Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 12:21, дипломная работа
XIX век ознаменовался не только бурным развитием науки и техники. Этот век подарил обществу до той поры неизвестное ему явление – профессиональную организованную преступность. Преступность изменилась не только количественно, она изменилась и качественно, взяв на вооружение новейшие средства техники, связи и сообщения. В борьбе против этой количественно и качественно изменившейся преступности оказались бессильными государственные карательные органы. Житейский опыт, “здравый смысл” уже не могли помочь в изобличении преступников, применяющих все более изощренные способы совершения и сокрытия преступления. Именно это и привело к возникновению своеобразного социального заказа государства и общества: разработать новые эффективные методы борьбы с преступностью, основанные на достижениях науки и техники.
Введение 3
Глава I. Понятие, сущность и цели следственного эксперемента. 5
1.1 Понятие и сущность следственного эксперимента 5
1.2 Цели следственного эксперимента 14
Глава II. Криминалистическая классификация следственного эксперимента 17
2.1 Тактика подготовки следственного эксперимента 29
2.2 Подготовка к проведению следственного эксперимента 38
2.3. Тактические условия проведения следственного эксперимента. 47
2.4. Этапы проведения следственного эксперимента. 54
2.5. Фиксация хода и результатов следственного эксперимента. 61
2.6. Оценка результатов следственного эксперимента. 64
3) Установление механизма образования следов.
Не указывая основания, А.В. Дулов и П.Д. Нестеренко разбивают все следственные эксперименты на две группы:
1) Следственный
эксперимент, в процессе
2) Следственный
эксперимент, в процессе
Однако
некоторые авторы, например Н.И.Жукова
и А.М. Жуков, полагают, что такое
деление следственного
1) следственный
эксперимент по проверке
2) следственный эксперимент по установлению таких данных.
Если учесть, что целью следственного эксперимента является и получение новых доказательств, то можно говорить и о таком виде, как следственный эксперимент по получению новых доказательств.
Н.И. Жукова
и А.М. Жуков отмечают, что ни в
одной из имеющихся в литературе
классификаций следственного
эксперимента не учитываются иные факторы,
например, участие в следственном
эксперименте специалиста, заинтересованных
лиц и свидетелей, других участников,
не оценивается использование
1) c участием специалиста;
2) без
участия специалиста, т.к.
Н.И. Жукова и А.М. Жуков подразделяют следственный эксперимент на виды с участием:
1)следователя и понятых;
2)заинтересованных лиц (потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого);
3)свидетеля;
4)защитника;
5)иных лиц.
Как видно, классификация по данному признаку носит условный характер, т.к. при производстве одного следственного эксперимента могут одновременно принимать участие и специалист, и обвиняемый, и другие лица. Учет этого обстоятельства позволяет дифференцировать тактику опытных действий. В каждом из перечисленных видов следственного эксперимента процессуальные и тактические задачи следователя (или лица, производящего следственный эксперимент) будут различны.
Несомненный интерес представляет классификация следственного эксперимента в зависимости от факторов, послуживших поводом к его производству. Наиболее распространенными поводами, обусловливающими необходимость или целесообразность производства экспериментальной проверки тех или иных обстоятельств, данных, являются:
1) показания подозреваемого, обвиняемого, свидетеля (50%);
2) результаты осмотра места происшествия (40%);
3) результаты обыска и иных следственных действий (10%).
Следственный
эксперимент с применением
заинтересованных лиц (например, демонстрация видеозаписи или фотографии обвиняемому, дающему ложные показания, после проведения следственного эксперимента может способствовать тому, что обвиняемый изменит показания).
Следственный эксперимент может быть первичным и повторным.
Повторный
следственный эксперимент проводится,
если при производстве первичного не
были соблюдены необходимые
А.В. Дулов
и А.П. Нестеренко предлагают выделить
такие разновидности
1) психологический
эксперимент, которым
2) психологический
эксперимент, которым
3)психологический
эксперимент, которым
Н.И. Жукова и А.М. Жуков считают суждения авторов о возможности
проведения
психологического эксперимента не совсем
обоснованными по следующим причинам.
Знание психологических качеств
человека, дающего показания, необходимо
всегда, когда устанавливается
Тактический
эксперимент - это специфический, заранее
запланированный переход
задержание
и одновременное изобличение
преступника знанием
Выделение «тактического» эксперимента в качестве разновидности следственного, на наш взгляд, представляется достаточно интересным и необходимым. Так как подобные эксперименты осуществляются довольно часто, но они не находят своего процессуального закрепления, это приводит к тому, что в ходе расследования дела теряются ценные доказательства, которые можно было бы зафиксировать в том случае, если бы действия по задержанию были бы процессуально оформлены как тактический эксперимент.
Однако в юридической литературе имеется мнение, что выделение такой
разновидности следственного эксперимента, как «тактический», все же необоснованно.
Различают также качественный, измерительный, мысленный эксперименты.
Качественный
эксперимент имеет целью
Измерительный эксперимент выявляет количественную определенность
какого-либо свойства объекта. Мысленный эксперимент представляет собой систему мысленных процедур, проводимых над идеализированными объектами. Они
позволяют прогнозировать поведение различных объектов, участвующих в эксперименте, условия, на него влияющие, возможные результаты такого поведения и соответственно намечать пути и способы его корректировки на практике.
2.1Тактика подготовки следственного эксперимента
Субъекты следственного
Следственный эксперимент осуществляется определенными лицами. Законодательная регламентация круга участников (субъектов) следственного эксперимента позволяет говорить об обязательных и факультативных - в процессуальном смысле слова - участниках этого следственного действия.
В соответствии
со статьей 182 УПК РФ обязательными
участниками эксперимента является
следователь и понятые. Другие лица
могут принять участие в
Центральной
фигурой среди участников следственного
эксперимента, несомненно, является следователь
(лицо ,производящее дознание) или оперативный
работник, которому поручено производство
этого следственного действия. С
решением следователя о проведении
следственного действия связано
привлечение к участию в
Следователь
- руководитель и организатор следственного
эксперимента. Именно он планирует
проведение опытов и производит всю
другую подготовительную к эксперименту
работу, ставит конкретные задачи перед
другими участниками
В протоколе следственного эксперимента, который опять-таки составляется лично следователем, последний определяет окончательную формулировку тех или иных вопросов, решенных следственным экспериментом.
Следователь приглашает понятых, определяет число и специальность привлекаемых к участию в следственном эксперименте сведущих лиц - специалистов и, исходя из требований закона и интересов дела, решает вопрос о круге иных участников следственного эксперимента.
Любой эксперимент как следственное действие невозможен без участия в нем понятых, которые относятся к основной группе участников. Роль понятых при производстве эксперимента (как и любого другого процессуального действия) законодателем определена так : “ Понятой обязан удостоверить факт, содержание, и результаты действий, при производстве которых он присутствовал. Понятой вправе делать замечания по поводу произведенных действий. Замечания понятого подлежат занесению в протокол соответствующего следственного действия” (ч. 4 ст. 132 УПК РФ).
В научной литературе права и обязанности понятых в ходе проведения
эксперимента не всегда рассматривается однозначно. Р.С. Белкин пишет : ”
Понятые
- не только свидетели, очевидцы действий
следователя. Понятые - активные участники
этих действий...” В процессе проведения
следственного эксперимента “ по
предложению понятых могут быть
проведены новые опыты, которые
следователь первоначально не предполагал
проводить”. А. В. Дулов и П. Д. Нестеренко
отмечают, что “ роль понятых
при проведении эксперимента более
активна, чем при проведении других
процессуальных действий. Если при
осмотре, обыске, предъявлении для опознания
они только наблюдают за действиями
следователя и других лиц, то при
следственном эксперименте они могут
вносить свои предложения по поводу
того, как лучше осуществить
На наш взгляд, такое расширительное толкование прав и обязанностей понятых при производстве эксперимента неубедительно, а главное - противоречит закону.
Как можно говорить о более активной роли понятых при проведении эксперимента, о их более широких возможностях , нежили при проведении других следственных действий, если законодатель ( ст. 132 УПК РФ) прямо предусматривает все их права и обязанности. Никаких исключений в отношении такого следственного действия, как эксперимент, в уголовно- процессуальном кодексе РФ не предусмотрено. Кроме того, расширение прав понятых при производстве эксперимента неизбежно может привести к тому, что какая-то часть компетенции следователя (принять решение о проведении новых опытов) или специалиста (вносить предложения о том, как лучше осуществить опыты) перейдет в компетенцию понятых. Понятые же, как отмечают Н.И. Жукова и А.М. Жуков - " это такая категория участников процессуальных действий, которая специально существует для того, что бы