Русь и Византия

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 07:45, реферат

Описание работы

Значительный рост в последние годы интереса образованных кругов российского общества к истории и культуре Византийской империи очевиден. Несомненно, существенную роль в усилении этого интереса сыграло широко отмеченное в 1988-1989 гг. российской и мировой научной и культурной общественностью тысячелетие крещения Руси. Внимание к судьбам Византии, более полутысячи лет назад исчезнувшей с карты мира, и к ее давним связям с Древней Русью не затухает ни в России, ни за рубежом. Имел некоторое значение также и проведенный в августе 1991 г. в Москве 18-й Всемирный конгресс византиноведческих исследований, в котором приняли участие около 700 ученых почти из 40 стран мира и на котором проблема отношений Руси и Византии была одной из самых приоритетных.

Содержание

Введение
Глава I. Могущество Древнерусского государства
Глава II. Русско-Византийские отношения в XI-XII вв.
Глава III. Проблемы культурных отношений Древней Руси и Византии
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Русь и Византия.docx

— 50.09 Кб (Скачать)

Русь и Византия

План

Введение

Глава I. Могущество Древнерусского государства

Глава II. Русско-Византийские отношения в XI-XII вв.

Глава III. Проблемы культурных отношений Древней Руси и Византии

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Значительный рост в последние  годы интереса образованных кругов российского  общества к истории и культуре Византийской империи очевиден. Несомненно, существенную роль в усилении этого  интереса сыграло широко отмеченное в 1988-1989 гг. российской и мировой  научной и культурной общественностью  тысячелетие крещения Руси. Внимание к судьбам Византии, более полутысячи лет назад исчезнувшей с карты мира, и к ее давним связям с Древней Русью не затухает ни в России, ни за рубежом. Имел некоторое значение также и проведенный в августе 1991 г. в Москве 18-й Всемирный конгресс византиноведческих исследований, в котором приняли участие около 700 ученых почти из 40 стран мира и на котором проблема отношений Руси и Византии была одной из самых приоритетных.

Главная же причина, сделавшая  модной «византийскую тему», состояла и состоит в том, что Русь снова, как и тысячелетие назад, оказалась ныне перед судьбоносным выбором дороги в будущее. Снова на самом разном уровне знаний и культуры в обществе обсуждается вопрос о якобы открывавшихся некогда перед Русью альтернативных и «упущенных» предками путях развития и о возможных глубоких и давних причинах часто поражающих Россию бедствий и крутых поворотов в ее истории. Снова, как некогда в спорах славянофилов и западников, поминается Византия - причем нередко в отрицательном смысле, с предвзятых, а еще чаще - попросту невежественных позиций.

Как считает русский византивист Литаврин: «из мрака язычества вывела Русь именно Византия, самая культурная в то время страна Европы. Именно она, Византия, содействовала также Руси в обретении ею своего государственного достоинства и равноправия в семье европейских народов». Кроме того, Византия была источником славянской грамоты, ставшей главным фактором быстрого и всестороннего прогресса древнерусской культуры. Наконец, именно Византия дала нам само наименование нашей страны в принятой ныне нами форме - «Россия».

Главная цель моего реферата - показать, что, несмотря на все перипетии  и сложности в отношениях с  Византией, все-таки, со слов Литаврина: «Весь ход развития и становления Российского государства и само его геополитическое положение обусловили ту историческую закономерность, которая сделала именно Византию «крестной матерью Древней Руси»

Глава I. Могущество Древнерусского государства

В IX в. в Византии начался подъем крупных городских центров. Укреплялись и расширялись экономические связи с соседними народами. В то же время IX столетие было переломным и в экономической и политической истории восточных славян. Улучшалось ремесленное производство, прогрессировало пашенное земледелие, росли города. Происходила политическая консолидация восточнославянских племен, создалось единое Русское государство.

Рост могущества Древнерусского государства вызвал тревогу у  византийских политических деятелей. Тяга господствующей верхушки «варварских  государств» к богатствам империи  была хорошо изведана в Византии. Империя  готова была из соображений безопасности границ пренебречь торговыми выгодами от сношений с «варварами-язычниками». Во многом эти опасения были основательными. Купцы «варваров» еще соединяли торговлю с грабежом, а правители молодых государств, стремясь утвердить свои права на международной арене, не останавливались перед чисто грабительскими походами в чужие земли.

Инициатором в развитии связей с Византией стало Русское  государство. Чрезвычайно заинтересованное в установлении регулярных отношений  с Константинополем, оно силой  оружия шаг за шагом преодолевало преграды, созданные усилиями византийской дипломатии.

Первым этапом в развитии византийско-русских отношений было установление связей Руси с византийской колонией в Крыму - Херсоном, торговля которого с «варварами» Причерноморья  была главным источником его существования  и процветания. Позднее появилась  тенденция к установлению прямых связей с империей, минуя посредничество херсонитов. В этом, однако, не были заинтересованы ни Херсон, ни Константинополь: первый - по экономическим, второй - по политическим мотивам. Херсон стал военным форпостом, препятствовавшим продвижению русских к южным берегам Черного моря. Устье Днепра было издавна освоено херсонитами. Чтобы вывести из Днепра в море большой купеческий караван или провести войско, необходимо было доброе согласие херсонитов.

Второй этап византийско-русских  отношений характеризуется попытками  русских установить непосредственные связи с городами прибрежных черноморских провинций Византии. Византийцы знали  русских задолго до их появления  под стенами Константинополя.

«Таврические скифы» уже  в середине IX в. служили в императорской гвардии: вполне вероятно, что это были русские наемники. Согласно легенде о захвате Киева Олегом, путешествие купцов с товарами по Днепру в Византию - обыденное явление. Во всяком случае нападение русских на Константинополь с многочисленным флотом не могло быть предпринято без достаточного знакомства с особенностями дальнего пути и без знания политической обстановки в империи и на ее границах.

Третий этап византийско-русских  отношений - начало непосредственных контактов  с Константинополем. 18 июня 860 г. русские  на 20 судах напали на Константинополь. Окрестности столицы были опустошены. Нападение русских было совершенно неожиданным для византийцев. Вестники херсонитов не сумели опередить русских, чтобы сообщить в столицу о нашествии. Император срочно вернулся из похода против арабов, с трудом пробившись в осажденный город. По-видимому, русские не думали о штурме стен Константинополя. Так же внезапно, как напали, они 25 июня сняли осаду и ушли из-под города. Обстоятельства этого отступления остаются неизвестными. По одним данным, внезапно поднявшаяся буря разметала русские корабли, и только немногие из них уцелели. По другим - русские с триумфом возвратились домой. Согласно свидетельству Фотия, очевидца нашествия, русские ушли неожиданно для византийцев. Нападение русских произвело большое впечатление на жителей Константинополя.

Источники ничего не сообщают о каких-либо переговорах русских  с греками перед их уходом из-под  стен Константинополя. Однако вскоре какие-то переговоры были завязаны. В «Жизнеописании Василия I», составленном его внуком, Константином Багрянородным, утверждается, что Василий добился дружбы языческого народа русских, заключил с ними соглашение и склонил к принятию христианства.

Вероятно, попытки обращения  русских в христианство предпринимались  неоднократно. Принятие христианства Болгарией не могло не оказать  влияния на господствующие круги  Русского государства. Повышение международного авторитета новообращенной Болгарии, выгодные торговые отношения с Византией, усиление центральной власти - все  это должно было привлечь внимание правителей Русского государства.

Договоры русских с  греками 907 и 911 гг. свидетельствуют  об уже сложившейся системе дипломатических  и торговых отношений, которые сохранялись, по всей вероятности, до конца IX в. Торговля с Византией способствовала увеличению экономического могущества правителей Руси - сюда они сбывали часть  дани и военной добычи (меха, воск, мед, лен, шкуры, рабов). На константинопольском рынке можно было приобрести дорогие ткани, ценное оружие, изделия роскоши, изысканные яства.

Торговля и политика были связаны теснейшими узами. Только правитель  государства с его аппаратом  власти был в состоянии обеспечить выгодные условия торговли е соседней страной и безопасность торговых караванов на огромном протяжении сухопутного  и морского пути. В IX-X вв. внешнюю  торговлю Руси осуществляла непосредственно  правящая верхушка Русского государства. Конвой сопровождал купцов на всем пути до Константинополя. Купцы, не имевшие  печатей или грамот, выданных князем, лишались права на льготы, обусловленные  договорами с Византией. Недружелюбное  отношение к «гостям», нередко  выполнявшим и дипломатическую  миссию, рассматривалось как прямое оскорбление отправившего их монарха.

В начале X в. внутреннее и внешнеполитическое положение Византии вновь стало тяжелым. Именно в это время, в 905-907 гг., русский флот и сухопутное войско снова появились под Константинополем. Очевидно, дело не дошло до серьезных военных столкновений, поэтому рассказ о походе не попал в византийские летописи. Однако смутный намек на набег «руси-дромитов» можно усмотреть в одном из испорченных мест хроники Псевдо-Симеона. По всей вероятности, византийцы предпочли переговоры военным действиям против русских. Как это следует из русской летописи, византийцы богато одарили русских, выплатили контрибуцию и согласились уплачивать дань.

Важнейшим подтверждением известий летописи об удачном походе на Византию являются договоры русских с греками, в подлинности которых ныне едва ли можно сомневаться. Договоры свидетельствуют, что в Константинополе проживали  русские купцы и воины; русские  служили наемниками в императорских  войсках; в Византию бежали с Руси невольники; русские суда терпели  бедствия близ византийских берегов, а  византийские - неподалеку от владений русских. Случались и недоразумения, споры, драки и тяжбы между  русскими и византийцами. Иногда русские  полувоины-полукупцы творили грекам «пакости в селах». Свидетельствует договор и о том, что эти мирные отношения были прерваны незадолго перед походом и заключением договора.

В 907 г. под стенами Константинополя  было достигнуто соглашение, важнейшие  статьи которого сообщает русская летопись. Русские получили право беспошлинной торговли в столице империи. Во время пребывания в столице русским послам предоставлялось особое «посольское» довольствие, а купцам - месячина в течение 6 месяцев: хлеб, вино, мясо, рыба, овощи. На обратный путь их снабжали якорями, парусами, канатами, продуктами. Местом пребывания русских устанавливалось предместье Константинополя близ храма св. Мамы.

В сентябре 911 г. был заключен еще один договор, торжественно скрепленный  взаимными клятвами. Договор устанавливал порядок урегулирования конфликтов, обмена и выкупа пленных, возвращения  беглых рабов и преступников, охраны и возвращения имущества, находившегося  на судах, потерпевших кораблекрушение, касался вопросов наследования и  др. В момент заключения договора. 911 г. 700 русских принимало участие  в военной экспедиции византийцев  против критских арабов. Существенные перемены в характере отношений  с русскими внесло укрепление Византийской империи в 20-30-х годах X в. и вторжение  в причерноморские степи полчищ печенегов. С этого времени печенежская угроза становится важнейшим фактором антирусской политики империи. Однако дружественными отношения между Византией и Русью оставались в 20-х годах X в. Еще в 30-х годах X в. русские служили в византийской армии и принимали участие в войнах в Италии. В договоре 944 г. как бы признается и вина Византии за происшедший разрыв - взаимная неприязнь объясняется происками «враждолюбца-дьявола». Византия, по-видимому, не желала более соблюдать условия договоров 907 и 911 гг. Встревожило, по всей вероятности, империю и постепенное укрепление русских на берегах Черного моря. Русские пытались обосноваться в устье Днепра, оставаясь там и на зимнее время. Очевидно, речь шла о попытке русских использовать днепровское устье и другие районы Причерноморья в качестве плацдарма для подготовки весенних и летних военных экспедиций в бассейне Черного моря.

По договору 944 г. русские  должны были защищать Херсон от нашествия  черных болгар, занимавших степи между  Доном и Кубанью. В договоре также  решительно подчеркивается, что русский  князь не имеет права распространять свою власть на владения империи на северных берегах Черного моря. Результатом  византийско-русских противоречий, выявившихся после заключения договора 911 г., был поход Игоря 941 г. На этот раз поход не был неожиданностью для византийцев. Узнав о приготовлениях Игоря, херсониты и болгары тотчас известили императорский двор. Молва о нашествии русских распространилась в Константинополе еще до официального оповещения херсонского стратига. 8 июня у входа в Босфор бесчисленные однодеревки Игоря были встречены византийскими кораблями, снабженными греческим огнем. Легкие суда Руси были рассеяны. Русские высадились на берегах Босфора, главные силы флота отошли в мелководье близ малоазийского побережья. Русские разорили Вифинию и берег Понта до Ираклии и Пафлагонии. Лишь в сентябре, стянув значительные силы из Малой Азии, Фракии и Македонии, византийцы вытеснили русских. Византийский флот напал на отходившие суда русских и нанес им поражение. Захваченные в плен были обезглавлены.

Несмотря на неудачу, русский  князь, едва вернувшись на родину, принялся готовиться к новому походу. В 943 или 944 г. Игорь, заключив союз с печенегами, выступил по суше и по морю против Византии. Однако императорские послы встретили  русское войско на Дунае и сумели склонить Игоря к миру. Вскоре был  заключен новый договор, более благоприятный  для византийцев, чем договор 911. г. В договоре уже не говорилось о  беспошлинной торговле русских в  Константинополе. Русским купцам запрещалось  приобретать шелковых тканей более, чем на 50 номисм, русские обязывались помогать Византии, защищать ее крымские колонии.

Среди русской знати, скреплявшей  договор 944 г., была довольно многочисленная группа христиан, принесших клятву в церкви св. Ильи. Согласно арабским авторам, русские приняли христианство в 912/913 г., т. е. вскоре после заключения договора 911 г. Можно предполагать, что  христианская община на Руси постепенно росла и становилась все более  влиятельной. Недаром в 972 г. папа Иоанн XIII считал русских христианами.

В течение четверти века после заключения договора 944 г. отношения  Византии и Руси были мирными. Русские  купеческие караваны ежегодно прибывали  в Константинополь. Одновременно русские  продолжали вести торговлю с Херсоном. Участвовали русские и в военных  предприятиях Византии. В 954 г. они были в составе войск империи в  Азии. Гарнизоны из русских воинов стояли по крепостям Византии.

В 957 г. Русь сделала шаг  навстречу империи: русская княгиня  Ольга в сопровождении большой  свиты, половину которой составляли купцы, совершила путешествие в  Константинополь и была принята  Константином VII Багрянородным. По-видимому, в Константинополе она крестилась под христианским именем Елены.

Однако уже в это  время в отношениях Руси с империей проскальзывают черты настороженности  и враждебности. Константин Багрянородный  видел в Руси потенциального врага  и делал ставку на печенегов как  на союзников против русских. Русская  летопись сохранила предание о недовольстве княгини Ольги приемом, оказанным  ей в Константинополе. Правительница  крупнейшего государства Восточной  Европы была принята в соответствии с церемониалом приема мелких владетельных князьков Востока. По возвращении Ольга  пыталась завязать переговоры с германским королем об организации христианской церкви на Руси.

Дело, тем не менее, не дошло  до открытого разрыва с Византией. По-видимому, ни та, ни другая сторона  не выполняли всех условий договора 944 г. Русская летопись сообщает, что  Константин VII просил у Ольги «вой в помощь», но оскорбленная приемом  в столице империи княгиня  ответила отказом. Русские, правда, продолжали служить в византийской армии. В 960-961 гг. отряд русских принимал участие  в отвоевании Крита у арабов, но не известно, были ли это войска, посланные из Киева по просьбе императора, или отряд вольных русских наемников.

Информация о работе Русь и Византия