Демократические основы (принципы) правосудия: их понятие, природа и система

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 06:53, реферат

Описание работы

1. По своей природе принципы имеют объективно-субъективный характер. Объективный аспект принципов (исходные, основополагающие начала) отражен и закреплен в нормах различных отраслей законодательства, регулирующих правоохранительную деятельность, и в силу этого является мощным фактором правовой действительности. Принципы отражают наиболее общие закономерности организации судебных органов и пронизывают регламентацию всех стадий судопроизводства. При этом в уголовном судопроизводстве, в частности, принципы проявляются не только в судебном разбирательстве, но и на предшествующих ему этапах (дознание, предварительное следствие).

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 60.78 Кб (Скачать)

 

Стороны пользуются равными  правами по представлению доказательств  и участию в их исследовании.

 

Суд, сохраняя беспристрастность, создает необходимые условия  для всестороннего и полного  исследования всех обстоятельств дела: разъясняет лицам, участвующим в  деле, их права и обязанности, предупреждает  о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий и в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, оказывает им содействие в осуществлении  их прав”.

 

Обеспечение подозреваемому, обвиняемому и подсудимому права  на защиту

 

Конституция РФ (ст. 45 и 48), другие законы дают широкую формулировку данного  принципа. Они не просто провозглашают, что у лиц, привлекаемых к уголовной  ответственности, есть право на защиту, но и делают при этом акцент на гарантированности  этого права. Статья 48 Конституции  РФ, к примеру, предусматривает:

 

“1. Каждому гарантируется  право на получение квалифицированной  юридической помощи. В случаях, предусмотренных  законом, юридическая помощь оказывается  бесплатно.

 

2. Каждый задержанный,  заключенный под стражу, обвиняемый  в совершении преступления имеет  право пользоваться помощью адвоката(защитника)  с момента соответственно задержания, заключения под стражу или  предъявления обвинения”.

 

Столь широкое понимание  рассматриваемого принципа опирается  на признание трех исходных положений.

 

Во-первых, положения о  том, что обвиняемый (подозреваемый, подсудимый) должен быть наделен комплексом таких прав, реализация которых позволила  бы ему самому эффективно защищать свои права и законные интересы. Именно на это ориентирует ч. 2 ст. 45 Конституции РФ, где говорится, что “каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом”. В этих целях  лицам, привлекаемым к уголовной  ответственности, предоставлен обширный круг прав: право знать, в чем их обвиняют, давать показания и объяснения, знакомиться с доказательствами, обжаловать действия должностных лиц, ведущих расследование либо поддерживающих обвинение, и т. д.

 

Во-вторых, положения о  праве обвиняемого пользоваться помощью защитника. Обвиняемый (подозреваемый, подсудимый) может пригласить сам (а  в некоторых случаях иметь  назначенного) защитника. Такая возможность  возникает с момента задержания подозреваемого, ареста или предъявления обвинения лицу, привлекаемому к  уголовной ответственности. Защитнику, в качестве которого чаще всего выступают  адвокаты, закон тоже предоставляет  широкий круг прав, позволяющих ему  активно бороться за права и законные интересы подзащитного.

 

В-третьих, положения о  возложении на лиц, ведущих дознание, следователей, прокуроров и судей  обязанности осуществлять действия, направленные на содействие защите подозреваемых, обвиняемых либо подсудимых. Защита последних  не считается только их личным делом. Например, в соответствии со ст. 20 УПК  названные должностные лица правоохранительных органов обязаны выявлять как  уличающие и отягчающие ответственность  обвиняемого обстоятельства, так  и оправдывающие его либо смягчающие ответственность. На них возложено  также разъяснение подозреваемому, обвиняемому или подсудимому  его прав.

 

Все названные и многие другие права и обязанности в  совокупности и призваны обеспечить право на защиту.

 

Презумпция невиновности

 

Суть презумпции невиновности изложена в ч. 1 ст. 49 Конституции  РФ: “Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным  законом порядке и установлена  вступившим в законную силу приговором суда”. Это и есть законодательная  формула демократического принципа осуществления правосудия по уголовным  делам.

 

В основе этого принципа лежит  общая, широко признаваемая норма морали, согласно которой каждый человек  должен презюмироваться (предполагаться) добропорядочным, пока иное не будет  доказано. Опирается он также на положения авторитетных международных  документов в области прав человека. Например, в ч. 2 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах человека сказано: “Каждый обвиняемый в уголовном преступлении имеет  право считаться невиновным, пока его виновность не будет доказана согласно закону”.

 

Хотя формула презумпции невиновности была включена в действовавшую  до 12 декабря 1993 года Конституцию РФ сравнительно недавно (лишь в 1992 году), основанные на этой презумпции положения, гарантирующие права лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, были признаны и закреплены значительно  раньше. Например, в уголовно-процессуальном законодательстве уже давно предписано, что суд, прокурор, следователь, лицо, производящее дознание, не вправе перелагать обязанность доказывания на обвиняемого, что обвинительный приговор не может  быть основан на предположениях и  постановляется лишь при условии, если в ходе судебного разбирательства  виновность подсудимого доказана, что  не допускается включение в оправдательный приговор формулировок, ставящих под  сомнение репутацию оправданного. Из презумпции невиновности вытекают также  положения о том, что все сомнения, которые не представляется возможным  устранить, должны толковаться в  пользу обвиняемого (подсудимого), а  равно о том, что недоказанная виновность кого-то в совершении преступления равнозначна доказанной его невиновности. Эти и некоторые другие положения, вытекающие из презумпции невиновности, в большинстве своем стали  в наши дни конституционными.

 

Открытое разбирательство  дел во всех судах

 

“Разбирательство дел  во всех судах, — говорится в ч. 1 ст. 123 Конституции РФ, – открытое. Слушание дела в закрытом заседании  допускается в случаях, предусмотренных  федеральным законом”.

 

Суть данного принципа состоит в обеспечении возможности  всем гражданам, не являющимся участниками  процесса по тому иди иному судебному  делу, присутствовать при его разбирательстве. Это способствует обеспечению демократизма правосудия: предоставляемая гражданам возможность находиться в помещении, где происходит разбирательство гражданского или уголовного дела, является своеобразной формой народного контроля за правосудием, дисциплинирует суд, вынуждает его более ответственно относиться к решению возникающих вопросов как по существу, так и по форме, проявлять заботу о том, чтобы все происходящее в суде было максимально убедительным, обоснованным.

 

Вместе с тем из этого  общего правила допускаются изъятия: в зал, где проходит открытое судебное заседание по уголовному делу, по педагогическим соображениям не допускаются лица моложе 16 лет; из-за недостаточности площади  зала председательствующий может распорядиться  в целях поддержания необходимого порядка об ограничении доступа  посетителей.

 

Кроме того, законодательство устанавливает и правила проведения закрытых заседаний суда. Такие заседания  должны проводиться в интересах  охраны государственной тайны. При  рассмотрении уголовных дел суд  может своим мотивированным решением (постановлением или определением) закрыть двери зала суда для лиц, не являющихся участниками процесса, при разбирательстве Дел о  преступлениях, совершенных подсудимыми, не достигшими 16 лет, о половых преступлениях, всех иных дел, если это нужно для  предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих  в деле лиц, а также в случаях, когда этого требуют интересы обеспечения безопасности потерпевших, свидетелей, их родственников и других граждан. Допускается закрытие судебных заседаний и в иных случаях (для  обеспечения тайны усыновления, в целях охраны тайны переписки  граждан).

 

Слушание гражданских  и уголовных дел в закрытых заседаниях ведется с соблюдением  всех правил судопроизводства. Принятые решения или приговор всегда оглашаются публично.

 

Национальный язык судопроизводства

 

В соответствии с ч. 2 ст. 26 Конституции РФ “каждый имеет  Право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества”. В этом конституционном положении  конкретно проявляются особенности  национально-государственного устройства Российской Федерации, основанного  на уважении прав и свобод всех населяющих ее народов.

 

Данное конституционное  предписание уточняется и развивается  в ряде других законодательных актов. К числу таких актов нужно  отнести прежде всего Закон о  судебной системе, в котором сказано:

 

“1. Судопроизводство и делопроизводство в Конституционном Суде Российской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации, Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации, других арбитражных  судах, военных судах ведутся  на русском языке – государственном  языке Российской Федерации. Судопроизводство и делопроизводство в других федеральных  судах общей юрисдикции могут  вестись также на государственном  языке республики, на территории которой  находится суд.

 

2. Судопроизводство и делопроизводство  у мировых судей и в других  судах субъектов Российской Федерации  ведутся на русском языке либо  на государственном языке республики, на территории которой находится  суд. 

 

3. Участвующим в деле  лицам, не владеющим языком  судопроизводства, обеспечивается  право выступать и давать объяснения  на родном языке либо на  любом свободно избранном языке  общения, а также пользоваться  услугами переводчика”.

 

Заслуживает внимания и ст. 18 Закона РСФСР “О языках народов  РСФСР” от 25 октября 1991 года, которая  предусматривает, в частности, что  “нарушение установленного законодательством  РСФСР и республик в составе  РСФСР порядка использования  языков в судопроизводстве и делопроизводстве в правоохранительных органах является основанием для отмены судебного  решения и всех других процессуальных решений, принимаемых по делам, находящимся  в производстве”.

 

Другие законодательные  акты вносят еще ряд уточнений  и дополнений. В частности, уголовно-процессуальное законодательство обязывает переводчиков точно и полно осуществлять свои функции при рассмотрении уголовных  дел. Невыполнение этой обязанности  может повлечь ответственность  вплоть до уголовной, причем довольно суровой. В соответствии со ст. 307 УК заведомо ложный перевод наказывается “штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного  за период от одного до двух месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до трех месяцев”. Если такой перевод  связан с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого  преступления, то наказание применяется  более строгое — лишение свободы  на срок до пяти лет.

 

Услуги переводчика, оказываемые  обвиняемому (подозреваемому, подсудимому), во всех случаях являются бесплатными. Следственные и судебные документы  вручаются этим лицам в переводе на понятный им язык. Судебная практика решительно требует, чтобы копии  обвинительного заключения и приговора  обязательно вручались подсудимому  либо осужденному (оправданному) в переводе на понятный им язык.

 

Участие граждан в отправлении  правосудия

 

Правовым основанием и  этого принципа правосудия являются конституционные предписания. “Граждане  Российской Федерации, — говорится  в ч. 5 ст. 32 Конституции РФ,— имеют  право участвовать в отправлении  правосудия”.

 

Такое участие чаще всего  выражается в привлечении представителей народа к разбирательству гражданских  и уголовных дел, принятию решений  по ним, а иногда к выполнению иных функций (например, обвинения и защиты по уголовным делам).

 

В соответствии со ст. 8 Закона о судебной системе участие граждан  в разбирательстве судебных дел  и в принятии необходимых решений  может проявиться в выполнении обязанностей народного заседателя, присяжного заседателя либо арбитражного заседателя.

 

При разбирательстве судебных дел и принятии по ним решений  народные заседатели пользуются практически  равными правами с судьями-профессионалами. С участием народных заседателей  рассматривается значительная часть  судебных дел.

 

Присяжные заседатели привлекаются к разбирательству только уголовных  дел.

 

Существенно иметь в виду, что в наши дни с участием присяжных  уголовные дела могут разбираться  только в тех краевых, областных  и городских судах, в отношении  которых имеются специальные  решения законодателя, и, как отмечено выше только по ходатайству подсудимого, привлекаемого к ответственности  за преступление, наказуемое лишением свободы на срок свыше пятнадцати лет, пожизненным лишением свободы  или смертной казнью.

 

Присяжные заседатели не должны, подобно народным заседателям, избираться населением или сослуживцами. Их положено отбирать из числа граждан Российской Федерации, достигших 25-летнего возраста и отвечающих ряду других требований, установленных в ст. 80 Закона о  судоустройстве (например, отсутствие судимости, дефектов здоровья, которые  не дают возможности выполнять функции  присяжного). На начальных этапах отбор  производится из списков избирателей  районов (городов) создаваемыми местной  администрацией комиссиями. Делается это путем случайной выборки  кандидатов из числа избирателей. На последующих этапах, когда появляется необходимость подобрать присяжных  для разбирательства конкретного  уголовного дела, отбор осуществляется аппаратом суда и судьями с  участием сторон. И на этом этапе  отбора присяжных пользуются методом  случайной выборки или жеребьевкой. От народных заседателей присяжные  отличаются также и предоставленными им по закону правами. Основное отличие  — они вправе принимать решение (вердикт) лишь по вопросу о виновности или невиновности подсудимого, а также о том, заслуживает или не заслуживает он снисхождения. Не все решения присяжных обязательны для судьи-профессионала, председательствующего в судебном заседании. В определении меры наказания осужденному и решении ряда других важных вопросов, которые могут возникнуть по конкретному уголовному делу, присяжные не участвуют. Пока удельный вес уголовных дел, рассматриваемых с участием присяжных, незначителен.

Информация о работе Демократические основы (принципы) правосудия: их понятие, природа и система