Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 16:57, доклад
Вплоть до Нового времени понятие «государство» трактовалось чрезвычайно широко и не отделялось от общества. Н.Макиавелли одним из первых выделил верховную власть над человеком в отдельный предмет исследования и стал использовать для его обозначения термин «stati». В дальнейшем разграничение сфер государства и общества обосновали в рамках теории общественного договора Т.Гоббс, Дж.Локк, Ж.-Ж.Руссо. Согласно теории общественного договора (иначе контрактной), понятия государства и общества разводятся не только содержательно, но и исторически. Так, индивиды, изначально находящиеся в свободном состоянии, взаимодействуя друг с другом по причинам страха, выгоды, хозяйственных нужд и т.д., организовали общество, а затем для защиты своих естественных прав создали договорным путем специальный уполномоченный орган - государство.
1 Государство как основной политический институт.
2 Генезис и эволюция гражданского общества.
3 Проблемы формирования правового государства и гражданского общества в Казахстане.
ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
1 Государство как
основной политический
2 Генезис и эволюция гражданского общества.
3 Проблемы формирования
правового государства и
Государство - основной политический институт общества. Понятие «государство» применяется в широком и узком значении. Так, в широком смысле под государством понимается политически организованное общество на определенной территории. В этом смысле «государство» тождественно понятиям «страна» и «народ».
Вплоть до Нового времени
понятие «государство»
В настоящий момент под государством в узком смысле понимается политическая организация верховной власти на определенной территории. Государство существует наряду с другими политическими организациями (общественно-политические объединения, партии и т.д.), но имеет ряд отличительных признаков.
Во-первых, в государстве публичная власть отделена от общества, не совпадает с населением, существует слой профессиональных политиков. Этим государство отличается от родоплеменного самоуправляющегося общества.
Во-вторых, государство имеет ограниченную территорию, на которую распространяется его юрисдикция.
В-третьих, атрибутом государства является суверенитет, то есть высшая власть. Только государство обладает правом издавать законы и устанавливать нормы, обязательные для всех.
В-четвертых, государство обладает монополией на легальное насилие. Спектр легального принуждения чрезвычайно широк и включает как ограничение свободы, лишение имущества, так и физическое уничтожение человека. Для выполнения этих функций государство обладает специальными органами и службами.
В-пятых, государство имеет право на сбор налогов и податей. Налоги необходимы для материального обеспечения руководства.
В-шестых, членство в государстве обязательно и устанавливается с момента рождения.
В-седьмых, государство выступает от лица всего общества как целого и защищает общие интересы.
Определение базовых признаков государство имеет не только научную ценность, но и практическое значение, особенно в теории и практике международных отношений. Ведь на основе определения сущности того или иного объединения происходит признание и наделение определенными правами и обязанностями участника международных отношений. Так, в настоящее время в международном праве выделяют три базовых признака государства: территория, народ, связанный системой гражданства и суверенная власть с эффективной системой контроля над большей частью территории и населения.
Однозначного ответа на вопрос «Как появилось государство?» нет. В политической науке существует несколько десятков концепций и теорий происхождения государства. Большинство теорий строятся на основе выделения основных факторов, повлиявших на генезис государства в процессе разложения родоплеменного строя:
- развитие общественного
разделения труда, выделение
- возникновение частной
собственности, классов и
- завоевание и покорение одних народов другими (этот фактор был возведен в абсолют в теории Л. Гумпловича и др.);
- переход к оседлому
образу жизни, рост
- психологические факторы, такие как страх перед агрессией со стороны других, желание защитить имущество, рациональное стремление создать более эффективный орган управления и прочие (на этих факторах основывалась договорная/контрактная теория Т. Гоббса, Дж. Локка);
- общественная природа самого человека, т.н. антропологические факторы (одним из первых о коллективной природе человека писал Аристотель);
- географическое положение,
наличие/отсутствие
Справедливо будет отметить, что в реальном процессе зарождения и развития государства выделить какой-либо один определяющий фактор невозможно.
В развитии государства с позиции реализации прав и свобод, воплощения рациональности в управлении можно выделить два периода: традиционный и конституционный (современный). Традиционное государство возникает и функционирует на основе древних обычаев и норм, имеет неограниченную власть над населением, отрицает равноправие людей. Конституционное государство не стремится регулировать все сферы жизнедеятельности человека и общества, а довольствуется только теми, что ему делегированы обществом. Конституционное государство имеет юридические границы деятельности, связанные с системой прав и свобод личности, зафиксированных в Конституции. Конституция - своеобразный договор между государством и гражданами - принимается, как правило, квалифицированным большинством населения и регламентирует обоюдные права и обязанности. Первые Конституции были приняты в США (1789 г.) и Франции (1791 г.), хотя отдельные конституционные акты существовали еще в средневековой Англии. В настоящее время только несколько государств не имеют конституционных сводов законов - Израиль, Саудовская Аравия, Бутан, Оман.
Современные государства можно охарактеризовать через форму правления - способ организации верховной власти и степень участия народа в процессе формирования властных структур. Формы правления разделяются еще и по формальному источнику власти на монархии и республики. В монархиях источником власти признается одно лицо (суверен), наследование основывается на традиции и не зависит от населения и представительных органов власти. Существуют абсолютные, или неограниченные и конституционные, (ограниченные) монархии. В абсолютной монархии (Саудовская Аравия, Оман, Катар) власть суверена ничем неограниченна. В конституционной монархии полномочия главы государства ограничены Конституцией. Среди конституционных монархий можно выделить: дуалистические (Кувейт, Иордания, Марокко) в которых монарх наделен исполнительной властью и частично законодательной; и парламентские (Бельгия, Испания, Дания, Норвегия, Швеция), в которых глава государства выполняет представительские функции и не влияет на процесс формирования правительства и принятия законов. В парламентских монархиях правительство формируется парламентом и напрямую ему подотчетно. Глава государства, даже если и имеет право накладывать вето на решения парламента, практически никогда им не пользуется. Из существующих более чем 220 государств одна треть являются монархиями.
Современные парламентские монархии очень схожи с парламентскими республиками. В республиках суверенитет принадлежит народу, глава государства и другие высшие органы избираются гражданами. Различают три формы республиканского правления: президентскую, парламентскую и смешанную (полупрезидентскую). В парламентской республике (Италия, Германия) правительство формируется парламентским большинством и ответственно перед парламентом. Парламент наделен правом формировать правительство, контролировать его деятельность, утверждать государственный бюджет, издавать законы, выражать вотум недоверия правительству, влекущий либо отставку правительства, либо роспуск парламента.
Правительство в парламентских республиках обладает исполнительной властью, нередко наделяется правом законодательной инициативы, может ходатайствовать перед главой государства о роспуске парламента и проведении досрочных выборов. Зачастую депутатский мандат не является препятствием для работы в правительстве. Это позволяет привлекать для работы в правительстве не только лидеров правящей партии, но и представителей других значимых партий и блоков. Главой парламентской республики формально является Президент, который может выбираться парламентом, выборщиками или всенародно. Но реальная политическая власть сосредоточена в руках главы правительства – канцлера/премьер-министра, назначаемого парламентом. Функциональные обязанности и полномочия Президента парламентской республики во многом схожи с полномочиями монарха в парламентских монархиях.
Специфика президентской республики (США, Пятая Французская Республика) в том, что в ней глава государства и глава правительства одно и тоже лицо - Президент. Президент является верховным главнокомандующим, определяет внутреннюю и внешнюю политику, формирует правительство (в США Президент назначает членов кабинета министров с согласия Сената Конгресса), которое подотчетно ему, а не Парламенту. В президентских республиках существует четкое разделение законодательной, исполнительной и судебной власти, закреплена их самостоятельность. Президент выбирается всенародно прямым или косвенным голосованием. Как правило, в президентских республиках у президента нет право роспуска Парламента, а у Парламента права требовать отставки правительства. Процедура отстранения самого Президента от власти - импичмента - затруднена и возможна, если доказан антиконституционный характер его действий. Отношения Президента и Парламента строятся на системе сдержек и противовесов. Так, Парламент может контролировать деятельность президента и правительства посредством принятия законов и утверждения бюджета, Президент обладает правом отлагательного вето на решения Парламента. Даже если правительство и Парламент формируют конкурирующие партии, то они обречены на сотрудничество для нормального функционирования системы власти.
Президентская республика получила наибольшее
распространение в странах
Смешанная республика (Франция после реформ 2002 года, Болгария, Польша, Австрия, Португалия) имеет черты как президентской, так и парламентской республик, в ней сильная президентская власть сочетается с эффективным контролем Парламента над деятельностью правительства. Специфика смешанной формы республики в двойной подотчетности правительства - одновременно перед Парламентом и Президентом. Глава государства - Президент, он назначает премьер-министра самостоятельно, но с учетом расстановки политических сил в Парламенте, обладает правом роспуска Парламента, с обязательным оглашением даты досрочных выборов, наделен правом отлагательного вето, правом введения чрезвычайного и военного положений (но на это время утрачивает право роспуска Парламента), является верховным главнокомандующим и избирается всенародно. Глава государства председательствует на заседаниях правительства и контролирует его деятельность, но правом законодательной инициативы обладает премьер-министр, который несет политическую ответственность за деятельность правительства. Парламент контролирует деятельность правительства посредством утверждения бюджета и вынесения вотума недоверия правительству (для вынесения вотума недоверия должны проголосовать обычно 2/3 депутатского корпуса каждой из палат Парламента).
Государства принято различать
и по территориальному устройству.
Территориальная организация
Унитарное государство - целостное
и неделимое, не имеющее внутри себя
других государственных образований,
деление внутри государства носит
административно-
Федерация - от латинского foederatio (союз, объединение), устойчивый союз относительно самостоятельных государственных образований, имеющих собственные законодательные, исполнительные и судебные органы, как правило, Конституцию, а часто и двойное гражданство (Например, Россия, США, Индия, Канада). Полномочия и функции субъектов федерации зафиксированы в союзной Конституции, изменения в которую вносятся только с согласия субъектов федерации. Соблюдение прав участников федерации гарантируют независимый суд и (чаще) двухпалатный парламент, верхняя палата которого состоит из представителей субъектов федерации. Субъекты федерации (автономные республики, края, округа, штаты, земли), хоть и обладают частью общегосударственного суверенитета, но обычно лишены права свободного одностороннего выхода из федерации. За федеральными властями закреплено право вмешиваться во внутренние дела членов федерации в чрезвычайных ситуациях (стихийные бедствия, массовые беспорядки).