Византия V-X в.

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 10:22, реферат

Описание работы

Византия возникла в результате распада Римской империи в конце IV в. и превращения ее восточной половины в самостоятельное государство. Византия во многом была продолжением Римской империи, сохранившим традиции ее политической жизни и государственного строя. Поэтому Византию IV — VII вв. нередко называют Восточной Римской империей или Ромейской империей.

Византийская империя получила свое название от небольшого городка Византия, на месте которого в 324—330 гг. император Константин основал новую столицу Римской империи, ставшую затем столицей Византии, — Константинополь. Название «Византия» появилось позже. Сами византийцы называли себя римлянами — «ромеями», а свою империю — «ромейской». Византийские императоры официально именовали себя «императорами ромеев», и столица империи долгое время называлась «Новым Римом».

Работа содержит 1 файл

Доклад.Византия.doc

— 63.00 Кб (Скачать)

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Гимназия  №1 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Византия  V-X вв. 
 
 
 
 
 
 

            Выполнили:

            Епифанова А., Колычева Е.,

 Хрусталев  Ю., Волшаник М.,

                                                                                                          Никуленко Н., Сапрыкина Н. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Балашов 2009 
 

      Византия  возникла в результате распада Римской империи в конце IV в. и превращения ее восточной половины в самостоятельное государство. Византия во многом была продолжением Римской империи, сохранившим традиции ее политической жизни и государственного строя. Поэтому Византию IV — VII вв. нередко называют Восточной Римской империей или Ромейской империей.

      Византийская  империя получила свое название от небольшого городка Византия, на месте которого в 324—330 гг. император Константин основал новую столицу Римской империи, ставшую затем столицей Византии, — Константинополь. Название «Византия» появилось позже. Сами византийцы называли себя римлянами — «ромеями», а свою империю — «ромейской». Византийские императоры официально именовали себя «императорами ромеев», и столица империи долгое время называлась «Новым Римом».  

Предпосылки образования государства:

      Разделение  Римской империи на Восточную  и Западную, повлекшее за собой образование Византии, было подготовлено особенностями социально-экономического развития обеих половин империи и кризисом рабовладельческого общества в целом. Области восточной части империи, тесно связанные друг с другом издавна сложившейся общностью исторического и культурного развития, отличались своеобразием, унаследованным от эллинистической эпохи. В этих областях не получило столь широкого распространения, как на Западе, рабство; в экономической жизни деревни основную роль играло зависимое и свободное население — общинное крестьянство; в городах сохранилась масса мелких свободных ремесленников, труд которых конкурировал с рабским. Здесь не было столь резкой, непроходимой грани между рабом и свободным, как в западной половине Римской державы, — преобладали разнообразные переходные, промежуточные формы зависимости. В системе управления в деревне (община) и городе (муниципальная организация) удержалось больше формально-демократических элементов. В силу этих причин восточные провинции значительно менее западных пострадали от кризиса III в., подорвавшего основы экономики рабовладельческой Римской империи. Он не привел к коренной ломке прежних форм хозяйственного строя на Востоке. Деревня и поместье сохранили свои связи с городом, многочисленное свободное торгово-ремесленное население которого обеспечивало потребности местного рынка. Города не переживали столь глубокого экономического упадка, как на Западе.  

      Все это обусловило постепенное перемещение  центра экономической и политической жизни империи в более богатые и в меньшей степени затронутые кризисом рабовладельческого общества восточные провинции.  

      Различия  в социально-экономической жизни  восточных и западных провинций  империи вели к постепенному обособлению  обеих половин империи, подготовившему в конечном итоге и их политическое разделение. Уже в период кризиса III в. восточные и западные провинции длительное время находились под властью различных императоров. В это время на Востоке вновь ожили и укрепились подавленные римским господством местные, эллинистические традиции. Временный выход империи из кризиса в конце III — начале IV в. и укрепление центральной власти не привели к восстановлению государственного единства. При Диоклетиане власть была поделена между двумя августами и двумя цезарями (тетрархия — четверовластие). С основанием Константинополя у восточных провинций появился единый политический и культурный центр. Создание константинопольского сената знаменовало консолидацию их господствующей верхушки — сенаторского сословия. Константинополь и Рим стали двумя центрами политической жизни — «латинского» Запада и «греческого» Востока. В буре церковных споров наметилось и размежевание восточной и западной церквей. К концу IV в. все эти процессы обозначились настолько явственно, что разделение в 395 г. империи между преемниками последнего императора единой Римской державы Феодосия — Гонорием, получившим власть над Западом, и Аркадием, ставшим первым императором Востока, было воспринято как естественное явление. С этого времени история каждого из образовавшихся государств пошла своим путем. 
 
 

 Государственное устройство Византии

     Культ императорской власти. Византия была государством-империей, в котором управление осуществлялось из центра. В столице составлялись списки налогов, из нее направлялись в провинции сборщики податей, в столицу поступали жалобы на решения местных судов. Император имел практически неограниченную власть, мог казнить подданных, не взирая на их положение, конфисковать имущество, назначать на должности. Обладал законодательной властью, судебной и определял внешнюю политику. Контроль за жизнью станы осуществляли сановники император. Его земельные владения были огромны. Однако император не обожествлялся в полном смысле этого слова, он считался смертным человеком, но по отношению к обществу он был подобием Отца Небесного. Обязанностью императора было подражать Богу. Этой цели был подчинен ритуал дворцовой жизни, Император всегда находился на возвышении; трое его был двухместным, на нем оставляли в праздничные и воскресные дни место для Христа – в качестве его символа на сиденье возлагали крест.

     Судьба  многих византийских императоров была трагичной: царствовал каждый их них  недолго. Многие из них были лишены жизни насильственно. Царская власть длительное время передавалась по наследству. Формально император выбирался армией и народом, неугодных императоров смещали. В Х в. изменился обряд вступления на престол – раньше императора провозглашал народ на ипподроме, теперь его венчали на царство как Божьего избранника в главном храме страны – храме святой Софии. С этого периода император нарекался царем и самодержцем.

     Идея  империи всячески обосновывалась политическими  теориями. Культ императорской власти был важнейшим элементом государственной  религии.

     Влияние церкви. Второй крупной силой в Византии была церковь. Императоры показывали себя верными сынами церкви. В действительности они самовластно распоряжались церковными делами, утверждая патриархов по своему усмотрению. Византийская монархия обладала всей полнотой власти, оказывала глубокое влияние на церковь, на религиозные воззрения. Но в то же время церковь имела огромное воздействие на византийское общество. Христианство было признано в IV в. государственной религией, но не смотря на это стана оставалась полуязыческой. Отправление домашних языческих культов сохранялось до конца V в. В деревнях до XII в. существовал культ Диониса, покровителя земледелия. Попытку вернуться к язычеству предпринял император Юлиан (331-363), философ, храбрый полководец. Он получил христианское воспитание, но став императором, выразил приверженность к язычеству. Христианская церковь прозвала его Отступником. Утверждение христианства встречало сопротивление, христиане уничтожали языческие памятники, храмы. Так, в Александрии в конце IV в. был разрушен центр языческого культа Серапиум, сожжена библиотека. От обезумевшей толпы фанатиков-христиан погибла женщина-философ Ипатия (370-415). Было запрещено проведение олимпийских игр. Имущество закрываемых языческих храмов отбиралось в пользу казны. Однако постепенно языческое сознание умирало, сменяясь христианским, которое всё больше определяло духовную жизнь Византии. Церковь вела борьбу с ересями, религиозными движениями, участники которых отклонялись от официального учения. Богословы и еретики понимали священное писание по-разному, поэтому духовная жизнь представляла собой поле битвы, где отстаивалась своя трактовка любой фразы из писания. В течение первых двух веков существования Византийской церкви умы византийцев были заняты философскими размышлениями и догматическими спорами. На вселенских соборах шла речь о правомерности или неправомерности учений. Страстные споры были вокруг главной догмы христианства – о единой и неделимой Троице, включающей в себя Бога-Отца, Бога-Сына и Бога Духа святого. Волновал людей вопрос о природе Христа: бог он ли человек? В спорах мнения расходились, менялись. С течением времени возрастали противоречия между католической и православной церквями. Шла борьба между папой римским и константинопольским патриархом за политическое и религиозное первенство. В IX в. Восточная церковь обособилась от Западной. В XI в. произошел раскол, вследствие которого католическая и православная церковь стали независимыми ответвлениями христианства. От западного христианства отделилась не только Византия, но и ее преемница по религии Россия.  
 

Социально-экономические  особенности.

      За  тысячелетнюю историю Византия прошла в социально-экономическом отношении  от рабовладельческого строя к феодальному, который утвердился в XI-XI вв. В IV-VI вв. рабство ещё было распространено в Византии, хотя рабам стали давать землю, им разрешалось иметь семью и собственное хозяйство, увеличивалось число рабов, отпущенных на волю. Под влиянием расселения славян основной ячейкой хозяйственной жизни Византии стала сельская община. Труд рабов заменялся трудом зависимых крестьян. X-XII вв. стали периодом утверждения феодальных отношений, утверждения крупной феодальной собственности. Государство контролировало количество земли, находящейся в собственности феодала, имело право его конфисковать, регулировать налоги. Византийские феодалы не обладали судебной функцией. Само Византийское государство было собственником огромных земельных владений, обслуживаемых «государственными крестьянами». Когда Византия распалась на части мощь государства была подорвана, в это время возросла роль феодальной аристократии, функции государственной власти на местах перешли к феодалам.

      В состав государства входили богатые  земли с большим количеством  городов — Египет, Малая Азия, Греция. В городах ремесленники и торговцы объединялись в корпорации. Принадлежность к корпорации была не повинностью, а привилегией, вступление в нее было обставлено рядом условий. Установленные эпархом (градоначальником) условия для 22 корпораций Константинополя были сведены в X веке в сборник постановлений Книгу эпарха.

      Несмотря  на коррумпированную систему управления и очень высокие налоги, экономика  Византии длительное время была самой  сильной в Европе. Торговля велась со всеми бывшими римскими владениями на западе и с Индией (через Сасанидов и арабов) на востоке. Даже после арабских завоеваний империя была очень богата. Но финансовые затраты также были очень велики, а богатство страны вызывало сильную зависть. Упадок торговли, вызванный привилегиями, предоставленными итальянским купцам, захват Константинополя крестоносцами и натиск турок привели к окончательному ослаблению финансов и государства в целом. 
 
 
 

Внешняя политика. 

     Византия  не раз подвергалась нападениям готов. В V—VI вв. в пределы империи стали вторгаться славянские племена, доходя порой до предместий Константинополя. Однако политическая целостность империи была сохранена. Славяне создавали на территории Византии свои поселения и вскоре составляли уже значительную часть населения Балканского полуострова. Только в VII в. образовалось первое славянское государство — I Болгарское царство, которое стало сильным врагом империи, хотя просуществовало недолго — до начала XI в. Таким образом, Византия страдала от варварских нападений, но понесенный ею урон не шел ни в какое сравнение с потерями, пережитыми на Западе.

     Впрочем, кроме варваров у Византии были и  другие, не менее грозные соседи. На Востоке главным противником империи был могущественный Иран, который выдвигал территориальные претензии и боролся с Византией за торговые пути, за право первенствовать в посреднической торговле. В VI в. империя ромеев была втянута в длительную кровопролитную войну. В VII в., когда ослабевший Иран перестал представлять угрозу, ему на смену пришел значительно более серьезный враг: арабские племена, к тому времени создавшие свою государственность и объединенные новой религией — мусульманством. В течение буквально нескольких лет арабы захватили богатые земли Сирии и Палестины, а потом присоединили к своей державе и Северную Африку.

     VII век был трагическим в истории Византии; удары наносились и славянами — с севера, и арабами — с востока. В это время территория империи сократилась втрое.

     С IX в. Византия восстанавливается как сильная централизованная империя и остается ею вплоть до того времени, когда начинается закат этой цивилизации, захваченной сначала крестоносцами, а потом турками-османами.

Итак, международное  положение империи на протяжении всей истории было достаточно сложным: в глазах многих государств, в том числе и западноевропейских, Византия была богатой добычей. Однако это не означает, что и сама Византия не стремилась расширить свои владения. От Рима империя унаследовала идею избранности, права на власть над всеми обитаемыми землями. В первые века своего существования Византия вела войны, стремясь вернуть захваченные германскими племенами части бывшей Римской империи. В VI в. ей удалось одержать ряд побед над вандалами в Северной Африке и готами в Италии и Испании. Но это был временный успех: втянутая в другие войны, Византия не смогла удержать свои новые владения, мечта о восстановлении прежней Римской империи не сбылась.

     Византия  была преемственной цивилизацией по отношению к Римской империи. В то же время она находилась под влиянием традиций восточных цивилизаций, которые утратили политическую самостоятельность, вошли в состав империи ромеев, но сохранили многие особенности своей культуры. Положение Византии между Востоком и Западом проявилось в ее своеобразном историческом развитии. 

Культурное развитие. 

     Процесс формирования византийской культуры длился несколько столетий. Византийское искусство  представляло собой единую, сложную  систему культурных ценностей. Изменения, происходящие в одной из сфер, сказывались  и в другой.

Информация о работе Византия V-X в.