Современный Уголовный кодекс

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 15:53, доклад

Описание работы

Современный Уголовный кодекс в ст.43 УК РФ раскрывает понятие наказания: «наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренных настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица».
Понятие наказания представляет собой одну из базовых категорий уголовного права. Оно описывает основные признаки этой меры государственного принуждения, которая применяется государством для защиты охраняемых уголовным законом интересов от преступлений. 1

Работа содержит 1 файл

2.1..docx

— 159.81 Кб (Скачать)

3[xxi] Сергеевский Н.Д. Указ. соч. С. 48.

4[xxii] Подробнее см.: Решетников Ф.М. Особенная часть уголовного права зарубежных государств. М., 1976. С.10 - 11.

5[xxiii] См. подробнее: там же. С.47.

6[xxiv] Подробнее см.: Бородин С.В. Преступления против жизни. М., 1999. С.176-179.

7[lxv] См.: Воронина О.А. Гендерная экспертиза законодательства РФ о средствах массовой информации. М., 1998. С.97.

8[lxvi] Там же. С.106.

9[lxvii] Подробнее см.: История советского уголовного права. М., 1948. С.299 - 305.

10[lxviii] СУ РСФСР. 1924. № 79. Ст. 787.

11[lxix] См.: СУ РСФСР. 1925. № 29. Ст.212; № 70. Ст.554.

12[lxx] См.: СУ РСФСР. 1926. № 80. Ст.600.

13[lxxi] Цит. по: Титов Ю.П. Указ. соч. С.142.

14[lxxii] Российская газета. 1993. 18 мая.

15[lxxiii] См., например: Указ Президента РФ от 16 мая 1996 г. «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы»// СЗ РФ. 1996. № 21. Ст. 2463; Распоряжение Президента Российской Федерации «О подписании Протокола № 6 (относительно отмены смертной казни) от 28 апреля 1983 г. к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.» от 27 февраля 1997 г. № 53-рп// Уголовный кодекс Российской Федерации. Постатейные материалы. М., 1998. С.129.

16[lxxiv] Российская газета. 1993. 6 января.

 

Правовое регулирование  назначения дополнительных наказаний  по УК Российской Федерации - Л.Р. Комарова

Назначение наказания, является важнейшим этапом реализации уголовной  ответственности, в рамках которого реализуется социальное предназначение  уголовного законодательства в целом. Регламентация в ст. 45 УК РФ видов наказаний, которые могут назначаться в дополнение к основному, разных по характеру, методам осуществления и степени тяжести наказания, дает суду возможность выбрать более целесообразные меры для борьбы с преступностью и позволяет осуществить принцип индивидуализации наказания. Дополнительные наказания, обладая целенаправленностью воздействия на определенные стороны и качества личности способствуют достижению целей единого наказания, являются стимулятором нравственного и правомерного поведения человека в обществе. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 11 июня 1999г. №40 «О практике назначения судами уголовного наказания» отмечается, что, исходя из того, что дополнительные меры наказания имеют важное значение в предупреждении совершения новых преступлений как самими осужденными, так и иными лицами, рекомендовать судам при постановлении приговора обсуждать вопрос о применении наряду с основным наказанием соответствующего дополнительного наказания. 

 

Специфика правового регулирования  назначения дополнительных наказаний  проявляется на основе сравнительного и систематического анализа общих  начал назначения наказания и  специальных правил назначения наказаний, установленных положениями УК РФ.  

 

Так, в соответствии с  ч.1 ст. 60 УК лицу, признанному виновным в совершении преступления, назначается справедливое наказание в пределах, предусмотренных соответствующей статьей Особенной части УК. Однако данное положение неприменимо в случае назначения дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, поскольку в качестве дополнительного вида оно может назначаться и в случае, когда его назначение не предусмотрено санкцией статьи Особенной части УК в качестве наказания за соответствующее преступление (ч. 3 ст. 47 УК).  Кроме того, без указания в санкции статьи Особенной части УК РФ назначается наказание в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград. Возможность назначить более строгий вид наказания из числа предусмотренных за совершенное преступление установлена применительно лишь к основному наказанию. Санкции статей Особенной части УК не предусматривают альтернативных видов дополнительных наказаний, суд лишь вправе назначить несколько дополнительных наказаний за совершение одного преступного деяния.  

 

Что касается обязанности  суда при назначении наказания учитывать  характер и степень общественной опасности и личность виновного, то данное положение в полном объеме применимо к правилам назначения дополнительных наказаний. Именно учет индивидуального характера и  степени общественной опасности  совершенного виновным преступления, а также его личностных свойств, позволяет реализовать принцип  индивидуализации наказания, в том  числе посредством применения его  дополнительных видов. При этом применительно  к дополнительным наказаниям учет личности виновного является определяющим при  выборе вида наказания. Так, два дополнительных вида наказания – лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград – применимы лишь к тем осужденным, которые занимают определенные должности или, как правило, занимаются определенной деятельностью, а также к лицам, обладающим указанными званиями, классными чинами или наградами.

Назначая штраф  в качестве дополнительного наказания  суд, руководствуясь общими началами назначения наказания, обязан учесть не только личность виновного (включая имущественное  положение осужденного и материальные условия жизни его семьи), но, прежде всего характер и степень общественной опасности совершенного преступления. Штраф в качестве дополнительного  наказания предусмотрен за совершение особо тяжких преступлений и назначается  только в случаях, когда он установлен соответствующей статьей Особенной  части УК. 

 

Достаточно высокие  размеры штрафа, установленные в  УК РФ (в ред. ФЗ РФ от 8 декабря 2003г. № 162-ФЗ), обусловлены отменой конфискации  имущества, применяемой лишь в качестве дополнительного наказания. Однако практика применения штрафа за последнее  время не оправдала предполагаемых ожиданий, штраф, в качестве дополнительного  наказания назначается также  редко, как и до внесения изменений  в уголовное законодательство. К  тому же может вызвать затруднение  и установление истинного размера  заработной платы осужденного, а  тем более его доходов, и, как  следствие, не только взыскание меньшей  суммы, чем предполагалось при вынесении  приговора, но  и невозможность исполнения штрафа. Учитывая сказанное, представляется целесообразным на законодательном уровне установить минимальный (для штрафа, применяемого в качестве уголовного наказания) размер заработной платы и минимальный размер иного дохода, с учетом которого будет рассчитываться размер штрафа, взыскиваемого с осужденного. 

 

В отличие от штрафа, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного  наказания может назначаться  и в случаях, не предусмотренных  санкцией статьи Особенной части  УК, устанавливающей ответственность  за соответствующее преступление. Если назначение штрафа в качестве дополнительного наказания обусловлено в основном корыстной направленностью совершенных преступных деяний, то лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью назначается в случаях, когда виновный использовал права и правомочия по должности, профессиональной и иной деятельности для совершения умышленного преступления или совершения преступления по неосторожности с нарушением профессиональных или иных специальных обязанностей[1]. Совершение умышленного должностного преступления с использованием предоставленных виновному прав и полномочий для неправомерной деятельности представляет повышенную общественную опасность и, в большинстве случаев, влечет более тяжкие последствия по сравнению с деяниями, совершенными вследствие ненадлежащего исполнения лицом возложенных на него служебных или профессиональных обязанностей. В этой связи представляется правильным установить дифференцированные сроки назначения данного вида дополнительного наказания за совершение умышленных и неосторожных преступлений, а также разграничить сроки исчисления «лишения права» в зависимости от формы вины совершенного лицом деяния.  

 

Единственным видом  наказания, применяемого только в качестве дополнительного, является лишение  специального, воинского или почетного  звания, классного чина и государственных  наград. Оно не предусмотрено в  санкциях статей Особенной части  УК РФ и применяется лишь при совершении виновным тяжкого или особо тяжкого  преступления. В статье 48 УК РФ, регламентирующей применение этого наказания, не разрешен вопрос о том, в сочетании с  какими видами наказаний оно может  быть назначено. В свое время В.П. Щупленков в качестве основания применения этого наказания предложил критерий несовместимости  характера деяния с присвоенным виновному званием или наградой[2]. Очевидно, что формулировка ст. 48 УК РФ, устанавливающая достаточно широкие возможности его применения – «при осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления с учетом личности виновного», предоставляет суду возможность сочетать его с любым основным видом наказания, предусмотренным санкцией соответствующей статьи Особенной части УК.

Сортировать по



   

 

В числе общих правил, которыми руководствуется суд при  назначении наказания, названы также  смягчающие и отягчающие обстоятельства. Применительно к назначению дополнительных наказаний, учет этих обстоятельств  заключается в следующем: наличие  смягчающих и отсутствие отягчающих обстоятельств может обусловить их неприменение и, наоборот, установление отягчающих обстоятельств делает более  предпочтительным их назначение. 

 

Помимо общих начал  назначения наказания УК РФ регламентирует и специальные правила их назначения. Если общие начала имеют императивный характер при назначении как основных, так и дополнительных наказаний по каждому уголовному делу и любому лицу, виновному в совершении преступления, то специальные правила рассчитаны на применение при назначении наказания за специальные формы совершения преступлений либо определенному кругу лиц, или же при назначении наказания при определенных формах уголовного судопроизводства (ст. 65 УК РФ). 

 

Специальные правила назначения дополнительных наказаний регулируются нормами не только главы 10 УК РФ «Назначение  наказания», но и положениями других глав УК. При этом некоторые положения норм главы 10 регулируют лишь порядок назначения дополнительных наказаний (ч. 4 ст. 69, ч. 5 ст. 70, ч. 2 ст. 71, ч. 4 ст. 73 УК), ряд норм определяет порядок назначения как основных, так и дополнительных наказаний (ст. 62, ч.1 ст. 64, ч. 1 ст. 65, ч. 1 ст. 67, ч. 3 ст. 68, ч. ч. 1 и 2 ст. 88 и ст. 89 УК). 

 

Применительно к отдельным  видам дополнительных наказаний  порядок назначения наказания определяется нормами, в которых раскрывается их содержание и условия применения. Так, правила назначения наказаний в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ч. 3 ст. 47 УК) и лишения специальных, воинских или почетных званий, классного чина и государственных наград (ст. 48 УК) по усмотрению суда, без указания о том в соответствующей статье Особенной части УК, имеют специальный характер. Речь идет об одном из немногих случаев, когда законодатель допускает возможность выйти суду при назначении наказания за максимальный предел санкции статьи Особенной части УК. 

 

Статья 62 УК, регламентирует порядок назначения как основных, так и дополнительных наказаний  при наличии смягчающих обстоятельств, предусмотренных пунктами «и» и  «к» статьи 61 кодекса, и отсутствии отягчающих обстоятельств. Поскольку  речь в данном случае идет о наиболее строгом виде наказания, предусмотренном  санкцией статьи Особенной части  УК, то в качестве дополнительного  вида наказания таковым является только штраф. Следовательно, правила  ст. 62 УК вряд ли применимы к назначению обязательных дополнительных наказаний.  

 

Положение ч. 1 ст. 65 УК РФ, устанавливающей обязанность суда при назначении наказания лицу, признанному присяжными заседателями виновным в совершении преступления, не превышать двух третей максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление,  по своему содержанию сходно с соответствующим положением статьи 62 УК РФ. Следовательно, при назначении наказания на основании ч. 1 ст. 65 УК РФ, данная норма должна распространяться и на дополнительное наказание. 

 

Аналогичным образом сконструированы  части 2 и 3 статьи 66 УК РФ, регламентирующей порядок назначения наказания за неоконченное преступление. При этом следует уточнить, что в данной норме дифференцированы пределы  назначения наказания в зависимости  от стадии неоконченного преступления. Так, срок или размер наказания за приготовление к преступлению ограничен  половиной максимального срока  или размера наиболее строго вида наказания, предусмотренного соответствующей  статьей Особенной части УК за оконченное преступление (ч. 2 ст. 66). За покушение на преступление срок или  размер наказания не может превышать  трех четвертей максимального срока  ил размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного соответствующей  статьей особенной части УК за оконченное преступление. Учитывая такое разграничение, представляется правильным при назначении наказания за приготовление к преступлению либо, в случае приготовления к особо тяжкому преступлению, смягчить размер дополнительного наказания, предусмотренного санкцией соответствующей статьи Особенной части в качестве обязательного, либо не применять дополнительное наказание, предусмотренное в качестве обязательного санкцией статьи Особенной части УК, устанавливающей ответственность за совершение тяжкого преступления.

Сортировать по



   

 

В связи с изложенным, имеет смысл дополнить ч. 2 ст. 66 УК РФ следующим положением: «В соответствии с настоящими правилами снижается срок или размер максимального срока или размера дополнительного наказания, предусмотренного в качестве обязательного соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса за оконченное особо тяжкое преступление. При назначении наказания за приготовление к совершению тяжкого преступления суд вправе не применять дополнительное наказание, предусмотренное соответствующей статьей Особенной части УК в качестве обязательного».  

 

Аналогичным положением следует  дополнить ч. 3 ст. 66 УК: «В соответствии с настоящими правилами снижается срок или размер максимального срока или размера дополнительного наказания, предусмотренного в качестве обязательного соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса за оконченное преступление». 

Информация о работе Современный Уголовный кодекс