Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 21:24, реферат
Если истолковывать “идентичность” как понятие уникальной природы, самобытности человека, продуцированное ментальной рефлексией по поводу истории человека, становления личности, сознания и самосознания, то его истоки восходят к философской мудрости Сократа, Платона, Протагора, И. Канта, И. Фихте, Г. Гегеля, Л. Фейербаха, Ф. Достоевского, П. Флоренского, С. Кьеркегора, М. Хайдеггера, М. Шелера, А. Шопенгауэра, П. Рикера, М. Фуко, В. Библера, М. Бахтина, А. Лосева, М. Мамардашвили и других.
Введение
7
Глава 1. Теоретические и методологические основания изучения идентичности в психологии
13
1.1. Постановка проблемы профидентичности
13
1.2. Идентичность как психологический феномен
21
1.2.1. Идентичность: общее понятие
21
1.2.2. Психологические защиты, идентификация и идентичность
31
1.2.3. Структура идентичности
37
1.2.4. Типология идентичности
41
1.2.5. Развитие идентичности
49
1.3. Идентичность как социально-психологическая реальность
56
1.3.1. Эволюция идентичности в обществе
56
1.3.2. “Я” и “Другие”: ступени достижения идентичности
62
1.3.3. Социальные условия, влияющие на возникновение идентичности
67
1.3.4. Социальное идентифицирование и социальный контакт
72
1.3.5. Целостность в теории самоорганизации
78
1.4. Идентичность как субъективно-психологическая реальность
80
1.4.1. Я: самоидентичность
80
1.4.2. Проблема самосознания и образа “Я”
83
1.4.3. Роль дискурса в становлении идентичности
91
1.4.4. Диалогическая активность и идентичность
93
1.4.5. Утрата идентичности в виде мазохизма и эгоцентризма
.97
1.4.6. Пути освобождения как обретение идентичности
101
1.5. Идентичность как тождество и как целостность
105
Глава 2. Профессиональная идентичность как психологическая проблема
116
2.1. Реконструкция профессиональной идентичности: определяющие категории
116
2.1.1. Профидентичность: “Я” и “Дело”
116
2.1.2. Образ профессии в контексте профессионального самоопределения
133
6
2.1.3. Профессиональное самосознание и профессиональная идентичность
140
2.1.4. Профессиональное самоопределение и профидентичность
147
2.2. Профессиональная идентичность: порождающий, реализующий и описательный механизмы
157
2.2.1. Порождающий механизм: профессиональная идентификация
160
2.2.2. Порождающий механизм: профессиональное отчуждение
161
2.2.3. Реализующий механизм: профессиональная ситуация, профессиональные отношения, образ “я”
164
2.2.4. Конкретизация механизма реализации
172
2.2.5. Описательный механизм: когнитивная, эмоциональная и поведенческие составляющие
177
2.3. Профидентичность: функциональный образ “Я”
183
2.3.1. Личностные характеристики консультантов и групповых терапевтов
183
2.3.2. Использование терапевтом собственного “Я”
191
2.3.3. Профессиональный портрет психолога-практика
195
2.3.4. Какими качествами должен обладать идеальный терапевт
198
2.3.5. Человек, занимающийся практической психологией
201
2.3.6. Препятствия на пути становления психотерапевта
206
Глава 3. Профессиональная идентичность как педагогическая проблема
210
3.1. Роль высшего образования в становлении “Образа Я” студентов
210
3.2. Студенчество как социальная группа. Профессиональная подготовка
215
3.3. Обучение и идентификация
217
3.4. Становление профидентичности психологов-практиков в процессе вузовской подготовки
222
Библиография
316. Титма Н. Х. Выбор профессии как социальная проблема (на материалах конкретных социологических исследований). М., 1975. М. Х., Тальюнайте Т. А. Престиж профессии (социологический анализ). Вильнюс, 1984.
318. Томазова О. В. Основные направления изучения национальной идентичности в современной немецкой социологии (1980—90-е гг.): Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. к. социол. н. СПб, 1998.
319. Трубецкой Е. И. Избранные произведения. Ростов-на-Дону, 1998.
320. Труд есть жизнь (Хрестоматия по психологии труда). Составитель А. А. Криулина. Курск, 1995.
321. Трудящаяся молодежь: образование, профессия, мобильность. / В. Н. Шубкин, В. Н. Переведенцев, Г. А. Чередниченко и др. / Отв. ред. В. Н. Шубкин. М.:, 1984.
322. Труфанова О. К. Психологические и психофизиологические особенности инверсной половой идентичности при транссексуализме. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 1996.
323. Тэрнер Дж. С., Оукс П. Дж., Хэлем С. А., Дэвид В. Социальная идентичность, самокатегоризация и группа // Иностранная психология, № 2, 1994.
324. Укке Ю. В. Диагностика сознательности выбора профессии у японских школьников // Вопросы психологии, № 5, 1990.
325. Управленческое консультирование: В 2-х т. Т. 1. Пер. с анг. М., 1992.
326. Усков А. Ф. Психоанализ в России. Год 1998. Предисловие Московского психоаналитического общества. // Московский психотерапевтический журнал, № 2, 1998.
327. Уоттс А. Психотерапия. Восток и Запад / Пер. с англ. Львов, 1997.
328. Философия образования. Сборник научных статей. /Отв. ред. А. Н. Кочергин. М., 1996.
329. Флоренская Т. А. Диалог в практической психологии. М., 1991.
330. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
331. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1989.
332. Фром Э. Иметь или быть? М., 1990.
333. Фромм Э. Ситуация человека — ключ к гуманистическому психоанализу. // Проблема человека в западной философии. М., 1988.
252
334. Фромм Э. Человек для себя. Минск, 1992.
335. Фрумин И. Д., Эльконин Б. Д. Образовательное пространство как пространство развития (“школа взросления”). // Вопросы психологии, № 1, 1993.
336. Хабермас Ю. Понятие индивидуальности // Вопросы философии, № 2, 1989.
337. Хаггс С. Друг в нужде. Как помочь людям в решении их проблем. СПб., 1995.
338. Хайек Ф. Конкуренция как процедура открытия // Мировая экономика и международные отношения. № 12, 1989.
339. Харин С. С. Искусство психотренинга. Заверши свой гештальт. Мн., 1998.
340. Харламенкова Н. Е. Процесс целеполагания и жизненный путь личности // Психологическое исследование социального развития личности. М., 1991.
341. Харламенкова Н. Е., Никулина Т. А. Соотношение разнонаправленных механизмов саморегуляции личности: стремление к самовыражению и защите “я” // Психологическое обозрение, № 2, 1997.
342. Харькин В., Гройсман А. Психолого-педагогические тренинги. М., 1995.
343. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т.; Т. 1; Пер. с нем. М., 1986.
344. Хелмицкий Б. Психоанализ профессиональной деятельности // Прикладная психология и психоанализ, № 3, 1997.
345. Хрестоматия по истории философии (западная философия. В 3 ч., ч. 2. М., 1997.
346. Хрестоматия по философии. Изд. 2-е, перераб., дополн. М., 1997.
347. Хоркхаймер М., Адорно Т. В. Диалектика просвещения. Философские фрагменты. Пер. с нем. М.-СПб., 1997.
348. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). СПб., 1997.
349. Цапкин В. Единство и многообразие психотерапевтического опыта // Московский психотерапевтический журнал, № 2, 1992.
350. Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. Психотренинг: игры и упражнения. М., 1988.
351. Чамата П. Р. К вопросу о генезисе самосознания личности / Проблемы сознания. Материалы симпозиума. М., 1966.
253
352. Человек и мир профессии / Под ред. М. Н. Сулейманова. Свердловск. 1990.
353. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX / Редкол.: И. Т. Фролов (отв. ред.) и др. М., 1995.
354. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977.
355. Чешир Н., Томе Г. Реабилитация Я // Московский психотерапевтический журнал, № 4, 1996.
356. Чуприкова Н. И. Идеи общих законов развития в трудах русских мыслителей конца XIX — начала XX вв. // Вопросы психологии, № 1, 2000.
357. Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982.
358. Шадриков В. Д. Философия образования и образовательные политики. М., 1993.
359. Шаляпин В. И. Роль и место психолога в процессе формирования современного специалиста / Психологическое сопровождение подготовки специалистов в ВУЗе. Новосибирск, 1988.
360. Шацкий Е. Утопия и традиция: Пер. с польск. М., 1990.
361. Шерман Р., Фредман Н. Структурированные техники семейной и супружеской терапии: Руководство / Пер. с англ. М., 1997.
362. Шефер Б., Шледер Б. Социальная идентичность и групповое сознание как медиаторы межгруппового поведения // Иностранная психология, Т. 1, № 1, 1993.
363. Шорохова Е. В. Проблема “Я” и самосознание / Проблемы сознания. Материалы симпозиума. М., 1968.
364. Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор / Пер. с англ. — Минск., 1992.
365. Эволюция психотерапии. Т. 3. М., 1998.
366. Эриксон Э. Детство и общество. Пер. с англ. Обнинск, 1993.
367. Эриксон Э. Жизненный цикл: Эпигенез идентичности. // Архетип, № 1, 1995.
368. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. Пер. с англ. М., 1996.
369. Эткинд А. М. Психология практическая и академическая: расхождение когнитивных структур внутри профессионального сознания // Вопросы психологии, № 6, 1987.
254
370. Этнос. Идентичность. Образование: Труды по социологии образования / Под ред. В. С. Собкина. М., 1998.
371. Юдин Э. Г. Системный подход и принцип деятельности. М., 1978.
372. Юнг К. Г. Собрание сочинений. Психология бессознательного. / Пер. с нем. М., 1994.
373. Юнг К. Г. Структура психики и процесс индивидуации. М., 1996.
374. Ядов В. А. Социальная идентификация в кризисном обществе // Социологический журнал, № 1, 1994.
375. Якунин В. А. Обучение как процесс управления: Психологические аспекты. Л, 1988.
376. Ясперс К. Смысл и назначение истории. Пер. с нем. 2-е изд. М., 1994.
377. Ясюкова Л. А. Взаимосвязь индивидуально-психологических характеристик в структуре профессиональных способностей. // Вопросы психологии, №, 1990.