Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 19:58, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие темы «Понятие и принципы бюджетной системы РФ» и ее изучение, исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
- Рассмотреть понятие государственного бюджета;
- Исследовать понятие бюджетной системы: уровни, классификация;
- Изучить принципы бюджетной системы Российской Федерации.
Структура данной работы состоит из: введения, 3 глав, заключения и списка используемой литературы.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………3
Понятие государственного бюджета…………………………5
Понятие бюджетной системы: уровни, классификация…….…9
Принципы бюджетной системы………………………13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………17
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………19
Понятие и принципы
бюджетной системы РФ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… |
3 |
|
5 |
|
9 |
|
13 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… |
17 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………... |
19 |
ВВЕДЕНИЕ
Бюджет (от старонормандского bougette — кошелёк, сумка, кожаный мешок, мешок с деньгами) — схема доходов и расходов определённого лица (семьи, бизнеса, организации, государства и т. д.), устанавливаемая на определённый период времени, обычно на один год. Бюджет — это важнейшая концепция как в микроэкономике, так и в макроэкономике (государственный бюджет). Изучением бюджета занимается наука финансы.
Бюджет государства играет значительную роль в политической и хозяйственной жизни страны. В связи с тем, что вся Россия является федеральным государством, под бюджетом государства понимается бюджет России (федеральный бюджет) и бюджеты субъектов Российской Федерации. Бюджет государства должен обеспечивать необходимым финансированием социально - экономическое развитие страны, ее обороноспособность и другие потребности. Разработка бюджета государства осуществляется на основе прогноза социально - экономического развития Российской Федерации на конкретный год.
Федеральный бюджет находится в ведении Российской Федерации. Бюджету государства (федеральному бюджету) придается высшая юридическая сила, он утверждается в форме федерального закона1.
Бюджетной системой государства называется совокупность бюджетов всех уровней, представляющая собой систему, основанную на определенных экономических отношениях и юридических нормах. Организация и принципы построения бюджетной системы представляют собой бюджетное устройство страны.
Бюджетное устройство страны
определяется ее государственным устройством.
В унитарном государстве
Законодательные основы бюджетной системы России как независимого федеративного государства были заложены после распада СССР в конце 1991 года.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что первостепенная важность бюджета для функционирования национальной экономики, в его формировании и исполнении, регулирующей роли в использовании ВВП. В настоящее время Российская Федерация находится в процессе экономического становления. Поэтому, очень важно правильно и грамотно создавать нормативно-правовую базу экономическим отношения и структурам экономического регулирования государства. Одним из механизмов регулирования является бюджетная система государства и включённый в нее государственный бюджет.
Степень изученности. В разработке данной темы были использованы работы таких авторов как: Ашмарина Е.М.., Бельский К.С.., Вострикова Л.Г. и др., а так же были использованы Конституция РФ, Бюджетный и Налоговый кодексы.
Целью данной работы является раскрытие темы «Понятие и принципы бюджетной системы РФ» и ее изучение, исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
- Рассмотреть понятие государственного бюджета;
- Исследовать понятие бюджетной системы: уровни, классификация;
- Изучить принципы бюджетной системы Российской Федерации.
Структура данной работы состоит
из: введения, 3 глав, заключения и списка
используемой литературы.
Государственный бюджет (от англ. budget — сумка, кошелек) — это смета доходов и расходов государства на определенный период времени, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений, каналов расходования денег.
Государственный бюджет составляется правительством и утверждается высшими законодательными органами (в России – в виде закона Государственной Думы Федерального Собрания РФ). По окончании финансового года Правительство Российской Федерации должно отчитаться об исполнении бюджета.
Важнейшие части государственного бюджета — это его доходная и расходная части.
Источники доходной части:
Структура расходной части бюджета в развитых странах:
Структура расходной части бюджета определяется актуальностью поставленных задач и способами их решения в соответствии с концепцией экономической политики.
Бюджетная политика включает в себя определение соотношения между доходной и расходной частями государственного бюджета. Здесь возможны три различных варианта:
Сбалансированный бюджет
– расходы бюджета равны
Дефицитный бюджет – расходы бюджета выше доходов. Дефицит – разность расходов и доходов бюджета.
Профицитный бюджет – доходы бюджета выше расходов. Профицит – разность доходов и расходов бюджета.
Источники покрытия бюджетного дефицита:
Дефицитное бюджетное финансирование служит важным средством против спадов частных инвестиций и потребления, а значит и против сокращения занятости.
Денежная эмиссия (выпуск денег) Центральным банком в обмен на государственные обязательства. В результате напечатания дополнительных денег возникает угроза инфляции (роста необеспеченной денежной массы, выливающегося в рост цен), так как создается добавочный спрос на товары и услуги. Если инфляция принимает угрожающие размеры, то необходимо срочно сократить бюджетные расходы.3
Факторы, влияющие на состояние государственного бюджета:
Государственный долг —
это сумма задолженности
Обслуживание долга —
это выплата процентов по задолженности
и постепенное погашение
Внутренний государственный
долг – долговые обязательства федерального
правительства перед
Внутренние долговые обязательства:
Внешний государственный
долг – задолженность государства
по непогашенным внешним займам и
невыплаченным по ним процентам
международным и
Внутренний государственный
долг – результат дефицита бюджета
и выпуска облигаций
Причины возникновения внутреннего государственного долга:
Внешний государственный
долг – более серьезная проблема.
С появлением внешнего долга возникают
не только кредитные обязательства,
но и обязательства другого рода
— за оказание финансовой помощи кредиторы
требуют выполнения ряда условий. Внешний
государственный долг подразумевает
жесткие сроки погашения
Важны не абсолютные показатели внешнего долга, а его отношение к другим экономическим показателям государства:
Реструктуризация долга
— пересмотр условий
Меры по управлению государственным долгом:
Бюджетную систему страны
(региона) принято подразделять на уровни.
Это связано с существенными
различиями между органами власти,
которым соответствуют эти
Бюджетная система Российской
Федерации состоит из бюджетов трех
уровней: первый уровень – федеральный
бюджет и бюджеты государственных
внебюджетных фондов; второй уровень
– бюджеты субъектов Российской
Федерации и бюджеты
Бюджетная классификация РФ является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов. Она включает в себя: классификацию доходов бюджетов РФ, функциональную классификацию расходов бюджетов РФ, экономическую классификацию расходов бюджетов РФ, классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ, классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета, классификацию видов государственных внутренних долгов бюджетов РФ, классификацию видов внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ, ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.