Этика деловых отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 21:29, контрольная работа

Описание работы

В данной работе рассматриваются такие понятия: этика делевых отношений, этикет приведены примеры этики деловых отношений США, Японии, Китая, Германии.

Содержание

1.Этика деловых отношений……………………………………………………..3
2. Основы нравственного поведения…………………………………………….5
3. Нормы этичного поведения руководителя……………………………………8
4. Этикет………………………………………………………………………….14
5. Этика деловых отношений в других странах……………………………….20
Список использованной литературы…………………………………………...44

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа.docx

— 72.20 Кб (Скачать)

 

Содержание

1.Этика деловых отношений……………………………………………………..3

2. Основы нравственного поведения…………………………………………….5

3. Нормы этичного поведения руководителя……………………………………8

4. Этикет………………………………………………………………………….14

5. Этика деловых отношений в  других странах……………………………….20

Список использованной литературы…………………………………………...44

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Этика деловых отношений

Этика – учение о морали, нравственности. Термин «этика» впервые  употребил Аристотель (384-322 до н.э.) для  обозначения практической философии, которая должна дать ответ на вопрос, что мы должны делать, чтобы совершать  правильные нравственные поступки.

Мораль – это система  этических ценностей, которые признаются человеком. Мораль – важнейший способ нормативной регуляции общественных отношений, общения и поведения  людей в самых различных сферах общественной жизни – семье, быту, политике, науке, труде и т.д.

Важнейшими категориями  этики являются: «добро», «зло», «справедливость», «благо», «ответственность», «долг», «совесть»  и т.д.

Общение – процесс взаимодействия общественных субъектов: социальных групп, общностей или личностей, в котором  происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности. Общение выступает как способ бытия общества и человека. Именно в процессе общения происходят социализация личности и ее самореализация. По мнению Аристотеля, способность вступать в  общение отличает человека от «недоразвитых  в нравственном смысле существ» и  от «сверхчеловека». Поэтому «тот кто  не способен вступать в общение или, считая себя существом самодавлеющим, не чувствует потребности ни в  чем, уже не составляет элемента государства, становясь либо животным, либо божеством».

 Специфика делового общения обусловлена тем, что оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности, связанной с производством какого-либо продукта или делового эффекта. При этом стороны делового общения выступают в формальных (официальных) статусах, которые определяются необходимые нормы и стандарты (в том числе и этические) поведения людей. Как и всякий вид общения, деловое общение имеет исторический характер, оно проявляется на разных уровнях социальной системы и в различных формах. Его отличительная черта – оно не имеет самодавлеющего значения, не является самоцелью, а служит средством для достижения каких-либо других целей. В условиях рыночных отношений – это прежде всего получение максимальной прибыли.

Деловое общение является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим видом отношений между  людьми. Вечным и одним из главных  регуляторов этих отношений выступают  этические нормы, в которых выражены наши представления о добре и  зле, справедливости и несправедливости, правильности или неправильности поступков  людей. И общаясь в деловом  сотрудничестве со своими подчиненными, начальником или коллегами, каждый так или иначе, сознательно или  стихийно опирается на эти представления. Но в зависимости от того, как  человек понимает моральные нормы, какое содержание в них вкладывает, в какой степени он вообще их учитывает  в общении, он может как облегчить  себе деловое общение, сделать его  более эффективным, помочь в решении  поставленных задач и достижении целей, так и затруднить это общение  или даже сделать его невозможным.

С учетом всего вышесказанного этику делового общения можно  определить как совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей  в процессе их производственной деятельности. Она представляет собой частный  случай этики вообще и содержит в  себе ее основные характеристики. 

2. Основы нравственного поведения

1. Первым основанием нравственного  поведения служит правильно сформированная потребность Человека в общении с другим Человеком. Значимость этого утверждения подчёркивается как повседневной практикой, так и известными случаями вынужденной изоляции Человека от общества, когда у него вообще не было никаких контактов с другими людьми, допустим длительное нахождение на необитаемом острове. В этих случаях наступает в той или иной степени выраженное одичание.

Можно смело утверждать, что именно в общении формируется  и поддерживается конкретное сочетание  психических качеств Человека.

Это происходит благодаря  тем требованиям, которые окружающие Человека люди предъявляют в повседневных ситуациях его восприятию, воображению, эмоциям и воле.

В разлуке с людьми возникают  скука, тоска, которые сменяются  радостью и воодушевлением при встрече  с близкими людьми и друзьями. Эти  чувства выражают реакцию индивидуума  на отсутствие или наличие специфической   значимой для него информации, получаемой в процессе общения.

Правильно сформированная потребность  Человека в другом Человеке может  сформироваться  только в том случае, когда он получает удовлетворение от общения с людьми, находящимися в ровном и спокойном настроении или же настроенных радостно. Напротив, мы испытываем неудовлетворённость от общения с людьми неуравновешенными или настроенными печально. Таким образом, заботясь о своём собственном психическом состоянии Человек будет стремиться строить свои взаимоотношения с окружающими таким образом, чтобы вокруг него создавалась спокойная и доброжелательная атмосфера.

Если потребность Человека в другом Человеке сформирована правильно, то становится естественным психический  механизм нравственной регуляции поведения: обидеть другого – значит обидеть самого себя. Обижая другого Человека, представляя состояние обиженного,  индивидуум будет испытывать аналогичное психическое состояние. Поэтому, нравственным поведение является только тогда, когда Человеку больно причинить боль другому, а не тогда, когда он просто знает, что этого делать нельзя, или же опасается ответных действий.

2. Второе основание нравственного  поведения – понимание общности людей и наличия у них общезначимого. Этот принцип достигается осознанием того, что у людей больше сходства, чем различий. Отсюда следует очень важное умение поставить себя на место другого Человека и представить себе всю гамму чувств, которую может вызвать в душе окружающих людей твоё поведение. В этом помогает  эмоциональное осознание своей общности с другим человеком. Именно критерий общечеловеческих ценностей лежит в основе десяти заповедей.

3. Третье основание нравственного  поведения – сформированный с детских лет душевный  образ родного дома. Этот образ является психологической предпосылкойпатриотизма. Постоянно живущий в психике Человека образ родного дома является важной опорой преодоления жизненных трудностей и критерием правильного поведения, является одним из психологических механизмов стабильности психики и источником уверенности в себе.

Образ родного дома включает в себя так же образы близких людей  и, в первую очередь,образ Мамы. Для  любого ребёнка образ Мамы – это  источник уверенности и точка  опоры его поведения. Для маленького Человечка  Мамины слова  являются главной нравственной оценкой  его действий.

Взрослый человек сохраняет  эту психологическую особенность, приобретённую ещё с детства. Находясь вдали от дома, он постоянно  вспоминает о нём, это придаёт  ему уверенность в действиях  и принятии решений. Но если нарушены взаимоотношения в семье и ребёнок стал им свидетелем, то в дальнейшем это лишает его необходимой психологической опоры и не позволяет личности правильно сформироваться. Ссоры и конфликты в семье снижают устойчивость психики к жизненным трудностям с одной стороны, а с другой стороны  могут приводить к формированию противоправной направленности поведения. Если ребёнок постоянно видит, что все проблемы решаются путём насилия, то и во взрослом возрасте он будет следовать этому стилю поведения - кто сильнее, тот и прав.

4. Чётвёртое основание  нравственного поведения – наличие эмоционально насыщенного и хорошо сформированного образа своего жизненного пути как целостного процесса. В этом случае известные человеку нормы морали и нравственные требования становятся для Человека более обязательными, так как он не считает для себя возможным  постоянно начинать новую жизнь после какого-нибудь проступка, в которой будут списаны его предыдущие прегрешения. Напротив, индивидуум, который лишён таких представлений, более способен к безнравственному поведению.

Если Человек рассматривает  свою жизнь просто как череду самостоятельных  и независящих друг от друга эпизодов, то такой стиль поведения лежит  в основе авантюризма. Авантюрист относится  к  своей жизни не как  к единому  целому, а просто как к сочетанию  многочисленных воображаемых биографий. Каждый раз он живо переживает новый жизненный эпизод, который через некоторое время быстро сменяется новым и,как правило, независящим от предыдущего событием.

3. Нормы этичного поведения руководителя

Нормы этичного поведения  руководителя — правила, основанные на знаниях и навыках этики, определяющих уважительное отношение руководителя к своим подчиненным и внешнему окружению.

В своем профессиональном и общечеловеческом поведении руководитель должен являться примером для подчиненных  сотрудников (как, впрочем, и для  сотрудников других подразделений, с которыми связан вверенный руководителю отдел, а также для внешних  деловых партнеров).

Имея в виду личный пример, в первую очередь отметим, что  руководитель должен обладать качествами, которые в общем виде можно  охарактеризовать следующим образом:

• организатор трудового  процесса;

• специалист, компетентный в решении задач вверенного подразделения;

• человек высокой культуры поведения, владеющий знаниями и  навыками в области этики деловых  отношений.

Залогом планомерной и  без нежелательных конфликтов работы того или иного подразделения  служат способности и желание  руководителя выполнять общие функции  управления. К ним относятся: планирование, организация, стимулирование, регулирование, контроль.

Неотъемлемой составной  частью указанных функций управления является выполнение руководителем  задач координационного характера:

•представительской, т.е. функции  представления и защиты интересов  коллектива перед вышестоящим руководством и внешним окружением (деловыми партнерами, потребителями и т. п.);

• мотивационной, т. е. функции  проведения в подразделении эффективной  мотивационной политики, распределения  работ между сотрудниками с учетом их интересов, проявления способности  увлечь коллектив решением стоящих  перед подразделением проблем и  т. п.;

•консультативной, т. е. функции  по обеспечению необходимой помощи подчиненным в решении задач, причем эта помощь должна выразиться в конкретных профессиональных консультациях, подкрепленных искренним желанием руководителя содействовать сотрудникам.

По опыту многих зарубежных и отечественных организаций  выполнение руководителем указанных  выше общих функций включается в  систему его оценки. Тем самым  качество исполнения и готовность руководителя к подобным задачам влияют на его  официальный рейтинг и неформальный авторитет.

Качественное выполнение указанных общих и координационных  функций немыслимо без владения руководителем широкими и основательными знаниями в области своей профессиональной деятельности. Кроме того, для поддержания  благоприятного социально-психологического климата в коллективе руководителю необходимы юридические знания по трудовым отношениям. Знать их основы, своевременно обращаться к соответствующим справочникам или специалистам-консультантам  — важное условие эффективного личного  примера руководителя.

Перечисленные выше качества характеризуют руководителя как  хорошего организатора трудового процесса и компетентного специалиста  в своей области. Наличия этих качеств еще недостаточно для  того, чтобы руководитель личным примером способствовал предупреждению и  преодолению конфликтов и стрессов в коллективе. Ему, как уже указывалось, надлежит соблюсти еще одно условие, связанное с тем, чтобы подчиненные  видели в нем человека высокой  культуры поведения, владеющего знаниями и навыками в области этики  деловых отношений.

Несомненно также, что  любой руководитель должен быть до некоторой степени психологом. Это  предполагает определенную сумму знаний, на которой основываются навыки поведения  руководителя по отношению к подчиненным. Такого рода знания обычно включают представления  об основных закономерностях межличностных отношений, проявляющихся в процессе управленческой деятельности.

Руководителю следует  знать и понимать, что разные люди — будь то один человек или группа — в разное время могут реагировать  совершенно по-разному на одинаковые воздействия, которые выражаются посредством  указаний, приказов, просьб, наставлений  и т. п. Часто это происходит от того, что руководитель может избрать  способ воздействия на сотрудников, не соответствующий их способностям, мотивации и свойствам, а подчиненные  выбирают в качестве средств защиты любые способы, которые могут  оградить их собственное достоинство  и самоуважение.

Другими словами, руководитель должен четко представлять себе, что  в сфере управленческой деятельности проявляет себя объективная зависимость  восприятия людьми внешних воздействий  от различий их социально-психологических  характеристик, т. с. мотиваций поведения, способностей и свойств.

Следует подчеркнуть, что  ущемление чувства собственного достоинства, самоуважения и личного  статуса человека — прямой путь к конфликтам и стрессам. Это, в  частности, требует, чтобы в ряде случаев руководитель в корректной и ненавязчивой форме давал разъяснения  своим сотрудникам по поводу того, что лежит в основе его письменных и устных указаний, наставлений и  просьб.

Информация о работе Этика деловых отношений