Византия

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 16:33, лекция

Описание работы

Рождение византийской цивилизации историки связывают с основанием главного ее города - Константинополя. Еще в 324 г. н. э. император Константин I (правил с 306 по 337 г.) выбрал новое место для столицы - на территории древнего греческого города-колонии Византии, расположенного на берегу Босфора. 11 мая 330 г. город, названный в честь его основателя Константинополем,

Работа содержит 1 файл

Византия.docx

— 22.08 Кб (Скачать)

Рождение византийской цивилизации  историки связывают с основанием главного ее города - Константинополя. Еще в 324 г. н. э. император Константин I (правил с 306 по 337 г.) выбрал новое место  для столицы - на территории древнего греческого города-колонии Византии, расположенного на берегу Босфора. 11 мая 330 г. город, названный в честь  его основателя Константинополем, был  официально провозглашен столицей Римской  империи. Но история Византии как  самостоятельного государства начинается позже - с 395 г., когда Римская империя  распалась на Восточную и Западную части. В 476 г. Западная Римская империя  пала под ударами врагов, и Одоакр, предводитель варваров-наемников, сместил последнего западноримского императора Ромула Августула, а знаки императорского достоинства отослал в Константинополь. С этого момента Византия стала преемницей Римской империи. В сознании византийцев идея преемства была очень важна: свою империю они именовали "Ромейским царством", т. е. Римской империей, Константинополь - "Новым Римом", а византийского императора считали единственным законным наследником римских цезарей. (Название "Византия" появилось только в эпоху Возрождения, придумали его итальянские ученые.)  "Новый Рим" был расположен очень удачно: острый мыс, где был заложен город, с одной стороны омывался водами Мраморного моря, а с другой - извилистым заливом Золотой Рог. Залив был удобной естественной гаванью: казалось, сама природа сделала все возможное, чтобы это место превратилось в крупнейший порт. Здесь пересекались главные торговые пути между странами Востока и Запада. Константинополь был и важнейшим военно-стратегическим пунктом, который обеспечивал Византии господство над проливами. Расположение Константинополя на перекрестке между Востоком и Западом может служить символом всей истории Византии - цивилизации, чья история всегда была связана с этими двумя столь различными мирами. Уже к концу IV в. он превратился в крупный торгово-ремесленный центр - византийцы называли его "мастерской великолепия", "мастерской вселенной" , - который манил к себе купцов из самых разных стран. Постоянно росло его значение как культурного центра и центра религиозной жизни. Город роскошно отстраивался и рос: к началу V в. в Константинополе было уже 150 тыс. жителей, а в первой половине VI в. - 375 тыс., столько же, сколько и в самом Риме. Константинополь для византийцев всегда был олицетворением их империи, ее мощи и красоты. На X–XI вв. приходится расцвет византийской цивилизации, в XII в. обнаруживаются черты стагнации, а XIII–XV вв. знаменуют ее закат. Вместе с падением столицы в 1453 г. закончилась жизнь византийской цивилизации.

Общественное устройство

Западные цивилизации 

Восточные цивилизацииОбычно в основе общества лежала корпорация. Также было характерно разделение общества на слои по имущественному принципу. Рабство было отдельным слоем общества и преимущественно пленным. Существовала зависимость политических прав граждан от их принадлежности к тому или иному слою.  

Обычно в обществе существовала строгая иерархия. Это приводило  к неподвижности и затруднённому  развитию общества. В основе общества также лежала корпорация и также было характерно разделение общества на слои по имущественному принципу. Зависимость политических прав граждан от их принадлежности к тому или иному слою тоже существовала.

 

Экономическое устройство

Западные цивилизации 

Восточные цивилизации

Были хорошо развиты внутренняя и внешняя торговля, животноводство, растениводство и ремесло. Неплохо было развито и мясное животноводство. Широкое распространение получило виноградарство. Земля официально только частично была собственностью государства. Зато владелец земли обладал правом частной собственности на нее. Внешняя торговля была в основном морской. Византия имела собственные колониальные территории. Рабство стало основополагающей формой труда. 

Были хорошо развиты внутренняя и внешняя торговля, животноводство, растениводство и ремесло, молочное животноводство. Широко было развито садоводство. Право частной собственности на землю было официальным, но государство было вправе ее забрать.

 

Государственное устройство

 

Западные цивилизации 

Восточные цивилизацииВ государственном управлении были сенат и государственный совет, с мнением которых императору приходилось считаться. Также императору приходилось считаться с мнением церкви, армии и жителей Константинополя. Голоса имели простые горожане, имели место некоторые демократические принципы. 

                                                                                      Император в Византии считался единственным «хозяином» власти, и наделялся божественными функциями. В руках императора была сосредоточена исполнительная и законодательная власть. Руководство империей осуществлялось с помощью огромного бюрократического аппарата. Существовал табель о рангах – закон, в котором учитывались все существующие титулы.

 

Религиозное устройство

 

Западные цивилизации 

Восточные цивилизации

 

Религия, как и в цивилизациях средневековья, была христианской. Церковь  обладала большими богатствами и являлось одним из крупнейших частных собственников. 

Официальной религией Византии была религия спасения. Проповедовались  идеалы монашества и традиции аскетизма. Монахи пользовались большим почитанием.

 

Природные условия

Западные цивилизации 

Восточные цивилизацииВозникла в субтропическом климате в приэкваториальных широтах. Территория, которую занимала Византия, богата полезными ископаемыми. Огромную роль в жизни Византии играло море. Поэтому её можно назвать скорее морской цивилизацией, чем речной. 

Возникла в субтропическом климате в приэкваториальных широтах. Территория, которую занимала Византия, богата полезными ископаемыми. Сказывалось присутствие рек крупных и не очень. В Византии было довольно много плодородных земель, что не характерно для западных цивилизаций.

 

Духовная жизнь

 

Западные цивилизации 

Восточные цивилизации

 

Преподавались науки, которые  были характерны для западных цивилизаций: юриспруденция, математика, астрономия, и многие естественные науки. В философии  развивалось два направления, одно из которых было характерным для  философии Запада, потому что философия  была отделена от религии и развивалась  в сторону естественной науки.  

Преподавались науки характерные  для восточных цивилизаций: исторические, технические и биологического направления. В философии развивалось два  направления, одно из которых было характерным  для философии Востока, потому что  философия была неразрывно связана  с религией. Литература и искусство  были сильно связаны с религией.

 

Вывод: Из-за особой формы  правления (автократии), особой формы  христианства (православия) и многих других особенностей, не свойственных ни одному типу цивилизаций, можно прийти к выводу, что Византию следует  отделять от остальных типов цивилизаций, выделяя в свой собственный, отдельный тип.. У Византийской Империи довольно ясно прослеживаются черты как Восточных так и Западных цивилизаций, а также есть множество своих собственных, самобытных и уникальных особенностей.

Влияние культуры Византии на культуру Древней Руси

Культура Киевской Руси унаследовала культуру восточнославянских племен, составивших ядро государства. Она  испытывала несомненное влияние  кочевых народов Степи и особенно Византии, из которой на Русь пришло христианство. Древнерусская живопись христианской Руси играла в жизни общества очень важную и совсем иную роль, чем живопись современная и с этой ролью был определен ее характер. Русь приняла крещение от Византии и вместе с ним унаследовала представление о том, что задача живописи - «воплотить слово», воплотить в образы христианское вероучение. Поэтому в основе древнерусской живописи и лежит великое христианское «слово». Византийская эстетика оказала огромное влияние на музыкальную культуру Киевской Руси, надолго определив путь развития русской музыки. Церковное пение, услышанное русскими послами в Константинополе, поразило их воображение неслыханной до того сладостной красотой. Если народная песнь сопровождала жизнь человека, глубоко входила в его быт, труд, отдых, от колыбельных до похоронных плачей, то церковная музыка выполняла иную задачу. «Всякое ныне житейское отложим попечение» - эти слова Херувимской песни из Летургии говорят о том, что музыка направлена на абстрагирование. Необходимо забыть все заботы, сосредоточиться на неземных, нездешних образах. Древняя Русь восприняла от Византии музыкальную культуру практически. До нас не дошли никакие музыкально – теоретические труды, отражавшие теорию византийской музыки. Практическое освоение музыкальных жанров Византии на Руси шло параллельно с овладением всеми тремя видами нотации, и в этом процессе, несомненно, должна оказывать воздействие русская национальная струя, возможно идущая от ритуальной языческой культуры. Древняя Русь восприняла византийскую музыкальную культуру и новую музыкальную эстетику вместе с крещением как непосредственный источник, из которого развилась новая струя музыки, противопоставившая себя исконным народным жанрам.

Под большим воздействием церкви находился другой вид древнего искусства - архитектура. С приходом на Русь христианства широко начинается строительство культовых зданий, церквей и монастырей. Византийское зодчество не могло бы привиться  на русской почве ранее 1Х века, т.е. ранее принятия христианства на Руси, оно было чуждо и враждебно  стране, где еще только слагалось  классовое общество и государство. Конечно и теперь развитость социальных отношений Византии и Руси не совпадала – в Византии это было сложившееся феодальное общество, а на Руси – период сложения раннего феодального государства. Но в обоих случаях это уже было классовое общество. Разность уровней их социального развития теперь не могла помешать проникновению внешних влияний, хотя и способствовало быстрому расхождению путей зодчества.


Информация о работе Византия