Тактика следственного эксперимента

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 12:21, дипломная работа

Описание работы

XIX век ознаменовался не только бурным развитием науки и техники. Этот век подарил обществу до той поры неизвестное ему явление – профессиональную организованную преступность. Преступность изменилась не только количественно, она изменилась и качественно, взяв на вооружение новейшие средства техники, связи и сообщения. В борьбе против этой количественно и качественно изменившейся преступности оказались бессильными государственные карательные органы. Житейский опыт, “здравый смысл” уже не могли помочь в изобличении преступников, применяющих все более изощренные способы совершения и сокрытия преступления. Именно это и привело к возникновению своеобразного социального заказа государства и общества: разработать новые эффективные методы борьбы с преступностью, основанные на достижениях науки и техники.

Содержание

Введение 3
Глава I. Понятие, сущность и цели следственного эксперемента. 5
1.1 Понятие и сущность следственного эксперимента 5
1.2 Цели следственного эксперимента 14
Глава II. Криминалистическая классификация следственного эксперимента 17
2.1 Тактика подготовки следственного эксперимента 29
2.2 Подготовка к проведению следственного эксперимента 38
2.3. Тактические условия проведения следственного эксперимента. 47
2.4. Этапы проведения следственного эксперимента. 54
2.5. Фиксация хода и результатов следственного эксперимента. 61
2.6. Оценка результатов следственного эксперимента. 64

Работа содержит 1 файл

diplom))))).docx

— 93.08 Кб (Скачать)

наблюдать за действиями следователя, делать замечания  по поводу этих действий и удостоверять их, то есть права и обязанности  понятых при проведении любых  следственных действий  и их роль при этом одинакова ".

Количество  понятых при проведении эксперимента, в отличие от других следственных действий, может быть самым различным, но, в соответствии с ч.1 ст.132 УПК  РФ, их должно быть не менее двух. Количество понятых зависит, в первую очередь, от сложности самого эксперимента, от характера опытных действий,  от числа тех мест, где одновременно должно восприниматься событие, составляющее содержание эксперимента.

Так, например, если проверяется возможность слышать  в определенных условиях какие-то слова, звуки (выстрел), произнесенные или  произведенные в другом месте, то и понятых должно быть не менее 4-х, двое из них должны находиться в  одном месте (где слушают, воспринимают), а двое в другом (где воспроизводят).

При проведении повторного опыта понятые должны поменяться местами. В каждом месте  совершения (или восприятия) каких-либо действий в ходе эксперимента, сложного по своей структуре, должно быть не менее двух понятых одновременно.

Если  сложный эксперимент по своей  структуре состоит из нескольких узлов, в которых концентрируются  отдельные структурные части  опытов, то должно быть несколько групп  понятых, расположенных на определенном расстоянии друг от друга.  В этом случае понятые должны присутствовать (также не менее двух) во всех узловых  точках.

Понятые по своему процессуальному положению  служат своеобразными свидетелями  действий следователя. В качестве понятых  можно пригласить любых, не заинтересованных в деле граждан. При этом, как правильно  писала Н.И. Гуковская, “целесообразно при выборе понятых руководствоваться  принципом добровольности, так как  от понятого, исполняющего свои обязанности  добровольно, будет гораздо больше пользы, чем от понятого, действующего лишь по принуждению ”.

Подбирая  понятых, следователь должен помнить  и о том, что в будущем в  случае необходимости понятой может  быть вызван в суд для дачи показаний  о ходе и результатах эксперимента как свидетель. Поэтому следователь  должен в отдельных случаях учитывать  определенные профессиональные знания, уровень грамотности или даже физические данные (нормальное зрение, нормальный слух и т.п.) понятых. Это  требуется для того, чтобы они  могли правильно понять суть эксперимента и точнее оценить его результаты. Все это также зависит и  от того, насколько точно и ясно разъяснит следователь понятым  задачи эксперимента и методы его  проведения. Кроме того, следователь  должен объяснить понятым перед  проведением эксперимента их права  и обязанности, предусмотренные  ст.132 УПК  РФ, и сделать соответствующую  запись в протоколе, где понятые  должны расписаться.

Вопрос  об участии обвиняемого и подозреваемого  в следственном эксперименте в практике решается следующим образом. Если в  процессе следственного эксперимента проверяются показания обвиняемого  или подозреваемого, то, как правило, его привлекают к участию в  этом следственном действии. Это объясняется, во-первых, тем, что обвиняемый или  подозреваемый сам полно воспроизведет  свои действия; во-вторых, если следственным экспериментом будут опровергнуты его показания, то, присутствуя при  этом лично, он скорее сообщит правдивые  сведения.

Если  следственный эксперимент не связан с показаниями обвиняемого (подозреваемого), то последнего обычно не привлекают к  участию в этом следственном действии.

Следователь не может принуждать обвиняемого (подозреваемого ) к участию в эксперименте вопреки  его желанию или заставлять обвиняемого  проделывать опытные действия, совершение которых он отрицал. В таких случаях  Н.И.Гуковская рекомендует следователю  «составить  и приобщить к делу протоколы об отказе обвиняемого  участвовать в эксперименте».

Уголовно-процессуальный закон не регламентирует количество лиц, участвующих в эксперименте (в том числе и обвиняемых, подозреваемых). Однако не целесообразно привлекать к участию в эксперименте сразу  несколько обвиняемых (подозреваемых) в силу чрезмерного усложнения и  без того непростого действия.

Кроме того, в подобных условиях всегда возможны сговор между обвиняемыми (подозреваемыми) или воздействия одного обвиняемого (подозреваемого) на другого. Если показания  всех обвиняемых в чем-то различны, то в таких ситуациях целесообразнее проводить или очные ставки, или  эксперименты с каждым из обвиняемых в отдельности. Если же их показания  одинаковы, то проводить эксперимент  со всеми обвиняемыми одновременно также нет смысла, достаточно будет  провести один эксперимент с одним  из обвиняемых (подозреваемых).

Другими лицами, могущими принимать участие  в производстве эксперимента, является свидетель и потерпевший. Закон  особо не регламентирует участие  указанных лиц в данном процессуальном действии, но, если следователь считает, что такое участие необходимо, он может пригласить их.

Свидетель (потерпевший) участвует в проведении эксперимента в двух случаях:

1) при  проверке их показаний;

2) при  оказании помощи следователю  в воссоздании обстановки происшествия, проверки версии, иных предположений  следователя или показаний других  заинтересованных лиц.

По поводу одновременного участия в эксперименте свидетеля или обвиняемого в  научной литературе существует две  точки зрения. Некоторые авторы считают, что такое участие обязательно  в тех случаях, когда показания  свидетеля изобличают обвиняемого  и могут привести к правдивым  показаниям последнего.

Другие  авторы, которые, на наш взгляд занимают более правильную позицию, предлагают проводить следственный эксперимент  по проверке показаний свидетеля (потерпевшего) без участия обвиняемого, а «результат его использовать в надлежащий момент в ходе расследования».

В отдельных  случаях в проведении эксперимента может участвовать и защитник. Он может принимать участие в  проведении следственного эксперимента только в следующих случаях:

1) по  своей инициативе в месте с  несовершеннолетним или лицом,  страдающим физическими или психическими  недостатками, либо с иным лицом  с момента предъявления обвинения;

2) по  разрешению следователя при проведении  следственного действия, проводимого  по его или обвиняемого ходатайству.

В ходе эксперимента защитника, прежде всего, интересует выявление обстоятельств, свидетельствующих о невиновности обвиняемого или смягчающих его вину, а также соблюдения требований закона, прав и законных интересов обвиняемого. Защитник может обратить внимание следователя, понятых и на факт применения при производстве эксперимента несовершенных научно-технических средств, использование которых может, в конечном счете, нанести ущерб законным интересам обвиняемого.

Участвовать в производстве следственного эксперимента могут также педагог и законные представители несовершеннолетнего  свидетеля (потерпевшего) или его  близкие родственники (ст. 159, 182 УПК  РФ).

Эти лица должны помочь следователю установить контакт с несовершеннолетним свидетелем (потерпевшим), уяснить сущность его  объяснений.

В проведении эксперимента может участвовать  и переводчик (ст. 129 УПК РФ), если лицо, чьи показания проверяются  опытным путем не владеет языком, на котором ведется судопроизводство. Переводчиком может быть лицо, свободно владеющее языком, знание которого необходимо для производства по делу, и незаинтересованного в исходе дела.

При расследовании  преступления довольно часто используются специальные познания сведущих лиц  в различных областях науки и  техники. Возможность привлечения  таких лиц к участию в проведении следственного эксперимента предусмотрено  ч.1 ст. 128-1 УПК РФ, в которое закреплено право следователя пригласить соответствующего специалиста.

Права и обязанности специалиста определены ч.3, 4 ст. 128-1 УПК РФ. При осуществлении  следственного эксперимента специалист не дает каких-либо заключений, его  участие выражается в том, что  он:

1) оказывает  следователю помощь в реконструкции  обстановки и расстановки участников  эксперимента перед производством  опытов;

2)  помогает  следователю технически правильно  провести задуманные опыты с  тем, чтобы были соблюдены все  необходимые условия эксперимента;

3) консультирует  следователя при фиксации результатов  следственного эксперимента;

4) помогает  следователю в подборе необходимых  объектов и предметов;

5) по  поручению следователя производит  киносъемку, фотографирование и  т.д.

Согласно  ст. 73 УПК РФ в проведении следственного  эксперимента может участвовать  и эксперт. Он участвует при производстве следственного эксперимента только в случаях, когда такое участие  является содержанием его экспертной деятельности и влечет за собой впоследствии в обязательном порядке дачу им заключения по поставленным перед ним вопросам.

Среди участников эксперимента следует выделить в отдельную категорию работников милиции, осуществляющих охрану места  проведения эксперимента или обеспечивающих его безопасность; дружинников; граждан, приглашенных следователем для непосредственного  воспроизводства опытных действий.

Правовое  положение этих лиц до сих пор  не определено. Первым на это указал Р.С.Белкин, который предложил называть их «вспомогательными участниками  эксперимента». Ф.В.Глазырин и А.П.Кругликов  называют таких участников следственного  эксперимента «иными лицами», а Н.И.Жукова и А.М.Жуков - «дополнительными участниками», а уголовно-процессуальный закон  вообще не предусматривает для них  специального названия.

Поскольку все остальные участники наделены соответствующими официально закрепленными  в законе правами и обязанностями, а правовое положение иных участников неясно, то нельзя не согласиться с  теми авторами, которые предлагают внести в уголовно-процессуальное законодательство следующее дополнение: в ч. 3   ст.182 УПК после предложения «  следователь вправе пригласить для  участия в производстве следственного  эксперимента и специалиста »  добавить « а также иных дополнительных участников, могущих оказать ему  помощь в производстве следственного  эксперимента ».

Особую  группу участников эксперимента представляют собой прокурор,  начальник следственного  отдела (подразделения).

Как правило, чаще всего прокуроры участвуют  в производстве эксперимента, осуществляя  надзор за соблюдением законности следователем. Однако прокуроры могут лично  проводить отдельные следственные действия, в том числе и следственный эксперимент. В случае, когда при  производстве эксперимента в порядке  надзора участвует прокурор, следователь  должен обязательно делать в протоколе  пометку об этом.

Начальник следственного отдела (подразделения ) на основании ст.  122-1 УПК РФ в  праве  участвовать по своему усмотрению в производстве любого следственного  действия, в частности - следственного  эксперимента,  либо сам производить  это процессуальное действие.

Таким образом, всех участников следственного  эксперимента можно классифицировать следующим образом:

I  Основные, обязательные участники эксперимента -

-  следователь  (работники органа дознания ),

-   понятые.

II  Факультативные  участники , которые в свою  очередь подразделяются на следующие  группы -

-  подозреваемый,  обвиняемый, потерпевший, свидетель;

-  специалист, эксперт;

-   защитник;

-  педагог,  законные представители или близкие  родственники

несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего );

-  переводчик.

III  Дополнительные  участники -

-работники  органов внутренних  дел;

- представители  общественности (дружинники, граждане, приглашенные для проведения  опытных действий и т.п.).

IV Особые  участники -

-      прокурор;

-     начальник следственного отдела (подразделения).

 

2.2  Подготовка к проведению  следственного эксперимента

 

Следственный  эксперимент, как и любое процессуальное действие, требует тщательной подготовки к его проведению. Весь комплекс подготовительных мероприятий при  производстве эксперимента начинается с принятием следователем решения  о необходимости производства данного  важного действия.

На принятие следователем решения о проведении следственного эксперимента влияют: криминалистическая характеристика преступления и ситуационные факторы.

Исследования, которые были проведены Н.И.Жуковой  и А.М.Жуковым  показывают, что  наиболее часто на принятие решения  о производстве следственного эксперимента влияют такие элементы криминалистической характеристики преступления, как:

Информация о работе Тактика следственного эксперимента