Преступления, совершаемые по неосторожности

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 16:05, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является теоретическая разработка путей совершенствования диспозиций и санкций статей, в которых предусмотрена ответственность за преступления, совершаемые по неосторожности. Обосновывается необходимость установления такой ответственности, которая бы в максимальной степени соответствовала восстановлению социальной справедливости и повышению эффективности уголовного закона в борьбе с неосторожными преступлениями.
Для достижения этих целей автор поставил перед собой следующие задачи:
изучить диспозиции и санкции составов преступлений, в которых усматривается неосторожная форма вины;
классифицировать все неосторожные деликты на группы;
выявить обстоятельства при совершении неосторожных преступлений, которые должны признаваться квалифицирующими;
исследовать и обобщить судебную практику учета обстоятельств, которые учитываются при назначении наказания виновным в совершении преступлений по неосторожности;
- разработать предложения и рекомендации по совершенствованию диспозиций и санкций статей Особенной части УК РФ, в которых предусмотрена ответственность за неосторожные преступления.

Работа содержит 4 файла

Вступительное слово.doc

— 40.00 Кб (Открыть, Скачать)

Диплом по неосторожн..doc

— 401.50 Кб (Скачать)

Одним из основных средств  в достижении целей наказания  является воспитательная работа, которая должна основываться на определенной идеологии. Раньше ею была идеология социализма, в настоящее время трудно сказать, какая идеология должна вкладываться в содержание воспитательной работы среди осужденных. В этой связи следует сказать, что организация и проведение воспитательной работы будут очень затруднены тем, что мораль, этика, культура, литература, методические указания и т.п. соответствуют социалистическому обществу. Большинство воспитателей подготовлены к работе в духе коммунистической идеологии и для изменения их мировоззрения нужно немало сил и времени. Нужно учесть еще и то, что пока нет авторитетных, научно обоснованных идей: А какая же идеология более нужная и справедливая: социалистическая или капиталистическая?

При отсутствии государственной  идеологии организовать воспитательную работу среди преступников невозможно. В противном случае каждый воспитатель исправительного учреждения будет действовать по своему разумению. Несмотря на это, даже самые главные идеологи страны считают, что никакой государственной идеологии не должно быть. Так, например, Президент Российской Федерации В.В. Путин заявил: "Я против восстановления в России государственной, официальной идеологии в любой форме"100. Нужно возразить такому заявлению: Россия без приоритета патриотической государственной идеологии никогда не станет сильным государством, а уж тем более не поднимется из нынешней пропасти.

Без государственной (единой) идеологии, по мнению даже представителей церкви, Россия может превратиться в империю зла. Вот, что по этому поводу говорит Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II: "После развала СССР и нескольких лет "демократических реформ" мы живем в неустойчивой смутной действительности, можно сказать, в безумном мире, где отсутствует нравственность, где господствуют волчьи законы, где брат грабит брата, где ложь и обман стали нормой поведения... сегодня мы являемся свидетелями ускоренного строительства общемировой системы зла"101.

В результате политических и экономических изменений в  России общество разделилось на классы, появились бедные, средние, богатые и очень богатые граждане. Это, в свою очередь, повлекло изменения в понятии что "морально" и "аморально". В обществе, разделенном на классы, мораль неизбежно носит классовый характер, отражая классовую борьбу. Поскольку в России вновь появились классы, появилась и новая мораль, то есть мораль бедных и богатых. Кто ответит на вопрос: "Какая из них правильная?"

Согласно уголовно-исполнительному  законодательству, воспитательная работа с осужденными должна быть направлена на:

  • Формирование у осужденных уважительного отношения к человеку и 
    обществу.
  • Формирование уважительного отношения к труду.
  • Формирование уважительного отношения к нормам, правилам и традициям человеческого общежития.

О каких нормах и правилах человеческого общежития идет речь в уголовно-исполнительном законодательстве? В законе таких норм и правил нет. Нормы морали - это форма нравственных требований, регулирующих поведение людей посредством общих предписаний и запретов, распространяющихся на однотипные поступки. В отличие от правовых норм, нормы морали санкционируются не властью государства, а силой обычая и общественного мнения. Они формируются в нравственном сознании стихийно, а не в результате специально изданного кем-либо закона. Поэтому вопрос о применимости тех или иных норм морали в конкретных ситуациях должен решаться на основе более общих по содержанию и одновременно более конкретных нравственных принципов102.

Воспитателям исправительных учреждений необходимо иметь жизненные ориентиры, которые они могли бы использовать при организации идейно-нравственного воспитания осужденных. Если посмотреть на историю, то молодое поколение воспитывалось в духе патриотизма, интернационализма, дружбы, товарищества, трудолюбия, честности, взаимной выручки, гуманности и т.д. В средствах массовой информации пропагандировались герои войны и труда. Молодежь ориентировалась на Гагарина, Стаханова, маршала Жукова, академика Королева и других уважаемых людей страны. В почете были шахтеры и летчики, сталевары и строители, доярки и комбайнеры, врачи и учителя и т.п. Поэтому воспитателям исправительно-трудовых учреждений можно было говорить осужденным: "Живи, как все честные люди!", "Бери пример с передовика!" Каждый мог выбирать для себя идеал и идти таким же путем.

В настоящее время  картина другая: пропагандируются, как правило, секс, насилие, убийство, воровство грабежи, разбои т.п. Прославляется не труд и трудовой человек, а азартные игры и преступники всех мастей. Труд рабочего, крестьянина, учителя, врача, инженера и т.д. теперь не в почете. Почет тем, кто сумел воспользоваться плодами так называемой "приватизации".

Литература, телеэкран, печатная продукция некогда были "заповедниками", где грязному слову не давали хода, служили в определенном смысле языковым камертоном. Теперь при их энергичном участии мы идем к полному стиранию грани между нормативной и ненормативной лексикой103.

Несомненно, что в настоящее  время организовать нравственное воспитание лишенных свободы практически невозможно. Для этого нужно изменить всю работу средств массовой информации, также значительно сократить выпуск литературы, пропагандирующей насилие, секс и преступный образ жизни.

Представляет сложность  и организация правового воспитания. На первый взгляд, в этом деле проблем нет. Правовая литература теперь имеется в достаточном количестве. Проблема в другом: правовое воспитание заключается не только в том, чтобы осужденные знали законодательство, но и соблюдали его. Это является главным в правовом воспитании. К сожалению, нередко законы не соблюдают даже сами законодатели.

19 января 2001 года по  центральному телевидению России (НТВ) была передача "Глас народа" об аресте в США П. Бородина, бывшего управляющего делами Президента России Б. Ельцина. Во время передачи телезрителям было предложено ответить на три вопроса:

"Доверяете ли Вы  прокуратуре Российской Федерации?"

"Доверяете ли Вы прокуратуре Швейцарии, возбудившей уголовное дело против П. Бородина?"

"Затрудняетесь ответить".

На телевидение успело позвонить около 24 000 человек, из них  положительно на первый вопрос ответили всего 453 человека, остальные, то есть 23 с лишним тысячи человек, сказали, что не доверяют прокуратуре России, а доверяют прокуратуре Швейцарии. Около трехсот телезрителей затруднились с ответом. Такого позора прокуратура России еще ни разу в ее истории не имела.

При таком положении  организовать воспитательную работу среди осужденных очень и очень сложно. Учитывая изложенное выше, можно сказать, что исправить и воспитать правопослушных граждан из осужденных за неосторожные преступления практически проблематично.

Конечно же, все сказанное  относится не только к отбывающим наказание в колониях-поселениях, но и к осужденным, которые отбывают наказание условно. Книги, газеты, радио, телевидение для всех граждан одинаковы. Идеология государства, которая выражается в нравственном и правовом воспитании граждан, одна.

С учетом изложенного  в этой главе можно сделать  вывод.

Политические, экономические, социальные, правовые, этические и  т.п. изменения, которые произошли в России, поставили под сомнение возможность при исполнении уголовных наказаний достичь цели исправления лишенных свободы.

Традиционные средства достижения целей наказания значительно  сократились, главным из них являлся общественно полезный труд. В настоящее время таким трудом занято не более половины отбывающих наказания в колониях-поселениях.

Необходимо определить нравственно-этическую сторону воспитательной работы, освободиться от рутины пустословия и шаблона, увязать средства исправительного воздействия с реальными условиями жизни, сложившимися в России.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы и внести предложения о совершенствовании рассматриваемых статей УК.

1. Несмотря на рост неосторожных преступлений, законодательство и судебная практика неуклонно идут по пути уменьшения карательной стороны наказаний. В связи с изменением категорий преступлений и сокращением срока на условно-досрочное освобождение от отбывания лишения свободы время нахождения осужденных в местах лишения свободы значительно уменьшилось. При среднем сроке лишения свободы в три года за преступления, совершенные по неосторожности, осужденные будут находиться в колонии-поселении не более одного года. С точки зрения карательного воздействия, такой непродолжительный срок не будет эффективным средством в борьбе с преступлениями, совершаемыми по неосторожности. Тем более что колонии-поселения фактически не являются местом лишения свободы, в этих учреждениях нет обязательных атрибутов, присущих тюремным учреждениям. Лишение свободы в колониях-поселениях сводится лишь к лишению права выбирать место жительства и работу.

2. Большинство диспозиций составов неосторожных преступлений сконструированы без точного указания о субъективной стороне - в результате не закон, а суд решает вопрос об умышленной или неосторожной форме вины. Несомненно, такое положение ведет к разнобою в судебной практике, подрывает авторитет закона и правосудия. Этот вывод подтверждается и анализом научных трудов ученых по уголовному праву и судебной практики.

3. В последнее десятилетие в науке уголовного права неосторожным преступлениям не уделяется должного внимания, и это несмотря на то, что в России действует новое уголовное законодательство, которое значительно отличается от прежнего. Изменились диспозиции и санкции статей, в которых предусмотрена ответственность за деликты, совершенные по неосторожности. Исследуют неосторожную форму вины в последние годы в основном только В.Е. Квашис и В.А. Нерсесян, что, разумеется, явно недостаточно.

4. Все преступления, совершаемые по неосторожности, должны предусматривать наказания, равнозначные базовым статьям Особенной части УК, т.е. ст. ст. 109 и 118 УК. Наказание должно быть дифференцированно в зависимости от числа потерпевших и величины причиненного им вреда. В противном случае не может идти речи о принципе справедливости при назначении наказания и о такой его цели как "восстановление социальной справедливости".

Много нареканий вызывает методика, применяемая законодателем  при конструировании санкций  в двухобъектных составах преступлений. Исследования показали, что законодатель не сопоставляет размеры и виды наказаний с однотипными составами преступлений и не пользуется при этом единой методикой.

5. Отдельные диспозиции составов преступлений, которые могут совершаться только умышленно, необоснованно включают неосторожную форму вины к наступившим последствиям. В первую очередь - этот упрек относится к ст. 205 УК "Терроризм". За последние пять лет было возбуждено по этой статье сотни уголовных дел и ни в одном из них не усматривается неосторожная вина к наступившим последствиям. Ни в трудах ученых, ни в судебной практике не встречаются случаи усмотрения при терроризме неосторожной формы вины.

Поэтому эта диспозиция и ей подобные должны быть сконструированы  без указания неосторожной вины к наступившим последствиям. В таких преступлениях, как минимум, вина выражена в виде косвенного умысла.

6. Исследование показало, что новый Уголовный кодекс России имеет серьезные пробелы, которые необходимо устранять.

7. Спор о форме вины в тех или иных преступлениях нельзя отнести к риторике, он имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Так, например, осужденные к лишению свободы за преступления, совершенные по неосторожности, отбывают наказание в колонии-поселении, поэтому полагаем, что исследование института неосторожности вполне оправданно.

8. Изучение составов преступлений, содержащихся в Особенной части УК РФ позволило классифицировать все составы преступлений, в которых идет или может идти речь о неосторожно форме вины, на пять групп:

  • составы преступлений, диспозиции которых точно указывают на неосторожную форму вины;
  • составы преступлений, диспозиции которых содержат указание на неосторожность к наступившим последствиям;
  • составы преступлений, диспозиции которых не указывают на форму вины как к самому деянию, так и к его последствиям;
  • составы неосторожных преступлений, в результате которых могли наступить вредные последствия для здоровья или жизни человека;
  • составы преступлений, в диспозициях которых нечетко просматривается форма вины.

Исследование целей уголовного наказания, позволяет сделать выводы о целях вообще и целях по отношению к лицам, осужденным за неосторожные преступления. Итак:

  • целями наказания должно быть юридическое исправление осужденного, предупреждение совершения им новых преступлений;
  • кара, содержащаяся в наказании, является не целью, а средством достижения целей наказания;
  • новый вид цели наказания "восстановление социальной справедливости" требует глубокого научного объяснения. Однозначного понимания ни у ученых, ни у практиков о "социальной справедливости" не найдено. Это очередное оценочное понятие, введенное в уголовный закон.

ОТЗЫВ и РЕЦЕНЗИЯ.doc

— 40.50 Кб (Открыть, Скачать)

дипл наслед.rtf

— 480.73 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Преступления, совершаемые по неосторожности