Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 12:10, реферат
Цель моей работы - рассмотреть своеобразие храмового зодчества Византии. Для осуществления это цели я ставлю несколько задач: проследить эволюцию этой архитектуры, определить характерные черты, стилистические особенности, художественные принципы, новаторские приемы каждого из трех основных этапов развития византийского искусства.
Введение.......................................................................................................3
I глава. Ранневизантийский период (V-VIII вв.)..........................................5
Истоки византийской храмовой архитектуры............................................5
«Золотой век». Софийский собор в Константинополе..............................6
II глава. Средневизантийский период (VIII-XIII вв.)..................................11
Начальный этап складывания крестово-купольной системы.................11
Формирование центричной композиционной структуры......................13
Совершенствование архитектурных форм...............................................15
Специфика греческого храмового зодчества...........................................18
III глава. Поздневизантийский период (XIII-XV вв.)..................................22
Заключение.................................................................................................24
Библиография.............................................................................................25
Санкт-Петербургский
Государственный Университет
Факультет культурологи
Кафедра
музееведения и экскурсоведения
Реферат по истории мировой культуры
Тема:
Храмовое зодчество
Византии.
Студентка: Зуева Екатерина, группа 140а
Преподаватель:
Суворов Николай Николаевич
Санкт-Петербург
2008 г.
Содержание
Введение.
Византийская империя - государство, возникшее в IV в. на территории восточной части Римской империи, на рубеже двух эпох – крушения поздней античности и рождения средневекового общества. Император Константин I (324-337 гг.) принял христианство, сделав Византию колыбелью и идеологической опорой христианской религии. На берегу Босфора на месте древней мегарской колонии Византий в 324-330 гг. он основал новую столицу империи – Константинополь. Расположенный на стыке Европы и Азии, пересечении важнейших сухопутных и морских торговых и стратегических путей, Константинополь быстро стал огромным городом, экономическим, административным и культурным центром. Его украсили великолепные дворцы и храмы, акведуки, широкие улицы с богатыми домами знати.
В
395 г. произошло официальное
Естественно, такое историческое своеобразие не могло не повлиять на культурное развитие, поэтому в истории мировой культуры византийской цивилизации принадлежит особое, выдающееся место. Византия дала средневековому миру высокие образцы искусства, соединившие в себе множество влияний и отличающиеся глубокой одухотворенностью, глубиной философско-религиозной мысли, утонченностью эстетического мышления. Наиболее интенсивно византийское культурное влияние распространилось в православных странах, другим народам через Византию передались тысячелетние культурные традиции предшествующих цивилизаций. Культурное влияние Византии, как известно, пережило саму империю, а заимствованные духовные ценности сильно трансформировались, приобретали абсолютно новую огласовку и черты под воздействие культурных начал других народов. Поэтому византийская цивилизация вызывает большой интерес у современных людей.
Цель моей работы - рассмотреть своеобразие храмового зодчества Византии. Для осуществления это цели я ставлю несколько задач: проследить эволюцию этой архитектуры, определить характерные черты, стилистические особенности, художественные принципы, новаторские приемы каждого из трех основных этапов развития византийского искусства.
В раскрытии проблемы мне помогла литература по данной теме, среди которой хотелось бы особенно отметить работы выдающегося советского византиноведа З. В. Удальцовой [2,3].
I глава. Ранневизантийский период (V-VIII вв.)
Истоки византийской храмовой архитектуры.
Ранневизантийский период стал переходным периодом от античной к средневековой культуре, что обусловило смешение разнообразных архитектурных типов. Довольно широко был распространён базиликальный архитектурный тип, который в разных областях имел различные варианты. Базилика – здание, прямоугольное в плане, состоящее из нечетного количества разных по высоте нефов, разделенных продольными рядами колонн или столбов. Более широкий и высокий центральный неф освещается окнами второго яруса и завершается апсидой - аркой, покрытой полукуполом. Входом в базилику служит поперечный объем нартекс - притвор, входное помещение, примыкающее обычно к западной стороне храма. Купольная базилика имела для византийской архитектуры наибольшее значение, хотя существовали и другие разновидности храмового здания. Например, мартирии - церкви над могилами святых, среди которых особенно выделяются монументальные постройки с планом в виде четырёхлистника с деревянными или кирпичными куполами.
В отношении художественной стороны архитектуры в период ранневизантийского зодчества отчетливо выступают две основные тенденции. Сирийская и малоазийская архитектура склоняется к отчетливым геометрическим объёмам, небольшим проемам окон и малому их числу. В константинопольской архитектуре и в архитектуре других крупнейших городов византийского мира наблюдается тенденция к сложным динамическим интерьерам, к преобладанию их над наружными массами здания. И в отношении строительных материалов и конструктивных приёмов архитектура этого периода также распадается на две больших школы. Для сирийской школы характерна кладка из прекрасно отесанных каменных блоков (дальнейшее развитие греческой кладки) и деревянные перекрытия, иногда изнутри украшенные мозаикой. В константинопольской школе строительные материалы и технические приёмы были менее однородными, однако широко применялся кирпич и своды.
Еще
распространена была каменная кладка,
в которой несколько рядов камня чередуются
с рядами кирпича. В качестве примеров
ее применения можно привести такие памятники,
как церковь Марии в Эфесе, а арку Галерия
и церковь Георгия в Фессалониках. В Константинополе
аналогичная кладка встречается в городских
стенах и других ранних постройках. Но
постепенно наблюдается преобладание
кирпича.
«Золотой век». Софийский собор в Константинополе.
Правление Юстиниана I (527-565 гг.) стало «золотым веком» византийской культуры. Юстиниан как покровитель искусств не знал себе равных со времен Константина. Помимо политического центра Константинополь стал и столицей искусства. Примерно в год вступления Юстиниана на престол была сооружена церковь Сергия и Вакха. Общая система церкви Сергия и Вакха основана на центрической композиции. Церковь представляет собой в плане восьмиугольник, вписанный в квадрат, они соединены угловыми нишами. Восемь столбов несут купол, который доминирует над всем остальным, что первоначально подчеркивалось с помощью золотой мозаики, сплошь покрывавшей его огромную внутреннюю поверхность.
В 532-537 гг. в Константинополе был возведен Собор Софии – одно из самых выдающихся произведений византийского зодчества и один из значительнейших памятников мировой архитектуры. Именно на него следует обратить главное внимание при изучении византийского зодчества. Строители Константинопольской Софии - Анфимий и Исидор из Малой Азии, которые были выдающимися инженерами и архитекторами. Они сумели учесть все основные достижения архитектуры предшествующих эпох – монументальность, чистоту и строгость линий, но применить новые конструктивные приемы. Благодаря этому Софийский собор глубоко связан с прошлым, однако новые архитектурно-художественные особенности доминируют, заслоняя собой традиционное.
Константинопольская София была главной святыней христианского востока и главным зданием всей империи, символом ее могущества. Религия играла огромную роль в жизни государства, что отразилось в выборе места для главного храма - пересечения основных торговых путей, что действительно можно было назвать центром мира в ранневизантийское время. София была воздвигнута на высоком холме, далеко видима и с суши, и с моря, окружена множеством разнообразных зданий, над которыми она возвышалась. А венчающие здание части также увенчивали собой архитектурный ансамбль всего Константинополя.
В Софийском соборе должны были собираться огромные массы народа и проводиться сложные театрализованные богослужения, что должно было найти отражение в организации плана храма. Требовалось создать сооружение, обладающее большим свободным центральным пространством, в центре которого должна находиться кафедра-амвон - место средоточия церемоний. Центральная часть здания должна иметь придаток в виде алтаря, изображавшего небесное царство, который отделялся от зрителей невысокой преградой. Такие функциональные требования породили архитектурный тип купольной базилики, который и был выбран для главного храма Византийской империи Анфимием и Исидором. Однако колоссальные размеры Софии, особая многолюдность и своеобразие происходивших в ней церемоний заставили архитекторов Софии по-новому его организовать этот архитектурный тип.
План храма расчленен четырьмя промежуточными столбами на девять частей, центральный неф стал трехчастным. От купольных базилик зодчие заимствовали хоры, которые позволяли им намного увеличить вместимость боковых нефов, предназначенных для молящихся. Наиболее выдающимся архитектурным достижением двух строителей Софии является прием, при помощи которого они связали воедино в своем произведении черты предшествующей римской базилики Максенция и римского Пантеона. Основная трудность, которая стояла перед архитекторами при проектировании Софии, заключалась в том, что существовавшие в византийском мире купольные базилики обладали очень скромными размерами, в то время как София должна была стать грандиозным сооружением.
Деревянное
перекрытие не подходило для интерьера
диаметром более 30 м, поэтому купол
необходимо было сделать каменным.
Прибавление купола, который становился
главным видимым центром
Полукупола Софии сыграли огромную роль в конструктивном плане, т.к. частично гасят сильный распор, создаваемый огромным куполом, но в то же время не загромождают интерьера главной части и не нарушают его целостность. Замечательно и художественное значение системы купола и полукуполов Софии. Все вместе они образуют геометрическую фигуру, приближающуюся к овалу. Именно этим они создают промежуточное связующее звено между базиликой и центрическим зданием, поэтому такая схема принимает особенно законченную и органическую форму.
В Софии центральное пространство интерьера легко, воздушно и динамично. Ажурные мраморные колоннады, расположенные в 2 ряда, связывают его со всеми окружающими соседними помещениями. Пространство со всех сторон нарастает по направлению к венчающему куполу. Сам купол возникает и как бы строится во времени на глазах у зрителя, постепенно развивается из полукуполов. Последние охватывают собой только часть интерьера, в то время как купол замыкает сверху интерьер весь в целом.
Предназначенные для народа боковые нефы больше похожи на дворцовые залы, каждый из них воспринимается как несколько неясное в своих границах и размерах живописное пространство. Благодаря сильной расчлененности пространства и многочисленным поперечным стенкам, различные части помещений освещены по-разному, что было глубоко продумано и точно взвешено мастерами. Общую живописность боковых нефов усиливают мраморная облицовка и золото мозаик, покрывающих своды. Мраморные плиты облицовки стен тонко подобраны. Господствуют бледно-розовые и бледно-зеленые оттенки, в целом образующие единый нежный тон.