Государство и гражданское общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 16:57, доклад

Описание работы

Вплоть до Нового времени понятие «государство» трактовалось чрезвычайно широко и не отделялось от общества. Н.Макиавелли одним из первых выделил верховную власть над человеком в отдельный предмет исследования и стал использовать для его обозначения термин «stati». В дальнейшем разграничение сфер государства и общества обосновали в рамках теории общественного договора Т.Гоббс, Дж.Локк, Ж.-Ж.Руссо. Согласно теории общественного договора (иначе контрактной), понятия государства и общества разводятся не только содержательно, но и исторически. Так, индивиды, изначально находящиеся в свободном состоянии, взаимодействуя друг с другом по причинам страха, выгоды, хозяйственных нужд и т.д., организовали общество, а затем для защиты своих естественных прав создали договорным путем специальный уполномоченный орган - государство.

Содержание

1 Государство как основной политический институт.
2 Генезис и эволюция гражданского общества.
3 Проблемы формирования правового государства и гражданского общества в Казахстане.

Работа содержит 1 файл

гр.общество.doc

— 82.50 Кб (Скачать)

ГОСУДАРСТВО И  ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

 

1  Государство как  основной политический институт.

2  Генезис и эволюция  гражданского общества.

3 Проблемы формирования  правового государства и гражданского  общества в Казахстане.

 

Государство - основной политический институт общества. Понятие «государство» применяется в широком и узком значении. Так, в широком смысле под государством понимается политически организованное общество на определенной территории. В этом смысле «государство» тождественно понятиям «страна» и «народ».

Вплоть до Нового времени  понятие «государство» трактовалось чрезвычайно широко и не отделялось от общества. Н.Макиавелли одним из первых выделил верховную власть над человеком в отдельный  предмет исследования и стал использовать для его обозначения термин «stati». В дальнейшем разграничение сфер государства и общества обосновали в рамках теории общественного договора Т.Гоббс, Дж.Локк, Ж.-Ж.Руссо. Согласно теории общественного договора (иначе контрактной), понятия государства и общества разводятся не только содержательно, но и исторически. Так, индивиды, изначально находящиеся в свободном состоянии, взаимодействуя друг с другом по причинам страха, выгоды, хозяйственных нужд и т.д., организовали общество, а затем для защиты своих естественных прав создали договорным путем специальный уполномоченный орган - государство.

В настоящий момент под  государством в узком смысле понимается политическая организация верховной  власти на определенной территории. Государство  существует наряду с другими политическими  организациями (общественно-политические объединения, партии и т.д.), но имеет ряд отличительных признаков.

Во-первых, в государстве  публичная власть отделена от общества, не совпадает с населением, существует слой профессиональных политиков. Этим государство отличается от родоплеменного самоуправляющегося общества.

Во-вторых, государство  имеет ограниченную территорию, на которую распространяется его юрисдикция.

В-третьих, атрибутом  государства является суверенитет, то есть высшая власть. Только государство обладает правом издавать законы и устанавливать нормы, обязательные для всех.

В-четвертых, государство  обладает монополией на легальное насилие. Спектр легального принуждения чрезвычайно  широк и включает как ограничение  свободы, лишение имущества, так  и физическое уничтожение человека. Для выполнения этих функций государство обладает специальными органами и службами.

В-пятых, государство  имеет право на сбор налогов и  податей. Налоги необходимы для материального  обеспечения руководства.

В-шестых, членство в государстве обязательно и устанавливается с момента рождения.

В-седьмых, государство  выступает от лица всего общества как целого и защищает общие интересы.

Определение базовых  признаков государство имеет  не только научную ценность, но и  практическое значение, особенно в теории и практике международных отношений. Ведь на основе определения сущности того или иного объединения происходит признание и наделение определенными правами и обязанностями участника международных отношений. Так, в настоящее время в международном праве выделяют три базовых признака государства: территория, народ, связанный системой гражданства и суверенная власть с эффективной системой контроля над большей частью территории и населения.

Однозначного ответа на вопрос «Как появилось государство?»  нет. В политической науке существует несколько десятков концепций и теорий происхождения государства. Большинство теорий строятся на основе выделения основных факторов, повлиявших на генезис государства в процессе разложения родоплеменного строя:

- развитие общественного  разделения труда, выделение управленческого  труда в особую отрасль;

- возникновение частной  собственности, классов и эксплуатации (этот фактор особое значение  имеет в марксисткой теории  происхождения государства);

- завоевание и покорение одних народов другими (этот фактор был возведен в абсолют в теории Л. Гумпловича и др.);

- переход  к оседлому  образу жизни, рост численности  и плотности населения,  запрет  на кровосмешение и другие  демографические факторы;

- психологические факторы, такие как страх перед агрессией со стороны других, желание защитить имущество, рациональное стремление создать более эффективный орган управления и прочие (на этих факторах основывалась договорная/контрактная теория Т. Гоббса, Дж. Локка);

- общественная природа самого человека, т.н. антропологические факторы (одним из первых о коллективной природе человека писал Аристотель);

- географическое положение,  наличие/отсутствие естественных  границ, плодородных земель, климатические  условия, т.н. географические факторы (наиболее глубоко географические факторы были изучены Ж. Боденом и Ш.Л. Монтескье).

Справедливо будет отметить, что в реальном процессе зарождения и развития государства выделить какой-либо один определяющий фактор невозможно.

В развитии государства с позиции реализации прав и свобод, воплощения рациональности в управлении можно выделить два периода: традиционный и конституционный (современный). Традиционное государство возникает и функционирует на основе древних обычаев и норм, имеет неограниченную власть над населением, отрицает равноправие людей. Конституционное государство не стремится регулировать все сферы жизнедеятельности человека и общества, а довольствуется только теми, что ему делегированы обществом. Конституционное государство имеет юридические границы деятельности, связанные с системой прав и свобод личности, зафиксированных в Конституции. Конституция - своеобразный договор между государством и гражданами - принимается, как правило, квалифицированным большинством населения и регламентирует обоюдные  права и обязанности. Первые Конституции были приняты в США (1789 г.) и Франции (1791 г.), хотя отдельные конституционные акты существовали еще в средневековой Англии. В настоящее время только несколько государств не имеют конституционных сводов законов - Израиль, Саудовская Аравия, Бутан, Оман.

Современные государства можно  охарактеризовать через форму правления - способ организации верховной власти и степень участия народа в  процессе формирования властных структур. Формы правления разделяются еще и по формальному источнику власти на монархии и республики. В монархиях источником власти признается одно лицо (суверен), наследование основывается на традиции и не зависит от населения и представительных органов власти. Существуют абсолютные, или неограниченные и конституционные, (ограниченные) монархии. В абсолютной монархии (Саудовская Аравия, Оман, Катар) власть суверена ничем неограниченна. В конституционной монархии полномочия главы государства ограничены Конституцией. Среди конституционных монархий можно выделить: дуалистические (Кувейт, Иордания, Марокко) в которых монарх наделен исполнительной властью и частично законодательной; и парламентские (Бельгия, Испания, Дания, Норвегия, Швеция), в которых глава государства выполняет представительские функции и не влияет на процесс формирования правительства и принятия законов. В парламентских монархиях правительство формируется парламентом и напрямую ему подотчетно. Глава государства, даже если и имеет право накладывать вето на решения парламента, практически никогда им не пользуется. Из существующих более чем 220 государств одна треть являются монархиями.

Современные парламентские монархии очень схожи с парламентскими республиками. В республиках суверенитет  принадлежит народу, глава государства  и другие высшие органы избираются гражданами. Различают три формы республиканского правления: президентскую, парламентскую и смешанную (полупрезидентскую). В парламентской республике (Италия, Германия) правительство формируется парламентским большинством и ответственно перед парламентом. Парламент наделен правом формировать правительство, контролировать его деятельность, утверждать государственный бюджет, издавать законы, выражать вотум недоверия правительству, влекущий либо отставку правительства, либо роспуск парламента. 

Правительство в парламентских  республиках обладает исполнительной властью, нередко наделяется правом законодательной инициативы, может  ходатайствовать перед главой государства  о роспуске парламента и проведении досрочных выборов. Зачастую депутатский мандат не является препятствием для работы в правительстве. Это позволяет привлекать для работы в правительстве не только лидеров правящей партии, но и представителей других значимых партий и блоков. Главой парламентской республики формально является Президент, который может выбираться парламентом, выборщиками или всенародно. Но реальная политическая власть сосредоточена в руках главы правительства – канцлера/премьер-министра, назначаемого парламентом. Функциональные обязанности и полномочия Президента парламентской республики во многом схожи с полномочиями монарха в парламентских монархиях.

Специфика президентской республики (США, Пятая Французская Республика) в том, что в ней глава государства  и глава правительства одно и  тоже лицо - Президент. Президент является верховным главнокомандующим, определяет внутреннюю и внешнюю политику, формирует правительство (в США Президент назначает членов кабинета министров с согласия Сената Конгресса), которое подотчетно ему, а не Парламенту. В президентских республиках существует четкое разделение законодательной, исполнительной и судебной власти, закреплена их самостоятельность. Президент выбирается всенародно прямым или косвенным голосованием. Как правило, в президентских республиках у президента нет право роспуска Парламента, а у Парламента права требовать отставки правительства. Процедура отстранения самого Президента от власти - импичмента -  затруднена и возможна, если доказан антиконституционный характер его действий. Отношения Президента и Парламента строятся на системе сдержек и противовесов. Так, Парламент может контролировать деятельность президента и правительства посредством принятия законов и утверждения бюджета, Президент обладает правом отлагательного вето на решения Парламента. Даже если правительство и Парламент формируют конкурирующие партии, то они обречены на сотрудничество для нормального функционирования системы власти.

Президентская республика получила наибольшее распространение в странах Латинской  Америки, Азии, Африки и странах СНГ. Нередко президентская форма правления перерождается в «суперпрезидентскую» (Венесуэла, Узбекистан, Туркменистан). Для «суперпрезидентской» формы правления характерно сосредоточение всей реальной государственной власти в руках Президента. Президент обладает правом законодательной инициативы и в некоторых случаях может издавать указы, имеющие силу закона, участвует в формировании большинства органов власти, обладает правом роспуска парламента и нередко наделяется диктаторскими полномочиями. Президент может объявляться пожизненным главой государства (Заир, Малави, Туркменистан).

Смешанная республика (Франция после  реформ 2002 года, Болгария, Польша, Австрия, Португалия) имеет черты как президентской, так и парламентской республик, в ней сильная президентская  власть сочетается с эффективным контролем Парламента над деятельностью правительства. Специфика смешанной формы республики в двойной подотчетности правительства - одновременно перед Парламентом и Президентом. Глава государства - Президент, он назначает премьер-министра самостоятельно, но с учетом расстановки политических сил в Парламенте, обладает правом роспуска Парламента, с обязательным оглашением даты досрочных выборов, наделен правом отлагательного вето, правом введения чрезвычайного и военного положений (но на это время утрачивает право роспуска Парламента), является верховным главнокомандующим и избирается всенародно. Глава государства председательствует на заседаниях правительства и контролирует его деятельность, но правом законодательной инициативы обладает премьер-министр, который несет политическую ответственность за деятельность правительства. Парламент контролирует деятельность правительства посредством утверждения бюджета и вынесения вотума недоверия правительству  (для вынесения вотума недоверия должны проголосовать обычно 2/3 депутатского корпуса каждой из палат Парламента).

Государства принято различать  и по территориальному устройству. Территориальная организация государства  проявляется в соотношении полномочий центральных и региональных органов власти. Выделяют унитарную, федеративную и конфедеративную формы организации государств.

Унитарное государство - целостное  и неделимое, не имеющее внутри себя других государственных образований, деление внутри государства носит  административно-территориальный характер. В таком государстве существует единая система власти, Конституция и гражданство. Унитарные государства могут быть централизованными и децентрализованными. В централизованных унитарных государствах (Швеция, Дания)  большой долей самоуправления могут обладать низовые местные органы власти, но средние уровни управления ориентированы на выполнение решений центральных властей. В децентрализованных унитарных государствах (Франция, Италия, Испания) крупные регионы наделены известной долей автономии, вплоть до наличия собственных правительства и парламента, регуляции сферы образования, жилищно-коммунального хозяйства, общественного порядка, но несамостоятельны в сфере налогообложения и сохраняют финансовую зависимость от центра.

Федерация - от латинского foederatio (союз, объединение), устойчивый союз относительно самостоятельных государственных образований, имеющих собственные законодательные, исполнительные и судебные органы, как правило, Конституцию, а часто и двойное гражданство (Например, Россия, США, Индия, Канада). Полномочия и функции субъектов федерации зафиксированы в союзной Конституции, изменения в которую вносятся только с согласия субъектов федерации. Соблюдение прав участников федерации гарантируют независимый суд и (чаще) двухпалатный парламент, верхняя палата которого состоит из представителей субъектов федерации. Субъекты федерации (автономные республики, края, округа, штаты, земли), хоть и обладают частью общегосударственного суверенитета, но обычно лишены права свободного одностороннего выхода из федерации. За федеральными властями закреплено право вмешиваться во внутренние дела членов федерации в чрезвычайных ситуациях (стихийные бедствия, массовые беспорядки).

Информация о работе Государство и гражданское общество