Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 06:53, реферат
1. По своей природе принципы имеют объективно-субъективный характер. Объективный аспект принципов (исходные, основополагающие начала) отражен и закреплен в нормах различных отраслей законодательства, регулирующих правоохранительную деятельность, и в силу этого является мощным фактором правовой действительности. Принципы отражают наиболее общие закономерности организации судебных органов и пронизывают регламентацию всех стадий судопроизводства. При этом в уголовном судопроизводстве, в частности, принципы проявляются не только в судебном разбирательстве, но и на предшествующих ему этапах (дознание, предварительное следствие).
Эти положения существенным
образом развиты и дополнены
Федеральным законом “О государственной
защите судей, должностных лиц
Осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом
Этот принцип правосудия тоже закреплен во многих законодательных актах. В Конституции РФ ему посвящена ст. 19, где сказано:
“I. Все равны перед законом и судом.
2. Государство гарантирует
равенство прав и свобод
3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации”.
Равенство перед законом — это одинаковое применение положений, закрепленных в законодательстве, ко всем гражданам. При этом имеются в виду не только предоставление прав, их реализация, но и возложение обязанностей, возможность применения и применение ответственности в соответствии с теми законодательными актами, которые регламентируют осуществление правосудия.
Понятие равенства перед
судом не отличается существенно
от понятия равенства перед
Закон вместе с тем предусматривает
некоторые особенности
До сравнительно недавнего
времени исключения из принципа, закрепленного
в ст. 19 Конституции РФ, были редкостью.
В соответствии с широко распространенными
во многих странах мира традициями
в российском законодательстве устанавливался
особый режим привлечения к уголовной
ответственности и применения мер
принуждения, к которым прибегают
при производстве по уголовным делам
(арест, обыск, задержание, привод и
т. п. ), только в отношении главы
государства и депутатов
Например, в ст. 96 Конституции РФ по данному поводу сказано следующее:
“1. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий.
2. Они не могут быть
задержаны, арестованы, подвергнуты
обыску, кроме случаев задержания
на месте преступления, а также
подвергнуты личному досмотру, за
исключением случаев, когда
3. Вопрос о лишении
Эти конституционные положения существенно уточняются и дополняются в ст. 18 и 20 Федерального закона “О статусе депутата Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания” от 8 мая 1994 года (СЗ РФ. 1994. № 2. Ст. 74). Были приняты, как и в прежние времена, законы, предусмотревшие нечто подобное для членов местных представительных органов и некоторых выборных должностных лиц органов местного самоуправления.
Такую законодательную практику
вполне можно признать в целом
понятной и оправданной. Она отражает
стремление предусмотреть дополнительные
гарантии законности и обоснованности
привлечения к уголовной
Вместе с тем в последние
годы введение различного рода изъятий
из принципа равенства перед законом
и судом приобретает характер
нарастающей тенденции. Появились
законы, ставящие в особые условия
многих должностных и не должностных
лиц. В их числе оказались
Представление о том, какие предусматриваются изъятия из конституционного принципа равенства всех перед законом и судом для названных лиц, можно получить при ознакомлении, например, со следующими актами:
– ч. 7 ст. 37 Федерального закона “О выборах Президента Российской Федерации” от 17 мая 1995 года (СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1924);
– ч. 7 ст. 19 названного закона, а также ч. 7 ст. 20 Федерального конституционного закона “О референдуме Российской Федерации” от 10 октября 1995 года (СЗ РФ. 1995. № 42. Ст. 3941);
– ч. 5 ст. 22 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации” от 6 декабря 1994 года (СЗ РФ. 1994. № 33. Ст. 3406);
– ч. 9 ст. 44 Федерального закона
“О выборах депутатов
– ст. 16 Закона о статусе судей;
– ст. 42 Закона о прокуратуре;
– ч. 4 ст. 17 Федерального закона “Об органах федеральной службы безопасности Российской Федерации” от 3 апреля 1995 года (СЗ РФ. 1995. № 15. Ст. 1269);
– ст. 29 Федерального закона “О Счетной палате Российской федерации” от 11 января 1995 года (СЗ РФ. 1995. №3. Ст. 167);
– ч. 7 ст. 18 Федерального закона
“Об общих принципах
– ч. 1 ст. 12 Федерального конституционного закона “Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации” от 26 февраля 1997 года (СЗ РФ. 1997. № 9. Ст. 1011).
Обеспечение права граждан на судебную защиту
Свободу доступа к правовой
защите, осуществляемой судами, принято
считать одним из оплотов демократии.
Она является выражением линии на
разделение основных ветвей государственной
власти, на четкое разграничение их
функций и установление так называемой
системы сдержек и
Общечеловеческий опыт уже
давно подсказал широко известную
в наши дни мысль: никто не может
быть судьей в своем собственном
деле. Признание людьми собственных
ошибок или Допущенных злоупотреблений
недостижимо или почти
Примерно такова логика признания эффективности и важности судебной защиты прав и свобод. И это признание получило весьма, широкое распространение не только у нас в стране, но и во многих других странах, на международном уровне. Судебной защите и обеспечению права на нее уделено значительное внимание и в российском законодательстве. В наши дни оно почти полностью отражает современные представления о рассматриваемом принципе. В 2 ст. 46 Конституции РФ по этому поводу говорится, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, а также что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Это конституционное положение конкретизируется рядом законодательных актов, в частности Законом РФ “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан” от 27 апреля 1993 года. И практика их реализации в последние годы, как отмечалось выше, становится все более активной.
Для полноты характеристики рассматриваемого принципа важно иметь в виду, что принятие решения по жалобе высшей судебной инстанцией— не предел. В ч. 3 ст. 46 Конституции РФ сказано: “Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты”.
Такими наиболее известными
международными органами являются: Комиссия
ООН по правам человека, Комитет
по правам человека, Комитет по ликвидации
расовой дискриминации и
В связи с вступлением Российской Федерации в Совет Европы круг международных органов, где российский гражданин сможет ставить вопрос о защите своих прав, станет несколько шире. Он получит возможность обращаться за защитой своих прав еще в два органа — Европейскую комиссию по правам человека и Европейский суд по правам человека.
Состязательность и
В соответствии с ч. 3 ст. 123
Конституции РФ правосудие осуществляется
“на основе состязательности и равноправия
сторон”. Данный принцип весьма созвучен
и схож по содержанию с рассмотренным
выше принципом осуществления
Однако эти принципы не
тождественны. Рассмотренный выше,
как мы видели, имеет в виду всех,
кто так или иначе
Состязательность как
принцип (основа) правосудия означает
такое построение процедуры осуществления
данного вида государственной деятельности,
которое обеспечивает при рассмотрении
гражданских или уголовных дел
в судебных заседаниях Равные возможности
участвующих в таком
Другими словами, правосудие является состязательным тогда, когда стороны (участники) рассмотрения судебного дела могут активно и на равных спорить, доказывать свою правоту, излагать свободно свои доводы, давать свое толкование фактов и событий, доказательств, связанных с рассматриваемым делом, соответствующих законов или иных правовых актов и тем самым помогать поиску истины, справедливости, обеспечению законности и обоснованности акта правосудия. При этом суду должна принадлежать роль органа, который активно способствует поиску истины и сам участвует в нем, контролирует правомерность действий сторон, обеспечивает неуклонное соблюдение всех правил судебного разбирательства, установленных законом.
Состязательность – важный показатель демократичности правосудия, ибо ее полная реализация предполагает последовательное проведение в жизнь прежде всего равноправия сторон, создание реальной возможности эффективного отстаивания каждой из сторон своих прав и законных интересов.
Конкретные проявления состязательности
прослеживаются во многих положениях
уголовно-процессуального, гражданского
и арбитражного процессуального
законодательства. К примеру, в ст.
245 УПК идея состязательности выражена
следующими словами: “Обвинитель, подсудимый,
защитник, а также потерпевший, гражданский
истец, гражданский ответчик и их
представители в судебном разбирательстве
пользуются равными правами по представлению
доказательств, участию в исследовании
доказательств и заявлению
Информация о работе Демократические основы (принципы) правосудия: их понятие, природа и система