Современный Уголовный кодекс

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 15:53, доклад

Описание работы

Современный Уголовный кодекс в ст.43 УК РФ раскрывает понятие наказания: «наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица».
Понятие наказания представляет собой одну из базовых категорий уголовного права. Оно описывает основные признаки этой меры государственного принуждения, которая применяется государством для защиты охраняемых уголовным законом интересов от преступлений. 1

Работа содержит 1 файл

2.1..docx

— 159.81 Кб (Скачать)

С учетом этого условное осуждение можно определить как  государственное принуждение, осуществляемое на основании приговора суда, выражающееся в правоограничениях, обязанностях и запретах, применяемых к осужденному, а также в судимости, подконтрольности его образа жизни и поведения и установления ответственности за нарушения режима исправления или общественного порядка.

Вторая  глава «Правовые и организационные  основы исполнения условного осуждения» состоит из четырех параграфов.

В первом параграфе «Уголовно-исполнительные правоотношения в процедуре исполнения условного осуждения» дается анализ уголовно-исполнительных правоотношений, правовой основой которых являются нормы уголовно-исполнительного законодательства.

Правовое обеспечение  исполнения условного осуждения  представляет собой гарантирование реального осуществления исполнения наказания, назначенного осужденному  лицу, в необходимом, достаточном  объеме при помощи уголовно-правовых и уголовно-исполнительных средств

16

(норм). Их объем  может определяться размером  назначенного судом условного  наказания, который соотносится  с тяжестью совершенного осужденным  преступления, характеристикой лица, его совершившего, и другими обстоятельствами, учитываемыми судом, а также  ситуациями, когда лицо не нуждается  в дальнейшем отбывании наказания.

Механизм уголовно-исполнительного  обеспечения реализации условного  осуждения целесообразно понимать через взаимодействие его элементов. Качественная сторона такого действия будет зависеть от сути самого механизма, его назначения. Однако любое взаимодействие осуществляется не само по себе, а всегда предполагает какой-либо результат. Именно с учетом результативности взаимодействия, его нацеленности на определенный итог и следует рассматривать процедуру  исполнения условного осуждения.

Суть уголовно-исполнительных правоотношений в процедуре исполнения условного осуждения состоит  в их направленности на осуществление  в отношении условно осужденных лиц лишений и ограничений  прав и свобод, предусмотренных УИК  РФ за совершение преступления в рамках наказания.

Объект уголовно-исполнительных правоотношений - это, прежде всего, то, на что направлены права и обязанности  субъектов правоотношений, по поводу чего они вступают в юридические  связи. С учетом этого объект данных отношений следует рассматривать  как факт совершения общественно  опасного деяния, по поводу которого возникает  отношение между субъектами, направленными  на реализацию корреспондирующих прав и обязанностей, обеспечивающих процесс  исполнения и отбывания условного  осуждения.

Содержание уголовно-исполнительного  правоотношения образуют фактическое  поведение субъектов и совокупность их субъективных прав и обязанностей, которые соотносятся между собой, поэтому если один из субъектов несет  какую-либо обязанность, то другой имеет  право требовать ее выполнения.

Субъектами уголовно-правового  механизма обеспечения исполнения условного осуждения являются, с  одной стороны, осужденный к условному  лишению свободы, а с другой - сотрудники уголовно-исполнительных инспекций, обеспечивающих контроль за условно осужденными. Они  наделены регулятивно-обязывающими и регулятивно-воспитательными функциями.

Уголовно-исполнительные правоотношения возникают со дня  провозглашения приговора, соответственно, когда условно осужденному назначены  определенные обязанности, и он их должен исполнять. Это служит основанием для  организации контроля со стороны  уголовно-исполнительных инспекций  за их поведением. Данные отношения  имеют место вплоть до отбытия  осужденным наказания, истечения срока  отсрочки отбывания наказания или  испытательного срока при условном осуждении.

17

По истечении  испытательного срока либо отмены условного  осуждения контроль за поведением условно осужденного прекращается, и он снимается с учета уголовно-исполнительной инспекции.

Во втором параграфе «Правовое положение условно осужденных» исследуется социально-правовая сущность правового статуса условно осужденных, выступающих субъектами уголовно-исполнительных правоотношений.

Правовое положение  условно осужденных определяет объем  и характер карательного воздействия  на него. Оно зависит от поведения  условно осужденного, его отношения  к выполнению возложенных на него судом обязанностей. Осужденные, отбывающие уголовные наказания, являются субъектами уголовно-исполнительных правоотношений, в связи с этим приобретают  определенное правовое положение (статус): совокупность конституционных, гражданских  и иных специальных прав, обязанностей и законных интересов, которые присущи  им, обусловлены характером и содержанием  наказания и выражены в законодательстве.

Под правовым положением условно осужденных понимается совокупность законодательно урегулированных прав и обязанностей, которыми они наделяются как субъекты уголовно-исполнительных и иных правоотношений.

В Уголовно-исполнительном кодексе РФ определяется понятие  правового положения осужденных в период отбывания наказания, а  статус условно осужденных законом  четко не определен, что негативно  отражается на процедуре исправления  осужденных. Условное осуждение —  это не акт всепрощения, а форма  реализации уголовной ответственности, при которой осужденный должен четко  представлять как степень своей  вины, так и гуманность государства, закона и правосудия. Поэтому он обязан приложить личные усилия с  помощью специализированных государственных  органов для своего исправления (искупления вины), доказать своим поведением, что он не опасен для общества, и  тем самым вернуть к себе доверие.

Неотъемлемой частью правового положения осужденных в механизме реализации уголовно-исполнительных правоотношений является наличие у  данных субъектов юридических обязанностей, которые определяет суд.

Они могут быть дифференцированы на общие и индивидуальные. В первом случае речь идет об обязанностях, которые присущи всем осужденным независимо от судебной оценки их личности: соблюдать требования режима испытания (не совершать правонарушений, не уклоняться от контроля), выполнять законные требования сотрудников уголовно-исполнительных инспекций, органов внутренних дел, представителей органов власти и др.

Во втором, - обязанности, назначаемые судом, отражают индивидуальные особенности осужденных. Так, наличие  у осужденных условно

18

асоциальных зависимостей, таких как алкоголизм, наркомания, токсикомания и др., свидетельствует  о слабых волевых качествах и  устойчивой деформации психики, что  должно учитываться судом при  решении вопроса об их исправлении. Необъективность оценки их личности влечет принятие несправедливого решения. Кроме того, вряд ли целесообразно  возлагать обязанность в виде оказания материальной поддержки семье  на нетрудоспособное лицо, которое  и само нуждается в опеке. Допустимость возложения такой обязанности нужно  определять с учетом как оценки личности осужденного, так и его семейных обстоятельств.

При уклонении условно  осужденного от исполнения возложенных  на него судом обязанностей либо при  нарушении им общественного порядка, за которое было наложено административное взыскание, уголовно-исполнительная инспекция  предупреждает его в письменной форме о возможности отмены условного  осуждения.

В случае неисполнения условно осужденным требований о  явке в уголовно-исполнительную инспекцию, даче объяснений по поводу своего поведения, а также при наличии иных обстоятельств, свидетельствующих о целесообразности возложения на условно осужденного  других обязанностей, начальник УИИ  вносит в суд соответствующее  представление.

При наличии достаточных  оснований уголовно-исполнительной инспекцией в суд направляется представление  о продлении испытательного срока. В случае систематического или злостного  неисполнения условно осужденным в  течение испытательного срока возложенных  на него судом обязанностей либо если условно осужденный скрылся от контроля, начальник уголовно-исполнительной инспекции направляет в суд представление  об отмене условного осуждения и  исполнении наказания, назначенного приговором суда, с момента вступления приговора  в законную силу.

В параграфе  третьем «Уголовно-исполнительные инспекции - субъект правоотношений в организации контроля за условно осужденными» исследуются правовые и организационные особенности функционирования специализированного государственного органа по осуществлению контроля за условно осужденными.

Уголовно-исполнительные инспекции выступают в качестве субъекта уголовно-исполнительных правоотношений при осуществлении контроля за условно  осужденными в России (ч. 13. ст. 16 УИК РФ). Контроль за условно осужденными - это лишь часть данного направления деятельности, которое существенным образом отличается от исполнения наказания по характеру и содержанию уголовно-исполнительных правоотношений, правовому положению осужденных, правовым последствиям применения и процедуре исполнения условного осуждения. Условное осуждение — это уникальная форма уголовно-правовой реабилитации осужденных, исправление которых протекает в рамках не наказания, а исправительного режима испытания (постановка на учет, регистрация, контроль за их поведением и

19

исполнением обязанностей, реагирование на неправомерное поведение, наличие механизма гарантии их прав и правовой ответственности).

Работа уголовно-исполнительных инспекций по осуществлению контроля за условно осужденными регламентируется нормами разд. VIII УИК РФ «Контроль  за условно осужденными», Положением об уголовно-исполнительных инспекциях и нормативе их штатной численности[18], Инструкцией по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества[19].

Объектом контроля является поведение условно осужденного  в процессе исполнения условного  осуждения. Однако само содержание уголовно-исполнительных правоотношений не охватывается данным понятием. Поэтому и содержание деятельности уголовно-исполнительных инспекций  в связи с исполнением этой функции значительно шире. Они  ведут персональный учет условно  осужденных, который является формой организации контроля, но он имеет  и самостоятельное значение. С  помощью персонального учета  и на основе его данных инспекции  выстраивают всю индивидуально-воспитательную и профилактическую работу по реализации прав и законных интересов осужденных, применению норм об ответственности  нарушителей установленного режима условного осуждения (ч. 4 ст. 188 УИК РФ).

Сущность контроля выражается в применении мер, которые  обеспечивают возможность наблюдения за определенным объектом и оценку его соответствия предъявленным  требованиям. Он имеет своей целью  создание организационно-управленческих условий, препятствующих противоправной деятельности условно осужденных, способствующих их исправлению. Однако не все условно  осужденные оправдывают доверие  суда и способны самостоятельно, без  применения наказания, исправляться и  не совершать правонарушений. Поэтому  значение контроля заключается не только в фиксации противоправного поведения  осужденных и реагировании на них, но и в его содержание также входят меры по оказанию помощи осужденным в  исправлении и организации правомерного образа жизни.

Одной из эффективных  форм контроля за деятельностью уголовно-исполнительных инспекций и органов внутренних дел по исполнению условного осуждения при работе с условно осужденными является надзор ^ органов прокуратуры за их деятельностью. Основу такой деятельности

составляет проверка исполнения законов и подзаконных  нормативно-правовых актов, регламентирующих процесс исполнения и отбывания  условного осуждения.

На основании  результатов исследования сформулированы предложения по совершенствованию  уголовно-исполнительной деятельности по осуществлению контроля за условно  осужденными.

20

В четвертом  параграфе «Эффективность применения и исполнения условного осуждения и пути их повышения» подвергнуты анализу вопросы эффективности условного осуждения.

Эффективность исполнения условного осуждения определяется не только содержанием, но и практикой  его применения, важнейшей составляющей которого является его реализация. Фактическое осуществление условного  осуждения — одно из требований принципа неотвратимости ответственности  и наказания и предпосылка  выполнения задач, стоящих перед  уголовным и уголовно-исполнительным законодательством. Ненадлежащая реализация условного осуждения дискредитирует государственную власть, уголовный  закон, систему правоохранительных органов и уголовную политику государства. Неслучайно неотвратимость наказания за нарушения закона в  Концепции обозначена как составляющая уголовно-исполнительной политики.

Обобщенные результаты представленного анализа позволили  классифицировать меры по повышению  эффективности деятельности уголовно-исполнительных инспекций на следующие виды: 1) меры политико-правового характера; 2) организационно-управленческого; 3) технического характера.

В числе мер политико-правового  характера следует назвать предложения  по изменению действующего законодательства. На это указали 6,9 % респондентов. При  этом 17,1 % респондентов высказались  за ужесточение мер отбывания  условного осуждения.

Наиболее распространенными  являются меры организационно-управленческого  характера. Они основаны на мнении респондентов и носят преимущественно рекомендательный характер. К их числу следует отнести  меры, направленные на повышение качества работы сотрудников уголовно-исполнительных инспекций, в том числе, такие  рекомендации: принимать на службу специалистов с высшим образованием - 4,1 %, увеличить численность сотрудников - 9,7 % и уменьшить на них нагрузки -4,1 %.

Наиболее востребованной мерой является увеличение зарплаты — 20,8 %. На внедрение передового опыта  указали только 1,3 % респондентов. За расширение круга обязанностей, возлагаемых  на условно осужденного, высказались 4,6 % опрошенных; пожелание судам  чаще обязывать проходить курсы  лечения от алкоголизма и наркомании высказали 3,2 %; увеличить круг обязанностей, возлагаемых судом, 4,1 %. За усиление контроля за условно осужденными  и взаимодействие с другими подразделениями (города, района) высказались 6 %.

Информация о работе Современный Уголовный кодекс