Государство и общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 15:13, курс лекций

Описание работы

Беря в качестве основного определение культуры как духовной жизни общества, авторский коллектив предлагает варианты ее системного анализа, который должен помочь Вам разобраться в категориях, отражающих морфологическую структуру культуры (религию, науку, искусство и др.), закономерности, тенденции и противоречия ее функционирования и развития. С учетом многообразия и богатства форм ее эволюции на различных этапах человеческой истории и в разных регионах Земли, выделяются типы культуры.

Работа содержит 1 файл

Курс лекций по культурологии.doc

— 653.50 Кб (Скачать)

Возвышению  Москвы, началу государственного собирания земель под ее эгидой способствовал процесс определения самостоятельности (автокефальности) русской православной церкви, а после взятия Константинополя турками в 1453 г. - перемещение центра православия в Москву.

В XIV-XV в.в. интенсивно шло каменное строительство городов, особенно в северо-восточных землях (обустройство Москвы).

 В книгописании, деловой документации появляется  новый вид письма - полуустав, а в конце XIV в. - скоропись. На смену бересте приходит бумага.

 На базе  монастырей идет формирование библиотек (например, библиотека Кирилло - Белозерского монастыря). Появляются трактаты, содержащие наблюдения в области астрономии, космографии, прикладной математики, медицины и др.

В росписи  церквей, иконописи, значительный след оставили замечательные живописцы того времени: Феофан Грек, Алексей Петров, Прохор с Городца, Андрей Рублев, Даниил Черный.

Таким образом, основным содержанием отечественной  культуры этого периода стала  борьба за государственную независимость. И, в тоже время, ранее единая древнерусская культура постепенно разделяется на три большие, самостоятельные ветви: великорусскую, белорусскую, и украинскую.

Дальнейший  этап истории отечественной культуры связан с процессом создания Московского  государства и охватывает период конца XV- XVII веков.

Процесс образования  централизованного государства  приводит к усилению светского содержания культуры: она теснее связывается  с политическими задачами общества. Это нашло свое отражение в  создании русской публицистики - господствующего направления в литературе XVI в. Она решала две основные задачи: обоснование претензий Москвы как преемницы традиций киевского и владимирского периодов истории Руси в соперничестве с Новгородом; другой задачей являлась поддержка складывающейся самодержавной власти вместо прежних феодальных институтов (церкви, родового местничества и др.) в централизованном государстве.

Широкое распространение  получает сформулированная в начале XVI в., в послании игумена Филофея Великому князю Василию III, идея о Москве - преемнице великих мировых христианских империй -Римской и Византийской (теория «Москва-третий Рим» ).

Венчание  на царство Ивана IV в 1547г. становится воплощением этих политических идей. Отражением соперничества с Москвой Новгорода стала повесть о «Новгородском белом клобуке», многочисленные ереси конца XV века.

Идея самодержавной  власти, обоснованная в сочинениях И.С. Пересветова (сер. XVI в.), получает свою кульминацию в письменной полемике Ивана IV Грозного с бывшим его сторонником А. Курбским в 60-70 гг. XVI в. Летописи этого периода также принизаны идеей необходимости сильной царской власти (Воскресенская, Никоновская летописи, «История о Казанском царстве» и др. ).

Большое влияние  на расширение числа сочинений оказало  начало книгопечатания под руководством Ивана Федорова в 1564 г. Это позволило литературе выйти за рамки церковной и превратиться в литературу учебную. Многие поколения русских людей учились грамоте по Пластырю, Часослову, грамматике Ивана Федорова и др. С возрастанием значения науки появляются практические руководства: «геометры», «арифметики»; в области медицины - лечебники, травники и т.д.

 В XVI в. происходит дальнейшее развитие русской музыкальной культуры (исторические, бытовые песни ). Складывается новый песенный стиль (расширение звукового объема, усложнение мелодии, многогласие и др. ).

В городской  архитектуре появляются каменные жилые  дома бояр и крупных купцов. Коренным образом меняется московский Кремль, где совместно работали русские  и итальянские мастера. Наиболее известным был Аристотель Фиораванте. В конце XVI в. приходит расцвет шатровой архитектуры (собор Василия Блаженного в Москве, церковь Вознесения в Коломенском и др. ). В XVI в. в оформлении книг господствует московская школа миниатюры.

 XVII век продолжил тенденцию формирования общенациональной культуры. Борьба за государственную независимость в период «смутного времени», приоритет самодержавной власти, дальнейшее подчинение церкви государству - формировали национальное самосознание, а социальный протест в обществе принимал формы крестьянских восстаний (И. Болотников, С. Разин), церковного раскола (вызванного реформой - патриарха Никона в сер. XVII в.).

Раскол был  обусловлен иным пониманием старообрядцами взаимоотношения церкви и государства.  Противостояние закладывалось в  состоявшейся ранее организационных мер Никона дискуссии между сторонниками Нила Сорского и Иосифа Волоцкого. Н. Сорский, представитель «волжских старцев» считал, что церковь не должна обладать никаким имуществом, дабы своим аскетизмом показывать пример пастве. И. Волоцкий, напротив, полагал, что церковь должна представлять из себя сильную экономическую структуру, которая была бы в состоянии взять на себя пошатнувшуюся государственность. Реформа, проводимая общими силами патриарха Никона и государства, назвала резкое неприятие в части общества. Разрыв отношений с государством у старообрядцев проходил в виде восстаний, побегов на окраины страны, самым радикальным способом стало самосожжение.

 В культуре XVII в. заметное место занимало распространение просвещения. Усложнение государственного управления также требовало грамотных людей. Начинают формироваться первые элементы начального образования (частное и семейное). Появляются учебники (букварь В. Бурцева, грамматика М. Смотрицкого, печатная таблица умножения и др.). В 1687г. было основано Славяно-греко-латинское училище (будущая академия). Значительно увеличилось количество библиотек, не только при монастырях, но и у частных лиц (знаменита была царская библиотека ).

 Продолжается  развитие исторической мысли.  Предпринимаются попытки создать официальную историю на основе летописей, как общегосударственную («Новый летописец», «Степенная книга» и др.), так и региональную («История Сибирская»). Освоение новых территорий приводит к появлению географических описаний (Сибири, Дальнего Востока, Урала).

 К XVII в. относится возникновение театра (1672г.), но он не сыграл пока своей роли в отечественной культуре.

 В музыке  и песенном творчестве меняются  формы музыкального и поэтического  выражения. Наибольшее развитие получила лирическая песня в хоровом выражении. В церковном пении утверждается знаменитый многоголосый стиль. Получает распространение органная музыка.

 Церковное  строительство по-прежнему определяло  отечественную архитектуру, хотя оно все более наполняется светским содержанием (церковь Успенья на Покровке, Никола Большой крест в Москве). В иконописи формируется строгановская школа, для которой были характерны небольшой размер и уточненная миниатюрность письма. Крупнейшим художником конца XVII в. был Симон Ушаков, художественный руководитель Оружейной палаты, важного культурного центра Московского государства.

 Прикладное  искусство отмечено большой живописностью: чекан, растительный орнамент, эмали со сканью, обилие драгоценных камней и жемчуга, финифть и  т.д.

Таким образом, к концу периода главным итогом развития отечественной культуры становится ее общенациональный характер, который стал включать в себя все многообразие региональных культур.

В заключение остановимся на нескольких моментах, связанных с цивилизационным  анализом отечественной истории. К концу рассматриваемого периода достаточно четко обозначилась специфика российской цивилизации. Она не стала индустриальной, оставаясь преимущественно традиционной. Если в Западной Европе процесс модернизации приходится на XVI-XVIII вв., то в России она происходит «скачкообразно», начиная с XVIII в., и продолжается до сего дня. Традиционные черты русской культуры (коллективизм, стремление к справедливости, религиозность, приоритет духовных ценностей перед материальными и др.) обнаруживают поразительную устойчивость.

В то же время, формирование в конце XV в. - начале XVI в. централизованного Московского государства (тогда же появляется его самоназвание - Россия) ознаменовало новый, по сравнению с древнерусским государством, этап отечественной истории, путь не похожий на рождение (в это же время) новоевропейский цивилизации, но сопоставимый с ним по масштабам. Россия, по сравнению с Русью, это - новая территория, новый этнический состав и, конечно, новые ценности. Последние очень противоречивы. Это: самодержавие и соборность (например, в форме Земских Соборов), религиозное мессианство (предназначение Москвы - «третьего Рима» - спасение мира с помощью православия) и патриотизм, и т.д. Российская система ценностей трудносопоставима как с восточной, так и с западноевропейской. Так, для России было незнакомо понятие гуманизма (как свободы личности). С другой стороны, здесь не было и инквизиции, отправившей на костер миллионы еретиков и «ведьм». Специфика российской системы ценностей в русской религиозной философии конца XIX-XX вв. была обозначена понятием «русская идея». О том, что же именно она из себя представляет, философы и культурологи спорят до сих пор.

В течение  длительного периода складывается русский менталитет. Национальным менталитетом называются глубинные структуры, определяющие на протяжении длительного периода ее этническое или национальное своеобразие. От менталитета зависит важное качество русской культуры- ее бинарность (двойственность). В культуре можно выделить следующие пары: европейское и азиатское, оседлое и кочевое, христианство и язычество, светское и духовное, официальное и оппозиционное, коллективное и индивидуальное. Россия находится посреди модернизационных тенденций Запада и традиции Востока. Модернизация в России всегда тяжела, неоднозначна. Менталитет часто заявляет о себе в кризисные моменты, близкие к национальной катастрофе, при этом сильны иррациональные мотивы поведения и высокая адаптивность в новых условиях. В подходах к собственной истории наблюдается нестабильность ее характеристик, вариативность, а также стремление преодолеть бинарность скачком в новое качество, часто еще не готовое.

 

Тема 5. Западноевропейская культура ХUII в. и Просвещения

 ХUII в. был переходным периодом в европейской культуре от Возрождения к Просвещению. Происходит становление государств национального стиля, череда буржуазных революций, укрепления внутренних рынков. Этот период времени характеризуется слиянием двух стилей - классицизма и барокко.

В хаосе Возрожденческих  сфер таких, как политика, религиозные войны, буржуазный индивидуализм- сознание барокко навело порядок, но при этом внесло большие изменения в гуманитарную сферу. На некоторый период времени наиболее стабильным общественным институтом становится абсолютизм. Это обозначало союз королевской власти и буржуазии против основных тенденций феодализма. В области культуры покровительство королей давало Европе великолепных художников, музыкантов, скульпторов, актеров.

В культуре происходит резкое возрастание роли науки. Декарт закладывает основы аналитической геометрии, Ньютон формулирует основные законы физики, открыты кольца Сатурна. Торричелли становится создателем гидравлики и метеорологии, применяя способ сверхточных линз. Ришелье создает Академию для разработки современной грамматики французского языка.

Из сочетаний позиции  разума и религиозной чувственности  происходит развитие философии в  нескольких  направлениях: иррационализм  Паскаля, рационализм Декарта, материалистический сенсуализм Локка, Гоббса, Бэкона. Для  философии того периода характерен деизм, признание бога в качестве первотолчка. Иррационализм стал теоретическим обоснование барокко. Некоторые исследователи называют барокко католической реакцией на классицизм. Это не вполне так: существовало и народное барокко ( испанский плутовской роман), протестанты также использовали этот стиль. Для барокко характерен отказ от материалистического понимания сущности человека в мире. Если природа не является  разумной и целесообразной, то и человек должен вести себя в мире иначе. В мире нет гармонии, люди постоянно сталкиваются с неожиданностями. Барочные художники считали, что существуют какие- то другие законы жизни, неизвестные человеку, и ответить им адекватно он никогда не сможет. При этом герой барокко не бессилен. Он должен положиться на собственные качества и быть в состоянии ответить на постоянно меняющиеся условия жизни.

Барокко отражало представления  о хаотичности жизни контрастно, динамично, пышно, имело тенденцию  к слиянию искусств. Классицизм же, напротив, следовал комплексу жестких правил, которые должны были оградить стиль от наплыва непосвященных, установив правила высоких и низких искусств. В живописи высокими были  многофигурные мифологические, религиозные, исторические произведения. Бытовые сцены, портрет, пейзаж относились к низким. В литературе и театре высокими были трагедии, эпопеи, оды; низкими- комедии и сатира. В архитектуре происходят глобальные изменения. Строятся такие гигантские дворцовые ансамбли как Версаль и Лувр, после Великого пожара вновь воссоздается Лондон по правилам строительства современного города, порывая с традициями города средневекового. Известным архитектором того времени был К.   Рен- создатель известнейшего английского собора св. Павла (сочетание классицизма и барокко), он же является архитектором 51 церкви.  Примерами архитектурного барокко в России могут служить Екатерининский дворец, Старый Зимний, Василий Блаженный (нарышкинское барокко).

Для архитектуры классицизма  характерны правильные черты, тонкая гармония. В Европе примерами классицизма могут служить здания церкви Сан - Марлен, площадь Согласия ; в России- Смольный институт, Дом Пашкова, Павловский Дворец, Казанский собор.  Для барокко характерно увлечение деталями - пышность интерьера,  красные шторы, обилие позолоты, зеркал, декор. Это видно из облика Дворца Цвингера, Карлскирхе,  Церкви Сан Карло в Италии, оформлении площади собора Св. Павла в Риме. Зачастую оба жанра соединялись. Примером может служить садово - парковое искусство Версаля.

В изобразительном искусстве  барокко проявляется в динамике движений, яркости красок, светотени. (Караваджо, Рубенс, Рембрандт). Народное барокко предпочитало трактирные сцены, народные гуляния, характерные сценки. Для классицизма же характерны уравновешенность композиций, ясность изображения, стремление к реалистичности деталей. Признанными мастерами портрета были  Ван Дейк, Эль Греко.  Скульптура барокко стремится передать не одну эмоцию, а сложную гамму чувств.

В литературе продолжаются тенденции Шекспира и Сервантеса. Последние всплески эпоса видны в произведении  Мильтона «Потерянный рай».  Отмечается некоторая  мрачность литературы, как антипод появляется жанр авантюрного романа. Из фольклора происходит обособление литературной сказки (Ш. Перро),  возрождается эзопов язык басен (Лафонтен). 

В барочных пьесах чрезмерно  запутанная интрига, неожиданные развязки. Барокко легло в основу будущего жанра - романтизма. Для классицизма  характерно патетика, условность жестов, костюма. Жесткими правилами классицизма  стали единство времени, места и действия. Направлены эти догматы были против внешних эффектов.  В музыке барокко использовало слияние жанров - появилась опера, где постоянно происходит соединение трагизма с комизмом, пестрота действий.  Для классицизма характерен жанр лирической трагедии. Еще одной тенденцией стало обособление музыки от слова - фуги, сюиты, сонаты.

Информация о работе Государство и общество