Понятие и принципы бюджетной системы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 19:58, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является раскрытие темы «Понятие и принципы бюджетной системы РФ» и ее изучение, исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
- Рассмотреть понятие государственного бюджета;
- Исследовать понятие бюджетной системы: уровни, классификация;
- Изучить принципы бюджетной системы Российской Федерации.
Структура данной работы состоит из: введения, 3 глав, заключения и списка используемой литературы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………3
Понятие государственного бюджета…………………………5
Понятие бюджетной системы: уровни, классификация…….…9
Принципы бюджетной системы………………………13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………17
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………19

Работа содержит 1 файл

Принципы бюджетной системы Российской Федерации.docx

— 43.45 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие и принципы бюджетной системы РФ  

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………

3

  1. Понятие государственного бюджета………………………….………

5

  1. Понятие бюджетной системы: уровни, классификация…….……….

9

  1. Принципы бюджетной системы……………………………………….

13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..

17

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………...

19


 

ВВЕДЕНИЕ

Бюджет (от старонормандского bougette — кошелёк, сумка, кожаный мешок, мешок с деньгами) — схема доходов и расходов определённого лица (семьи, бизнеса, организации, государства и т. д.), устанавливаемая на определённый период времени, обычно на один год. Бюджет — это важнейшая концепция как в микроэкономике, так и в макроэкономике (государственный бюджет). Изучением бюджета занимается наука финансы.

  Бюджет государства играет значительную роль в политической и хозяйственной жизни страны. В связи с тем, что вся Россия является федеральным государством, под бюджетом государства понимается бюджет России (федеральный бюджет) и бюджеты субъектов Российской Федерации. Бюджет государства должен обеспечивать необходимым финансированием социально - экономическое развитие страны, ее обороноспособность и другие потребности. Разработка бюджета государства осуществляется на основе прогноза социально - экономического развития Российской Федерации на конкретный год.

Федеральный бюджет находится в ведении Российской Федерации. Бюджету государства (федеральному бюджету) придается высшая юридическая сила, он утверждается в форме федерального закона1.

Бюджетной системой государства  называется совокупность бюджетов всех уровней, представляющая собой систему, основанную на определенных экономических  отношениях и юридических нормах. Организация и принципы построения бюджетной системы представляют собой бюджетное устройство страны.

Бюджетное устройство страны определяется ее государственным устройством. В унитарном государстве бюджетная  система состоит из двух уровней - государственного бюджета и местных  бюджетов, находящихся в ведении  органов местного самоуправления. Для  бюджетной системы федеративного  государства характерны три уровня - государственный федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты. В унитарных государствах местные бюджеты не входят в государственный бюджет, в федеральных государствах местные бюджеты не входят в бюджеты членов федерации, а последние не включаются в федеральный бюджет.

Законодательные основы бюджетной  системы России как независимого федеративного государства были заложены после распада СССР в  конце 1991 года.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что первостепенная важность бюджета для функционирования национальной экономики, в его формировании и исполнении, регулирующей роли в использовании ВВП. В настоящее время Российская Федерация находится в процессе экономического становления. Поэтому, очень важно правильно и грамотно создавать нормативно-правовую базу экономическим отношения и структурам экономического регулирования государства. Одним из механизмов регулирования является бюджетная система государства и включённый в нее государственный бюджет.

Степень изученности. В разработке данной темы были использованы работы таких авторов как: Ашмарина Е.М.., Бельский К.С.., Вострикова Л.Г. и др., а так же были использованы Конституция РФ, Бюджетный и Налоговый кодексы.

Целью данной работы является раскрытие темы «Понятие и принципы бюджетной системы РФ» и ее изучение, исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:

- Рассмотреть понятие  государственного бюджета;

- Исследовать понятие бюджетной системы: уровни, классификация;

- Изучить принципы бюджетной системы Российской Федерации.

Структура данной работы состоит  из: введения, 3 глав, заключения и списка используемой литературы. 

  1. Понятие государственного бюджета

Государственный бюджет (от англ. budget — сумка, кошелек) — это смета доходов и расходов государства на определенный период времени, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений, каналов расходования денег.

Государственный бюджет составляется правительством и утверждается высшими  законодательными органами (в России – в виде закона Государственной  Думы Федерального Собрания РФ). По окончании  финансового года Правительство  Российской Федерации должно отчитаться об исполнении бюджета.

Важнейшие части государственного бюджета — это его доходная и расходная части.

  • доходная часть – показывает источники денежных средств бюджета;
  • расходная часть – показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.

Источники доходной части:

  • налоги;
  • государственные займы (ценные бумаги, казначейские векселя и др.);
  • эмиссия (дополнительный выпуск) бумажных и кредитных денег;
  • займы у международных организаций.

Структура расходной части  бюджета в развитых странах:

  • социальные нужды (не менее 50% всех расходов);
  • поддержание обороноспособности страны (примерно 20%);
  • обслуживание государственного долга;
  • предоставление дотаций предприятиям;
  • развитие инфраструктуры (дороги, связь, транспорт, внешнее энергоснабжение, озеленение и др.).  2

Структура расходной части  бюджета определяется актуальностью  поставленных задач и способами  их решения в соответствии с концепцией экономической политики.

Бюджетная политика включает в себя определение соотношения  между доходной и расходной частями  государственного бюджета. Здесь возможны три различных варианта:

Сбалансированный бюджет – расходы бюджета равны доходам. Это самое оптимальное состояние  бюджета.

Дефицитный бюджет – расходы  бюджета выше доходов. Дефицит –  разность расходов и доходов бюджета.

Профицитный бюджет – доходы бюджета выше расходов. Профицит – разность доходов и расходов бюджета.

Источники покрытия бюджетного дефицита:

  • Государственные займы (политика дефицитного бюджетного финансирования)
  • Внутренние займы – займы внутри страны у фирм и домашних хозяйств через выпуск ценных бумаг (государственные облигации). 
  • Внешние займы – у иностранных государств, иностранных банков и у международных организаций.

  Дефицитное бюджетное финансирование служит важным средством против спадов частных инвестиций и потребления, а значит и против сокращения занятости.

Денежная эмиссия (выпуск денег) Центральным банком в обмен  на государственные обязательства. В результате напечатания дополнительных денег возникает угроза инфляции (роста необеспеченной денежной массы, выливающегося в рост цен), так  как создается добавочный спрос  на товары и услуги. Если инфляция принимает  угрожающие размеры, то необходимо срочно сократить бюджетные расходы.3

 

Факторы, влияющие на состояние  государственного бюджета:

  • долгосрочные тенденции налоговых поступлений и государственных расходов;
  • фаза экономического цикла в стране;
  • текущая политика государства.

Государственный долг —  это сумма задолженности государства  по выпущенным и непогашенным займам, включая начисленные по ним проценты.

Обслуживание долга —  это выплата процентов по задолженности  и постепенное погашение основной суммы долга.

Внутренний государственный  долг – долговые обязательства федерального правительства перед юридическими и физическими лицами, выраженные в национальной валюте.

Внутренние долговые обязательства:

  • Рыночные – долговые обязательства, выпущенные государством на внутреннем рынке в виде ценных бумаг — облигаций
  • Нерыночные – возникают в результате исполнения бюджета (долг бюджетных организаций к концу переоформляется в государственный внутренний долг)

Внешний государственный  долг – задолженность государства  по непогашенным внешним займам и  невыплаченным по ним процентам  международным и государственным  банкам, организациям, правительствам, частным иностранным банкам и  др., выраженные в иностранной валюте

Внутренний государственный  долг – результат дефицита бюджета  и выпуска облигаций государственного займа для его покрытия. Государство  – должник владельцев облигаций.4

Причины возникновения внутреннего  государственного долга:

  • Получение государством кредитов от коммерческих банков, юридических лиц, выраженных в национальной валюте.
  • Осуществление государством внутренних займов (размещение ценных бумаг от лица государства).
  • Предоставление бюджетных ссуд одним уровнем бюджетной системы другому.

Внешний государственный  долг – более серьезная проблема. С появлением внешнего долга возникают  не только кредитные обязательства, но и обязательства другого рода — за оказание финансовой помощи кредиторы  требуют выполнения ряда условий. Внешний  государственный долг подразумевает  жесткие сроки погашения кредита, несоблюдение которых ведет к  новым санкциям.

Важны не абсолютные показатели внешнего долга, а его отношение  к другим экономическим показателям  государства:

  • величина долга на душу населения и отношение долга к ВВП (оно не должно быть больше 80%);
  • отношение величины госдолга к объему экспорта (он не должен превышать сумму экспорта более чем в 2 раза);
  • расходы по обслуживанию долга по отношению к сумме экспорта (не должны превышать 15—20%) и отношение внешнего долга к размеру золотовалютных резервов.

Реструктуризация долга  — пересмотр условий обслуживания долга (процентов, сумм, сроков начала возврата). Реструктуризация производится в случае невозможности выплаты  страной долга на первоначальных условиях.

Меры по управлению государственным  долгом:

  • Недопущение долговой ловушки, при которой все ресурсы работают на выплату долга, а не на увеличение национального богатства.
  • Поиск средств для выплаты долга.
  • Нейтрализация негативных последствий государственного долга.
  • Эффективное использование средств заимствования.5 
  1. Понятие бюджетной системы: уровни, классификация

Бюджетную систему страны (региона) принято подразделять на уровни. Это связано с существенными  различиями между органами власти, которым соответствуют эти уровни. Административно-территориальное устройство страны предполагает подчиненность  одних органов власти другим и  разную степень их самостоятельности  в бюджетно-финансовой сфере.

Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней: первый уровень – федеральный  бюджет и бюджеты государственных  внебюджетных фондов; второй уровень  – бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных  государственных внебюджетных фондов; третий уровень – местные бюджеты. Бюджеты первого уровня разрабатываются  и утверждаются в форме федеральных  законов, бюджеты второго уровня разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов  Российской Федерации, бюджеты третьего уровня разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления. Годовой  бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря . Федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты составляют консолидированный бюджет РФ.6

Бюджетная классификация  РФ является группировкой доходов и  расходов бюджетов всех уровней, а также  источников финансирования дефицитов  этих бюджетов. Она включает в себя: классификацию доходов бюджетов РФ, функциональную классификацию расходов бюджетов РФ, экономическую классификацию расходов бюджетов РФ, классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ, классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета, классификацию видов государственных внутренних долгов бюджетов РФ, классификацию видов внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ, ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

Информация о работе Понятие и принципы бюджетной системы РФ