Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 15:08, реферат
Целью данной курсовой работы является углубленное изучение русского деревянного зодчества одной из тем дисциплины «Мировая культура и искусство» в разделе «Отечественная культура и искусство».
Задачи:
1.Охарактеризовать традиции и технологии русского деревянного зодчества.
2.Обозначить проблемы сохранения культуры в области деревянного зодчества.
3.Собрать материалы по мерам сохранения реставрации в Кижах.
Предмет исследования: памятники русского деревянного зодчества.
Объект исследования: особенности русского деревянного зодчества, как феномен древнерусской культуры.
Введение
История русского деревянного зодчества
Природно – климатические и культурные предпосылки
Традиции и технологии русского деревянного зодчества
Происхождение культурных памятников в России
Музей – заповедник «Кижи»
Мероприятия по сохранению Кижского погоста
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение.
Целью данной курсовой работы является углубленное изучение русского деревянного зодчества одной из тем дисциплины «Мировая культура и искусство» в разделе «Отечественная культура и искусство».
Задачи:
1.Охарактеризовать традиции
и технологии русского
2.Обозначить проблемы сохранения культуры в области деревянного зодчества.
3.Собрать материалы
по мерам сохранения
Предмет исследования: памятники русского деревянного зодчества.
Объект исследования: особенности русского деревянного зодчества, как феномен древнерусской культуры.
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что не так давно — 50-60-х годах 20-го века русским
деревянным зодчеством интересовались, изучали , описывали , составляли каталоги. Тогда же появилась и начала осуществляться идея музеев под открытым небом, где были бы собраны и отреставрированы наиболее ценные с художественной и общекультурной точки зрения памятники. Однако энтузиазм этот продолжался недолго — сегодня у многих с деревянным зодчеством ассоциируется лишь многоглавая Преображенская церковь в Кижах.
Уже сейчас наступило время спрашивать не «что делать», а «быть или не быть?».
Дерево — один из самых хрупких и недолговечных материалов, с которыми только приходилось иметь дело истории мировой архитектуры, Деревянное сооружение не нужно разрушать насильно — оно гибнет от элементарного забвения. Однако из конкретных действий в последние годы мы наблюдаем лишь капитальный пересмотр понятий. Если 30 лет назад «удовлетворительным» состоянием называли обрушившийся крест, металлическую главку вместо лемехового покрытия, неснятую тесовую обшивку, то теперь « удовлетворительно» означает , что памятник еще пока не рухнул. А сохранить объекты русского деревянного зодчества было бы хорошо.
1.История русского деревянного зодчества
Специфика деревянного зодчества на протяжении веков определялась историческими и природными особенностями Русского Севера. Как ни в одном другом районе России здесь сохранились до настоящего времени замечательные произведения деревянного зодчества – своеобразные «песни в деревне», Отличающиеся особой концентрированностью образа, высокой степенью обобщения, внутренней уровновешенностью, декоративной узорочностью предельной лаконичностью и изящностью частей, форм и деталей.
Искусство строить из дерева зародилось на Руси в глубокой древности. За многие столетия были накоплены богатые традиции и опыт возведения различных зданий, разработаны специфические конструктивные приёмы, определились основные национальные черты деревянного зодчества, получившие огромное значение для дальнейшего развития строительного искусства России.
При возведении жилых домов и хозяйственных построек имелось больше возможностей для создания разнообразных типов, так как на них не распространялись жёсткие каноны и запреты официальной церкви и государства. Профессиональное знание строительного дела позволило крестьянам рубить их в соответствии со своими жизненными и бытовыми запросами, мировоззрением и художественными представлениями. В них определялись свойства архитектуры, связанные с главными сторонами жизни человека и общества, эстетические и нравственные нормы русского народа, конструктивные и технические особенности возведения зданий.
Лучшие памятники деревянного зодчества отличаются высоким качеством объёмно-пространственных решений, рациональностью планировки помещений, мастерским исполнением конструктивных форм и деталей, надёжностью и удобством в эксплуатации, основанными на великолепном знании специфических особенностей строительного материала – дерева. Их художественный образ составляет неразрывное гармоническое целое с планировочными, объёмными и конструктивными решениями; в нём отсутствует ложное украшательство, вычурность форм и частей; польза, прочность и красота как высшая мера достоинств произведения архитектуры, нашла в них своё полное воплощение. Выразительность созданных народными зодчими зданий достигнута ясностью и чёткостью композиции и силуэта, хорошо найденными пропорциями, точной оценкой основных конструктивных элементов в формообразовании и соразмерном выявлении художественных качеств декоративных деталей.
В процессе многовековой практики русские мастера – плотники создали сравнительно небольшое количество своеобразных типовых элементов и конструкций для решения любых строительных задач, позволявших для каждого здания находить индивидуальный облик. В плотницком искусстве северян сохранились связь традиций и новаторства, преемственность мастерства, понимание формы и практической целесообразности.
Из поколения в поколение они пользовались лучшими старинными приёмами рубки, широко применяли сохранившие актуальность конструктивные решения и декоративный орнамент.
В то же время народный зодчий не повторял и не копировал созданного однажды. В результате на Русском Севере среди многочисленных деревянных построек нет двух одинаковых. На протяжении многих веков мастера – дереводелы возводили здания «как водится», «по старинке», сохраняя излюбленные народом формы и используя древние приёмы. Однако, приступая к делу, они становились творцами, увлечёнными, ищущими, не терпящими подражания и копирования.
Основным рабочим инструментом плотника были топор, который в умелых руках мастера становился главным орудием труда, заменявшим тесло, скобель и долото. Им рубили культовые, жилые и хозяйственные постройки; обрабатывали доски полов, потолков, кровли; выполняли затейливую резьбу на подзорных досках, причелинах, полотенцах, столбах и ограждениях, делали лемех и другие детали. Пилы, вначале небольшие, были известны новгородцам с Х в., но использовались преимущественно в столярном деле.
С середины ХVII в. при крупном строительстве применялись большие пилы для распиловки брёвен на доски. Однако в основном северные плотники продолжали изготовлять тёс, раскалывая брёвна топором с помощью клиньев и затем слегка протёсывая доски с обеих сторон. Для этого выбирали только ровные прямослойные брёвна.
В результате достигалось высокое качество досок, отличавшихся большой прочностью, в то время как при распиловке волокна дерева повреждались и доска значительно утрачивала плотность – кололась и ломалась. Хорошо зная эту особенность дерева и не желая снижать качество строительства за счёт более быстрого возведения здания, плотники даже после указа Екатерины II, запретившего древний способ изготовления тёса из-за больших отходов, предпочитали платить штрафы, но широко пользоваться им.
В XVIII и начале XIX вв. на деревянное народное зодчество оказали определённое влияние архитектурные стили города. В результате в сёлах появились деревянные постройки, выполненные «на каменное дело», владельцами которых были главным образом помещики и зажиточные крестьяне. В этих зданиях дерево утратило значение самостоятельного материала со своими специфическими достоинствами, так как было признано «дешёвым», неблагородным и поэтому всячески маскировалось. Деревянным строениям придавали вид каменных с помощью дощатой обивки, профилированных карнизов и поясков, колонн, точёного балясника, других элементов городской архитектуры, а также штукатурки и раскраски фасадов. Всё это значительно снизило качество архитектуры сельских культовых и жилых зданий.
Во время всеобщего упадка русской архитектуры во второй половине XIX в., на деревянное зодчество оказало влияние «ропетовское» направление, получившее название от имени И.П. Ропета. Его представители в возрождении национального характера архитектуры считали единственно ценным в народном деревянном зодчестве декоративную сторону без учёта специфики конструктивных и планировочных решений.
В проектах «ропетовцев» механически соединились новые принципы композиции и планировки зданий с традиционными деталями и декоративной обработкой.
При этом утрачивалось чувство меры: здания замысловатых объёмов «одевались» в сплошное резное кружево и фигурную обшивку, а «старые» постройки «перелицовывались на новый лад».
К концу XIX в. под влиянием модернистского стиля городской архитектуры в народном зодчестве Русского Севера начали преобладать электрические тенденции. В этот период широкое распространение получила дощатая обшивка, которую ошибочно считали надёжным средством защиты бревенчатого сруба от гниения и поражения древесины насекомыми, так как она явилась, прежде всего, своеобразной данью моде и играла чисто декоративную роль, скрывая « неблагородный » бревенчатый сруб. Однако практика показала, что обшивка может хорошо выполнять защитные функции только при условии тщательного выполнения и ведения постоянного надзора за скрытым под ней срубом. В противном случае создаются значительные трудности при замене старых брёвен новыми, происходит более быстрое загнивание и разрушение древесины в связи с тем, что проникающая под обшивку влага долго не высыхает из-за плохого проветривания в северных условиях с частыми дождями, большой влажностью воздуха и малым количеством тёплых солнечных дней. При этом художественные и архитектурные достоинства дощатой обшивки, даже с замысловатым рисунком декора, значительно уступают красоте и пластике обнажённого бревенчатого сруба.
1.1 Природно — климатические и культурные предпосылки.
История зодчества Древней Руси
- молодая наука. Еще в XVIII в. памятники
древнерусской архитектуры
Интерес к древнерусским памятникам заметно
повысился в начале XIX в., что было связано
со сложением в русской культуре, и прежде
всего в русской литературе, романтического
направления. В большинстве случаев внимание
на отдельные древнерусские здания было
обращено из-за практических задач - необходимости
проведения ремонтов или перестроек древних
церквей. А так как действующие церкви,
как правило, были возведены не ранее XVI
в., то естественно, что наибольший интерес
вызывала архитектура именно этих поздних
периодов, т. е. архитектура Москвы и отчасти
Новгорода. Древнейший, домонгольский
период развития русского зодчества привлекал
к себе значительно меньше внимания. Здесь
репертуар памятников по существу ограничивался
несколькими сооружениями
- киевским и новгородским Софийскими соборами,
Спасским собором в Чернигове, двумя-тремя
церквами во Владимире. Впрочем, иногда
все же предпринимались уже и специальные
работы, ставившие перед собой исследовательские
цели. Так, в 1809 - 1810 гг. состоялось “ученое
путешествие по России” К. М. Бороздина
и сопровождавших его рисовальщика и архитектора.
Это была первая попытка целеустремленного
изучения памятников древнего русского
зодчества. Во время путешествия были
исполнены рисунки и чертежи, составившие
несколько альбомов, которые, к сожалению,
не были опубликованы, и даже сведения
о них проникли в научную литературу только
в третьей четверти XIX в.
В 1824 г. по инициативе киевского митрополита
были раскопаны фундаменты древнейшего
памятника русского монументального зодчества
- Десятинной церкви в Киеве. И хотя это
было вызвано необходимостью проверки
фундаментов в связи с предположением
построить на данном месте новую церковь,
при вскрытии были решены и некоторые
чисто научные задачи: сделано описание
раскопанных остатков и даже подняты вопросы
изучения древней строительной техники.
В программе исследования Десятинной
церкви, составленной в 1826 г. президентом
Академии художеств А. Н. Олениным для
архитектора Н. Е. Ефимова, указывалось,
что следует не только обмерить фундаменты
древней церкви, но и определить “способ
кладки фундаментов и употребленные для
того материалы”, а также изучить “древние
части Софийского собора и других подобных
тому церквей в Киеве”. Впрочем, о научном
уровне проведенного предприятия свидетельствует
то, что для удобства возведения здесь
нового храма “древние стены сломаны
до основания .
О пробуждении интереса к древнерусским
памятникам можно судить по тому, что
в 30-х гг. XIX в. несколько архитекторов
и художников были специально командированы Академией художеств
в Киев, Москву, Новгород, Владимир, Юрьев-Польский
для изучения там древних храмов. Появились
и первые любители-археологи, интересовавшиеся
историей древнерусского зодчества. Так,
в 1836 г. “купеческий сын” Д. Тихомиров
начал раскопки храмов в Старой Рязани.
Он писал, что цель его раскопок - “открыть
место погребения великих князей и архипастырей
рязанских”, но в действительности его
гораздо больше интересовала архитектура
раскапываемых памятников, и исследования
он вел, “чтобы лучше можно было иметь
понятие об архитектуре XII в.”.
Ценность памятников древнего зодчества именно как памятников независимо от их использования постепенно завоевывала признание. Когда в 30-е гг. XIX в. восстанавливали Спасскую церковь Евфросиньева монастыря в Полоцке, необходимость реставрации аргументировали уже не только религиозными мотивами, но и тем, что здание представляет “драгоценный для России памятник древнего зодчества”.