Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 12:10, реферат
Цель моей работы - рассмотреть своеобразие храмового зодчества Византии. Для осуществления это цели я ставлю несколько задач: проследить эволюцию этой архитектуры, определить характерные черты, стилистические особенности, художественные принципы, новаторские приемы каждого из трех основных этапов развития византийского искусства.
Введение.......................................................................................................3
I глава. Ранневизантийский период (V-VIII вв.)..........................................5
Истоки византийской храмовой архитектуры............................................5
«Золотой век». Софийский собор в Константинополе..............................6
II глава. Средневизантийский период (VIII-XIII вв.)..................................11
Начальный этап складывания крестово-купольной системы.................11
Формирование центричной композиционной структуры......................13
Совершенствование архитектурных форм...............................................15
Специфика греческого храмового зодчества...........................................18
III глава. Поздневизантийский период (XIII-XV вв.)..................................22
Заключение.................................................................................................24
Библиография.............................................................................................25
Колонны, несущие своды, выступают вперед и играют роль связующего элемента между фигурой человека и пространством интерьера. Опираясь на колонны, глаз читает архитектурную композицию в целом. Необычайное благородство колорита мраморов колонн с преобладанием темно-зеленого, серого, темно-красного и черного цветов, гармоничность пропорций колоннад, тончайшее кружево резных капителей - все это создавало впечатление огромной художественной силы.
Пространство центрального нефа Софии имеет гигантские размеры и отчетливо очерченную пространственную форму, основная структура просто и ясно обозначена вертикальными линиями, переходящими в линии арок и окружность купольного кольца. Убранство храма поражало торжественной пышностью и изысканным великолепием. Блеск мрамора, мерцание золота мозаик и драгоценной утвари, сияние лампад, парение блистающего купола – все это действительно создавало иллюзию беспредельности пространства собора, превращало его в подобие космоса, что было воспето многими поэтами той эпохи.
Храм
святой Софии занимает почетное место
среди художественных памятников всех
времен и народов, а новому стилю, основы
которого были заложены, суждено было
стать господствующим в дальнейшей истории
византийского зодчества.
II
глава. Средневизантийский
период (VIII-XIII вв.)
Начальный этап складывания крестово-купольной системы.
Таким
образом, с VI в. в зодчестве Византии
ясно обозначился новый период, характерной
чертой которого явилось развитие купольной
архитектуры, определившей всю дальнейшую
историю византийского
Становление
купольной архитектуры было, однако,
длительным и сложным процессом,
отличаясь своеобразием в разных
регионах обширной византийской империи.
Процесс ее развития в VII—VIII вв. привел
к созданию вполне сложившейся центрально-
О
складывании крестово-
Важно,
что фасады и общий внешний
облик церквей VIII в. оставался почти
не разработанным и не выражающим
композиционного и
В Малой Азии купол также оставался строго в центре храма, вся композиция здания приближалась к кубу, а апсидальные выступы широко выдвигались за пределы основных объемов храма. Нельзя не вспомнить о храме монастыря Николая Чудотворца в Мире, возведенном в VIII в. Купол здесь также находится в самом центре здания, массивная апсида выступает вне храма. Короткие боковые нефы заканчиваются с восточной стороны капеллами, южная боковая галерея увенчана глухими куполами.
Все названные храмы симметричны по своей композиции, для них характерна приземистость, из общей композиции массы здания купол на низком барабане выделяется не столь значительно. Они отличаются тенденцией к крестово-купольной композиции, окончательная выработка которой завершится в IX в.
Важно
отметить трехнефную купольную базилику
в Дере-Аси на побережье Ликии,
датируемую IX в. Особенностью храма
является то, что к широкому куполу
диаметром 7—8 м с восточной стороны
примыкает дополнительный объем, благодаря
чему здание приобрело базиликальную
протяженность. Стены здания сложены
в столичной технике в виде
чередования слоев колотого камня
и кирпича, своды - целиком из кирпича.
Не только по строительной технике, но
и по трактовке фасадов, резко расчлененных
сильно выступающими лопатками, храм в
Дере-Аси уже далеко отошел от своих малоазийских
предшественников — во всем его облике
сказывается наступление следующего периода
развития средневековой архитектуры,
когда в ней сложилось новое направление.
Формирование центричной композиционной структуры.
В
IX—Х вв. деятельность зодчих отмечена
новой архитектурной
Сокращались масштабы церковных зданий, т.к. в эту эпоху они большей частью создавались для какого-либо определенного круга общества: для прихожан того или иного городского квартала, в привилегированном монастыре, в феодальном поместье, в небольшом городке или в селе. Уменьшение площади храмов сопровождалось устремлением ввысь их пропорций, усилением их вертикальной оси с целью выделить храмы среди окружающей застройки. Вертикаль в композиции церковного здания с течением времени становилась преобладающей. Устремленность ввысь силуэта храма предполагала восприятие храма не только изнутри, но и снаружи. Это дало новый толчок развитию купольной архитектуры, специфичной в каждой области империи.
Экстерьер с течением времени всюду и везде приобрел все большее значение, что изменило весь облик архитектурного произведения. появлялась взаимосвязь интерьера и фасадов, они стали соответствовать друг другу. Постепенно трактовка фасада стала одним из наиболее показательных проявлений нового архитектурного стиля. Безусловно, важное значение принимал внешний декор, призванный усилить художественную выразительность фасада. Со временем декор становился все более активным элементом в архитектуре, с помощью него зодчий мог расставить свои акценты.
Храм
Петра и Марка (Аттик-Мустафа-джами),
построенный приблизительно в середине
IX в. в Константинополе
Другой крестово-купольный храм столицы, датируемый серединой или второй половиной IX в., также в виде вписанного креста - это церковь Христа Акаталепта (Календер-джами), который несколько больше и сложнее храма Петра и Марка. Он имел хоры, с трех сторон его окружала галерея. К этому собору композиционно близок еще один константинопольский храм – храм Феодосия (Гюльджами). Он образует крестообразное пространство с равными ветвями и почти изолированными угловыми частями, однако это здание в XI или XII вв. было основательно перестроено.
Два
крестово-купольных памятника
У всех перечисленных зданий
пространство лишено единства: угловые
помещения обособлены и
Совершенствование архитектурных форм.
Уже
в начале Х в. заметны резкие сдвиги
в структуре храма, о чем позволяет
говорить северный храм в монастыре
Константина Липса, который был
был построен в 908 г. Его размеры -
21х18 м, немногим больше размеров храма
Петра и Марка. Угловые части
здания здесь не изолированы, а объединены
с подкупольным объемом в единое
пространство. Объединенность внутреннего
пространства достигла в храме монастыря
Липса высокой степени
Стилистически единообразен двухэтажный храм Мирелайон - надгробная церковь императора Романа Лакапина (мечеть Будрум), возведенная около 930 г. Размеры храма – 17х21 м, он меньше храма Липса, но близок в плановой и пространственной композиции. Однако общие пропорции Мирелайона не были еще более вытянуты вверх, резче выделены ветви креста, благодаря чему крестово-купольность получила более ясное выражение.
Вся дальнейшая история византийской архитектуры следовала, в сущности, уже сформировавшимся идеям и принципам. Однако формы, в которых они выражались, с течением времени совершенствовались, становились утонченнее и выразительнее. Этот процесс можно проследить по некоторым выдающимся памятникам Константинополя и Фессалоники.
Храм Спаса Всевидящего (мечеть Эски-Имарет), построенный во не позднее 1087 г. по своей архитектурной композиции полностью повторяет храм монастыря Липса. Вертикаль в интерьере храма выражена еще сильнее, как и ажурность стен с их широкими проемами и нишами.
Второй храм был создан во второй половине XI в. - церковь Феодоры (Молла-Гюрани или Килисса-джами). Он воспроизводит ту же архитектурную композицию, но уже в более развитом виде. Колонны еще тоньше, световой барабан легкий и стройный, благодаря чему достигнуто большее пространственное единство и центричность.
Монументальная
церковная архитектура
Следует также назвать удлиненную двухкупольную усыпальницу, построенную для себя императором Мануилом Комнином в XII в. Ее композиция отличается чертами, промежуточными между архитектурными схемами обоих храмов монастыря Пантократора.
Все рассмотренные здания, созданные на протяжении почти трех столетий (Х - XII вв.), наиболее значительные в византийской столице того времени, составляют в композиционном отношении единую группу. В этих сооружениях крестово-купольная система с максимально объединенным внутренним пространством достигла своей зрелости. Четыре ветви креста, примыкающие к подкупольному объему, четко и контрастно выступают в общей композиции здания — как внутри, так и снаружи. Красота храма явно ассоциировалась с его высотой, с его устремленностью ввысь, к небесам, ибо символом неба и являлся купол.
Этот
эстетический принцип проходит красной
нитью через всю историю
В Фессалониках представлены как бы начальный и конечный этапы развития крестово-купольной системы. Раннему этапу принадлежит храм Давида (Кераментим-джами), а зрелый этап представлен храмом Панагии Халкеон (Казанджиляр-джами), освященном в 1028 г. и по своей композиции близким столичным храмам X—XII вв. Существенные особенности храма в том, что купол с его барабаном составляют целую треть всей высоты здания, пластичность и богатство всех его фасадов. Примечательно, что эти черты были гораздо ярче выражены, чем в столичной архитектуре того времени.
Постепенно
усиливалась тенденция к