Культура Византии

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 14:06, реферат

Описание работы

Особое место в истории европейской и вообще мировой культуры эпохи средневековья принадлежит византийской культуре.
В истории культуры Византии выделяют три этапа:
- ранний (IV - середина VII века);
- средний (VII - IX века);
- поздний (X - XV века).

Содержание

1. Византийская культура…………………………………3
2. Византия — родина иконописи……………………………….5

Работа содержит 1 файл

Византия.doc

— 41.00 Кб (Скачать)

ПЛАН:

  1. Византийская  культура…………………………………3
  1. Византия  — родина иконописи……………………………….5

 

                               Культура Византии

      Особое место в истории европейской и вообще мировой культуры  эпохи средневековья принадлежит византийской культуре.

     В истории культуры Византии выделяют три этапа:

     - ранний (IV - середина VII века);

     - средний (VII - IX века);

     - поздний (X - XV века).

      После падения Западной Римской империи  концепция мирового господства, традиции античной культуры переходят в восточную часть Римской империи, которая со временем стала называться Византийской (по древнему названию ее столицы Византии). Несмотря на то, что здесь осуществились глубокие социальные изменения, обновления общественного устройства, для византийской культуры даже периода раннего средневековья характерны торжественность, пышность, благородство, утонченность мысли и формы.

      Вобрав  в себя все наследие греко-римского мира и эллинистического  Востока, Византия стала центром своеобразной и блестящей культуры, а по уровню развития образования, духовной жизни без сомнения была впереди всех стран Европы. Несмотря на возрастание христианского влияния, здесь никогда не угасало светское художественное творчество.

      Создание византийской культуры было сложным, порою противоречивым процессом. Византийская цивилизация в отличии от западноевропейской в тревожные времена варварских нашествий во многом осталась последним оплотом греко-римских традиций.

      Становление культуры Византии происходило в обстановке глубоко противоречивой идейной жизни ранней Византии. Это было время складывания идеологии византийского общества, оформления системы христианского мировозрения. В империи развернулись ожесточенные философско-богословские споры: христологические - о природе Христа и тринитарные – о месте его в Троице. В этих спорах уже очень рано проявились различия в философской направленности Востока и Запада в рамках одной мировоззренческой системы – христианства. С течением времени эти разногласия будут усугубляться и приведут к обособлению восточной – православной и западной –католических церквей.

      Взаимодействие  античного и христианского начал  проявилось и в формировании новой  эстетики, для которой характерны, с одной стороны, опора на античные воззрения о сущности прекрасного, а с другой, глубокий спиритуализм, ставящий духовное выше телесного.

      В ранневизантийский период христианская ученая литература достигает высокой степени утонченности, соединяя изящество формы с глубоким содержанием. Эпоха становления новой, средневековой культуры рождает талантливых мыслителей, писателей, поэтов: Псевдо – Дионисий Ареопагит, Григорий Назианзин, Роман Сладкопевец. В христианской философии этой эпохи возвышается загадочная фигура выдающегося мыслителя, теолога и философа Псевдо – Дионисия Ареопагита.

      VI век был богат выдающимися историческими сочинениями. Среди историков этого столетия первое место принадлежит Прокопию Кесарийскому. Прокопий – блестяще образованный ритор и юрист, посвятил себя дипломатической и придворной карьере. Советник и доверенное лицо полководца Велисария, он совершил со своим патроном многие дальние походы, участвовал в завоеваниях королевства вандалов, воевал против персов и других врагов империи. Свои огромные знания, жизненный опыт он вложил в созданные им исторические 
сочинения. Основной его работой считается «Тайная история», написанная в глубокой тайне, она с предельной откровенностью обнажает все пороки империи и ее правителя.

      Наиболее  выдающимся памятником византийской архитектуры  является храм святой Софии в Константинополе, строительство которого велось под руководством Исидора из Милета и Анфимия из Тралл и закончилось в 537 году. Он воплотил все лучшее, что было создано в архитектуре того времени, как на Западе, так и на Востоке. В нем воплотилась идея грандиозного центрического собора, увенчанного гигантским куполом. На вершине купола был изображен огромный крест, обрамленный звездным небом.

      В отрасли живописи Византия знаменита  техникой мозаики, художественными  миниатюрами, фресковыми росписями  храмов, иконописью.

     Византия — родина иконописи. Корни изобразительных приемов иконописи, с одной стороны, — в книжной миниатюре, от которой заимствовано тонкое письмо, воздушность, утонченность палитры. С другой — в фаюмском портрете, от которого иконописные образы унаследовали огромные глаза, печать скорбной отрешенности на лицах, золотой фон. Фаюмский портрет — часть погребального восточного культа. Изображаемый как бы пребывал в потустороннем мире. Такие портреты выполнялись в технике энкаустики восковыми красками, вжигаемыми в фон, что придавало портрету телесную теплоту.

     Существует  христианская символика цвета, основы которой разработал византийский писатель Дионисий Ареопагит в IV в. Согласно ей, вишневый цвет, объединяющий красный  и фиолетовый, начало и конец спектра» означает самого Христа, который есть начало и конец всего сущего. Голубой — цвет неба, чистоты. Красный — божественный огонь, цвет крови Христа, в Византии это — цвет царственности. Зеленый — цвет юности, свежести, обновления. Желтый тождественен золотому двету. Белый — обозначение Бога, подобен Свету и сочетает все цвета радуги. Черный — это сокровенные тайны Бога. Христос неизненно изображается в вишневом хитоне и голубом плаще — гиматии, а Богоматерь — в темно-синем хитоне и вишневом покрывале — мафории. К канонам изображемия относится и обратная перспектива, имеющая точки схода не позади, внутри изображения, а в глазу человека, т. е. перед изображением. Каждый предмет, таким образом, при удалении расширяется, как бы «разворачивается» на зрителя. Изображение «движется» к человеку, а не от него. Иконопись максимально информативна, она воспроизводит целостный мир.

     Архитектурная структуре иконы и технология иконописи складывалась в русле  представлений о ее назначении: нести  священный образ. Иконы писали и  пишут на досках, чаще всего кипарисовых. Несколько досок скрепляют шпонками. Сверху доски покрывают левкасом — грунтом, изготовленным на рыбьем клею. Левкас полируют до гладкости, а затем наносят изображение: сначала рисунок, а потом живописный слой. В иконе различают поля, средник — центральное изображение и ковчег — узкую полоску по периметру иконы.

     Иконографические  образы, разработанные в Византии, тоже строго соответствуют канону.

      Во  второй половине 12 века появляется так  называемое искусство Палеологов, искусство поздневизантийского «третьего расцвета» которое во времени и по своему содержанию совпадает с западным готическим искусством.

 

Литература

  1. Культурология (Под ред. Н.Г. Багдасарьян). - М.: Высш.школа, 1999. - 511с.
  2. Культурология для технических вузов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
  3. Панорама веков: Зарубежная художественная проза от возникновения до ХХ в.: Популярная библиографическая энциклопедия.-М.: Книжная палата, 1991

Информация о работе Культура Византии