Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 11:47, курсовая работа
Целью настоящей работы является исследование процессуального положения дознавателя в уголовном процессе.
Для достижения названной цели перед нами поставлены следующие задачи:
- исследовать понятие дознавателя в уголовном процессе;
- охарактеризовать полномочия дознавателя в уголовном процессе;
- проанализировать производство дознавателем осмотра, освидетельствования, следственного эксперимента;
Введение
1. Правовой статус дознавателя в уголовном процессе
1.1. Понятие дознавателя в уголовном процессе
1.2. Полномочия дознавателя в уголовном процессе
2. Производство дознавателем следственных действий
2.1. Производство дознавателем осмотра, освидетельствования,
следственного эксперимента
2.2. Производство дознавателем обыска, выемки, наложения ареста
на почтово-телеграфные отправления, контроля и
записи переговоров
2.3. Производство дознавателем допроса, очной ставки, опознания,
проверка показаний
3. Проблемы определения уголовно-процессуальных полномочий начальника органа дознания и дознавателя в уголовном судопроизводстве России
Заключение
Список использованных источников литературы
Как уже было отмечено выше, УПК РФ предоставил дознавателю весьма значительный объем уголовно-процессуальных полномочий от права рассмотрения и проверки сообщения о любом готовящемся или совершенном преступлении до завершения расследования составлением обвинительного акта, содержащихся в ст. ст. 32, 140, 144, 146, 150 и др. УПК РФ).
Одновременно на дознавателя возлагаются и процессуальные обязанности, закрепленные в ст. ст. 2, 46, 145, 146, 223.1 и др. УПК РФ.
Законодатель не пошел по пути перечисления в систематизированном виде всех уголовно-процессуальных полномочий начальника органа дознания. В УПК РФ содержатся ст. ст. 40, 40.1, 41 и др., касающиеся полномочий начальника органа дознания.
Однако содержание этих статей не определяет в систематизированном и полном виде процессуальные полномочия начальника органа дознания. Базируясь на анализе уголовно-процессуального законодательства России и мнения практических, полагаем, что процессуальные полномочия начальника органа дознания, определяющие его статус, должны быть максимально сконцентрированы в отдельной статье, как, например, это сделано в отношении полномочий руководителя следственного органа в ст. 39 УПК РФ. Для лучшего понимания уголовно-процессуального статуса начальника органа дознания, для более глубокого анализа и последующего совершенствования правового положения начальника органа дознания следует классифицировать его процессуальные права и обязанности. По нашему мнению, весь объем процессуальных прав и обязанностей начальника органа дознания следует разбить на пять групп:
1) уголовно-процессуальные права, реализуемые на стадии возбуждения уголовного дела;
2) уголовно-процессуальные права начальника органа дознания, реализуемые на стадии предварительного расследования;
3) уголовно-процессуальные права начальника органа дознания, осуществляемые им при движении уголовного дела из органа дознания в прокуратуру, судебные органы и из судебных органов и прокуратуры в орган дознания;
4) уголовно-процессуальные права начальника органа дознания, реализуемые в процессе взаимодействия между ним, начальником подразделения дознания и дознавателем;
5) уголовно-процессуальные права начальника органа дознания, осуществляемые им в процессе обеспечения безопасности потерпевшего, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства.
К первой группе уголовно-процессуальных прав и обязанностей начальника органа дознания относятся:
- право по ходатайству дознавателя продлить до 10 суток срок проверки и принятия решения по поступившему заявлению или сообщению о любом совершенном или готовящемся преступлении (ст. 144 УПК РФ);
- право истребовать у редакции, главного редактора соответствующего средств массовой информации, имеющиеся в распоряжении соответствующего СМИ документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации (ч. 2 ст. 144 УПК РФ);
- право и обязанность рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела за заведомо ложный донос в отношении лица, заявившего или распространившего ложное сообщение о преступлении при вынесении постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщения о преступлении, связанного с подозрением в его совершении конкретного лица или лиц (ст. 147 УПК РФ) и т.д.
Ко второй группе уголовно-процессуальных прав и обязанностей начальника органа дознания относятся: право давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий, предусмотренных УПК РФ; право утверждать обвинительный акт, составленный дознавателем (ст. 225 УПК РФ) и т.д.
К третьей группе уголовно-процессуальных прав и обязанностей начальника органа дознания относятся:
- право разрешать вопрос о возбуждении уголовного дела в порядке публичного или частно-публичного обвинения, если в ходе судебного разбирательства в действиях лица, в отношении которого подано заявление, будут установлены признаки преступления, не предусмотренного ч. 2 ст. 20 УПК РФ, и мировой судья вынес постановление о прекращении уголовного преследования по делу и направлении материалов начальнику органа дознания для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в порядке публичного или частно-публичного обвинения (ст. 321 УПК РФ);
- право и обязанность решать вопрос о производстве предварительного расследования и установления лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, в случае вынесения оправдательного приговора, постановления или определения о прекращении уголовного преследования по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 27 УПК РФ, а также в иных случаях, когда лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено и когда суд направил ему уголовное дело для производства предварительного расследования и установления лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого (ст. 306 УПК РФ), и т.д.
К четвертой группе уголовно-процессуальных прав и обязанностей начальника органа дознания относятся:
- право рассматривать жалобы дознавателя на указания начальника подразделения дознания;
- право давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий, предусмотренных УПК РФ, и т.д.
К пятой группе уголовно-процессуальных прав и обязанностей начальника органа дознания относятся:
- право и обязанность рассматривать обращения органа, осуществляющего меры безопасности в отношении потерпевших, свидетелей, иных участников уголовного судопроизводства, с ходатайством о применении мер безопасности при производстве процессуальных действий либо об их отмене (ст. 24 Федерального закона «О государственной защите потерпевших, свидетелей, и иных участников уголовного судопроизводства»[33]);
- право и обязанность принимать решение об осуществлении государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного процесса (ст. 3 Федерального закона «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства») и т.д.
Предложенная классификация процессуальных прав и обязанностей начальника органа дознания позволяет не только в научных и учебных целях систематизировать его права и обязанности, но и более целенаправленно разрабатывать направления совершенствования уголовно-процессуального статуса начальника органа дознания.
Тем не менее, несмотря на ряд мер, принятых законодателем по совершенствованию уголовно-процессуального законодательства, многие из которых направлены на улучшение процессуальной регламентации и эффективности деятельности начальника органа дознания и дознавателя, следует отметить, что современное уголовно-процессуальное законодательство, впервые определив понятия «начальник органа дознания» и «дознаватель», все же нуждается как в дальнейшем совершенствовании определения этих понятий, так и в более детальной регламентации их уголовно-процессуального статуса в уголовно-процессуальном законодательстве Российской Федерации, что, безусловно, будет способствовать быстрому, полному и качественному расследованию преступлений.
Подводя итоги проведенному исследованию необходимо отметить следующее.
Действующим законодательством предусмотрены ситуации, при которых некоторые должностные лица в силу конкретных сложившихся обстоятельств наделяются статусом и функциями дознавателя и обязаны проводить дознание в полном объеме.
Дознание в отличие от предварительного следствия осуществляется в двух видах: либо в полном объеме в порядке гл. 32 УПК РФ, либо по возбужденному в рамках дознания уголовному делу выполняются неотложные следственные действия, и данное уголовное дело направляется в соответствии с ч. 3 ст. 149 и ч. 3 ст. 157 УПК РФ руководителю соответствующего следственного органа для производства и окончания предварительного следствия.
Законодатель определяет понятие следователя и дознавателя: следователем следует считать должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные действующим УПК РФ (п. 41 ст. 5 УПК); дознаватель - это должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные действующим УПК РФ (п. 7 ст. 5 УПК РФ).
При этом законодатель также указывает и разграничивает сферы действия каждого из данных субъектов предварительного расследования. При анализе ст. 5 УПК РФ становится очевидным: определение предварительного следствия как одной из форм предварительного расследования в УПК РФ отсутствует как таковое, в то время как в указанной статье имеется определение дознания как второй формы предварительного расследования. Следует заметить, что само это понятие содержит внутренние противоречия.
Так, согласно п. 8 ст. 5 УПК РФ дознание определяется как форма предварительного расследования осуществляемого дознавателем (следователем) по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия не обязательно. В связи с данной редакцией понятия дознания возникают очевидные сомнения, которые заключаются в следующем:
1) согласно п. 47 ст. 5 УПК РФ, а также ч. 2 ст. 151 УПК РФ следователь ведет предварительное расследование только в форме предварительного следствия;
2) законодатель прямо указывает, что в форме дознания расследуются уголовные дела, по которым не обязательно осуществление предварительного следствия, которое согласно действующему законодательству осуществляет только следователь, тем самым автоматически исключая следователя из числа субъектов дознания;
3) кроме указанных обстоятельств определить фактическую обоснованность участия следователя в рамках проведения дознания в данном аспекте не представляется возможным. Законодатель не дает самого определения предварительного следствия, а поэтому невозможно определить, в чем конкретно заключается специфика данной формы предварительного расследования и насколько она совместима с дознанием для того, чтобы следователь, осуществляя дознание, полностью сохранял свой статус. Осуществление дознания приравнивает статус следователя к правам и обязанностям дознавателя, который обычно проводит дознание. Здесь можно фактически говорить об исчезновении такого участника уголовного процесса, как следователь, ибо в рамках осуществления дознания такой следователь превращается в дознавателя. Это делает нецелесообразным его введение в уголовный процесс в качестве субъекта, проводящего дознание;
4) нельзя утверждать, что после передачи дела органом дознания руководителю следственного органа для последующего его расследования оно будет происходить в форме дознания. Следователь, принимая такое уголовное дело к своему производству, обязан проводить по нему расследование в порядке гл. 22 УПК РФ, т.е. осуществлять предварительное расследование в форме предварительного следствия (ч. 1 ст. 38 УПК РФ).
Ситуация требует изменения и дополнения законодательства по этому поводу. Такой, как она изложена в законе, эту законодательную регламентацию принять нельзя.
Тем не менее, можно рассматривать в качестве логичного объяснения несовершенства законодательства в этой части две версии.
Первая сводится к тому, что, когда уголовное дело возбуждается в рамках дознания и впоследствии передается для последующего проведения предварительного следствия (ч. 3 ст. 149 УПК РФ), возникает третья форма предварительного расследования - некий гибрид двух форм предварительного расследования, который непосредственно не указан в действующем УПК РФ.
В теории уголовного процесса такую форму некоторые авторы называют «смешанное предварительное расследование».
Дознание обычно производит дознаватель. Между тем в п. 17 и п. 19 ст. 5, п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 40, п. 3 ст. 149, ч. 5 ст. 152, ст. 157 УПК РФ законодатель предусмотрел возможность осуществления предварительного расследования, которое начинается органом дознания (дознавателем) в виде производства неотложных следственных действий, а завершается органом предварительного следствия. При этом такая форма не может именоваться дознанием, поскольку не осуществляется по правилам и в порядке гл. 32 УПК РФ. Но также нельзя назвать ее и предварительным следствием, так как предварительное следствие согласно УПК РФ не может осуществляться органом дознания (дознавателем). В итоге получается, что это самостоятельная, третья, форма, которая включает в себя производимые органами дознания (дознавателями) неотложные следственные действия и последующее предварительное следствие.
Фактически такая форма смешанного предварительного расследования отличается от предварительного следствия тем, что начинается деятельностью органа дознания (дознавателя) по делам, по которым предварительное следствие не обязательно, но дальнейшее производство предварительного расследования и окончание уголовного дела в рамках дознания по этим делам невозможны. Например, в случае, когда возникают в рамках проведения дознания основания для применения к лицу, подозреваемому в совершении преступления, принудительных мер медицинского характера. Поскольку дознаватель не указан среди субъектов, имеющих право направить в суд соответствующее ходатайство, уголовное дело подлежит направлению начальнику следственного органа для проведения по данному делу предварительного следствия.