в архитектуре, с помощью  него зодчий мог расставить свои акценты.

      Храм  Петра и Марка (Аттик-Мустафа-джами), построенный приблизительно в середине IX в. в Константинополе воспроизводит  крестово-купольную систему в  виде вписанного креста, причем западная ветвь креста несколько удлинена.

      Другой  крестово-купольный храм столицы, датируемый серединой или второй половиной IX в., также в виде вписанного креста - это церковь Христа Акаталепта (Календер-джами), который несколько  больше и сложнее храма Петра  и Марка. Он имел хоры, с трех сторон его окружала галерея. К этому  собору композиционно близок еще  один константинопольский храм –  храм Феодосия  (Гюльджами). Он образует крестообразное пространство с равными  ветвями и почти изолированными угловыми частями, однако это здание в XI или XII вв. было  основательно перестроено.

      Два крестово-купольных памятника сохранились  в Причерноморья: один - на островке на северном побережье Малой Азии, построенный в начале VIII в., и аналогичное здание в Херсоне в Крыму, стоявшее на акрополе города и относящееся к IX в.

        У всех перечисленных зданий  пространство лишено единства: угловые  помещения обособлены и замкнуты, что резко сокращает площадь  сооружения. Храму Петра и Марка сравнительно полнее сохранился, поэтому по нему можно судить и других церквях. Их пропорции были приземистые, барабан почти отсутствует, что еще больше принижает здание, наружного декора нет, грани апсид монолитны. 
 

      Совершенствование архитектурных форм.

      Уже в начале Х в. заметны резкие сдвиги в структуре храма, о чем позволяет  говорить северный храм в монастыре  Константина Липса, который был  был построен в 908 г. Его размеры - 21х18 м, немногим больше размеров храма  Петра и Марка. Угловые части  здания здесь не изолированы, а объединены с подкупольным объемом в единое пространство. Объединенность внутреннего  пространства достигла в храме монастыря  Липса высокой степени развития. Ей  созвучны и вытянутые вверх  пропорции здания, ощущение которых  усиливают примыкающие к храму  пониженный нартекс и удлиненные окна. Купол был поставлен на барабан, также  возведенный несколько  выше.

      Стилистически единообразен двухэтажный храм Мирелайон - надгробная церковь императора Романа Лакапина (мечеть Будрум), возведенная  около 930 г. Размеры храма – 17х21 м, он меньше  храма Липса, но близок в плановой и пространственной композиции. Однако общие пропорции Мирелайона не были еще более вытянуты вверх, резче выделены ветви креста, благодаря чему крестово-купольность получила более ясное выражение.

      Вся дальнейшая история византийской архитектуры следовала, в сущности, уже сформировавшимся идеям и принципам. Однако формы, в которых они выражались, с течением времени совершенствовались, становились утонченнее и выразительнее. Этот процесс можно проследить по некоторым выдающимся памятникам Константинополя и Фессалоники.

      Храм Спаса Всевидящего (мечеть Эски-Имарет), построенный во не позднее 1087 г. по своей архитектурной композиции полностью повторяет храм монастыря Липса. Вертикаль в интерьере храма выражена еще сильнее, как и ажурность стен с их широкими проемами и нишами.

      Второй  храм был создан во второй половине XI в. - церковь Феодоры (Молла-Гюрани или Килисса-джами). Он воспроизводит ту же архитектурную композицию, но уже в более развитом виде. Колонны еще тоньше, световой барабан легкий и стройный, благодаря чему достигнуто большее пространственное единство и центричность.

      Монументальная  церковная архитектура византийской столицы в XII в. не содержала принципиальных новшеств. В этом убеждают северный и южный храмы монастыря Пантократора (Зейрек-джами). Оба храма — самые большие среди зданий аналогичной композиции.

      Следует также назвать удлиненную двухкупольную  усыпальницу, построенную для себя императором Мануилом Комнином в XII в. Ее композиция отличается чертами, промежуточными между архитектурными схемами обоих храмов монастыря Пантократора.

      Все рассмотренные здания, созданные на протяжении почти трех столетий (Х - XII вв.), наиболее значительные в византийской столице того времени, составляют в композиционном отношении единую группу. В этих сооружениях крестово-купольная система с максимально объединенным внутренним пространством достигла своей зрелости. Четыре ветви креста, примыкающие к подкупольному объему, четко и контрастно выступают в общей композиции здания — как внутри, так и снаружи. Красота храма явно ассоциировалась с его высотой, с его устремленностью ввысь, к небесам, ибо символом неба и являлся купол.

      Этот  эстетический принцип проходит красной  нитью через всю историю византийской архитектуры, но теперь он рельефно выступил не только в интерьере, но и во внешнем  оформлении: новое соотношение объемов храма, преобладание на фасадах зданий вертикальных членений, удлиненность окон, ажурность стен, нарушенная монолитность, соответствующая сложному внутреннему устройству и т.д. Этот процесс наблюдался в зодчестве обоих крупнейших византийский центров – Фессалоник и Константинополя.

      В Фессалониках представлены как бы начальный и конечный этапы развития крестово-купольной системы. Раннему этапу принадлежит храм Давида (Кераментим-джами), а зрелый этап представлен храмом Панагии Халкеон (Казанджиляр-джами), освященном в 1028 г.  и по своей композиции близким столичным храмам X—XII вв. Существенные особенности храма в том, что купол с его барабаном составляют целую треть всей высоты здания, пластичность и богатство всех его фасадов. Примечательно, что эти черты были гораздо ярче выражены, чем в столичной архитектуре того времени.

      Постепенно  усиливалась тенденция к декоративному использованию кладки. Узор из кирпича возник в византийской архитектуре уже в Х в., позднее кирпичная орнаментика усложнилась: помимо кругов, из кирпича выкладывались фризы в виде меандра и свастики, зигзаги, использовалась инкрустация мрамора. Возрастало значение и цветного декора - использования цветных эффектов самой кладки.  
 

Информация о работе Храмовое зодчество Византии