Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 12:10, реферат
Цель моей работы - рассмотреть своеобразие храмового зодчества Византии. Для осуществления это цели я ставлю несколько задач: проследить эволюцию этой архитектуры, определить характерные черты, стилистические особенности, художественные принципы, новаторские приемы каждого из трех основных этапов развития византийского искусства.
Введение.......................................................................................................3
I глава. Ранневизантийский период (V-VIII вв.)..........................................5
Истоки византийской храмовой архитектуры............................................5
«Золотой век». Софийский собор в Константинополе..............................6
II глава. Средневизантийский период (VIII-XIII вв.)..................................11
Начальный этап складывания крестово-купольной системы.................11
Формирование центричной композиционной структуры......................13
Совершенствование архитектурных форм...............................................15
Специфика греческого храмового зодчества...........................................18
III глава. Поздневизантийский период (XIII-XV вв.)..................................22
Заключение.................................................................................................24
Библиография.............................................................................................25
Специфика греческого храмового зодчества.
Новый стиль в архитектуре к началу XIII в. выступает в уже сложившемся виде. Его значение заключается в том, что он был свойствен не только самой Византии, но и зодчеству других стран, как соседних с Византией, так и отдаленных.
Например, зодчество в Греции - византийской провинции развивалось в том же направлении, что и в столице империи, но с течением времени сказывались все сильнее специфические и своеобразные качества.
Для раннего этапа характерна церковь Успения в Беотии, построенная в 873—874 гг. Она крестово-купольная в основе, но с ясно выраженной базиликальной протяженностью, т.е. в здании как бы сочетаются две различные композиционные темы.
Последующая архитектура Греции дает уже развитую композицию, выработанную в столичной архитектуре к началу Х в. Ярким памятником является северный храм в монастыре Луки в Фокиде, построенный во второй половине Х в. Уже ясно ощущаются пространственное единство и слитность интерьера, но фасады еще массивны. Наиболее существенная особенность этого храма - это отсутствие галереи-обхода, типичной для столичной архитектуры. Это объясняется некоторой упрощенностью богослужения в Греции, поэтому такая особенность сохранялась и во всей последующей греческой монументальной архитектуре.
Развитые образцы крестово-купольной также представляют храм в монастыре Петраки в Афинах Х в. и церковь в монастыре Касариани в Аттике XI в., два храма в Афинах (Екатерины и Капникареа) и другие. интересно, что в Арголиде находятся три совершенно аналогичные церкви XII в., одинаковые и по размеру - 8,5х16 м и имеющие общие черты.
Новое и выдающееся явление в средневековой архитектуре - католикон монастыря Луки, с широким куполом, покоящимся на восьми устоях. Этот тип церковного здания с теми или иными вариантами воспроизводили вплоть до самого конца XIII столетия – это католикон монастыря Дафни конца XI в., церкви Панагии Ликодиму в Афинах, церковь-усыпальница Николая в Беотии середины XII в. и некоторые церкви XIII в. (Софии в Монемвасии и Феодоры в Мистре). Особой интерпретацией стала небольшая церковь Нового монастыря (Неа Мони) на островеве Хиос, в архитектуре которой ясно проявились основные черты нового стиля (центричность, подчеркнутые вертикали и глубоко расчлененные фасады).
Конечно, формирование нового стиля в зодчестве Греции было сложным и противоречивым процессом, на пути его стояли давние строительные традиции и более скромные материальные возможности сельских и городских общин. Сохранились многочисленные Небольшие общинные церкви, строившиеся преимущественно в XI и последующих столетиях и представляющие собой упрощенные крестово-купольные церкви. Они в своей архитектуре неотступно следовали сложившемуся типу, что порождало упрощенность их облика.
Интенсивное развитие нового архитектурного стиля в Греции было повторением того, что создавалось в Константинополе. Однако, например, стремление к ажурности фасада, столь ясное в столичной архитектуре, в Греции было значительно сдержаннее, да и расчлененность его сказывалась в меньшей степени. В этом убеждают такие памятники, как храм Дафни, храм Панагии Ликодиму в Афринах (середина XI в.), Николая в Беотии (середина XII в.). Их фасады скромны, редко расставлены двойные окна, выделено лишь среднее звено.
Таким образом, архитектура Греции XII в. не внесла в этом отношении чего-либо нового, сохраняя гладь стены и лаконичную разработку фасадов.
Но фасад в монументальной архитектуре Греции отличает одна черта, получившая неизмеримо большую популярность и значение. Это кирпичное узорочье, которое восполнило однообразие архитектурной плоскости. Благодаря узорочью фасады заиграли новыми красками и стали в полном смысле слова живописными. Цветной орнамент стал основным элементом наружного декора и новым аспектом архитектурного стиля. Кирпичное узорочье достигло в Греции в XI—XII вв. высокой степени разнообразия, изощренности и виртуозности. Например, кладка с декоративным чередованием тонких рядов светлого камня и контрастно сочетающихся с ними рядов кирпича. Затем появился плоскостный, но красочный кирпичный узор. На протяжении X—XII вв. прослеживается несомненное усиление живописности фасадов средствами одной лишь кладки.
Наряду с такими кирпичными наличниками появляется и более сложный кирпичный узор в виде фриза, состоящего из П-образного орнамента. Впервые он встречается в конце XI в. в Дафни, а в XII в. он становится весьма популярным. Этот прием этот существенно отличается от системы глубокого расчленения фасадов в аристократической архитектуре византийской столицы, но сокровенный смысл такой разработки фасадоа был тот же: преодолеть однородность архитектурной плоскости.
Другой пример полихромного декора в архитектуре Греции -включение в фасад ярких фризов из глазурованных плиток (и даже блюд) и рельефных крестов (церкви в Беотии, Элиде, Арголиде XII в.
Все
рассмотренные аспекты нового архитектурного
стиля Греции отмечены самобытными
чертами, как и архитектура в других областях
Византии. Но все они следовали тем же
художественным концепциям, что и Константинопольская
школа, что проявляет закономерность развития
средневекового монументального искусства.
III глава. Поздневизантийский период (XIII-XV вв.)
Короткий
поздневизантийский период характеризуется
довольно существенными изменениями
в архитектуре. Византийская империя
доживала свои последние дни. В поздневизантийское
время даже в лучших постройках Константинополя
отражался недостаток средств, обусловленный
тяжелым экономическим
Одной из первых построек после освобождения Константинополя от крестоносцев была гробница династии Палеологов, пристроенная к средневизантийской церкви монастыря Липса. Вновь сооруженный комплекс состоит из церкви, симметрически окруженной галереей с погребениями в нишах, которая прикреплена к старому зданию.
Выдающимся
произведением
В поздневизантийское время в Константинополе сложился очень своеобразный заключительный этап развития византийского зодчества. В это трудное время средств хватало только на то, чтобы восстанавливать и частично перестраивать старые здания. Образовался вкус к достройкам, к прибавлению новых небольших помещений, к постепенному расширению построек. Поздневизантийское зодчество обладает всеми чертами конечного этапа развития изжившего себя исторического цикла. Последний этап развития византийской архитектуры накануне гибели империи обнаруживает в основном изживание традиционных принципов византийского зодчества и заключает в себе только очень незначительные ростки возможного дальнейшего развития, которому так и не суждено было осуществиться.
Заключение.
Подводя итоги работы, важно сказать, что Византия - одна из величайших цивилизаций, культурный вклад которой в мировое наследие нельзя переоценить. Византийская архитектура была своего рода узловым пунктом развития зодчества между античностью и Средневековьем и существенно повлияла на архитектуру Нового времени в Европе и мусульманскую архитектуру. Главным достижением византийского зодчества является разработка центричной крестово-купольной системы, которая активно распространилась в других православных государствах.
Совершенно особое место занимает храм святой Софии в Константинополе, восхищавший не только на современников, людей последующих столетий и даже последующего тысячелетия.
Византийская культура – закономерный этап развития европейской и всей мировой культуры, имевший свои уникальные и неповторимые типологические особенности, представляя собой синтез культур Востока и Запада.
Бибилиография.