Правосудие и его демократические основы (принципы).

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 19:38, контрольная работа

Описание работы

Его роль и значение обусловлены рядом факторов. К ним можно отнести прежде всего то обстоятельство, что отправление правосудия тесно связано с принятием решений по кардинальным вопросам реализации социально-экономических, политических и личных прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов государственных и иных организаций.

Работа содержит 1 файл

корнтрольная правоохран..docx

— 47.02 Кб (Скачать)

Правосудие и  его демократические основы (принципы).

Его роль и значение обусловлены рядом факторов. К ним можно отнести прежде всего то обстоятельство, что отправление правосудия тесно связано с принятием решений по кардинальным вопросам реализации социально-экономических, политических и личных прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов государственных и иных организаций.

Судебные решения, принимаемые в процессе или по итогам отправления правосудия (приговоры по уголовным делам, решения по гражданским делам и т. д. ) и нередко именуемые в юридической литературе актами правосудия, в соответствии с законодательством наделяются особыми свойствами. Одно из них общеобязательность. Она означает, в частности, что вступивший в силу приговор, определение или постановление, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединении, должностных лиц,других физических и юридических лиц и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Неисполнение судебного  решения или воспрепятствование исполнению может повлечь применение различного рода санкций в отношении  тех, кто повинен в этом.

Сущность правосудия, его  роль и значение вместе с тем проявляются  не только и не столько в том, что  оно, будучи ведущим и весьма ответственным  направлением (функцией) правоохранительной деятельности, венчается принятием общеобязательных решений по кардинальным вопросам. Ему присущ ряд других специфических признаков.

К их числу следовало бы отнести прежде всего то, что по закону этот вид государственной деятельности может осуществляться только конкретными способами, а не произвольно, по усмотрению каких-то должностных лиц или органов. И эти способы закон фиксирует вполне определенно. Статья 4 Закона о судоустройстве однозначно говорит, что правосудие должно осуществляться путем:

— рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях гражданских  дел по спорам, затрагивающим права  и интересы граждан, предприятий, учреждений и организаций;

— рассмотрения в судебных заседаниях уголовных дел и применения установленных законом мер наказания к лицам, виновным в совершении преступления, либо оправдания невиновных.

Другим отличительным  признаком правосудия является то, что данный вид государственной  деятельности может осуществляться с соблюдением особого порядка (процедуры),который детально регламентируется законом. Как было сказано выше, закон подчеркивает, что рассмотрение и разрешение гражданских и уголовных дел должно происходить в судебных заседаниях. Все процессуальные предписания в конечном счете направлены на установление истины и принятие законного, обоснованного и справедливого решения по существу.

К отличительным признакам  правосудия относится, наконец, также  то, что оно может осуществляться только особым органом — судом (судьей). Никакой другой орган или другое должностное лицо не вправе выполнять  эту деятельность.

Демократические основы (принципы) правосудия, их понятие, истоки и значение

Демократические основы (принципы) правосудия — это общие руководящие, исходные положения,определяющие наиболее существенные стороны, данного вида государственной деятельности.Такие положения являются основополагающими для всех предписаний законодательства по вопросам организации правосудия, роли и места его органов в государственном механизме и политической системе общества.

Эти требования рождены прежде всего практикой развития и совершенствования правосудия у нас в стране. Они также учитывают в разумных пределах положительный опыт других стран, а равно опыт международного сотрудничества, отраженный, к примеру, в таких международных документах, как Всеобщая декларация прав человека и Международный пакт о гражданских и политических правах, в которых можно найти немало прогрессивных положений по вопросам организации и осуществления правосудия. Эти документы признаны большим числом государств, в том числе Российской Федерацией, в силу чего являются обязательными к исполнению.

  1. Законность

  В наши дни законностью принято считать соблюдение и исполнение предписаний Конституции РФ,законов и соответствующих им иных правовых актов всеми государственными и негосударственными учреждениями и организациями, их служащими ч должностными лицами, гражданами.

Основные положения данного  принципа закреплены в ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, где сказано: “Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы”. К законам относятся федеральные законы и федеральные конституционные законы, а также принимаемые в субъектах Федерации конституции и уставы, другие законодательные акты. Все они должны соответствовать предписаниям Конституции РФ. Акты, которые противоречат Конституции РФ или закону, применяться не могут.

Для правосудия данный принцип  имеет особое значение в силу того, что этот вид государственной  деятельности, как отмечено выше при  определении его понятия, тесно  связан с неуклонным соблюдением  требований закона и установленного им порядка разбирательства гражданских  и уголовных дел. Там, где нет  соблюдения закона,нельзя говорить о правосудии. Это скорее будет произвол. Такое “правосудие” не в состоянии выполнять свою социальную функцию.

  1. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении правосудия

В любом государстве, претендующем на то, чтобы его считали демократическим, данный принцип тоже следует относить, как и принцип законности, к  числу универсальных.Жизнь и здоровье, честь и достоинство, права и свободы человека и гражданина —ценности, которые подлежат первоочередной защите во всех сферах государственной и общественной жизни, в том числе, разумеется, и при осуществлении правосудия. Юридической базой для такого подхода в наши дни является уже давно пользующаяся широким признанием идея, положенная в основу ст. 2 Конституции РФ. “Человек, его права и свободы,— говорится в этой статье, — являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства”.

Особого внимания требуют  конституционные и иные законодательные  положения, которые призваны гарантировать  неприкосновенность личности человека и гражданина, их частной жизни  и жилища.

Неприкосновенность личности с конституционной точки зрения означает также недопустимость произвольного  ареста, заключения под стражу и  содержания под стражей.

  1. Осуществление правосудия только судом

В соответствии со ст. 118 Конституции  РФ, как отмечено выше, правосудие осуществляется только судом. Данное положение конкретизируется в ч. 1 ст. 4 Закона о судебной системе, где сказано: “Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, не допускается”.

Применительно к разбирательству  уголовных дел рассматриваемый  принцип детализируется в ст. 49Конституции  РФ и ст. 13 УПК. В последней по данному  поводу сказано следующее:“Никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом”. Другими словами, только суд, действующий на основании предписаний закона, может признать человека виновным и назначить ему уголовное наказание.Что касается отправления правосудия по гражданским делам, осуществляемому общими, арбитражными и военными судами, то положение, содержащееся в ст. 118Конституции РФ и приведенной ч. 1 ст. 4 Закона о судебной системе, тоже конкретизируется в ряде дугих законов, в первую очередь в ГПК и АПК.

Круг органов,уполномоченных вершить правосудие, четко ограничен названными выше законами. Никакие другие государственные либо иные органы не вправе осуществлять данный вид деятельности, поскольку у них нет соответствующих полномочий.

  1. Обеспечение законности, компетентности и беспристрастности суда

Кратко суть данного принципа можно выразить примерно следующим  образом: суд, которому доверяется рассматривать  и разрешать гражданские и  уголовные дела, способен вершить  подлинное правосудие, если он законен, компетентен и беспристрастен.

Средства, обеспечивающие законности, компетентности и беспристрастности отличаются своеобразием и могут быть объединены в три группы:

– правила,определяющие порядок наделения судей, народных, присяжных и арбитражных заседателей их полномочиями, включая те правила, которые устанавливают требования, предъявляемые к кандидатам на эти роли;

– правила определения  суда, где должно рассматриваться  конкретное гражданское или уголовное  дело (правила определения подведомственности и подсудности), а также его  состава;

– правила,ограничивающие возможность необъективности либо пристрастности тех, кому доверяется принятие решения по существу вопросов, возникших по делу.

  1. Независимость судей, присяжных, народных и арбитражных заседателей

Принцип независимости судей, присяжных, народных и арбитражных  заседателей провозглашается во многих законодательных актах: в  Конституции РФ (ст. 120),Законе о судебной системе (ст. 5), Законе о статусе судей (ч. 4 ст. 1), Законе о Конституционном  Суде (ст. 5, 13 и 29), Законе об арбитражных  судах (ст. 6),Законе о судоустройстве (ст. 12), УПК (ст. 16), ГПК (ст. 7), АПК (ст. 5) и др.

Суть данного принципа правосудия состоит в стремлении обеспечить такие условия, в которых  суд смог бы иметь реальную возможность  принимать ответственные решения без постороннего вмешательства, без какого бы то ни было давления или иного воздействия, на прочной основе предписаний закона и только закона.

В связи с этим существенное внимание уделяется разработке и  внедрению гарантий независимости  судей, присяжных, народных и арбитражных  заседателей. Усилия в этом направлении  предпринимаются давно. Весьма заметный шаг был сделан 26 июня 1992 года, когда  Верховный Совет РФ принял Закон  о статусе судей.

  1. Осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом

Этот принцип правосудия тоже закреплен во многих законодательных  актах. В Конституции РФ ему посвящена  ст. 19, где сказано:

“I. Все равны перед  законом и судом.

2. Государство гарантирует  равенство прав и свобод человека  и гражданина независимо от  пола,расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной,языковой или религиозной принадлежности.

3. Мужчина и женщина  имеют равные права и свободы  и равные возможности для их  реализации”. 

Равенство перед законом  — это одинаковое применение положений, закрепленных в законодательстве, ко всем гражданам.

Закон, вместе с тем предусматривает некоторые особенности судопроизводства, которые зависят от принадлежности гражданина к Вооруженным Силам РФ или иным военным структурам,воинского звания или занимаемой им должности. Но эти особенности проявляются лишь в том, что для лиц, состоящих на военной службе, или тех, кто приравнен к ним, установлены свои правила определения подсудности их дел. Рассматриваются они не общими судами, а военными. При этом полностью соблюдаются одинаковые для всех общих и военных судов правила судопроизводства и исключаются какие-то преимущества либо привилегии.

  1. Обеспечение права граждан на судебную защиту

Свободу доступа к правовой защите, осуществляемой судами, принято  считать одним из оплотов демократии. Она является выражением линии на разделение основных ветвей государственной  власти, на четкое разграничение их функций и установление так называемой системы сдержек и противовесов. 

В 2 ст. 46 Конституции РФ по этому поводу говорится, что каждому  гарантируется судебная защита его  прав и свобод, а также что решения  и действия (или бездействие) органов  государственной власти,органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Это конституционное положение конкретизируется рядом законодательных актов, в частности Законом РФ “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан” от 27 апреля 1993 года.И практика их реализации в последние годы, как отмечалось выше, становится все более активной.

Для полноты характеристики рассматриваемого принципа важно иметь  в виду, что принятие решения по жалобе высшей судебной инстанцией—  не предел. В ч. 3 ст. 46Конституции РФ сказано: “Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты”.

Информация о работе Правосудие и его демократические основы (принципы).