Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 15:53, доклад
Современный Уголовный кодекс в ст.43 УК РФ раскрывает понятие наказания: «наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица».
Понятие наказания представляет собой одну из базовых категорий уголовного права. Оно описывает основные признаки этой меры государственного принуждения, которая применяется государством для защиты охраняемых уголовным законом интересов от преступлений. 1
С учетом этого условное осуждение можно определить как государственное принуждение, осуществляемое на основании приговора суда, выражающееся в правоограничениях, обязанностях и запретах, применяемых к осужденному, а также в судимости, подконтрольности его образа жизни и поведения и установления ответственности за нарушения режима исправления или общественного порядка.
Вторая
глава «Правовые и
В первом
параграфе «Уголовно-
Правовое обеспечение
исполнения условного осуждения
представляет собой гарантирование
реального осуществления
16
(норм). Их объем
может определяться размером
назначенного судом условного
наказания, который
Механизм уголовно-
Суть уголовно-исполнительных правоотношений в процедуре исполнения условного осуждения состоит в их направленности на осуществление в отношении условно осужденных лиц лишений и ограничений прав и свобод, предусмотренных УИК РФ за совершение преступления в рамках наказания.
Объект уголовно-исполнительных
правоотношений - это, прежде всего, то,
на что направлены права и обязанности
субъектов правоотношений, по поводу
чего они вступают в юридические
связи. С учетом этого объект данных
отношений следует
Содержание уголовно-
Субъектами уголовно-правового
механизма обеспечения
Уголовно-исполнительные
правоотношения возникают со дня
провозглашения приговора, соответственно,
когда условно осужденному
17
По истечении испытательного срока либо отмены условного осуждения контроль за поведением условно осужденного прекращается, и он снимается с учета уголовно-исполнительной инспекции.
Во втором параграфе «Правовое положение условно осужденных» исследуется социально-правовая сущность правового статуса условно осужденных, выступающих субъектами уголовно-исполнительных правоотношений.
Правовое положение условно осужденных определяет объем и характер карательного воздействия на него. Оно зависит от поведения условно осужденного, его отношения к выполнению возложенных на него судом обязанностей. Осужденные, отбывающие уголовные наказания, являются субъектами уголовно-исполнительных правоотношений, в связи с этим приобретают определенное правовое положение (статус): совокупность конституционных, гражданских и иных специальных прав, обязанностей и законных интересов, которые присущи им, обусловлены характером и содержанием наказания и выражены в законодательстве.
Под правовым положением условно осужденных понимается совокупность законодательно урегулированных прав и обязанностей, которыми они наделяются как субъекты уголовно-исполнительных и иных правоотношений.
В Уголовно-исполнительном кодексе РФ определяется понятие правового положения осужденных в период отбывания наказания, а статус условно осужденных законом четко не определен, что негативно отражается на процедуре исправления осужденных. Условное осуждение — это не акт всепрощения, а форма реализации уголовной ответственности, при которой осужденный должен четко представлять как степень своей вины, так и гуманность государства, закона и правосудия. Поэтому он обязан приложить личные усилия с помощью специализированных государственных органов для своего исправления (искупления вины), доказать своим поведением, что он не опасен для общества, и тем самым вернуть к себе доверие.
Неотъемлемой частью
правового положения осужденных
в механизме реализации уголовно-исполнительных
правоотношений является наличие у
данных субъектов юридических
Они могут быть дифференцированы на общие и индивидуальные. В первом случае речь идет об обязанностях, которые присущи всем осужденным независимо от судебной оценки их личности: соблюдать требования режима испытания (не совершать правонарушений, не уклоняться от контроля), выполнять законные требования сотрудников уголовно-исполнительных инспекций, органов внутренних дел, представителей органов власти и др.
Во втором, - обязанности, назначаемые судом, отражают индивидуальные особенности осужденных. Так, наличие у осужденных условно
18
асоциальных зависимостей, таких как алкоголизм, наркомания, токсикомания и др., свидетельствует о слабых волевых качествах и устойчивой деформации психики, что должно учитываться судом при решении вопроса об их исправлении. Необъективность оценки их личности влечет принятие несправедливого решения. Кроме того, вряд ли целесообразно возлагать обязанность в виде оказания материальной поддержки семье на нетрудоспособное лицо, которое и само нуждается в опеке. Допустимость возложения такой обязанности нужно определять с учетом как оценки личности осужденного, так и его семейных обстоятельств.
При уклонении условно осужденного от исполнения возложенных на него судом обязанностей либо при нарушении им общественного порядка, за которое было наложено административное взыскание, уголовно-исполнительная инспекция предупреждает его в письменной форме о возможности отмены условного осуждения.
В случае неисполнения
условно осужденным требований о
явке в уголовно-исполнительную инспекцию,
даче объяснений по поводу своего поведения,
а также при наличии иных обстоятельств,
свидетельствующих о
При наличии достаточных
оснований уголовно-
В параграфе
третьем «Уголовно-
Уголовно-исполнительные инспекции выступают в качестве субъекта уголовно-исполнительных правоотношений при осуществлении контроля за условно осужденными в России (ч. 13. ст. 16 УИК РФ). Контроль за условно осужденными - это лишь часть данного направления деятельности, которое существенным образом отличается от исполнения наказания по характеру и содержанию уголовно-исполнительных правоотношений, правовому положению осужденных, правовым последствиям применения и процедуре исполнения условного осуждения. Условное осуждение — это уникальная форма уголовно-правовой реабилитации осужденных, исправление которых протекает в рамках не наказания, а исправительного режима испытания (постановка на учет, регистрация, контроль за их поведением и
19
исполнением обязанностей, реагирование на неправомерное поведение, наличие механизма гарантии их прав и правовой ответственности).
Работа уголовно-исполнительных
инспекций по осуществлению контроля
за условно осужденными
Объектом контроля
является поведение условно осужденного
в процессе исполнения условного
осуждения. Однако само содержание уголовно-исполнительных
правоотношений не охватывается данным
понятием. Поэтому и содержание деятельности
уголовно-исполнительных инспекций
в связи с исполнением этой
функции значительно шире. Они
ведут персональный учет условно
осужденных, который является формой
организации контроля, но он имеет
и самостоятельное значение. С
помощью персонального учета
и на основе его данных инспекции
выстраивают всю индивидуально-
Сущность контроля
выражается в применении мер, которые
обеспечивают возможность наблюдения
за определенным объектом и оценку
его соответствия предъявленным
требованиям. Он имеет своей целью
создание организационно-управленческих
условий, препятствующих противоправной
деятельности условно осужденных, способствующих
их исправлению. Однако не все условно
осужденные оправдывают доверие
суда и способны самостоятельно, без
применения наказания, исправляться и
не совершать правонарушений. Поэтому
значение контроля заключается не только
в фиксации противоправного поведения
осужденных и реагировании на них, но
и в его содержание также входят
меры по оказанию помощи осужденным в
исправлении и организации
Одной из эффективных форм контроля за деятельностью уголовно-исполнительных инспекций и органов внутренних дел по исполнению условного осуждения при работе с условно осужденными является надзор ^ органов прокуратуры за их деятельностью. Основу такой деятельности
составляет проверка исполнения законов и подзаконных нормативно-правовых актов, регламентирующих процесс исполнения и отбывания условного осуждения.
На основании результатов исследования сформулированы предложения по совершенствованию уголовно-исполнительной деятельности по осуществлению контроля за условно осужденными.
20
В четвертом параграфе «Эффективность применения и исполнения условного осуждения и пути их повышения» подвергнуты анализу вопросы эффективности условного осуждения.
Эффективность исполнения
условного осуждения
Обобщенные результаты
представленного анализа
В числе мер политико-правового
характера следует назвать
Наиболее распространенными
являются меры организационно-
Наиболее востребованной мерой является увеличение зарплаты — 20,8 %. На внедрение передового опыта указали только 1,3 % респондентов. За расширение круга обязанностей, возлагаемых на условно осужденного, высказались 4,6 % опрошенных; пожелание судам чаще обязывать проходить курсы лечения от алкоголизма и наркомании высказали 3,2 %; увеличить круг обязанностей, возлагаемых судом, 4,1 %. За усиление контроля за условно осужденными и взаимодействие с другими подразделениями (города, района) высказались 6 %.