3. Необходимым методом
познания уголовного права является
тендернаяэкспертиза; ее цель состоит в том, чтобы
соотнести содержание системы уголовно-правовых
норм и социальной практики их применения
с требованиями международно-правового
принципа равенства и недискриминации мужчины и женщины. Опыт ее проведения
показывает, что большая часть предписанийуголовного закона является
гендерно нейтральными в силу специфики
регулируемых уголовным правом общественных
отношений; в тоже время тендерная асимметрия
в уголовном праве России имеет место
при установлении и реализации уголовной
ответственности, причем в большинстве
случаев ее наличие является социально
обусловленным либо особой ролью женщины
как матери, либо принципом гуманизма,
а потому она должна быть в российском
уголовном законодательстве сохранена;
только отдельные положения уголовного
закона не соответствуют требованиям
тендерного равенства, причем в уязвленном
положении при их применении оказываются
представители мужского пола, что требует
разработки научно обоснованных рекомендаций
по «выравниванию» статуса мужчин в уголовном
праве.
4. Необходимым условием
понимания и совершенствования
ном уголовного закона об ответственности
женщин является правильное представление
об особенностях женской преступности в современных условиях. При
относительно равном с мужчинами удельном
весе в общей массе населения, криминальнаяактивность женщин значительно
ниже, на их долю приходится 10 - 15 % всех
зарегистрированных преступлений; однако в современных условиях
в структуре женской преступности наблюдается
ряд негативных тенденций, среди которых:
возрастание удельного веса краж личного имущества, значительное
и повсеместное возрастание насильственной преступности женщин, увеличение
доли женщин среди лиц, совершивших преступления против государственной
власти, отмечается рост участия женщин
в террористических актах ипреступлениях, совершаемых с применением
оружия. В детерминации женской преступности
значительно ярче, чем в детерминации
преступности мужчин проявляются факторы,
связанные с активизацией социальной
позиции личности, семейной десоциализацией
и влиянием ближайшего социального окружения;
основной массе преступниц по сравнению с преступниками
меньше присущи асоциальные установки,
у них отсутствуют устойчивые преступные убеждения и серьезные деформации
социально-психологической адаптации.
5. Наиболее распространенной
формой реализации уголовной
ответственности женщин является
уголовное наказание; при этом при относительно
небольшом удельном весе женщин, осуждаемых к реальному лишению свободы,
практика свидетельствует о том, что доля
женщин, осуждаемых к достаточно длительным
срокам лишения свободы превосходит аналогичный
показатель в структуре судимости лиц
мужского пола. В настоящий момент практически
единственным средством смягчения наказания
в отношении женщин является широкая практика
применения условного осуждения, что можно оценить в качестве
существенного недостатка действующей
системы уголовныхнаказаний и недочетов той части уголовной
политики, которая связана с обеспечением
реальной возможности наказаний, не связанных
с изоляцией от общества. В сфере индивидуализации
уголовного наказания женщин особое значение
приобретает учет таких критериев назначения
наказания, как влияние наказания на условия
жизни семьи осужденной, беременность виновной и наличие
у нее малолетних детей, что обусловливает необходимость
ихзаконодательного уточнения для адекватного понимания
в судебной практике.
6. Широкая практика применения
института условного осуждения
дискредитирует данный институт
и приводит к рецидиву преступлений
со стороны освобожденных. В
связи с чем рекомендации по повышению
его эффективности могут быть сведены
к следующему: обеспечить максимальную
индивидуализацию процесса условно-досрочного освобождения от наказания, предполагающую
индивидуальную подготовку осужденного к условно-досрочному освобождению
от наказания и индивидуальную программу
его социальной реабилитации и реинтеграции.
Кроме того, существенным обстоятельством,
способствующим эффективности условно-досрочного
освобождения от наказания, должно статьвозложение на осужденного способствующих
его исправлению обязанностей(исследование показало, что
при освобождении женщин ни на одну из них такиеобязанности не были возложены) и организация
должного контроля за их соблюдением.
7. Проведенный в диссертации
анализ дал возможность сформулировать
некоторые возможные направления
редактирования положений ст. 82 УК
РФ. В их числе: 1) распространение правил
ст. 82 УК РФ на мужчин, имеющих малолетних
детей; 2) установление запрета на предоставление отсрочки
отбывания наказания следующим категориям
женщин: осужденным к лишению свободы на срок свыше
пяти лет за тяжкие или особо тяжкие преступления,
связанные с применением опасного для
жизни или здоровья насилия над личностью;
осужденным за совокупность преступлений
или совокупность приговоров, если хотя бы одно из входящих
в совокупность преступлений является тяжким или особо тяжким преступлением,
связанным с применением опасного для
жизни или здоровья насилия над личностью;
осужденным женщинам, лишенным родительских
прав; женщинам, осужденным за совершение преступлений против интересов
несовершеннолетних; женщинам, страдающим
алкоголизмом или наркоманией; 3) корректировка
сроков предоставления отсрочки таким
образом, чтобы он не превышал сроков давности обвинительного приговора суда, установленных
ст. 83 УК РФ;
4) установление дополнительных
стимулов позитивного постпреступногоповедения освобожденных женщин
в виде возможности досрочного прекращенияотсрочки при хорошем поведении
женщины и добросовестном отношении к воспитанию ребенка;
5) организация должной поддержки, помощи
и контроля за поведением освобожденных.
8. Существенным препятствием
нормальной организации исправленияосужденных к лишению свободы женщин и их
последующей ресоциализации является
нехватка исправительных учреждений и их удаленность
от места проживания осужденных, преодоление
которых требует помимо реорганизации
мест исполнения наказания, создания новых колоний
и иных ресоциали-зационных центров, пересмотра
общей направленности карательной политики в сторону более широкого
применения наказаний, не связанных с
изоляцией от общества и внедрения альтернативных наказанию форм разрешения уголовно-правового
конфликта. Ресоциализация осужденных
имеет два основных аспекта: социальный
и психологический; их полноценная реализация
требует должного нормативного, организационного,
кадрового, ресурсного, методического
обеспечения, а также, самое главное, привлечения
к ресоциа-лизационным процессам, помимо
государства, всех институтов гражданского
общества и гуманизации отношения общества
к бывшим осужденным.