Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 11:47, курсовая работа
Целью настоящей работы является исследование процессуального положения дознавателя в уголовном процессе.
Для достижения названной цели перед нами поставлены следующие задачи:
- исследовать понятие дознавателя в уголовном процессе;
- охарактеризовать полномочия дознавателя в уголовном процессе;
- проанализировать производство дознавателем осмотра, освидетельствования, следственного эксперимента;
Введение
1. Правовой статус дознавателя в уголовном процессе
1.1. Понятие дознавателя в уголовном процессе
1.2. Полномочия дознавателя в уголовном процессе
2. Производство дознавателем следственных действий
2.1. Производство дознавателем осмотра, освидетельствования,
следственного эксперимента
2.2. Производство дознавателем обыска, выемки, наложения ареста
на почтово-телеграфные отправления, контроля и
записи переговоров
2.3. Производство дознавателем допроса, очной ставки, опознания,
проверка показаний
3. Проблемы определения уголовно-процессуальных полномочий начальника органа дознания и дознавателя в уголовном судопроизводстве России
Заключение
Список использованных источников литературы
Обязательными участниками производства проверки показаний на месте являются дознаватель, лицо, чьи показания подвергаются проверке, уточнению (свидетель, потерпевший, подозреваемый, обвиняемый), и понятые. Кроме того, в данном следственном действии могут участвовать специалист, переводчик и некоторые другие участники уголовного судопроизводства.
Одновременная проверка показаний на месте нескольких лиц не допускается.
Перед началом проверки показаний на месте дознаватель разъясняет участвующим лицам права, ответственность, а также порядок производства следственного действия.
Далее дознаватель предлагает лицу указать место, где будут проверяться его показания, и путь к нему. На месте события лицо дает повторные показания в присутствии понятых, одновременно показывая, где, что и как происходило.
Проверка показаний обязательно протоколируется. Вводная и резолютивные части протокола оформляются традиционным способом. В описательной части указывается маршрут следования, подробно описывается место, указанное лицом, чьи показания проверяются. Показания лица записываются дознавателем от первого лица и по возможности дословно.
Если в процессе проверки показаний на месте использовались технические средства, в протоколе делается соответствующая отметка. Все участники следственного действия знакомятся с содержанием протокола и удостоверяют правильность сделанных в нем записей своими подписями. Оформление протокола проверки показаний на месте можно рассмотреть в приложении 17.
Очная ставка представляет собой одновременный допрос нескольких лиц в целях устранения существенных противоречий в их показаниях (ст. 192 УПК РФ).
Вопрос о том, какие противоречия в показаниях являются существенными, а какие нет, решается самим дознавателем применительно к обстоятельствам конкретного уголовного дела.
Хотя редакция вышеуказанной статьи и не содержит указания на то, какое именно количество лиц может быть одновременно допрошено в ходе очной ставки, целесообразно производить очную ставку не более чем между двумя лицами. Осуществление очной ставки неправомерно, если хотя бы один из ее участников ранее не допрашивался.
Производство очной ставки не требует обязательного вынесения постановления дознавателя, равно как и участия понятых.
Наиболее типичными участниками очной ставки при производстве дознания являются подозреваемые, обвиняемые, потерпевшие, свидетели.
Процессуальный порядок производства очной ставки различен в зависимости от того, какие именно участники уголовного судопроизводства в ней участвуют. В частности, свидетель или потерпевший, в отличие от подозреваемого, обвиняемого, предупреждается об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний.
Очная ставка начинается с того, что дознаватель выясняет у допрашиваемых лиц, знают ли они друг друга, в каких отношениях находятся. Далее каждый из них поочередно допрашивается по тем обстоятельствам, для выяснения которых проводится очная ставка. Участники очной ставки могут с разрешения дознавателя задавать вопросы друг другу.
Оглашение показаний допрашиваемых лиц, содержащихся в протоколах предыдущих допросов, а также воспроизведение аудио-, видео- и других видов записи этих показаний допускается только после дачи показаний указанными лицами или их отказа от дачи показаний на очной ставке.
Ход и результаты очной ставки фиксируются в протоколе. Допрашиваемое лицо подписывает свои показания, каждую страницу протокола и протокол в целом. В случае применения дополнительных средств фиксации информации (фотографирование, видео-, аудиозапись и др.) об этом делается отметка в протоколе.
Оформление протокола очной ставки можно рассмотреть в приложении 17.
Очная ставка является действенным средством проверки и оценки ранее полученных доказательств, а также получения новых доказательств - показаний ее участников. Она часто позволяет выявить причину возникновения противоречий в показаниях участников уголовного судопроизводства и устранить их. В то же время производство очной ставки не всегда целесообразно. Например, нельзя исключить ситуацию, когда в ходе производства очной ставки между несовершеннолетним подозреваемым, обвиняемым, ранее давшим правдивые показания, и взрослым подозреваемым, обвиняемым, давшим на предварительном допросе ложные показания, несовершеннолетний может изменить свои показания или отказаться от них под влиянием взрослого. Поэтому необходимо решать вопрос о производстве очной ставки с учетом конкретных обстоятельств дела, поскольку тактическая ошибка дознавателя может не просто привести к нерезультативности очной ставки, но и затруднить дальнейшее доказывание по уголовному делу.
Процессуальный порядок назначения и производства судебной экспертизы закреплен и регламентирован положениями гл. 27 УПК РФ.
В ходе дознания судебная экспертиза назначается в случаях, когда дознаватель в процессе доказывания по уголовному делу нуждается в помощи лиц, обладающих специальными познаниями в науке, технике или ремесле.
Ключевой фигурой в производстве экспертизы является эксперт, то есть лицо, обладающее специальными знаниями и назначенное в порядке, установленном УПК России, для производства судебной экспертизы и дачи заключения. Процессуальный статус эксперта закреплен и регламентирован положениями ст. 57 УПК РФ. В соответствии с данной нормой при производстве дознания эксперт вправе знакомиться с материалами уголовного дела, относящимися к предмету судебной экспертизы; ходатайствовать о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения, либо привлечении к производству судебной экспертизы других экспертов; участвовать с разрешения дознавателя в процессуальных действиях и задавать вопросы, относящиеся к предмету судебной экспертизы; давать заключение в пределах своей компетенции, в том числе по вопросам, хотя и не поставленным в постановлении о назначении судебной экспертизы, но имеющим отношение к предмету экспертного исследования; приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, ограничивающие его права; заявить письменный мотивированный отказ от дачи заключения по вопросам, выходящим за пределы его специальных знаний, а также в случаях, если представленные ему материалы недостаточны для дачи заключения.
Производство экспертизы может быть поручено как государственным судебным экспертам, так и иным экспертам, обладающим соответствующими специальными познаниями. На разрешение эксперта (экспертов) дознавателем могут быть поставлены любые вопросы, кроме правовых. Решение юридических вопросов относится к компетенции дознавателя.
За дачу заведомо ложного заключения эксперт несет ответственность по ст. 307 УК РФ, а за разглашение данных предварительного расследования - по ст. 310 УК РФ[28]. Кроме того, при необходимости дознаватель вправе применить к эксперту такую меру процессуального принуждения, как денежное взыскание (ст. 117 УПК РФ).
Уголовная ответственность по ст. 310 УК РФ за разглашение данных предварительного расследования наступает лишь в случаях, когда эксперт был заранее в установленном законом порядке предупрежден о недопустимости разглашения таких данных и не получил соответствующего разрешения дознавателя.
Гл. 27 УПК РФ устанавливает следующие виды судебных экспертиз:
- дополнительная (назначается при недостаточной ясности или полноте заключения эксперта, а также при возникновении новых вопросов в отношении ранее исследованных обстоятельств, ее производство может поручаться тому же самому или другому эксперту - ч. 1 ст. 207 УПК РФ);
- повторная (назначается по тем же самым вопросам, но поручается другому эксперту (экспертам) при возникновении сомнений в обоснованности заключения эксперта или при наличии противоречий в его выводах - ч. 2 ст. 207 УПК РФ);
- комиссионная (производится как минимум двумя экспертами одной специальности - ст. 200 УПК РФ);
- комплексная (производится экспертами разных специальностей - ст. 201 УПК РФ).
Юридическим основанием для производства экспертизы является постановление дознавателя о назначении судебной экспертизы, за исключением случаев, требующих помещения подозреваемого, обвиняемого не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы, что осуществляется на основании судебного решения. Оформление постановления о назначении судебно-медицинской экспертизы можно рассмотреть в приложении 17.
Как уже отмечалось, по общему правилу судебная экспертиза в отношении свидетеля и потерпевшего производится с их согласия (с согласия законного представителя потерпевшего). В то же время свидетель может быть подвергнут судебно-медицинской экспертизе и в принудительном порядке, если это необходимо для оценки достоверности его показаний (ч. 5 ст. 56, ч. 1 ст. 179 УПК РФ), а потерпевший - в случаях обязательного назначения экспертизы.
Применительно к производству дознания таковыми являются:
- необходимость установления характера и степени вреда, причиненного здоровью (п. 2 ст. 196 УПК РФ);
- определение психического или физического состояния подозреваемого, когда возникает сомнение в его вменяемости или способности самостоятельно защищать свои права и законные интересы в уголовном судопроизводстве (п. 3 ст. 196 УПК РФ);
Производство о применении принудительных мер медицинского характера (гл. 51 УПК РФ) выходит за рамки полномочий дознавателя. Если судебно-психиатрической экспертизой будет установлено наличие у лица, привлекаемого к уголовному преследованию, психического заболевания, уголовное дело должно быть направлено прокурору для передачи по подследственности, т.е. следователю.
- определение психического или физического состояния потерпевшего, когда возникает сомнение в его способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать показания (п. 4 ст. 196 УПК РФ);
- возраст подозреваемого, потерпевшего, когда это имеет значение для уголовного дела, а документы, подтверждающие его возраст, отсутствуют (п. 5 ст. 196 УПК РФ).
Процессуальный порядок производства судебной экспертизы состоит в следующем.
Первый этап - назначение судебной экспертизы. Заключается в вынесении дознавателем постановления о назначении судебной экспертизы (в вышеуказанных случаях требуется принятие судебного решения).
Дознаватель знакомит с данным документом подозреваемого, его защитника, потерпевшего и разъясняет им их права, связанные с производством экспертизы (ст. 198 УПК РФ): знакомиться с постановлением о назначении судебной экспертизы; заявлять отвод эксперту или ходатайствовать о производстве судебной экспертизы в другом экспертном учреждении. Свидетель, в отношении которого производилась судебная экспертиза, знакомится только с заключением эксперта (ч. 2 ст. 198 УПК РФ). В соответствии с ч. 2 ст. 70 УПК РФ при дознании эксперт не может участвовать в производстве по уголовному делу, если он является потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком или свидетелем по данному уголовному делу; участвовал в качестве переводчика, понятого, защитника, законного представителя подозреваемого, представителя потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика в производстве по данному уголовному делу; является близким родственником или родственником любого из участников производства по данному уголовному делу; находился или находится в служебной или иной зависимости от сторон или их представителей; если обнаружится его некомпетентность. Данный перечень оснований для отвода эксперта не является исчерпывающим. Эксперт не может участвовать в производстве по уголовному делу также и при иных обстоятельствах, дающих основание полагать, что он лично, прямо или косвенно, заинтересован в исходе данного уголовного дела.
Кроме того, подозреваемый и его защитник вправе: ходатайствовать о привлечении в качестве экспертов указанных ими лиц либо о производстве судебной экспертизы в конкретном экспертном учреждении; ходатайствовать о внесении в постановление о назначении судебной экспертизы дополнительных вопросов эксперту; знакомиться с заключением эксперта или сообщением о невозможности дать заключение, а также протоколом его допроса.
Если указанным участникам уголовного судопроизводства не была предоставлена возможность ознакомиться в установленном порядке с постановлением о назначении судебной экспертизы, то производство экспертизы является незаконным. Факт ознакомления удостоверяется протоколом.
Если экспертиза производится в государственном экспертном учреждении, дознаватель направляет его руководителю соответствующее постановление и все необходимые материалы уголовного дела. Руководитель экспертного учреждения поручает производство экспертизы конкретному эксперту (экспертам), о чем уведомляет дознавателя.
При производстве судебной экспертизы вне государственного экспертного учреждения дознаватель вручает постановление о назначении судебной экспертизы вместе с необходимыми материалами уголовного дела эксперту, разъясняет ему права и обязанности, установленные ст. 57 УПК РФ, предупреждает его об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения и за разглашение данных предварительного расследования (ст. ст. 307, 310 УК РФ).
Ст. 310 УК РФ предусматривает наступление уголовной ответственности за разглашение данных предварительного расследования только в отношении лиц, в т.ч. экспертов, предупрежденных в установленном законом порядке о недопустимости их разглашения, если таковое совершено без согласия должностного лица, в чьем производстве находится уголовное дело, в том чисел дознавателя. Предупреждение о недопустимости разглашения данных предварительного расследования производится, как правило, в форме подписки о неразглашении, однако может быть составлен и соответствующий протокол.
В соответствии со ст. 197 УПК РФ дознаватель вправе присутствовать при производстве судебной экспертизы, а также получать разъяснения эксперта по поводу производимых им действий. Об этом делается соответствующая отметка в заключении эксперта.
При необходимости эксперт заявляет дознавателю ходатайство о предоставлении ему дополнительных материалов уголовного дела, о привлечении к производству экспертизы других экспертов, об участии в производстве иных процессуальных действий с правом задавать вопросы, относящиеся к предмету судебной экспертизы (п. п. 2, 3 ч. 3 ст. 57 УПК РФ). Дознаватель рассматривает заявленное ходатайство и принимает по нему решение в порядке, установленном гл. 15 УПК РФ. Представляется, что в целях установления истины все указанные ходатайства должны удовлетворяться.