Демократические основы (принципы) правосудия: их понятие, природа и система

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 06:53, реферат

Описание работы

1. По своей природе принципы имеют объективно-субъективный характер. Объективный аспект принципов (исходные, основополагающие начала) отражен и закреплен в нормах различных отраслей законодательства, регулирующих правоохранительную деятельность, и в силу этого является мощным фактором правовой действительности. Принципы отражают наиболее общие закономерности организации судебных органов и пронизывают регламентацию всех стадий судопроизводства. При этом в уголовном судопроизводстве, в частности, принципы проявляются не только в судебном разбирательстве, но и на предшествующих ему этапах (дознание, предварительное следствие).

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 60.78 Кб (Скачать)

Демократические основы (принципы) правосудия: их понятие, природа и  система

 

Задачи, стоящие перед  правосудием, решаются на основе его  принципов, т. е. общих руководящих, основных, исходных правовых положений, определяющих организацию и деятельность государственных органов, осуществляющих судебную власть.

 

Принципы правосудия характеризуются  следующими основными чертами (признаками).

 

1. По своей природе принципы  имеют объективно-субъективный характер. Объективный аспект принципов  (исходные, основополагающие начала) отражен и закреплен в нормах  различных отраслей законодательства, регулирующих правоохранительную  деятельность, и в силу этого  является мощным фактором правовой  действительности. Принципы отражают  наиболее общие закономерности  организации судебных органов  и пронизывают регламентацию  всех стадий судопроизводства. При  этом в уголовном судопроизводстве, в частности, принципы проявляются  не только в судебном разбирательстве,  но и на предшествующих ему  этапах (дознание, предварительное  следствие).

 

Субъективный аспект принципов  выражается в том, что они определенным образом отражены в общественном и индивидуальном правосознании  отдельных граждан, представителей правоохранительных и законодательных  органов, юридической (судебной) практике и имеют самостоятельное и  притом немаловажное значение.

 

2. Принципы правосудия  являются руководящими положениями,  т. е. они обязательны для  соблюдения как всеми судебными  инстанциями, так и лицами, участвующими  в судебном разбирательстве (прокурором, защитником, подсудимым, истцом, ответчиком  и др.). В целях исключения противоречивости  правовой системы принципами  правосудия руководствуются и  законодатели в правотворческом  процессе с тем, чтобы положения,  содержащиеся в новых законах,  им не противоречили.

 

3. Принципы правосудия  носят общий характер, поскольку  закрепляют основные направления  организации и деятельности судебных  органов. Кроме того, все принципы  правосудия закреплены в законе, в силу чего они приобретают  точность формулировок и становятся  общеобязательными для соблюдения.

 

4. В совокупности принципы  образуют систему основополагающих  положений, которые пронизывают  все нормативное содержание правосудия. Хотя каждый принцип имеет  свое собственное содержание, действуют  они в неразрывной связи друг  с другом. Каждый из принципов  является гарантией реализации  других.

 

Принципы организации  и осуществления правосудия:

принцип законности правосудия;

принцип осуществления правосудия только судом;

принцип доступности судебной защиты;

принцип осуществления правосудия на началах равенства всех перед  законом и судом;

принцип участия граждан  в осуществлении правосудия;

принцип состязательности и  равноправия сторон;

принцип обеспечения подозреваемому, обвиняемому и подсудимому права  на защиту;

принцип презумпции невиновности;

принцип независимости судей  и подчинение их только Конституции  РФ и федеральному закону;

принцип открытого разбирательства  дел во всех судах;

национальный язык судопроизводства.\

 

Правосудие и его демократические  основы (принципы)

 

Введение.

 

Любой юрист обязан хорошо знать, как построены и действуют  органы, активно участвующие в  реализации правовых предписаний. Эти  органы – основное звено механизма  правоприменения, без которого не может  существовать современное государство. Правосудие – одно из направлений  государственной деятельности правоохранительных органов. Оно также относится  к числу важнейших полномочий, осуществление которых связано  с функционированием судебной власти. И в системе правоохранительной деятельности, и в составе полномочий судебной власти оно занимает центральное  место.

 

Целью данной контрольной  работы является изучение понятия правосудия, его общей характеристики, анализ его демократических основ.

 

Отличительные признаки и  понятие правосудия.

 

Его роль и значение обусловлены  рядом факторов. К ним можно  отнести прежде всего то обстоятельство, что отправление правосудия тесно  связано с принятием решений  по кардинальным вопросам реализации социально-экономических, политических и личных прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов  государственных и иных организаций. Именно правосудию принадлежит решающее слово при признании конкретного  лица виновным в совершении преступления и назначении ему меры наказания  либо иного определенного в законе воздействия, а равно при реабилитации тех, кто незаконно и необоснованно  привлекался к ответственности. Такое же слово принадлежит ему  и при определении правовых последствий, вытекающих из рассмотрения споров между  гражданами, связанных с реализацией, скажем, трудовых, семейных, авторских, изобретательских, жилищных, других имущественных  или неимущественных прав, предоставленных  им. Правосудие также является способом разрешения споров (имущественных и  некоторых других), возникающих в  сфере экономической деятельности между государственными и негосударственными организациями, лицами, занимающимися  предпринимательством.

 

Судебные решения, принимаемые  в процессе или по итогам отправления  правосудия (приговоры по уголовным  делам, решения по гражданским делам  и т. д. ) и нередко именуемые  в юридической литературе актами правосудия, в соответствии с законодательством  наделяются особыми свойствами. Одно из них общеобязательность. Она означает, в частности, что вступивший в  силу приговор, определение или постановление, являются обязательными для всех без исключения органов государственной  власти, органов местного самоуправления, общественных объединении, должностных  лиц, других физических и юридических  лиц и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

 

Несколько иначе по закону определяется социальное и правовое значение судебных решений по гражданским  делам: после вступления в законную силу они, как правило, не исполняются  автоматически. Для их реализации требуется  волеизъявление заинтересованного  лица либо наступление какого-то другого  условия. Но если, к примеру, такое  волеизъявление выражено, то требование об исполнении судебного решения  по гражданскому делу становится обязательным для всех и на всей территории страны.

 

Неисполнение судебного  решения или воспрепятствование исполнению может повлечь применение различного рода санкций в отношении  тех, кто повинен в этом. Например, в соответствии со ст. 315 УК злостное неисполнение государственным или  иным служащим решения, приговора, определения  или постановления суда либо воспрепятствование их исполнению может быть наказано различными мерами наказания, начиная  от штрафа в размере от 200 до 400 минимальных  размеров оплаты труда и кончая лишением свободы до двух лет.

 

Сущность правосудия, его  роль и значение вместе с тем проявляются  не только и не столько в том, что  оно, будучи ведущим и весьма ответственным  направлением (функцией) правоохранительной деятельности, венчается принятием  общеобязательных решений по кардинальным вопросам. Ему присущ ряд других специфических признаков.

 

К их числу следовало бы отнести прежде всего то, что по закону этот вид государственной  деятельности может осуществляться только конкретными способами, а  не произвольно, по усмотрению каких-то должностных лиц или органов. И эти способы закон фиксирует  вполне определенно. Статья 4 Закона о  судоустройстве однозначно говорит, что  правосудие должно осуществляться путем:

 

— рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях гражданских  дел по спорам, затрагивающим права  и интересы граждан, предприятий, учреждений и организаций;

 

— рассмотрения в судебных заседаниях уголовных дел и применения установленных законом мер наказания  к лицам, виновным в совершении преступления, либо оправдания невиновных.

 

Другим отличительным  признаком правосудия является то, что данный вид государственной  деятельности может осуществляться с соблюдением особого порядка (процедуры), который детально регламентируется законом. Как было сказано выше, закон  подчеркивает, что рассмотрение и  разрешение гражданских и уголовных  дел должно происходить в судебных заседаниях. А это значит, что  разбирательство дела и принятие по нему решения либо вынесение приговора  возможно лишь при неуклонном соблюдении гражданского процессуального, арбитражного процессуального или уголовно-процессуального  законодательства. Предписания эти  регулируют практически все наиболее существенные вопросы, которые могут  возникнуть при подготовке и проведении судебного заседания (порядок формирования законного состава суда, круг лиц, которые могут и должны участвовать  в заседании, их права и обязанности, последовательность выполнения конкретных действий, правила собирания, фиксации и исследования доказательств и  т. п. ). Все процессуальные предписания  в конечном счете направлены на установление истины и принятие законного, обоснованного  и справедливого решения по существу.

 

К отличительным признакам  правосудия относится, наконец, также  то, что оно может осуществляться только особым органом — судом (судьей). Никакой другой орган или другое должностное лицо не вправе выполнять  эту деятельность.

 

С учетом отмеченных отличительных  признаков правосудия его можно  определить как осуществляемую судом  правоохранительную деятельность по рассмотрению и разрешение гражданских и уголовных  дел при неуклонном соблюдении требований закона и установленного им порядка, обеспечивающие законность, обоснованность, справедливость и общеобязательность судебных решений.

 

Демократические основы (принципы) правосудия, их понятие, истоки и значение

 

Демократические основы (принципы) правосудия — это общие руководящие, исходные положения, определяющие наиболее существенные стороны, данного вида государственной деятельности. Такие  положения являются основополагающими  для всех предписаний законодательства по вопросам организации правосудия, роли и места его органов в  государственном механизме и  политической системе общества.

 

В совокупности принципы образуют тот каркас, который служит опорой для всех конкретных законодательных  предписаний, регулирующих правосудие. Предписания такого рода не могут  противоречить принципам, поскольку  последние в большинстве своем  закреплены в законах, имеющих высшую юридическую силу, — Конституции  РФ, конституционных и других федеральных  законах. Они также берут свои истоки и в таких высокоавторитетных актах, как Декларация о государственном  суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года, Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 года.

 

В отличие от конкретных законодательных  предписаний специфика положений, именуемых принципами (основами), состоит  также в том, что содержащиеся в них правила являются обязательными  не только для граждан, должностных  лиц и органов, призванных соблюдать  и исполнять законы, но и для  законодательных органов, которые, создавая новые законы или корректируя  их, должны считаться с существующими  демократическими требованиями или  традициями в той или иной сфере, в частности в сфере организации  и деятельности правосудия.

 

Эти требования рождены прежде всего практикой развития и совершенствования  правосудия у нас в стране. Они  также учитывают в разумных пределах положительный опыт других стран, а  равно опыт международного сотрудничества, отраженный, к примеру, в таких  международных документах, как Всеобщая декларация прав человека и Международный  пакт о гражданских и политических правах, в которых можно найти  немало прогрессивных положений  по вопросам организации и осуществления  правосудия. Эти документы признаны большим числом государств, в том  числе Российской Федерацией, в силу чего являются обязательными к исполнению.

 

Для общей характеристики демократических основ (принципов) правосудия существенным является то, что их содержание постоянно совершенствуется. Особенно активно идет этот провес в последние годы. Заметное содействие этому процессу призвано оказать  стремление реализовать пользующийся широким признанием замысел преобразовать  наше государство в правовое и  по-настоящему демократическое.

 

Полная реализация обозначенных в Конституции РФ стратегических задач в области обеспечения  прав и свобод человека и гражданина, демократизации правоохранительной системы, по идее, должна привести к тому, что судебная власть станет такое же влиятельной, авторитетной и полноправной, как и другие ветви государственной власти — исполнительная и законодательная. И это, естественно, сможет стать стимулом для благоприятной корректировки содержания принципов правосудия.

 

Законность

 

В наши дни законностью  принято считать соблюдение и  исполнение предписаний Конституции  РФ, законов и соответствующих  им иных правовых актов всеми государственными и негосударственными учреждениями и организациями, их служащими ч  должностными лицами, гражданами.

 

Основные положения данного  принципа закреплены в ч. 2 ст. 15 Конституции  РФ, где сказано: “Органы государственной  власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать  Конституцию Российской Федерации  и законы”. К законам относятся  федеральные законы и федеральные  конституционные законы, а также  принимаемые в субъектах Федерации  конституции и уставы, другие законодательные  акты. Все они должны соответствовать  предписаниям Конституции РФ. Акты, которые противоречат Конституции  РФ или закону, применяться не могут.

Информация о работе Демократические основы (принципы) правосудия: их понятие, природа и система