Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 10:22, реферат
Византия возникла в результате распада Римской империи в конце IV в. и превращения ее восточной половины в самостоятельное государство. Византия во многом была продолжением Римской империи, сохранившим традиции ее политической жизни и государственного строя. Поэтому Византию IV — VII вв. нередко называют Восточной Римской империей или Ромейской империей.
Византийская империя получила свое название от небольшого городка Византия, на месте которого в 324—330 гг. император Константин основал новую столицу Римской империи, ставшую затем столицей Византии, — Константинополь. Название «Византия» появилось позже. Сами византийцы называли себя римлянами — «ромеями», а свою империю — «ромейской». Византийские императоры официально именовали себя «императорами ромеев», и столица империи долгое время называлась «Новым Римом».
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Гимназия
№1
Византия
V-X вв.
Выполнили:
Епифанова А., Колычева Е.,
Хрусталев Ю., Волшаник М.,
Балашов
2009
Византия возникла в результате распада Римской империи в конце IV в. и превращения ее восточной половины в самостоятельное государство. Византия во многом была продолжением Римской империи, сохранившим традиции ее политической жизни и государственного строя. Поэтому Византию IV — VII вв. нередко называют Восточной Римской империей или Ромейской империей.
Византийская
империя получила свое название от
небольшого городка Византия, на месте
которого в 324—330 гг. император Константин
основал новую столицу Римской империи,
ставшую затем столицей Византии, — Константинополь.
Название «Византия» появилось позже.
Сами византийцы называли себя римлянами
— «ромеями», а свою империю — «ромейской».
Византийские императоры официально именовали
себя «императорами ромеев», и столица
империи долгое время называлась «Новым
Римом».
Предпосылки образования государства:
Разделение
Римской империи на Восточную
и Западную, повлекшее за собой образование
Византии, было подготовлено особенностями
социально-экономического развития обеих
половин империи и кризисом рабовладельческого
общества в целом. Области восточной части
империи, тесно связанные друг с другом
издавна сложившейся общностью исторического
и культурного развития, отличались своеобразием,
унаследованным от эллинистической эпохи.
В этих областях не получило столь широкого
распространения, как на Западе, рабство;
в экономической жизни деревни основную
роль играло зависимое и свободное население
— общинное крестьянство; в городах сохранилась
масса мелких свободных ремесленников,
труд которых конкурировал с рабским.
Здесь не было столь резкой, непроходимой
грани между рабом и свободным, как в западной
половине Римской державы, — преобладали
разнообразные переходные, промежуточные
формы зависимости. В системе управления
в деревне (община) и городе (муниципальная
организация) удержалось больше формально-демократических
элементов. В силу этих причин восточные
провинции значительно менее западных
пострадали от кризиса III в., подорвавшего
основы экономики рабовладельческой Римской
империи. Он не привел к коренной ломке
прежних форм хозяйственного строя на
Востоке. Деревня и поместье сохранили
свои связи с городом, многочисленное
свободное торгово-ремесленное население
которого обеспечивало потребности местного
рынка. Города не переживали столь глубокого
экономического упадка, как на Западе.
Все
это обусловило постепенное перемещение
центра экономической и политической
жизни империи в более богатые
и в меньшей степени затронутые кризисом
рабовладельческого общества восточные
провинции.
Различия
в социально-экономической
Государственное устройство Византии
Культ императорской власти. Византия была государством-империей, в котором управление осуществлялось из центра. В столице составлялись списки налогов, из нее направлялись в провинции сборщики податей, в столицу поступали жалобы на решения местных судов. Император имел практически неограниченную власть, мог казнить подданных, не взирая на их положение, конфисковать имущество, назначать на должности. Обладал законодательной властью, судебной и определял внешнюю политику. Контроль за жизнью станы осуществляли сановники император. Его земельные владения были огромны. Однако император не обожествлялся в полном смысле этого слова, он считался смертным человеком, но по отношению к обществу он был подобием Отца Небесного. Обязанностью императора было подражать Богу. Этой цели был подчинен ритуал дворцовой жизни, Император всегда находился на возвышении; трое его был двухместным, на нем оставляли в праздничные и воскресные дни место для Христа – в качестве его символа на сиденье возлагали крест.
Судьба многих византийских императоров была трагичной: царствовал каждый их них недолго. Многие из них были лишены жизни насильственно. Царская власть длительное время передавалась по наследству. Формально император выбирался армией и народом, неугодных императоров смещали. В Х в. изменился обряд вступления на престол – раньше императора провозглашал народ на ипподроме, теперь его венчали на царство как Божьего избранника в главном храме страны – храме святой Софии. С этого периода император нарекался царем и самодержцем.
Идея
империи всячески обосновывалась политическими
теориями. Культ императорской власти
был важнейшим элементом
Влияние
церкви. Второй крупной силой в Византии
была церковь. Императоры показывали себя
верными сынами церкви. В действительности
они самовластно распоряжались церковными
делами, утверждая патриархов по своему
усмотрению. Византийская монархия обладала
всей полнотой власти, оказывала глубокое
влияние на церковь, на религиозные воззрения.
Но в то же время церковь имела огромное
воздействие на византийское общество.
Христианство было признано в IV в. государственной
религией, но не смотря на это стана оставалась
полуязыческой. Отправление домашних
языческих культов сохранялось до конца
V в. В деревнях до XII в. существовал культ
Диониса, покровителя земледелия. Попытку
вернуться к язычеству предпринял император
Юлиан (331-363), философ, храбрый полководец.
Он получил христианское воспитание, но
став императором, выразил приверженность
к язычеству. Христианская церковь прозвала
его Отступником. Утверждение христианства
встречало сопротивление, христиане уничтожали
языческие памятники, храмы. Так, в Александрии
в конце IV в. был разрушен центр языческого
культа Серапиум, сожжена библиотека.
От обезумевшей толпы фанатиков-христиан
погибла женщина-философ Ипатия (370-415).
Было запрещено проведение олимпийских
игр. Имущество закрываемых языческих
храмов отбиралось в пользу казны. Однако
постепенно языческое сознание умирало,
сменяясь христианским, которое всё больше
определяло духовную жизнь Византии. Церковь
вела борьбу с ересями, религиозными движениями,
участники которых отклонялись от официального
учения. Богословы и еретики понимали
священное писание по-разному, поэтому
духовная жизнь представляла собой поле
битвы, где отстаивалась своя трактовка
любой фразы из писания. В течение первых
двух веков существования Византийской
церкви умы византийцев были заняты философскими
размышлениями и догматическими спорами.
На вселенских соборах шла речь о правомерности
или неправомерности учений. Страстные
споры были вокруг главной догмы христианства
– о единой и неделимой Троице, включающей
в себя Бога-Отца, Бога-Сына и Бога Духа
святого. Волновал людей вопрос о природе
Христа: бог он ли человек? В спорах мнения
расходились, менялись. С течением времени
возрастали противоречия между католической
и православной церквями. Шла борьба между
папой римским и константинопольским
патриархом за политическое и религиозное
первенство. В IX в. Восточная церковь обособилась
от Западной. В XI в. произошел раскол, вследствие
которого католическая и православная
церковь стали независимыми ответвлениями
христианства. От западного христианства
отделилась не только Византия, но и ее
преемница по религии Россия.
Социально-экономические особенности.
За
тысячелетнюю историю Византия прошла
в социально-экономическом
В состав государства входили богатые земли с большим количеством городов — Египет, Малая Азия, Греция. В городах ремесленники и торговцы объединялись в корпорации. Принадлежность к корпорации была не повинностью, а привилегией, вступление в нее было обставлено рядом условий. Установленные эпархом (градоначальником) условия для 22 корпораций Константинополя были сведены в X веке в сборник постановлений Книгу эпарха.
Несмотря
на коррумпированную систему управления
и очень высокие налоги, экономика
Византии длительное время была самой
сильной в Европе. Торговля велась
со всеми бывшими римскими владениями
на западе и с Индией (через Сасанидов
и арабов) на востоке. Даже после арабских
завоеваний империя была очень богата.
Но финансовые затраты также были очень
велики, а богатство страны вызывало сильную
зависть. Упадок торговли, вызванный привилегиями,
предоставленными итальянским купцам,
захват Константинополя крестоносцами
и натиск турок привели к окончательному
ослаблению финансов и государства в целом.
Внешняя
политика.
Византия не раз подвергалась нападениям готов. В V—VI вв. в пределы империи стали вторгаться славянские племена, доходя порой до предместий Константинополя. Однако политическая целостность империи была сохранена. Славяне создавали на территории Византии свои поселения и вскоре составляли уже значительную часть населения Балканского полуострова. Только в VII в. образовалось первое славянское государство — I Болгарское царство, которое стало сильным врагом империи, хотя просуществовало недолго — до начала XI в. Таким образом, Византия страдала от варварских нападений, но понесенный ею урон не шел ни в какое сравнение с потерями, пережитыми на Западе.
Впрочем, кроме варваров у Византии были и другие, не менее грозные соседи. На Востоке главным противником империи был могущественный Иран, который выдвигал территориальные претензии и боролся с Византией за торговые пути, за право первенствовать в посреднической торговле. В VI в. империя ромеев была втянута в длительную кровопролитную войну. В VII в., когда ослабевший Иран перестал представлять угрозу, ему на смену пришел значительно более серьезный враг: арабские племена, к тому времени создавшие свою государственность и объединенные новой религией — мусульманством. В течение буквально нескольких лет арабы захватили богатые земли Сирии и Палестины, а потом присоединили к своей державе и Северную Африку.
VII век был трагическим в истории Византии; удары наносились и славянами — с севера, и арабами — с востока. В это время территория империи сократилась втрое.
С IX в. Византия восстанавливается как сильная централизованная империя и остается ею вплоть до того времени, когда начинается закат этой цивилизации, захваченной сначала крестоносцами, а потом турками-османами.
Итак, международное положение империи на протяжении всей истории было достаточно сложным: в глазах многих государств, в том числе и западноевропейских, Византия была богатой добычей. Однако это не означает, что и сама Византия не стремилась расширить свои владения. От Рима империя унаследовала идею избранности, права на власть над всеми обитаемыми землями. В первые века своего существования Византия вела войны, стремясь вернуть захваченные германскими племенами части бывшей Римской империи. В VI в. ей удалось одержать ряд побед над вандалами в Северной Африке и готами в Италии и Испании. Но это был временный успех: втянутая в другие войны, Византия не смогла удержать свои новые владения, мечта о восстановлении прежней Римской империи не сбылась.
Византия
была преемственной цивилизацией по
отношению к Римской империи.
В то же время она находилась под
влиянием традиций восточных цивилизаций,
которые утратили политическую самостоятельность,
вошли в состав империи ромеев, но сохранили
многие особенности своей культуры. Положение
Византии между Востоком и Западом проявилось
в ее своеобразном историческом развитии.
Культурное
развитие.
Процесс формирования византийской культуры длился несколько столетий. Византийское искусство представляло собой единую, сложную систему культурных ценностей. Изменения, происходящие в одной из сфер, сказывались и в другой.